Понятие, содержание и цель современного образования
статья на тему
В данной статье автор рассматривает самое общее определение понятия "образование". Образование - это целенаправленный процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов. А также, на основании этого, формирование познавательных процессов, индивидуального мировоззрения, формирование ума и чувственных ощущений. Под определением понятия «образование» подразумевается не только систематический и целенаправленный процесс, но и результат усвоения личностью универсальных учебных действий. Понятие образования - весьма сложное и многоаспектное.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ponyatie_soderzhanie_i_tsel_sovremennogo_obrazovaniya.docx | 24.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Понятие, содержание и цель современного образования
В новейшей истории России социально-экономические изменения во всех сферах жизни общества привели к смене ценностных ориентаций в образовании. Образование, как понятие, представляется в определенной степени сложным и многогранным. В самом общем определении образование - это целенаправленный процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов. А также, на основании этого, формирование познавательных процессов, индивидуального мировоззрения, формирование ума и чувственных ощущений. Под определением понятия «образование» подразумевается не только систематический и целенаправленный процесс, но и результат усвоения личностью универсальных учебных действий. Понятие образования - весьма сложное и многоаспектное. В Законе Российской Федерации об образовании оно определяется как "целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства" и трактуется как воспитание в широком педагогическом смысле. Под сущностью образования человека понимается следующее: специально организованный процесс и его результат постоянной и непосредственной передачи из поколения в поколение исторически и социально значимого опыта. Процесс в данном случае является становлением личности в соответствии с ее генетическими данными и ее дальнейшим развитием и совершенствованием. Образованным считается тот человек, который имеет представление об общих принципах и методах, определяющих общий подход к рассмотрению фактов и явлений. Это такой человек, который может иметь достаточно высокий уровень способностей и иметь навык применения изученного на практике. Поэтому в понятие образования включены не только знания, умения и навыки, которые являются итогом обучения, но и навык и умение анализировать, думать, творить, сравнивать и давать оценку с этических и морально-нравственных позиций всему происходящему вокруг как постоянно происходящий процесс общения и деятельности человека. Всего этого можно достичь, если вовлекать человека в различные виды деятельности. Образование как социальное явление – это достаточно обособленная и самостоятельная система, задачей которой считается обучение и воспитание человека в обществе. Обязательная задача государства состоит в том, чтобы определить соответствующий государственный стандарт в образовании, соответствующий обязательному минимальному объему знаний по той или иной образовательной программе, и обеспечить необходимый уровень его усвоения. Основы наук в данном случае представляют собой сочетание основных базовых понятий, законов, теорий, основных типов проблем, решаемых наукой, ее методы. Важно отметить, что степень образования определяется не только производственными требованиями, но и интересами господствующих социально-общественных кругов. Все, что имеет общеобразовательное значение, включается в содержание образования. В содержании образования должна быть раскрыта область практического применения теоретических знаний, должны быть включены методологические знания для сознательного усвоения и развития научного мышления. Существуют различные трактовки понятия содержания образования. Так, Ю. К. Бабанский определяет его следующим образом: «Содержание образования - это система научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие умственных и физических способностей школьников, формирование их мировоззрения, морали и поведения, подготовку к общественной жизни и труду». Здесь в содержание образования включаются все элементы социального опыта, накопленного человечеством. На основе анализа социального опыта И. Я. Лернер выделяет 4 типа элементов содержания образования: 1. Система знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании учащихся естественно-научной картины мира, вооружает правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности. Это основные понятия и термины, факты повседневной действительности; основные законы науки, раскрывающие связи и отношения между разными объектами и явлениями действительности; теории, содержащие систему научных знаний об определенной совокупности объектов, о связях между законами и о методах объяснения и предсказания явлений данной предметной области; знания о способах деятельности, методах познания и истории получения знания, истории науки; оценочные знания, знания о нормах отношений к различным явлениям жизни, установленных в данном обществе. 2. Система умений и навыков, т. е. приобретенный опыт осуществления уже известных обществу способов деятельности как интеллектуального, так и практического характера, а также умений и навыков, специфических для того или иного учебного предмета, общих для всех, формирующихся на базе
полученных знаний и помогающих человеку сохранять и воспроизводить добытое человечеством. 3. Опыт творческой деятельности, призванный обеспечить готовность к поиску решения новых проблем, к творческому преобразованию действительности. 4. Опыт и нормы эмоционально-волевого отношения к миру, друг к другу, являющиеся вместе со знаниями и умениями условиями формирования убеждений и идеалов, системы ценностей, духовной сферы личности. Наряду с принципами отбора содержания образования Ю. К. Бабанский разработал систему критериев, необходимых для осуществления данных процедур отбора. 1. Целостное отражение в содержании образования задач формирования всесторонне развитой личности. 2. Высокая научная и практическая значимость содержания, включаемого в основы наук. 3. Соответствие сложности содержания реальным учебным возможностям школьников данного возраста. 4. Соответствие объема содержания времени, отводимому на изучение данного предмета. 5. Учет международного опыта построения содержания среднего образования. Отечественный дидакт В. С. Леднев считает, что глобальной целью образования становится не объём усвоенных знаний и умений, а гармоничное разностороннее развитие личности, дающее возможность реализации уникальных возможностей человека, подготовка ребёнка к жизни, его психологическая и социальная адаптация. Он выделяет следующие функции общего среднего образования: массовость охвата молодежи; передача общей культуры последующим поколениям; всестороннее гармоническое развитие личности. В соответствии с этими функциями могут быть сформулированы и цели общего среднего образования. В национальной доктрине образования в Российской Федерации были сформулированы стратегические цели образования, тесно связанные с проблемами развития российского общества, а именно: - преодоление социально-экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности; - восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики; - создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России. - историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры; - воспитание патриотов России, граждан правового, демократического социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью; - разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности; - формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений; - систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий; - непрерывность образования в течение всей жизни человека; - многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования; - преемственность уровней и ступеней образования; - развитие дистанционного обучения, создание программ, реализующих информационные технологии в образовании; - академическую мобильность обучающихся; - развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью, участие педагогических работников в научной деятельности; - подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий;
- экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе. Все многообразие социальных задач, решаемых образованием, можно сгруппировать в два основных функциональных блока: - овладение учащимися специальными знаниями и умениями (с выраженной профессиональной специализированностью в соответствующих учебных заведениях или без таковой в учебных заведениях общего профиля) с целью последующей реализации их в социальной практике, - прохождение общеобразовательной подготовки, которая, в конечном счете, решает задачу общей социализации и инкультурации личности учащегося. Таким образом, социальное явление образования можно определить как общественную ценность. Образование носит исторический характер, отражает задачи общества, уровень развития экономики и культуры. Образование как составляющая процесса культурного развития, осуществляется в интересах личности и общества и обеспечивает культурную преемственность поколений, готовность человека выполнять свои социокультурные функции, сочетает обучение и воспитание.
Список литературы
1. Леднёв В.С. Содержание образования: сущность, структура , перспективы-М.: Высшая школа, 1991
2.Лернер И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций //
Педагогика,-1996.
3. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.: проект/ М.: Просвещение, 2008.
4. Педагогика: Учебное пособие /Под ред. П. И. Пидкасистого.- М.: педагогическое общество России, 2008.
5. Панарин, В. И. О роли образования в современном цивилизационном процессе [Текст] В. И. Панарин // Сибирский учитель. – 2004. - № 2 (32)
6. Савицкий, И. П. О философии глобального образования [Текст] / И. П. Савицкий // Философия образования для XXI в. – М. - 1992. – С. 9-18.
7. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. СП б.: Питер:2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цели и ценности современного образования (презентация)
Цели и ценности современного образования (презентация). Материалы для самообразования педагогов....
"Инновационные тенденции в деятельности концертмейстера в направлении основных целей современного музыкального образования учащихся, создание мотивации успеха в обучении"
1.Основные направления инновационной и здоровьесберегающей деятельности концертмейстера в уебном процессе.2.Мнемотехника3.Применеие синематики...
Доклад на тему: «Личностно-ценностная направленность современного содержания школьного иноязычного образования в «обучении всех и каждого»; выявлении, сопровождении и поддержке одарённых и талантливых детей».
Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.Цель личностно-ориентированного образ...
Цель современного образования - обучая, развивать и воспитывать.
Доклад на районной педагогической конференции....
Проектно-исследовательская деятельность экологического содержания в современном образовании.
В современных условиях, когда ключевым элементом модернизации российской школы является федеральный государственный образовательный стандар...
Системно-деятельностный подход на уроках информатики как главное условие реализации целей современного образования
Любая ключевая компетенция имеет в своей основе деятельностную составляющую, поэтому уроки информатики позволяют развивать все группы ключевых компетенций: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-...
Содержание и цели современного образования_из Резолюции_Российского дидактического форума
Содержание и цели современного образования.https://interactiv.su/2022/04/22/российский-дидактический-форум-резо/1. 1 Трансформация сущности современных образовательных результатов в сторону новых видо...