Цель современного образования - обучая, развивать и воспитывать.
учебно-методический материал на тему

Лустина Нина Владимировна

Доклад на районной педагогической конференции.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор работы: Учитель русского языка и литературы МОУ Гимназия г. Малоярославец Лустина Н.В. Цель современного образования - обучая, развивать и воспитывать.

Слайд 2

Мастерство – это высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей. Педагог- мастер своего дела – это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки и искусства, практически разбирающийся в вопросах общей и особенно детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания.

Слайд 3

«Всякий учитель, который проработал более или менее длительно, - мастер, если он не лентяй… Чего стоит педагогический талант, если нет мастерства? Ничего не стоит. А мастерство – это очень достижимая вещь». А.С. Макаренко

Слайд 4

«Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, — в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это — желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы». В.А.Сухомлинский

Слайд 5

Непрерывное образование самого учителя становится реальной необходимостью современного общества. Настоящий профессионал не только учит, он учится со своими учениками. Обучать – значит вдвойне учиться. Уча детей, мы учимся сами – ежедневно. Немного найдется профессий, в которых ежедневно можно учить и учиться.

Слайд 6

«Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой… В карете прошлого никуда не уедешь…» М. Горький

Слайд 7

Мастер - это учитель, в совершенстве владеющий современными методами преподавания. Настоящий учитель всегда найдет нестандартный ответ на любой вопрос, сумеет по-особому подойти к ученику, зажечь мысль, взволновать его. Такой учитель глубоко знает свой предмет, перспективы развития той науки, основы которой преподаёт, он знает современную литературу, новости культуры, спорта, умеет проанализировать международные события.

Слайд 8

Мало знать - нужно уметь. Непрерывное образование самого учителя становится реальной необходимостью современного общества. Настоящий профессионал не только учит, он учится со своими учениками. Обучать – значит вдвойне учиться. Уча детей, мы учимся сами – ежедневно.

Слайд 9

Моя основная цель - обучая, развивать и воспитывать.

Слайд 10

На уроках литературы я часто использую презентации . Использовать их можно и при объяснении нового материала, и при закреплении знаний, и при выполнении творческих заданий. В презентации могут быть показаны самые выигрышные моменты темы, эффективные опыты и превращения, подборка электронных карт, портретов, цитат. На экране также могут появляться определения, которые ребята записывают в тетрадь, тогда как учитель, не тратя времени на повторение, успевает рассказать больше. Главное в презентации — это тезисность и наглядность.Нередко в презентациях я задействую музыкальное сопровождение и анимацию. Это мгновенно привлекает внимание учащихся и настраивает их на более глубокое восприятие всего происходящего на уроке. Платонов. Симонов.

Слайд 11

Использование схем и таблиц на уроках литературы помогает учащимся разобраться в содержании, проблематике, философии художественного текста, ни в коем случае не заменяя работы над самим произведением. Данная работа способствует тому, что ученик получает навыки строить связный рассказ на литературоведческую тему, что помогает развитию монологической речи, осознанию смысла языковых понятий и терминов, развивает мышление учащихся.

Слайд 12

Система образов в « Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» Пушкина.

Слайд 13

Жилин Костылин Мать Дина Мать Татары забота помощь уважение обращается за помощью любит не тревожит любовь, забота доброта не принимает Нравственные проблемы рассказа. Система образов в рассказе Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» .

Слайд 14

Сюжет и композиция «Слова…»

Слайд 16

Имя существительное Отвечает на вопросы КТО? ЧТО? число падеж Постоянные признаки Непостоянные признаки В предложении чаще всего является подлежащим или дополнением, но может быть и сказуемым, определением или обстоятельством. Собственное / нарицательное одушевлённое / неодушевлённое склонение род Обозначает предмет

Слайд 23

Наглядно демонстрируют учебный материал, позволяют наблюдать различные явления языка ресурсы анимации и иллюстрации , которые можно использовать и для организации творческой работы ( например, составить рассказ на основе картинок или видеосюжета). почему загрустила панда. mp4 Свинья и печенье. mp4

Слайд 24

Компьютер целесообразно использовать не только как средство наглядности, получения дополнительной информации, но и в качестве средства активного обучения. Неотъемлемой частью эффективного образования в области русского языка и литературы является исследовательская работа обучающихся , так как при использовании объяснительно-иллюстративного подхода задача ученика сводится к запоминанию и воспроизведению знаний или усвоению того или иного действия путем тренировки, а при исследовательском подходе ученик получает знания о предметах и явлениях и устанавливает пути их изучения в ходе самостоятельного исследования.

Слайд 25

Характерная особенность этого метода обучения- это наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом. Целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создаётся автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта. Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результата работы. Элемент самопрезентации – важнейшая сторона работы над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретённого в её ходе опыта .

Слайд 26

В предыдущие годы мои ребята работали над проектами по творчеству Лермонтова и Есенина, изучали и анализировали лирику ВО войны. В этом учебном году к ученической конференции, которая планируется в апреле месяце, двое учащихся под моим руководством работали над темами « Фразеологизмы в работах И.А.Крылова» и « Читать не вредно- вредно не читать» (Или роль чтения в современном мире). Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. 1 2

Слайд 27

Многообразие типов проектов дает возможность учителю решать самые разные задачи обучения и воспитания подростков в интересной для них форме. Это позволяет учащимся активно приобретать и применять знания и умения, расширять свой учебный арсенал, а затем переносить приобретенный опыт на другие виды учебной и внеучебной работы. Таким образом, проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно- ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся.

Слайд 28

На этапах повторения и закрепления материала я использую интерактивные тесты . Это и тесты из коллекций ЦОР, и тесты, содержащиеся на дисках. На уроках закрепления часто использую цифровые образовательные ресурсы по русскому языку и литературе, электронные тренажеры, ресурсы сети Интернет, с помощью которых учащиеся могут не только применить свои знания в процессе практической деятельности, но и увидеть свой результат.

Слайд 29

К услугам учителей русского языка и литературы в сети Интернет есть и прекрасно продуманные сайты государственных музеев , картинных галерей , музыкальных коллекций . Такие ресурсы направлены на творческую работу с детьми.

Слайд 30

Hot Potatoes (в переводе с английского – «горячий картофель») . Это комплекс программ, позволяющих создавать около десятка разных типов интерактивных заданий и тестов с использованием текста, графики, звука или видео. Ее основные достоинства – это сравнительная простота использования, позволяющая создавать интерактивные обучающие приложения самостоятельно, не будучи специалистом в области ИКТ; это бесплатный доступ к скачиванию; это разнообразие создаваемых учебных заданий и возможность использования в них мультимедийных файлов.

Слайд 31

Программа-оболочка « Hot Potatoes » состоит из 5 основных блоков: Опрос JQuiz ( джейкюиз ). Этот блок программы создает тесты, викторины, основанные на вопросах. Заполнение пробелов JCloze ( джейклоуз ). Создает упражнения на заполнение пропусков. Кроссворд JCross ( джей кросс). Данный блок программы создает кроссворды различной степени сложности. Перепутанные предложения JMix ( джеймикс ). Этот блок предназначен для создания упражнений с перемешанными буквами в словах или перемешанными словами в предложении и нужно восстановить последовательность. Поиск соответствий JMatch ( джеймач ). С помощью этого блока программы можно создать упражнение на соотнесение или порядок. Толкушка Masher ( мачер ) является отдельным блоком программы. Она нужна для создания раздела темы, состоящего из последовательности упражнений всех модулей программы, но использовать этот блок можно только с коммерческой версией программы. ( учебное пособие «Создание электронных тестов в среде Hot Potatoes ». Методические указания для преподавателей всех специальностей. Составители: Гусаров А.А., Иванов В.К., Прокофьева Г.С. Технический редактор Соколова А.Ю.)

Слайд 32

Как бы то ни было, а урок, например, литературы — это, прежде всего, знание художественных произведений, умение их анализировать, сопоставлять разные взгляды критиков, понимать авторскую позицию и т. д. Учитель может и должен чередовать разнообразные технологии обучения, для активизации познавательной деятельности учащихся использовать не только информационно-коммуникационные технологии, но и личностно ориентированное обучение, проблемное обучение, проектно-исследовательскую деятельность, технологию сотрудничества и здоровье сберегающие технологии. Главное для педагога – увлечь детей, «разбудить мысль», показать значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, учить делать добро и не оставаться равнодушным.

Слайд 33

Заповеди современного учителя самому себе: Прими все то, что есть в ребенке, как естественное, сообразное его природе, пусть даже это и не соответствует твоим знаниям, культурным представлениям и нравственным установкам. ( Единственное исключение - неприятие в ребенке того, что угрожает здоровью людей и его здоровью.) Сопроводи его позитивную самореализацию, приняв все проявления ребенка, как положительные, так и отрицательные. ( Если всячески помогать и одобрять труд ребенка, стимулировать его творческие идеи, то именно они будут расти в нем и развиваться.) Старайся ничему не учить ребенка напрямую. Учись сам. Тогда ребенок, находясь с тобой, будет всегда видеть, чувствовать и знать, как можно учиться. На занятиях живописью рисуй сам, если все сочиняют сказку - сочиняй и ты, на математике решай задачи вместе со всеми. Ищи истину вместе с ними. Не задавай детям вопросов, на которые знаешь ответы. (Иногда можно применить проблемную ситуацию с известным тебе решением, но в итоге всегда стремись оказаться вместе с детьми в одинаковом неведении. Ощути радость совместного с ними творчества и открытия.) Искренне восхищайся всем красивым, что видишь вокруг. (Находи прекрасное в природе, в искусстве, в поступках людей. Пусть дети будут подражать тебе в таком восторге. Через подражание в чувствах им откроется и сам источник красивого.) Учитель - долг, ответственность, мастерство, доброта, профессионализм, самоотверженность, справедливость, авторитет, такт, творчество.

Слайд 34

Т олько у счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят и ощущают, что их любят и желают им добра.

Слайд 35

Список литературы : 1.Вахрушева Л.М. Применение проективного метода на уроках русского языка / Русский язык. – 2007. - №14. 2.Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская . – М.: Просвещение, 2011. 3.Кравцова М.Ю. Русский язык и ИКТ. Программа. – М.: МИОО, 2006. 4.Малышева О.М. Использование информационных компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы.- nsportal.ru 5.Митина Л.М. Особенности личностного и профессионального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях. М., 2010 6.Мочалова Н.А. Использование компьютера на уроках литературы и русского языка. – http :// pedsovet . org 7.Павленко И.В. Использование компьютера на уроках литературы русского языка. – oit.uni-dubna.ru 8.Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических ВУЗов .- АРКТИ, 2008. 9.Соколова, Ю.А. Учебный проект и возможности его реализации на уроках русского языка / Русский язык в школе. – 2008. – №3. 10.Ступницкая, М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами: рекомендации для учащихся, учителей и родителей / Ярославль: Академия развития, 2008.

Слайд 36

Пожелания всем присутствующим: 1. Быть преданными ученикам и делу обучения. 2.Постоянно повышать свой профессиональный уровень и мастерство. 3. Постоянно приобретать творческий опыт работы с учащимися и их родителями. 4. Преодолевать трудности профессии и извлекать полезный опыт из ошибок. 5.Будьте оптимистами! 6.Деньги и педагогика – вещи мало совместимые! Не строй иллюзий и не ищи виноватых! 7. Не забывайте самого главного: дети–существа парадоксальные. 8.При общении с родителями помните: взрослые – тоже дети, только очень усталые. 9. Помните: ваше главное дело – это общение с детьми, умейте испытывать радость от встречи с ними, унылых учителей дети тихо ненавидят! 10. Учитель всегда должен быть в форме, подтянут, в хорошем настроении. Пользуйтесь правилом Карнеги: «Если хочешь быть счастливым – будь им!» 11. Учитесь правильно здороваться с детьми, это очень важно. Тоном, которым вы говорите простое «здравствуйте», тоже можно воспитывать. 12. Не смущайтесь, если совершили ошибки. Дети, в отличие от взрослых, всегда учителю их прощают. 13. Учитель должен ориентироваться на глаза своих детей, а не на планы уроков. 14.Бережно расходуйте нервные силы в повседневном труде. 15.Хвалите самого себя три раза в день: утром, днем и вечером. Применяйте такую магическую формулу самовнушения: «Я – совершенный педагог, меня дети слушают, родители уважают, администрация любит». 16. Отдай школе все, а выйдя из стен школы, начни новую жизнь.



Предварительный просмотр:

Цель современного образования -  обучая, развивать и воспитывать.

Лустина Н.В.

МОУ Гимназия г. Малоярославец

  Учитель-мастер - это учитель, в совершенстве владеющий современными методами преподавания, способный  управлять работой учеников, развивая их умение активно овладевать материалом.

Современный урок русского языка и литературы невозможно представить без использования  ИКТ, которые позволяют разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышают творческий потенциал личности. Построение схем, алгоритмов, таблиц в презентации, использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, проектная деятельность учащихся делают урок более интересным,  позволяют реализовать обучающие, развивающие и эстетические цели.

Мастерство – это высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей.  Педагог- мастер своего дела – это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки и искусства, практически разбирающийся в вопросах общей и особенно детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания. Многие же учителя, кроме мастерства, проявляют ещё и педагогическое творчество и своими находками обогащают методику обучения и воспитания. А есть и учителя-новаторы, которые делают настоящие педагогические открытия, прокладывают новые пути в обучении и воспитании, обогащая педагогическую теорию. Когда педагог добросовестно и творчески относится к своему делу, осваивает передовой опыт, новые психолого-педагогические идеи, находится в непрерывном поиске, он будет не только добиваться успехов в обучении и воспитании, но и совершенствоваться сам, продвигаясь от одной ступени к другой в своем профессиональном росте.

  Если поколение XX века было поколением книг, то современное получает информацию через видео ряд. Современные дети очень много общаются с телевидением, видео и компьютером. Развитие различных информационных полей привело к тому, что школа перестала быть единственным источником знаний и информации. На мой взгляд, просто глупо пытаться отменить целый мир, который уже существует. Педагог может научиться жить с детьми в этом мире, несмотря на то, что каждый из нас — дитя именно своей эпохи. В настоящем и будущем высокотехнологичном конкурентном мире востребована личность креативная, умеющая ориентироваться в стремительном потоке информации, перерабатывать еѐ и применять в жизни. И задача учителя состоит в том, чтобы не "отстать от ученика", поэтому ИКТ компетенции современного педагога очень важны. И к тому же использование новых информационных технологий, на мой взгляд, существенно облегчает деятельность учителя и воспитателя. Это и ведение различной документации (планирования, конспекты занятий, отчеты); это и использование компьютера для подготовки разнообразных дидактических материалов, тестов, внеклассных мероприятий; и, конечно же, бесспорным помощником на уроке являются  мультимедиа проектор и  интерактивная доска.

Мастерство учителя выражается, прежде всего, в умении так организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний учащихся. Настоящий учитель всегда найдет нестандартный ответ на любой вопрос, сумеет по-особому подойти к ученику, зажечь мысль, взволновать его. Такой учитель глубоко знает свой предмет, перспективы развития той науки, основы которой преподаёт, он знает современную литературу, новости культуры, спорта, умеет проанализировать международные события. Но одних знаний мало. Учитель может знать и любить предмет, но не владеть умением донести свои знания до учащихся.

Сегодня педагогу недостаточно освоить лишь методики или программный материал «от и до», ему надо знать очень много, чтобы сохранить авторитет среди своих учеников, чтобы идти в ногу со временем. Мало знать - нужно уметь. Непрерывное образование самого учителя становится реальной необходимостью современного общества. Настоящий профессионал не только учит, он учится со своими учениками. Обучать – значит вдвойне учиться. Уча детей, мы учимся сами – ежедневно. Немного найдется профессий, в которых ежедневно можно учить и учиться. 

Еще одним важным показателем мастерства является умение активизировать обучаемых, развивать их способности, самостоятельность, пытливость. Учитель-мастер должен обладать даром заставлять думать на уроке, используя разнообразные методы для активизации процесса обучения. Вот почему учитель должен овладеть не только соответствующими знаниями, но и умениями и навыками преподнесения этих знаний. Он должен уметь мобилизовать внимание учащихся, развивать их мышление и формировать у них общественно значимые ценностные ориентации.

  Как же сделать так, чтобы ребёнок учился с охотой и желанием? 
             Нельзя допускать скуки и однообразия на уроках. Толчком к заинтересованности может стать эмоциональное возбуждение ребёнка, которое, в свою очередь, достигается с помощью стимулов. Если после урока у ученика не осталось вопросов, которые хотелось бы обсудить, поспорить, поискать решения, то это значит, что урок, возможно, был и полезным, но оставил детей равнодушными к тому, что на нем происходило.
           Итак
, моя основная цель - обучая, развивать и воспитывать.

Стараюсь достигнуть решения этих задач в том числе и через использование компьютерных технологий, так как сегодня разнообразные интересы школьников уже не могут быть удовлетворены лишь материалами традиционного учебника и словом учителя.

На уроках литературы я часто  использую презентации. Использовать их можно и при объяснении  нового материала, и при закреплении знаний, и при выполнении творческих заданий.

В моей педагогической копилке уже содержится немалое количество созданных мною работ, в которых собраны биографические сведения писателей и поэтов, а также презентации, помогающие мне на уроках при изучении и детальном анализе отдельных произведений школьной программы. В презентации могут быть показаны самые выигрышные моменты темы, эффективные опыты и превращения, подборка электронных карт, портретов, цитат. На экране также могут появляться определения, которые ребята записывают в тетрадь. Главное в презентации — это тезисность и наглядность. Умелый учитель может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Причём презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой. Презентация даёт возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.

Нередко в презентациях я задействую музыкальное сопровождение и анимацию. Это мгновенно привлекает внимание учащихся и настраивает их на более глубокое восприятие всего происходящего на уроке. В качестве примера хотелось бы привести начало урока по стихотворению Симонова « Майор привёз мальчишку на лафете….» и начало урока по изучению сказки- были Платонова « Неизвестный цветок».  
           Так же на уроках литературы  на этапе объяснения нового материала я часто использую
схемы и таблицы. Это помогает учащимся разобраться в содержании, проблематике, философии художественного текста, ни в коем случае не заменяя работы над самим произведением. Данная работа способствует тому, что ученик получает навыки строить связный рассказ на литературоведческую тему, что помогает развитию монологической речи, осознанию смысла языковых понятий и терминов, развивает мышление учащихся. Схема на уроке литературы выполняет еще и роль наглядного материала, представляющего собой особую организацию текстового материала художественного произведения в виде графического изображения.

Уже в 5 классе, изучая « Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях» Пушкина, чтобы видеть систему образов, составляем схему. Первое время я это делаю сама, учитывая ответы ребят.

При изучении образов рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» мы с ребятами составили следующую схему.

Схематично можно преподнести материал и при работе над сюжетом и композицией произведения ( «Слово о полку Игореве…»)

Со временем ребята с удовольствием сами составляют схемы, порой неожиданные.

Совместно созданная схема помогает учащимся в подготовке домашнего задания, в процессе повторения учебного материала. 

Так же целесообразно использовать интерактивные таблицы и схемы на уроках русского языка во время обобщения и повторения; они помогают систематизировать изученный материал. Впрочем, можно их использовать и при объяснении нового материала.   С помощью таблиц дети учатся анализировать языковые явления, делать выводы и обобщения, схематично представлять языковой материал. Таблицы помогают вспомнить орфограмму или пунктограмму. 

В моем методическом багаже есть богатый материал, включающий введение в урок схематического материала, и я хочу поделиться своим опытом. Мною была разработана компьютерная презентация  по теории русского языка в таблицах и схемах. С данной работой Вы можете ознакомиться на сайте ЛИТОБРАЗ.
          Одну и ту же таблицу можно использовать в течение всего периода изучения какой-либо  темы, так как таблицы бывают многоуровневые, содержащие полную информацию по какому-либо разделу (например, «Местоимения» или «Имя существительное»). Постепенно шаг за шагом учу детей не только читать схемы, но и самим составлять их
. Ребята с удовольствием составляют кластеры по частям речи.

Очень удобно использовать таблицы и в качестве обобщения по таким темам, как «Ь после шипящих в разных частях речи», «О/Ё после шипящих», «Правописание НЕ с разными частями речи», «Н-НН в полных прилагательных и причастиях», «Правописание гласных в чередующихся корнях»,  «Односоставные предложения» и др. 
         Для более полного восприятия и усвоения полученной информации я распечатываю ребятам эти таблицы и мы вклеиваем их в тетради для правил,  чтобы учащиеся могли дома ещё раз обратиться к изученному материалу и дополнительно поработать с ним, а также обратиться к нему позже, когда возникнет в этом необходимость.
           

При объяснении нового материала я использую анимации и иллюстрации: эти ресурсы наглядно демонстрируют учебный материал, позволяют наблюдать различные явления языка. Также эти ресурсы можно использовать для организации творческой работы (составить рассказ на основе картинок или видеосюжета). Например, сочинение по мультипликационному сюжету « Почему загрустила панда?» или « Свинья и печенье». 

           Компьютер целесообразно использовать не только как средство наглядности, получения дополнительной информации, но и в качестве средства активного обучения.                       Неотъемлемой частью эффективного образования в области русского языка и литературы является  исследовательская работа обучающихся, так как при использовании объяснительно-иллюстративного подхода задача ученика сводится к запоминанию и воспроизведению знаний или усвоению того или иного действия путем тренировки, а при исследовательском подходе ученик получает знания о предметах и явлениях и устанавливает пути их изучения в ходе самостоятельного исследования. Он “открывает” знания или действия, подлежащие усвоению, путем решения задач, выдвинутых учителем или самостоятельно сформулированным. В результате у школьников появляется потребность в новых знаниях. Характерная особенность этого метода обучения - это наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом. 
            Осуществление плана работы над проектом, как правило, связано с изучением литературы и других источников информации, отбора информации; возможно, с проведением различных опытов, экспериментов, наблюдений, исследований, опросов; с анализом и обобщением полученных данных; с формулированием выводов и формированием на этой основе собственной точки зрения на исходную проблему проекта и способы её решения. 
           Проект обязательно должен иметь письменную часть – отчёт о ходе работы. 
Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результата работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает его результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт в решении проблемы проекта, приобретённую компетентность. Элемент самопрезентации – важнейшая сторона работы над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретённого в её ходе опыта.

В предыдущие годы мои ребята работали над проектами по творчеству Лермонтова и Есенина, изучали и анализировали лирику ВОвойны. В этом учебном году к ученической конференции, которая планируется в апреле месяце, двое учащихся под моим руководством работали над темами « Фразеологизмы  в работах И.А.Крылова» и «Читать не вредно- вредно не читать (Или роль чтения в современном мире)».

На уроках русского языка метод проектов целесообразно использовать не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент системы образования. Это могут быть практико-ориентированные мини-проекты по повторению изученного:

«В стране невыученных уроков»; «Как помочь однокласснику, не знающему склонение (спряжение, части речи, члены предложения…)».  Конечный продукт - карманные словарики, рисунки, карты, таблицы, рассказы, сказки и т.д.
            Многообразие типов проектов дает возможность учителю решать самые разные задачи обучения и воспитания подростков в интересной для них форме. Это позволяет учащимся активно приобретать и применять знания и умения, расширять свой учебный арсенал, а затем переносить приобретенный опыт на другие виды учебной и внеучебной работы. Таким образом, проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. 

 На этапах повторения и закрепления материала я использую интерактивные тесты. Это и тесты из коллекций ЦОР, и тесты, содержащиеся на дисках. На уроках закрепления часто использую цифровые образовательные ресурсы по русскому языку и литературе, электронные тренажеры, ресурсы сети Интернет, с помощью которых учащиеся могут не только применить свои знания в процессе практической деятельности, но и увидеть свой результат.

  К услугам учителей русского языка и литературы в сети Интернет есть и прекрасно продуманные сайты государственных музеев, картинных галерей, музыкальных коллекций. Такие ресурсы направлены на творческую работу с детьми.                 

 Сейчас я осваиваю программу  Hot Potatoes  (в переводе с английского – «горячий картофель») . Это комплекс программ, позволяющих создавать около десятка разных типов интерактивных заданий и тестов  с использованием текста, графики, звука или видео. Ее основные достоинства – это сравнительная простота использования, позволяющая создавать интерактивные обучающие приложения самостоятельно, не будучи специалистом в области ИКТ; это бесплатный доступ к скачиванию; это разнообразие создаваемых учебных заданий и возможность использования в них мультимедийных файлов. Все что требуется от преподавателя – это ввести данные (вопросы, ответы…и т.д.). Все остальное программа сделает сама. Программа-оболочка «Hot Potatoes» состоит из 5 основных блоков:

Опрос JQuiz . Этот блок программы создает тесты, викторины, основанные на вопросах.

Заполнение пробелов JCloze. Создает упражнения на заполнение пропусков.

Кроссворд JCross. Создает кроссворды различной степени сложности.

Перепутанные предложения JMix. Предназначен для создания упражнений с перемешанными буквами в словах или перемешанными словами в предложении, и нужно восстановить последовательность.

Поиск соответствий JMatch.  Позволяет создать упражнение на соотнесение или порядок.

Толкушка Masher. Нужен для создания раздела темы, состоящего из последовательности упражнений всех модулей программы, но использовать этот блок можно только с коммерческой версией программы.

Очень помогает разобраться в освоении программы учебное пособие «Создание электронных тестов в среде Hot Potatoes. Методические указания для преподавателей всех специальностей». Составители: Гусаров А.А., Иванов В.К., Прокофьева Г.С. Технический редактор Соколова А.Ю.

   Конечно, из всего вышесказанного не следует, что теперь уроки надо проводить с использованием ИКТ и все изложение учебного материала перепоручить компьютеру. Живое, эмоциональное слово учителя-словесника никогда не заменить машине, пусть даже умной. Да и весь урок нецелесообразно строить на работе с компьютером. Общение с умной машиной не должно занимать более 15-20 минут урока. Естественно, использование компьютера на каждом уроке нереально, да ведь это и не нужно. Как бы то ни было, а урок, например, литературы —  это, прежде всего, знание художественных произведений, умение их анализировать, сопоставлять разные взгляды критиков, понимать авторскую позицию и т. д.Учитель может и должен чередовать разнообразные технологии обучения, для активизации познавательной деятельности учащихся  использовать не только информационно-коммуникационные технологии, но и личностно ориентированное обучение, проблемное обучение, проектно-исследовательскую деятельность, технологию сотрудничества и здоровье сберегающие технологии.
              Нам многое дано от Бога: крылья для полѐта, способные увлечь за собой своих непослушных учеников, теплота наших мыслей и мудрость, смиряющая непокорных, любовь, безграничная, на всю жизнь, зажигающая пламень чувств и сияние глаз, свет, наполняющий содержанием и счастьем маленькие души. Я желаю каждому из вас, уважаемые коллеги, профессионалы своего дела, творческого мастерства и счастья, потому что только у счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят и ощущают, что их любят и желают им добра.

Список литературы:
1.Вахрушева Л.М. Применение проективного метода на уроках русского языка / Русский язык. – 2007. - №14.
2.Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – М.: Просвещение, 2011.

3.Кравцова М.Ю. Русский язык и ИКТ. Программа. – М.: МИОО, 2006.

4.Малышева О.М. Использование информационных компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы.-  nsportal.ru

5.Митина Л.М. Особенности личностного и профессионального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях. М., 2010

6.Мочалова Н.А. Использование компьютера на уроках литературы и русского языка. –http://pedsovet.org  

7.Павленко И.В. Использование компьютера на уроках литературы русского языка. – oit.uni-dubna.ru

8.Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических ВУЗов .- АРКТИ, 2008.
9.Соколова, Ю.А. Учебный проект и возможности его реализации на уроках русского языка /  Русский язык в школе. – 2008. – №3.

10.Ступницкая, М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами: рекомендации для учащихся, учителей и родителей / Ярославль: Академия развития, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цели и ценности современного образования (презентация)

Цели и ценности современного образования (презентация). Материалы для самообразования педагогов....

"Инновационные тенденции в деятельности концертмейстера в направлении основных целей современного музыкального образования учащихся, создание мотивации успеха в обучении"

1.Основные направления инновационной и здоровьесберегающей деятельности концертмейстера в уебном процессе.2.Мнемотехника3.Применеие синематики...

Понятие, содержание и цель современного образования

В данной статье автор рассматривает самое общее определение понятия "образование". Образование  - это целенаправленный процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков и...

Системно-деятельностный подход на уроках информатики как главное условие реализации целей современного образования

Любая ключевая компетенция имеет в своей основе деятельностную составляющую, поэтому уроки информатики позволяют развивать все группы ключевых компетенций: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-...

Задача школы: не только обучать, но и воспитывать. Роль директора школы.

Эссе для участия в отборе кандидатов в кадровый резерв в сфере образования....

Содержание и цели современного образования_из Резолюции_Российского дидактического форума

Содержание и цели современного образования.https://interactiv.su/2022/04/22/российский-дидактический-форум-резо/1. 1 Трансформация сущности современных образовательных результатов в сторону новых видо...

РАБОТА ПЕДАГОГА: НЕ ТОЛЬКО ОБУЧАТЬ, НО И ВОСПИТЫВАТЬ.

Вопрос о воспитании детей оставался актуальным во все времена. Полного представления о том, как привить ребенку положительные человеческие качества и вырастить его полноценным членом обществ...