Системно-деятельностный подход на уроках информатики как главное условие реализации целей современного образования
статья по информатике и икт по теме
Любая ключевая компетенция имеет в своей основе деятельностную составляющую, поэтому уроки информатики позволяют развивать все группы ключевых компетенций: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые и компетенции личностного самосовершенствования.
Системно-деятельностный подход в обучении заложен в новые образовательные стандарты.
Это, означает, что результаты общего образования должны быть выражены не только в предметном формате, но, прежде всего, могут иметь характер универсальных (метапредметных) умений. На первый план начинают выходить задачи, требующие для решения коммуникативных, ценностно-ориентационных компонентов образовательных результатов, надпредметных компетенций. В формирующемся информационном обществе такие задачи становятся приоритетными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deyatelnostnyy_podhod.docx | 26.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Системно-деятельностный подхода на уроках информатики как главное условие реализации целей современного образования
Актуальность заявленной темы педагогического проекта обусловлена современной стратегией обновления образования, являющегося органичной частью общественного развития. Реформирование образования, постоянный рост объема информации , поставили перед школой ряд серьезных проблем.
Ключевыми из них являются: перевод подготовки учащихся на качественно новый уровень, отвечающий современным требованиям; повышение фундаментальности образования; интенсификация образовательного процесса за счет оптимального сочетания традиционных и нетрадиционных (инновационных) форм, методов и средств обучения, четкой постановки дидактических задач и их реализации в соответствии с целями и содержанием обучения; информатизация образования, основанная на внедрении современных информационных и коммуникационных технологий в процесс обучения.
Существенной проблемой, которую на протяжении последних лет пытаются решить учителя, является проблема вовлечения школьников в изучение учебного материала и поддержания их интереса к предмету «Информатика и ИКТ».
Любая ключевая компетенция имеет в своей основе деятельностную составляющую, поэтому уроки информатики позволяют развивать все группы ключевых компетенций: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые и компетенции личностного самосовершенствования.
Системно-деятельностный подход в обучении заложен в новые образовательные стандарты.
Это, означает, что результаты общего образования должны быть выражены не только в предметном формате, но, прежде всего, могут иметь характер универсальных (метапредметных) умений. На первый план начинают выходить задачи, требующие для решения коммуникативных, ценностно-ориентационных компонентов образовательных результатов, надпредметных компетенций. В формирующемся информационном обществе такие задачи становятся приоритетными.
Деятельностный метод обучения ориентирован на развитие духовного потенциала личности ребёнка, его творческих способностей и интереса к предмету. Вся система заданий построена таким образом, чтобы включить каждого ребёнка в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Это позволяет им, наряду с овладением учебной программой, эффективно продвигаться в развитии мыслительных операций, умений анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать. Задания, предлагаемые ученикам, требуют творческого участия, развивают ум, волю, чувства, эмоции, формируют способность ставить перед собой цель, самостоятельно находить и преодолевать затруднения, проводить самоконтроль и самооценку.
Согласно новым стандартам учитель играет роль режиссёра учебного процесса. Он мотивирует школьника к самостоятельному принятию решений. Корректирует их действия. Участвует в обсуждении и ищет способы, чтобы включить в работу каждого ученика.
Системно-деятельностный подход как концептуальная основа ФГОС общего образования обеспечивает:
- формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.
Анализ научно-методической литературы позволяет определить базовые положения деятельностного подхода:
в центре обучения – потребности и индивидуальность учащихся;
главный способ познания – собственный опыт учащихся, получаемый через самостоятельную деятельность;
активное вовлечение компонентов критического мышления в деятельность учащихся;
наличие партнерских отношений между учеником и учителем.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Запуск проекта «Фотостудия» происходит на первом уроке изучения темы «Мультимедийные технологии». Пожалуй, самый сложный и самый важный момент – это выбор проблемы, так как нельзя рекомендовать детям её (проблему) в готовом виде. Учитель может лишь предложить направление самостоятельного поиска.
Перед обучающимися обосновывается необходимость создания материалов для школьного медиацентра: фото и видео репортажи образовательных событий, видеосюжеты для еженедельного информационного выпуска «События школы», видеозарисовки, видеоклипы, фонограммы для сценических постановок, звукозапись для школьной радиолинейки, компьютерные презентации для внеклассных мероприятий и другая творческая деятельность. В процессе обсуждения ребята определяют проблему: каким образом они смогут обрабатывать информацию, необходимую в работе школьного медиацентра? Поиск ответов обеспечивает практическую направленность проекта «Фотостудия», мотивирует обучающихся для получения необходимых знаний и умений в процессе изучения темы «Мультимедийные технологии».
Учебная задача проекта «Фотостудия» – научиться создавать материалы, которые можно использовать для школьного медиацентра. Для решения этой задачи ребята могут самостоятельно выбрать тему и виды работы, при необходимости учитель может подсказать ребятам интересные виды работ, например:
- видеосюжет «Наш класс»;
- слайд-шоу «Внимание! Снято!»;
- видеообращение к родителям, учителям;
- видеоинтервью «Ваш собеседник…»;
В процессе поиска и выбора значимой темы обучающиеся объединяются в команды по интересам (по 2-3 человека) и планируют самостоятельную деятельность в рамках проекта. Впоследствии на каждом занятии необходимо отводить время для консультаций проектных команд. Подготовительный и информационно-поисковый этапы проходят, как правило, во внеурочное время, а деятельностный этап и защита проекта во время уроков-практикумов и итогового урока.
Можно использовать системно-деятельностный подход при темы «Создание web-caйта»: 1 этап- подбор материала, обсуждение концепции, 2 этап – разработка дизайна и структуры, 3- реализация проекта , 4- отладка проекта, 5- самооценка и самоконтроль. Дети работают в группах по 2-3 человека.
Во внеклассной работе широко используется деятельностный поход. Так наверное каждая школа сейчас выпускает школьные газеты или видеофильмы. В своей школе мы тоже создали группу так называемых журналистов и фотокорреспондентов, которая в свою очередь делится на подгруппы, каждая из которых освещает свою рубрику. Подгруппа от самого начало до конечного результата работает над проектом своей рубрики: выбирают какой материал они будут освещать в ней, затем собирают материал, делают интервью, делают снимки. На следующем этапе непосредственно за компьютером начинается верстка, редактируем материала, учитель контролирует правильность орфографии, построение предложений, советует по дизайну Затем документ идет на печать.
Последовательная реализация системно-деятельностного подхода повышает эффективность образования по показателям:
- придание результатам образования социально- и личностно-значимого характера;
- более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
- возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;
- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Использование системно-деятельностного подхода существенно повышает мотивации и интерес к учению у обучаемых, значительно сокращается время обучения,
Завершая описание методических приёмов, с помощью которых обучающиеся получают не готовую сумму знаний, а развивают умение самостоятельно приобретать теоретические знания, умело применять их на практике, критически мыслить, грамотно работать с информацией, быть коммуникабельным, можно сделать вывод о том, что реализация деятельностного подхода при изучении курса «Информатика и ИКТ» в целом, основывается на осознании учителем необходимости создания учебных ситуаций, в которых ученики самостоятельно добывают знания. А для этого необходимо создание развивающей и развивающейся предметной среды и применение учителем методов и приёмов, активизирующих самостоятельную познавательную деятельность обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно - деятельностный подход на уроках русского языка как главное условие реализации ФГОС.
Об особенностях системно - деятельностного подхода на уроках русского языка....
Использование продуктивных технологий как средство реализации системно-деятельностного подхода на уроках английского языка в условиях ФГОС
Использование продуктивных технологий как средство реализации системно-деятельностного подходана уроках английского языка в условиях ФГОС...
Использование системно-деятельностного подхода на уроках биологии в условиях реализации ФГОС общего образования
Программа самообразования учителя...
Использование ИКТ на уроках бурятского языка, как условие обеспечения качества современного образования
Использование ИКТ на уроках бурятского языка, как условие обеспечения качества современного образования...
Системно-деятельностный подход на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС
Тема самообразования...
План самообразования по теме "«Системно-деятельностный подход на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС»
Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных к...
Формирование математической грамотности как условие реализации требований современного образования.
Данный проект позволяет развивать логическое, критическое конструктивное мышление обучающихся с помощью решения на уроках математики и во внеурочное время заданий направленных на фор...