Эссе "Я - учитель".
материал на тему

Фалалеева Нина Валерьевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_ya_-_uchitel.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

           "Тот, кто обращаясь к старому, способен открывать новое, должен быть учителем" - слова эти принадлежат Конфуцию, древнему китайскому мыслителю и философу, который прославился как первый профессиональный педагог. Нельзя не согласиться с автором данного высказывания, так как по прошествии веков острота и точность этих слов не потускнела. Ведь сколько бы мы не пытались, но роль учителя сложно преуменьшить.

Так давайте ответим на вопрос - кто такой учитель? Каждый из нас, собираясь в первый класс, обязательно задумывался над этим вопросом. И с каждым годом взрослея, мы понимали, что от того, насколько умным, порядочным и интересным окажется учитель, зависит, подчас, и успеваемость учеников, и выбор его дальнейшей профессии, и отношение к школе.

Недавно я услышала интересную притчу.

«Однажды ученики спросили Учителя: что самое главное в его профессии? И Учитель сказал им, что ответит на этот вопрос позже.

Он предложил своим ученикам сходить к высокой горе. Перед тем, как тронуться в путь, Учитель накормил их соленой пищей. Придя к горе, ученики пожаловались, что очень хотят пить. Тогда учитель отправил их искать родник. Но ученики пришли обратно, ничего не найдя.

         Учитель подробно объяснил им путь к воде. Ученики напились сами и принесли воды Учителю. Но он достал полный сосуд воды из своей котомки и сказал: «Вот это и есть моя главная задача. Сначала я вызвал у вас жажду, потом указал верный путь к нему, направил вас в нужном направлении, затем показал, что желаемое может быть совсем рядом, надо только захотеть и позаботиться об этом».

         Маленькая притча с большим значением. Вечные «со-беседники», «со-товарищи», «со-дружества» - Учитель и его ученики. Два берега одной реки. Они разные, но не существуют друг без друга. А это значит – как в природе, должна быть гармония, гармония душ, гармония между уважающими друг друга людьми.

Слова Л.С.Выготского как нельзя точно передают современную стратегию образования: «Никого и ничему научить нельзя – в конечном счёте, каждый ученик учится сам»! Я бы добавила: учитель только помогает преодолеть трудности и достичь желаемой цели.  Моё кредо: не запрещать, а направлять! Не управлять, а соуправлять! Не принуждать, а убеждать!

Я работаю в школе более 20 лет и знаю, что каждый год дети ждут на урок учителя требовательного, но справедливого, внимательного, понимающего, с чувством юмора, творческого и готового оказать помощь в трудную минуту. Учителя, который сам «горит» на своём месте и умеет зажечь тех, ради кого идёт в школу. Учителя, умеющего повести за собой, интересного в общении, стремящегося постоянно познавать новое и, конечно же, умеющего тонко чувствовать душу ребёнка.

Профессия педагога в современном мире представляет особые требования к личности учителя, его кругозору, способности ориентироваться в потоке информации, умению быть созвучным миру своих учеников. В связи с этим современный педагог не может успешно работать, не обращаясь к литературным источникам и средствам массовой информации.

Профессия учителя связана с тем, что он всю жизнь не только учит других, но и сам постоянно учится и совершенствуется. Жизнь становится все сложнее, наука делает множество открытий, информация поступает в огромном количестве. Задача педагога - ориентироваться в этом информационном потоке, ведь только научившись чему-то в совершенстве, можно легко и доступно научить другого.

В настоящее время важной задачей в образовании является создание сильной, крепкой системы обучения и воспитания. Именно сейчас оттого, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние будущих поколений.

А.П.Чехов писал: «России необходим хороший, умный, образованный учитель: без широкого образования народа государство развалится, как дом, сложенный из плохо обожжённого кирпича».

Новая школа требует и новых учителей. У каждого педагога есть определенные представления о новой школе, школе будущего. Большинство представляет себе школу будущего как школу новых технологий, шагающую в ногу со временем, и это, безусловно, так. Однако, в погоне за модернизацией мы часто забываем воспитывать в наших детях любовь друг к другу, доброту, отзывчивость. На мой взгляд, школа будущего – это школа общечеловеческих ценностей. Ведь сегодня,  в наше непростое время, когда вечные ценности подменены материальными, когда в обществе так много агрессии, нетерпимости друг к другу, в убыстренном ритме жизни, в круге нескончаемых проблем, так легко забыть о главном: что вокруг нас есть мир, чудесный и таинственный, вокруг нас есть красота, красота человеческой души.

Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что важнейшим условием обеспечения высокого качества образования является профессионализм педагогов. Только качественное преподавание может решит проблему  повышения качества образования.  Для решения этой проблемы необходимо создать условия, благоприятный микроклимат в  педагогическом  коллективе, способствовать внедрению в образовательный процесс инноваций и мотивируя педагогов к профессиональному росту. В настоящее время роль учителя меняется, время выставляет  новые требования к личности  педагога. Но если тот, кто работает с детьми, любит свою профессию и детей, у него есть своя профессиональная позиция учителя – то его авторитет не будет зависеть ни от зарплаты, ни от изменений  в программах. Если же ему нечего дать детям, внутри пустота и ненависть ко всем – то какие бы изменения в образовании не происходили, какую бы зарплату ему не платили – ничего не изменится. Почему одних педагогов помнят всю жизнь, а о других  не вспоминают? Или вспоминают с ненавистью? Дети,  подростки, в большинстве своём отзывчивы на внимание и общение. Хотим мы того или нет, но если мы будем навязывать учение в качестве ведущего вида деятельности, то у нас ничего хорошего из этого не получится. Командованием, давлением, нажимом, двойками мы ничего не сделаем. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – общение. Позиция, роль учителя  сейчас должна быть не такой как 5-10 лет назад. Учитель уже не является неоспоримым авторитетом, последней инстанцией. Дети уже не те, что были раньше. А педагоги  в большинстве своём остались те же. Если педагоги не станут единой командой, не будут все вместе работать на общий результат – ни о каком качестве образования говорить не придётся. Учитель занимает особое место в организации современного образовательного процесса. Его   желание раскрыть способности каждого учащегося – это и есть главный ресурс, необходимый для осуществления новых требований к организации учебно-воспитательного процесса. Профессионализм педагога как раз и заключается в его способности меняться, уметь перестраиваться в соответствии с требованием времени. Каждый из нас должен учиться у времени, в котором  живет.

Не всё всегда бывает гладко в практике работающего учителя. Иногда опускаются руки. И думаешь – а надо ли? Наверное, эти мысли возникают порой у каждого. Есть очень хорошая притча – «Истинное величие», - которая даёт мне душевные силы:

«Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими намного километров.

 - Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.

 - Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

 - Но это просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

 - Нет, мои попытки изменят очень много... для этой звезды».

         Чтобы спасать звёзды, нужно этого хотеть. Нужно иметь большую Душу, чистую, добрую. И таким должен быть Учитель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ №57 Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ СВЯТЕЦ НАТАЛЬИ Н

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МА...

"Я учитель... Я учитель? Я учитель!"

КВН по педагогике "Я учитель... Я учитель? Я учитель!"...

Результативность работы МО учителей математики и информатики Лицея №76 г. Новокузнецка (подготовка к внешней оценке качества образования). Авторы: Щиклина Т.Н. – рук. МО, Новолодская С.В. – учитель Букурова Е.И. – учитель Гончарова Н.Н. – зам.дир. по УВР

В презентации представлен опыт работы МО учителей математики и информатики по подготовке к внешней оценке качества образования: профессиональный уровень педагогов, работа над единой методической темой...

Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам

Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...