Рейтинговая система оценки контроля знаний
учебно-методический материал по теме
Предварительный просмотр:
Петрова А.И.
преподаватель истории,
обществознания и права
В связи со значительными изменениями в жизни общества проблема совершенствования профессиональной подготовки приобретает особое значение, а в результате этих изменений преобразуются содержание и методы деятельности педагога. Адаптивность системы образования к научному и техническому прогрессу в условиях перехода от принципа обучения "образование на всю жизнь" к непрерывному образованию достигается путем фундаментализации содержания образования, повышения продуктивности методов обучения, формирования профессиональной компетентности преподавателя.
Существующая система балльных оценок (абсолютная количественная шкала) не всегда отражает качественное изменение учащегося в процессе обучения, фиксируя в ней лишь результат учебного процесса. В связи с чем, в процесс образования была введена новая система контроля и оценки знаний – система рейтингового контроля. Этот вид контроля не является чем-то новым для европейских стран. В нашей же стране рейтинг стал применяться недавно только в ряде высших и средних специальных учебных заведениях, а также в некоторых средних школах в порядке эксперимента. Необходимость внедрения рейтинговой системы оценивания результатов обучения отмечают А.Ф. Гусева, В.Я. Зинченко, Р.Я. Касимов, А.В. Левин, В.И. Огорелков, А.Ф. Сафонов и др. Проблемой рейтингового контроля знаний учащихся занимались B.C. Аванесов, Ю.А. Афанасьев, В.П. Беспалько, Н.К. Гайдай, М.Т. Громова, Талызина и др.
Рейтинг - это отметка, некоторая численная характеристика какого-либо
качественного понятия.
Рейтинг - индивидуальный числовой показатель оценки достижений в
классификационном списке.
Рейтинг - метод оценивания, или психологического измерения, основанного на
суждениях компетентных судей.
Рейтинговая система - совокупность правил, методических указаний и соответствующего математического аппарата, реализованного в программном комплексе, обеспечивающем обработку информации как по количественным, так и по качественным показателям индивидуальной учебной деятельности учащихся, позволяющем присвоить персональный рейтинг (интегральную оценку, число) каждому учащемуся в разрезе любой учебной дисциплины, любого вида занятий, а также обобщенно по ряду дисциплин.
Цель рейтингового обучения состоит в том, чтобы создать условия для мотивации самостоятельности учащихся средствами своевременной и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями.
Рейтинговая система контроля знаний не требует какой-либо существенной перестройки учебного процесса, хорошо сочетается с занятиями в режиме технологий личностно-ориентированного обучения. Кроме того, данная технология предполагает внедрение новых организационных форм обучения, в том числе специальные занятия по коррекции знаний и умений учащихся. По результатам деятельности учащегося необходимо корректировать сроки, виды и этапы различных форм контроля уровня работы учащегося, тем самым обеспечивается возможность самоуправления образовательной деятельностью.
Для участия в практико-ориентированном проекте по теме «Внедрение рейтинговой технологии контроля и оценки учебных достижений обучающихся как условие управления качеством образования в условиях образовательного учреждения НПО» была составлена программа опытно-экспериментальной работы. Объектом исследования стал образовательный процесс с использованием рейтинговой технологии по предмету «Обществознание».
Работа началась с разбивки материала на определенные модули – блоки. Весь курс предмета «Обществознание» был разбит на три больших модуля:
1) Этапы и характер развития общества;
2) Современное общество;
3) Современная Россия.
Следующим этапом работы стало составление рейтинговых ведомостей, в которых были прописаны все контрольные точки по предмету. Сама ведомость выглядит следующим образом:
Тема 1. «Этапы и характер развития общества» (25 баллов)
Профессия: 10.4 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)»
№/№ | Ф.И.О. | Мини-сочинение «Откуда взялась планета Земля» | Схема «Классификация эпох по орудиям труда» | Самостоятельная работа № 1 | Семинар «Мировые религии» | Контрольная работа № 1 | Самостоятельная работа № 2 (баллов) | Контрольная работа № 2 | Кроссворд (15 слов) | Баллы | Оценка |
Баллы | 1 | 1 | 2 | 10 | 3 | 2 | 3 | 3 | |||
1. | Абрамов | 1 | 1 | 2 | 8 | 3 | 2 | 2 | 2 | 21 | 4 |
2. | Бобов | 1 | 1 | 1 | 6 | 1 | 2 | 2 | 2 | 16 | 3 |
… | …… |
«5» - 25 – 23 балла «4» - 22 – 20 баллов «3» - 15 - 19 баллов
Примечание: Работа на семинаре по одному заданному вопросу – 2 балла, по двум заданным вопросам - 6 баллов, по трем заданным вопросам – 10 баллов.
Тема 2. «Современное общество»
Профессия: 10.4 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)» (25 баллов)
№/№ | Ф.И.О. | Самостоятельная работа № 3 | Семинар «Глобальные проблемы современности» | Контрольная работа № 3 | Контрольная работа № 4 | Самостоятельная работа № 4 | Контрольная работа № 5 | Кроссворд № 2 | Схема «Типы гражданского общества» | Срезовая контрольная работа | К/р за 1 полугодие | Баллы | Оценка |
Баллы | 1 | 5 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 5 | 5 | |||
1 | Абрамов | 5 | 2 | 2 | 2 | 1 | 4 | 4 | 20 | 4 | |||
2 | Бобов | 1 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 3 | 3 | 18 | 3 |
«5» - 25 – 23 балла «4» - 22 – 20 баллов «3» - 15 - 19 баллов
Тема 3. «Современная Россия»
Профессия: 10.4 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)» (50 баллов)
№/ № | Ф.И.О. | Самостоятельная работа № 5 | Семинар «Права и обязанности граждан РФ» | Контрольная работа № 6 | Семинар «Современные политические партии России» | Контрольная работа № 7 | К/Р за курс | Баллы Тема № 1 | Баллы тема № 2 | Баллы тема № 3 | Экзамен | Баллы | Оценка |
баллы | 3 | 10 | 5 | 10 | 5 | 17 | |||||||
1 | Абрамов | 3 | 10 | 3 | 8 | 3 | 16 | 20 | 21 | 43 | 4 | 84 | 4 |
2 | Бобов | 3 | 6 | 5 | 6 | 4 | 14 | 16 | 18 | 38 | 3 | 71 | 3 |
3 | …… |
«5» - 50 – 45 баллов «4» - 44 – 40 баллов «3» - 39 – 30 баллов
ИТОГ: 5 – 91 – 100 4 – 81 – 90 3 – 71 -80
Выводы:
Применяя рейтинговую систему контроля знаний в 2009-2010 учебном году, я пришла к следующим выводам:
- Обучающиеся ответственнее относятся к изучению материала: перед уроками или на уроках они знакомятся с результатами проверенного задания, в этом случае даже «двойки» играют своеобразную стимулирующую роль, так как ученик, не сдавший зачёт, учит материал и сдаёт его вновь или выполняет пропущенную практическую работу. В зависимости от индивидуальных особенностей он может выполнять задание целиком или по частям.
- Ребята объективнее относятся к оцениванию. Перед выполнением работы они знакомятся с принципами выставления баллов, а при проверке преподаватель делает замечания по ошибкам и недочётам непосредственно в их работах или анализирует типичные ошибки на уроке.
- Учащимся даётся возможность ликвидировать пробелы даже в давно изученном материале, чаще всего при этом выдаётся другое задание, аналогичное по трудности основному. Ребята сами приходят к выводу, что исправлять надо сложные задания, которые оцениваются большим количеством баллов.
- По ходу работы корректируется ранее разработанная “разбалловка” с учётом уровня подготовленности класса и конкретных обстоятельств.
Опыт показывает, что внедрение в учебный процесс рейтинговой системы контроля создаёт следующие преимущества в обучении:
- Расширяется компетентность обучающихся в области изучения предмета;
- Обучение становится личностно-ориентированным;
- Обеспечивается ритмичная, систематическая, максимально мотивированная работа как учеников, так и преподавателя.
Данная технология позволяет развивать и воспитывать:
- Аналитическое и критическое мышление;
- Коммуникативные способности;
- Ответственность за результаты своей работы;
- Чувство взаимопомощи, умение контролировать себя;
- Умение рационально распределять своё время;
- Чувство самоуважения.
Следовательно, применение рейтинговой системы контроля знаний обучающихся приводит к повышению уровня образованности и воспитанности каждого ученика, всей группы, всего училища - значит, и всего общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ«РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ»
В рамках нового поколения образовательных стандартов особое значение придается личностным и метапредметным образовательным результатам. Но существующая система оценивания не эффективна и для достижени...
Рейтинговая система оценки знаний как один из результатов работы по индивидуальным планам.
Рейтинговая система оценки знаний как один из результатов работы по индивидуальным планам....
Рейтинговая система оценки знаний
Несмотря на то, что ныне существующая система оценивания деятельности учащихся применяется длительное время, ее основные положения до сих пор не разработаны: не решена проблема объективности школьных ...
РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ПЕРЕХОДА НА ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ПО ФИЗИКЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Эта программа позволяет создать гибкую модель перехода на новую сущность обучения - индивидуальные траектории при обучении физики....
Рейтинговая система оценки знаний обучающихся
Презентация выступления на конференции...
Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки
Уроки разработаны к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...
Методические рекомендации по введению рейтинговой системы оценки качества знаний учащихся
Методические рекомендации по введению рейтинговой системы оценки качества знаний учащихся профильных классов по информатике и ИКТ(10-11 классы)....