Рейтинговая система оценки контроля знаний
учебно-методический материал по теме
Предварительный просмотр:
Петрова А.И.
преподаватель истории,
обществознания и права
В связи со значительными изменениями в жизни общества проблема совершенствования профессиональной подготовки приобретает особое значение, а в результате этих изменений преобразуются содержание и методы деятельности педагога. Адаптивность системы образования к научному и техническому прогрессу в условиях перехода от принципа обучения "образование на всю жизнь" к непрерывному образованию достигается путем фундаментализации содержания образования, повышения продуктивности методов обучения, формирования профессиональной компетентности преподавателя.
Существующая система балльных оценок (абсолютная количественная шкала) не всегда отражает качественное изменение учащегося в процессе обучения, фиксируя в ней лишь результат учебного процесса. В связи с чем, в процесс образования была введена новая система контроля и оценки знаний – система рейтингового контроля. Этот вид контроля не является чем-то новым для европейских стран. В нашей же стране рейтинг стал применяться недавно только в ряде высших и средних специальных учебных заведениях, а также в некоторых средних школах в порядке эксперимента. Необходимость внедрения рейтинговой системы оценивания результатов обучения отмечают А.Ф. Гусева, В.Я. Зинченко, Р.Я. Касимов, А.В. Левин, В.И. Огорелков, А.Ф. Сафонов и др. Проблемой рейтингового контроля знаний учащихся занимались B.C. Аванесов, Ю.А. Афанасьев, В.П. Беспалько, Н.К. Гайдай, М.Т. Громова, Талызина и др.
Рейтинг - это отметка, некоторая численная характеристика какого-либо
качественного понятия.
Рейтинг - индивидуальный числовой показатель оценки достижений в
классификационном списке.
Рейтинг - метод оценивания, или психологического измерения, основанного на
суждениях компетентных судей.
Рейтинговая система - совокупность правил, методических указаний и соответствующего математического аппарата, реализованного в программном комплексе, обеспечивающем обработку информации как по количественным, так и по качественным показателям индивидуальной учебной деятельности учащихся, позволяющем присвоить персональный рейтинг (интегральную оценку, число) каждому учащемуся в разрезе любой учебной дисциплины, любого вида занятий, а также обобщенно по ряду дисциплин.
Цель рейтингового обучения состоит в том, чтобы создать условия для мотивации самостоятельности учащихся средствами своевременной и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями.
Рейтинговая система контроля знаний не требует какой-либо существенной перестройки учебного процесса, хорошо сочетается с занятиями в режиме технологий личностно-ориентированного обучения. Кроме того, данная технология предполагает внедрение новых организационных форм обучения, в том числе специальные занятия по коррекции знаний и умений учащихся. По результатам деятельности учащегося необходимо корректировать сроки, виды и этапы различных форм контроля уровня работы учащегося, тем самым обеспечивается возможность самоуправления образовательной деятельностью.
Для участия в практико-ориентированном проекте по теме «Внедрение рейтинговой технологии контроля и оценки учебных достижений обучающихся как условие управления качеством образования в условиях образовательного учреждения НПО» была составлена программа опытно-экспериментальной работы. Объектом исследования стал образовательный процесс с использованием рейтинговой технологии по предмету «Обществознание».
Работа началась с разбивки материала на определенные модули – блоки. Весь курс предмета «Обществознание» был разбит на три больших модуля:
1) Этапы и характер развития общества;
2) Современное общество;
3) Современная Россия.
Следующим этапом работы стало составление рейтинговых ведомостей, в которых были прописаны все контрольные точки по предмету. Сама ведомость выглядит следующим образом:
Тема 1. «Этапы и характер развития общества» (25 баллов)
Профессия: 10.4 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)»
№/№ | Ф.И.О. | Мини-сочинение «Откуда взялась планета Земля» | Схема «Классификация эпох по орудиям труда» | Самостоятельная работа № 1 | Семинар «Мировые религии» | Контрольная работа № 1 | Самостоятельная работа № 2 (баллов) | Контрольная работа № 2 | Кроссворд (15 слов) | Баллы | Оценка |
Баллы | 1 | 1 | 2 | 10 | 3 | 2 | 3 | 3 | |||
1. | Абрамов | 1 | 1 | 2 | 8 | 3 | 2 | 2 | 2 | 21 | 4 |
2. | Бобов | 1 | 1 | 1 | 6 | 1 | 2 | 2 | 2 | 16 | 3 |
… | …… |
«5» - 25 – 23 балла «4» - 22 – 20 баллов «3» - 15 - 19 баллов
Примечание: Работа на семинаре по одному заданному вопросу – 2 балла, по двум заданным вопросам - 6 баллов, по трем заданным вопросам – 10 баллов.
Тема 2. «Современное общество»
Профессия: 10.4 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)» (25 баллов)
№/№ | Ф.И.О. | Самостоятельная работа № 3 | Семинар «Глобальные проблемы современности» | Контрольная работа № 3 | Контрольная работа № 4 | Самостоятельная работа № 4 | Контрольная работа № 5 | Кроссворд № 2 | Схема «Типы гражданского общества» | Срезовая контрольная работа | К/р за 1 полугодие | Баллы | Оценка |
Баллы | 1 | 5 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 5 | 5 | |||
1 | Абрамов | 5 | 2 | 2 | 2 | 1 | 4 | 4 | 20 | 4 | |||
2 | Бобов | 1 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 3 | 3 | 18 | 3 |
«5» - 25 – 23 балла «4» - 22 – 20 баллов «3» - 15 - 19 баллов
Тема 3. «Современная Россия»
Профессия: 10.4 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)» (50 баллов)
№/ № | Ф.И.О. | Самостоятельная работа № 5 | Семинар «Права и обязанности граждан РФ» | Контрольная работа № 6 | Семинар «Современные политические партии России» | Контрольная работа № 7 | К/Р за курс | Баллы Тема № 1 | Баллы тема № 2 | Баллы тема № 3 | Экзамен | Баллы | Оценка |
баллы | 3 | 10 | 5 | 10 | 5 | 17 | |||||||
1 | Абрамов | 3 | 10 | 3 | 8 | 3 | 16 | 20 | 21 | 43 | 4 | 84 | 4 |
2 | Бобов | 3 | 6 | 5 | 6 | 4 | 14 | 16 | 18 | 38 | 3 | 71 | 3 |
3 | …… |
«5» - 50 – 45 баллов «4» - 44 – 40 баллов «3» - 39 – 30 баллов
ИТОГ: 5 – 91 – 100 4 – 81 – 90 3 – 71 -80
Выводы:
Применяя рейтинговую систему контроля знаний в 2009-2010 учебном году, я пришла к следующим выводам:
- Обучающиеся ответственнее относятся к изучению материала: перед уроками или на уроках они знакомятся с результатами проверенного задания, в этом случае даже «двойки» играют своеобразную стимулирующую роль, так как ученик, не сдавший зачёт, учит материал и сдаёт его вновь или выполняет пропущенную практическую работу. В зависимости от индивидуальных особенностей он может выполнять задание целиком или по частям.
- Ребята объективнее относятся к оцениванию. Перед выполнением работы они знакомятся с принципами выставления баллов, а при проверке преподаватель делает замечания по ошибкам и недочётам непосредственно в их работах или анализирует типичные ошибки на уроке.
- Учащимся даётся возможность ликвидировать пробелы даже в давно изученном материале, чаще всего при этом выдаётся другое задание, аналогичное по трудности основному. Ребята сами приходят к выводу, что исправлять надо сложные задания, которые оцениваются большим количеством баллов.
- По ходу работы корректируется ранее разработанная “разбалловка” с учётом уровня подготовленности класса и конкретных обстоятельств.
Опыт показывает, что внедрение в учебный процесс рейтинговой системы контроля создаёт следующие преимущества в обучении:
- Расширяется компетентность обучающихся в области изучения предмета;
- Обучение становится личностно-ориентированным;
- Обеспечивается ритмичная, систематическая, максимально мотивированная работа как учеников, так и преподавателя.
Данная технология позволяет развивать и воспитывать:
- Аналитическое и критическое мышление;
- Коммуникативные способности;
- Ответственность за результаты своей работы;
- Чувство взаимопомощи, умение контролировать себя;
- Умение рационально распределять своё время;
- Чувство самоуважения.
Следовательно, применение рейтинговой системы контроля знаний обучающихся приводит к повышению уровня образованности и воспитанности каждого ученика, всей группы, всего училища - значит, и всего общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/20/picture-48820-1379671232.jpg)
ПРОЕКТ«РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ»
В рамках нового поколения образовательных стандартов особое значение придается личностным и метапредметным образовательным результатам. Но существующая система оценивания не эффективна и для достижени...
![](/sites/default/files/pictures/2012/08/30/picture-104024.jpg)
Рейтинговая система оценки знаний как один из результатов работы по индивидуальным планам.
Рейтинговая система оценки знаний как один из результатов работы по индивидуальным планам....
![](/sites/default/files/pictures/2012/08/29/picture-103801.jpg)
Рейтинговая система оценки знаний
Несмотря на то, что ныне существующая система оценивания деятельности учащихся применяется длительное время, ее основные положения до сих пор не разработаны: не решена проблема объективности школьных ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/07/picture-98015-1375859385.jpg)
РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ПЕРЕХОДА НА ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ПО ФИЗИКЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Эта программа позволяет создать гибкую модель перехода на новую сущность обучения - индивидуальные траектории при обучении физики....
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/10/picture-264867-1370891179.jpg)
Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки
Уроки разработаны к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/20/picture-299475-1379650730.jpg)
Методические рекомендации по введению рейтинговой системы оценки качества знаний учащихся
Методические рекомендации по введению рейтинговой системы оценки качества знаний учащихся профильных классов по информатике и ИКТ(10-11 классы)....