Христианская этика. Долг и ответственность.Милосердие и сострадание.
план-конспект урока (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок 13.
Тема: Христианская этика. Долг и ответственность.
Милосердие и сострадание.
Добрые дела свидетельствуют о красоте души.
Святитель Тихон Задонский
Цель: Формирование сущности представления о христианской этике, как необходимом условии человеческих отношений.
Задачи:
1) Расширить знания детей о таких понятиях, как «Долг и ответственность», «Милосердие и сострадание».
2)Развитие нравственных качеств и этического сознания.
3)Воспитание милостивого чувства.
Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
Основные термины и понятия: Долг. Ответственность. Милосердие. Сострадание. Близкий. Милостыня.
Средства наглядности: «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского: книга для учителя по духовно-нравственному воспитанию», хрестоматия по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей под общей редакцией Н.В.Маслова, репродукция гравюры Г. Доре «Моисей с заповедями», фотографии детей и родителей, фотография памятника «Дорогие мои старики», фотографии горы Синай и др.
Ход урока:
- Организация деятельности учащихся.
- Обсуждение результатов выполнения домашнего задания: на какие вопросы члены семьи затруднились ответить? Что нового вы узнали о своей семье?
- Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока?
- Разбор по составу слов милосердие и сострадание.
- Беседа. Примерные вопросы для беседы с учащимися:
- Как вы понимаете слова долг, ответственность, милосердие, сострадание?
- В каких произведениях вы встречались с проявлениями милосердия и сострадания?
- О каких героях вы могли бы сказать, что они верны своему долгу, милосердны?
6. Чтение учителем статьи Н. В. Гоголя « О долге»
- Как Гоголь объясняет значение выражения «долг человека на земле»?
- Почему человек должен работать « не для себя, но для Бога»?
- К чему должны быть устремлены наши занятия?
7. Чтение и обсуждение притчи о добром самарянине.
- Как отнесся приезжий незнакомец к избитому человеку?
- Кого называют «ближним»?
- Создайте собственное определение: «Ближний для меня …(продолжите сами).
- Чтение и обсуждение отрывка « В Божий дом за милостью» (из книги «Ольховский монастырь»)
- Почему старуха назвала монастырь кормилицей?
- Перечислите, какую милость получали бедные?
- Кого благодарила бабушка? Как учила ее настоятельница?
9. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.
10. Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).
11. Работа с книгой схиархимандрита Иоанна Маслова «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского»
- Объясните смысл следующих высказываний:
- «Оказывая милость братьям, оказываем ее Христу»
- « Милостыня нужна не только в материальном подаянии, но и в духовной помощи»
- «Милостыня сама по себе молится за благодетеля»
- «Только неразумный считает, что раздаваемое пропадает даром»
- «Милостыня ценится не количеством, а усердием»
- «Без милости все дела христианина не имеют силы»
- «Милостыню давать из своих средств, а не из чужих»
- «Творящий милостыню ради похвалы есть похититель славы Божией»
- А теперь давайте посмотрим, как толкуются данные понятия схиархимандритом Иоанном Масловым в «Симфонии…»
12. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.
- Прочитай отрывок из стихотворения Пушкина:
И долго буду тем любезен я народу
Что чувства добрые я лирой пробуждал
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал
Как ты думаешь в каком значении Пушкин употребил слово падший? (Упавший? Побежденный? Согрешивший?). Объясни выражения грехопадение, впасть в грех?
13. Самостоятельная работа учащихся. Задание: выпишите в тетрадь предложения, в которых говорится о долге, милосердии, сострадании, ответственности. Ответьте на вопрос, почему вы выбрали эти предложения.
14. Обсуждение результатов самостоятельной работы.
15. Беседа: приведите примеры милосердия и сострадания из своей жизни и жизни своих близких.
16. Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий.
17. Рефлексия.
- Чем милосердие отличается от дружбы?
- Можно ли за милосердную помощь брать плату?
- Что нужно делать, чтобы стать милосердным?
- Как вы понимаете смысл эпиграфа к нашему сегодняшнему уроку? Объясните.
18.Слово учителя:
-Душевная красота есть свидетельство «добрых дел», которые совершаются от чистого сердца, без всякого лицемерия. Добрыми делами нужно украшать свою душу, т.е. стараться быть милосердным, иметь терпение, помогать своим ближним.
19. Задание на дом (на выбор): 1)Прочитайте рассказ И. И. Горбунова-Посадова «Слепая лошадь» и ответьте на вопрос: «Нужно ли быть милостивыми к животным»? Спросите родителей и членов семьи, какие книги о долге, милосердии и сострадании они порекомендуют вам прочитать еще. 2) Подготовьте рассказ (устный или письменный) о проявлении милосердия и сострадания.
Контрольная работа
«Основы религиозных культур и светской этики»
«Основы православной культуры»
1. Как рассказывает Евангелие, однажды Бог соединил с Собою обычное человеческое тело и человеческую душу. Он во-человечился. Почему? Потому что Бог есть любовь. Он создал людей и любит их. А когда любят кого-то, то стараются быть поближе к любимому. Поэтому Бог, любящий людей, решил стать един с нами. И для этого Он стал человеком.
Ведь Бог свободен. Он создал природу и Он дал ей законы. Поэтому законы природы не властны над Ним. Он может все – в том числе стать не только Богом.
Христиане говорят: «Бог воплотился в человеке». Все, что было свойственно Богу всегда, осталось с Ним. Но теперь Бог родился как человек: Он сделал Своим всё то, что свойственно человеку. Христиане это чудо называют воплощение (от слова плоть).
2. В честь воскресения Христа русский народ назвал свой еженедельный праздничный день. Особо торжественно отмечается то весеннее воскресенье, которое так и называется – Пасха Христова (буквально слово пасха на древнееврейском языке означает «переход», «избавление»).
Для встречи Пасхи люди собираются в храмах. Самая торжественная часть праздничного богослужения – пасхальная полночь. Священник несёт крест, а люди с иконами и зажжёнными свечами обходят вокруг храма (это называется «крестный ход») и поют радостные пасхальные гимны.
Главный пасхальный гимн звучит так:
«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!» (в переводе на современный русский язык: – «Христос воскрес из мертвых, победив своей смертью смерть, и прежде умершим даровал жизнь!».
На Пасху все приветствуют друг друга дружеским поцелуем. Это называется «похристосоваться». Сказал «Христос воскресе», подарил яйцо – и три поцелуя в щечки. В ответ на «Христос воскресе!» принято отвечать: «Воистину воскресе!». Причем детям разрешается очень громко выкрикивать эти слова даже в храме.
Главный подарок этого праздника – пасхальное яйцо. Из вроде бы неживого и неподвижного яйца вылупляется новая жизнь – поэтому оно стало символом воскресного праздника. Христиане разрисовывают яйца, красят их в разные цвета, а затем дарят друзьям.
Друзей у нас много, подарков тоже нужно приготовить достаточно. Многих надо успеть поздравить. И поэтому православные христиане в день Пасхи не ездят на кладбища. Праздник жизни предназначен для живых.
После ночной пасхальной службы христиане приступают к пиру. Люди, которые серьёзно относятся к своей вере, долго готовятся к этому празднику. Почти два месяца до Пасхи православные христиане постятся: не едят мяса, яиц, молока. Впрочем, пост христианина состоит не только в этом. Даже в годы Великой Отечественной войны, когда была нехватка продуктов, Церковь напоминала верующим, что пост надо соблюдать. Просто он может проявлять себя не в отказе от молока, а в помощи еще более голодным людям и в принятии в свои дома беженцев. И сегодня во дни поста христиане стараются меньше развлекаться и больше времени посвящать молитве и другим добрым делам.
Зато на Пасху - пир горой! На стол подаются крашеные вареные яйца, куличи (сладкий хлеб, похожий на кекс) и творожное блюдо, которое названо в честь праздника - пасха.
Поскольку к Пасхе готовились сорок дней, то и празднуют ее тоже сорок дней подряд.
Всю неделю после пасхальной ночи вся праздничная служба повторяется по утрам, причем и дети могут участвовать в шествии «крестного хода». Более того, именно в эти пасхальные дни у ребят есть возможность создать самый громкий звук в их жизни. Они могут ударить в настоящий огромный колокол. Во многих храмах в первые семь дней пасхи открыт доступ на колокольню, и любой человек (в том числе ребенок) может подняться и позвонить в колокола.
3. Сначала Библия говорит о том, как трудился Бог, создавая наш мир. Потом она говорит о том, как Бог призвал к труду человека. Первые люди (Адам и Ева) были поселены в райском саду. Это был уголок земли, где звери слушались людей и не было смерти.
Заповедь труда была дана среди четырех заповедей:
- умножения жизни («плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю»);
- возделывания и хранения сада;
- познания мира («нареки имена животным»);
- поста.
Эта четвертая заповедь говорила: «не вкушай плодов древа познания добра и зла». В православии ее воспринимают как заповедь о посте по той причине, что пост – это временное воздержание от чего-то хорошего ради того, чтобы приобрести нечто лучшее.
Христос по крещении изведен был духом в пустыню, и 40 дней постился. Подражая Христу, Церковь святая содержит ежегодно Четыредесятницы пост, который всегда бывает перед праздником святой Пасхи.
Есть пост телесный, есть пост и душевный. Телесный пост есть, когда чрево постится от пищи и пития, душевный пост есть, когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Пост телесный полезен для умерщвления страстей. Но пост телесный без душевного не приносит пользу, т.к. пост истинный есть воздержание от зла. Проводя пост беззаконно, христианин отрицается Матери Церкви.
4. Святая Православная Церковь содержит семь таинств: крещение, миропомазание, покаяние, причащение, брак, священство и елеосвящение.
Таинство крещения есть такое священное действие, в котором верующий во Христа, через троекратное погружение тела в воду с призыванием имени Пресвятой Троицы – Отца и Сына и Святаго Духа , омывается от первородного греха, а также и от всех грехов, совершенных им самим до крещения, возраждается благодатию Духа Святаго в новую духовную жизнь и делается членом Церкви, т. е. благодатнаго Царства Христова.
Миропомазание есть таинство, в котором верующему подаются дары Святаго Духа, которые укрепляют его в духовной христианской жизни.
Святым миром называется особенным образом приготовленный и освященный состав из благовонных веществ и елея.
Покаяние есть таинство, в котором верующий исповедует свои грехи Богу в присутствии священника и получает через священника прощение грехов от Самаго Господа Иисуса Христа.
Причащение есть таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина принимает самое Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинственно соединяется со Христом и делается причастником вечной жизни.
Таинство святаго причащения установил Сам Господь наш Иисус Христос во время последней Тайной Вечери, накануне Своих страданий и смерти.
Брак есть таинство, в котором при свободном обещании женихом и невестою взаимной верности друг другу, благословляется их супружеский союз, во образ духовнаго союза Христа с Церковью, и испрашивается и подается благодать Божия для взаимной помощи и единодушия, и для благословеннаго рождения и христианскаго воспитания детей.
Священство есть таинство, в котором правильно избранный человек через архиерейское рукоположение получает благодать Святаго Духа, для священнаго служения Церкви Христовой. Это таинство совершается только над лицами, избираемыми и посвящаемыми в священнослужители.
Елеосвящение есть таинство, в котором, при помазании больного освященным елеем, призывается на больного благодать Божия для исцеления его от телесных и душевных болезней.
Таинство елеосвящения еще называется соборованием, потому что для совершения его собирается несколько священников, хотя по нужде может совершить его и один священник.
5. Православный христианский храм делится на три части: алтарь, средняя часть храма и притвор. Алтарь означает – Царство Небесное. В алтаре совершается священнослужителями Богослужение и находится самое святое место во всем храме – святой престол, на котором совершается таинство святаго Причащения. На престоле находятся: антиминс, Евангелие, крест, дарохранительница и дароносица. Евангелие – это слово Божие, учение Господа нашего Иисуса Христа. Крест – это меч Божий, которым Господь победил диавола и смерть.
Православные храмы строятся алтарем на восток - в сторону света, где восходит солнце. Большею частью, храм, в своем основании, устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Иисус Христос избавил нас от власти диавола. Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собою небо. Купол же заканчивается вверху главою, на который ставится крест, во славу главы церкви – Иисуса Христа.
Над входом в Храм, строится колокольня или звонница. Колокольный звон напоминает нам о вышнем небесном мире.
«Основы иудейской культуры»
1. Тора, книги Торы, заповеди (мицвот), Симхат Тора (Радость Торы) , Сэфер Тора (свиток Торы), кетер Тора Корона Торы), арон кодеш (священный шкаф),
Слово Тóра в переводе на русский язык означает «учение». Тора состоит из пяти книг, поэтому её также называют Пятикнижием Моисеевым – по имени пророка Моисея (Моше), через которого Бог даровал людям Тору.
Моше записал пять книг Торы, но каждое её слово было продиктовано ему Богом, поэтому о самом Моше здесь всегда говорится в третьем лице. Слова Торы – это слова Бога, Он – её истинный Создатель.
Это названия книг Торы: Брейшит (Бытие), Шмот (Исход), Ваикра (Левит), Бемидбар (Числа), Дварим (Второзаконие).
Тора – главная книга иудаизма.
2. Дарование Торы, десять заповедей, мишкан (переносной Храм), коэны (священнослужители), рабейну (учитель).
Самое главное событие Исхода произошло в пустыне у горы Синай. Здесь Всевышний даровал евреям Тору. В тот момент Синай стоял в огне, окутанный густым дымом, земля дрожала, гремел гром, блестела молния, и в шуме стихии раздавался голос Божий, произносивший заповеди. Страх охватил евреев, и Моше один поднялся на гору. Сорок дней провёл Моше на горе Синай, слушая Всевышнего и записывая Тору. Главные же десять заповедей – сердце Торы – были запечатлены Самим Богом на двух каменных таблицах, называемых скрижа́ли. Десять заповедей передают суть данной евреям Богом религии и нравственности.
- Я – Бог, Всемогущий твой, который вывел тебя из земли Египетской.
- Не поклоняйся идолам.
- Не произноси Имени Бога попусту.
- Соблюдай святой Шабат.
- Уважай своего отца и свою мать.
- Не убивай.
- Не прелюбодействуй.
- Не кради.
- Не будь лжесвидетелем.
- Не желай имущества твоего ближнего.
Считается, что в момент дарования Торы духовно в одном месте присутствовал весь еврейский народ – не только тысячи живших тогда людей, но и не родившиеся ещё поколения. Поэтому некоторым мудрецам дается дар пророчества, и они способны записать то, что было услышано ими в момент дарования Торы от Самого Господа.
Когда Бог даровал евреям Тору, Он даровал ее всю – и Письменную, и Устную.
3. В книгах Торы рассказывается о сотворении мира, о событиях древнейшей истории человечества и о начале еврейской истории: от первого еврея Авраама до прихода еврейского народа в Землю Израиля.
Тора – это также главный иудейский Закон, устанавливающий для человека нормы и правила поведения, указывающий ему цель в жизни. Тору евреи учат всю жизнь, постигая в ней всё новые и новые смыслы.
Каждую неделю, в Шабат, читают очередной отрывок из Торы – для этого её текст разделен на недельные главы. Проходит неделя за неделей, и за год евреи прочитывают всю Тору, от начала до конца. Завершение годового цикла чтения Торы – большой праздник, называемый Симхáт Торá (Радость Торы). Радость эта состоит ещё и в том, что она – вечна: наступает следующий Шабат, и евреи начинают читать Тору заново, с первой главы первой книги Брейшит – «В начале сотворения Всесильным неба и земли, когда земля была пуста и нестройна, и тьма над бездною, а дух Всесильного парил над водою, сказал Всесильный: «Да будет свет» и стал свет»…
Тора содержит 613 заповедей – мицвот – добрых дел, которые приближают нас к Богу. Бог обещает вознаграждать за каждую исполненную заповедь, но важный принцип иудаизма состоит в том, чтобы исполнять заповеди не ради вознаграждения, но ради любви к Богу. Он установил их для нас, значит Он хочет, чтобы мы их исполняли.
Главными заповедями Торы считаются десять. В них высказаны идеи всемогущества Бога, любви к ближнему, основные принципы морали.
Подчеркивая значение Торы в жизни еврейского народа, евреев часто называют «народом Книги», подразумевая, что в этой Книге с большой буквы открывается для евреев суть жизни. Причём каждому новому поколению Тора открывается в соответствии с новыми жизненными обстоятельствами. Сегодня, в век Интернета и стремительно развивающихся технологий, Тора не только не устаревает, но открывает смысл современных явлений нашей жизни. Вот почему о Торе сказано, что «не в небесах она, а на земле».
Рассказывают, однажды к еврейскому мудрецу Гилелю пришел язычник и сказал: «Я приму иудаизм, если ты объяснишь мне суть Торы за то время, которое я смогу устоять на одной ноге». Гилель ответил: «Не делай другому того, что ненавистно тебе самому. Это – вся Тора, остальное – толкования».
Эти слова называют «золотым правилом Гилеля», а изложенный в них принцип воспринят многими народами и считается главным правилом человеческой морали.
4. В иудаизме в молитвах есть две главные, исключительно важные части: «Шма» («Слушай») и «Амида́» («Стояние»).
Провозглашению единства Бога, выражению сущности иудаизма призвана «Шма».
«Шма Исраэ́ль! Адона́й Элохе́йну, Адона́й Эха́д!» – «Слушай, Израиль*! Бог наш Всесильный, Бог один!» (*обращение ко всем евреям – потомкам Яакова-Израиля).
С этих слов начинали еврейские дети учиться. Эти слова люди произносили в последние минуты жизни, подтверждая тем самым верность религии своих отцов. И сегодня, согласно традиции, еврей дважды в день должен сказать «Шма».
«Амида» выражает чувство благодарности Богу. Она читается три раза в день и обязательно стоя. Эта молитва имеет также другое историческое название – «Шмонэ-Эсрэ» («восемнадцать»), так как изначально содержала 18 благословений Всевышнему за все то, что составляет основы еврейской веры. Каждая благодарность заканчивается словами «Бару́х Ата́...» («Благословен Ты...»).
Существуют еще много других благословений («брахо́т», в ед.ч. – «браха́»), не входящих в «Амиду». Все они начинаются словами «Барух Ата...». В них мы благодарим Бога за конкретные возможности, которые Он предоставляет в будни и праздники.
Когда кто-то произносит благословение, окружающие в знак согласия и поддержки отвечают «амен».
Разговор с Богом может быть «один на один», – и это будет личная молитва, а может быть – коллективным. И это уже будет общественная молитва.
Есть три главные ежедневные общественные молитвы: «Шахари́т» – утренняя, «Ми́нха» – после полудня и «Маари́в» – вечером. Все эти молитвы, особенно в праздники, рекомендуется произносить в минья́не (группе молящихся, в которую входят не менее 10 мужчин старше 13 лет).
5. Одной из главных заповедей иудаизма является соблюдение Шабата (Субботы). Шабат является главным праздником иудаизма. Он напоминает нам о днях творения мира, об освобождении из египетского рабства, о постоянной связи Всевышнего и народа. Субботний ритуал является неотъемлемым атрибутом еврейской жизни.
« Основы буддийской культуры»
1. За шесть веков до нашей эры в Индии явился мудрец, прозванный Буддой. Он рассказал людям о другом пути избавления от страданий. О том, что не нужно отказываться от всех земных благ для того, чтобы достигнуть идеала. Учение Будды – это Учение о необходимости нравственного самосовершенствования и о Срединном пути, о том, что нужно держать золотую середину между физическим и духовным миром. Это Срединный путь между крайностями аскетизма и удовлетворением желаний.
2. Учение Будды – Четыре Благородные Истины. Первая Истина – Истина о страдании. Всё существование человека есть страдание, неудовлетворённость, разочарование. Даже счастливые моменты его жизни в конечном итоге приводят к страданию, поскольку они связаны с «разъединением с приятным».
Вторая Истина – Истина о происхождении и причинах страдания (карма). Страдание не является изначальным и неизбежным состоянием человека, поскольку имеет свою причину – это желание или жажду удовольствий, которая лежит в основе привязанности людей к существованию в этом мире.
Третья Истина – причина страдания, поскольку она порождена самим человеком, подвластна его воле и может быть им же и устранена.
Четвёртая истина – Истина о пути к прекращению страдания. Буддой был предложен Срединный, или Восьмеричный, Путь.
3. Срединный (или Восьмеричный) Благородный Путь. Восьмеричный путь включает три основные составляющие: культуру поведения (правильные мысль, слово, действие), культуру медитации (правильные осознание и сосредоточение) и культуру мудрости (правильные взгляды).
Культура поведения — это пять основных заповедей: не убей, не бери чужого, не лги, не употребляй опьяняющих средств, не прелюбодействуй. Культура медитации — это система упражнений, ведущих к достижению внутреннего умиротворения и обузданию страстей. Культура мудрости — знание Четырёх благородных истин.
Суть Четвертой Благородной Истины это «Восьмеричный Путь», ведущий к освобождению от страданий. Он включает в себя 8 принципов, которые могут рассматриваться как система восхождения к духовному совершенству:
- Правильное понимание.
Правильное понимание – понимание закона кармы, т.е. закона причины и следствия совершённых поступков. Также это понимание Четырёх Благородных Истин и Восьмеричного Пути.
- Правильное намерение.
Правильное намерение - это стремление развить чистые и благородные качества ума а также мышление, свободное от невежества, недоброжелательности, алчности и жестокости.
- Правильная речь.
Правильная речь – это речь, которая не ведёт к разрастанию конфликтов и недоброжелательности. Традиционно к проявлениям неправильной речи относят ложь, сплетни и клевету, грубость, ругательства, пустословие.
- Правильные действия.
Правильные действия – это действия, позволяющие накапливать хорошую карму. Для любого буддиста основными методами накопления хорошей кармы является развитие щедрости по отношению к другим, развитие нравственности и тренировка ума.
- Правильные средства к существованию.
Правильные средства к существованию обозначают профессии, которые позволяют избегать накопления негативной кармы. К неправедным средствам к существованию относят способы получения денег с помощью обмана и воровства, а также профессии, связанные с причинением страданий живым существам, в частности, профессии мясника или торговца оружием, алкоголем и наркотиками.
- Правильное усилие.
Правильное усилие направлено на взращивание положительных добродетельных качеств, которые помогают в следовании Пути и в преодолении помех для практики Учения.
- Правильная внимательность.
Правильная внимательность – это состояние ума, которое позволяет быть максимально осознанным для того, чтобы в повседневной жизни и в буддийской практике не развивались негативные загрязнённые состояния сознания.
- Правильное сосредоточение.
Правильное сосредоточение – это буддийская медитация, которая включает в себя методы концентрации и внимательности. Необходимым условием для развития этого фактора является практика всех без исключения предыдущих составляющих Пути.
4. Основными направлениями буддизма в мире являются Махаяна и Тхеравада. Махаяна разделяется на много школ, основные из которых – тибетские: гелуг, ньингма, кагью, сакья; китайская школа – чань, японская и корейская школы – дзен. В России представлены оба направления и все основные школы буддизма. Основными регионами распространения буддизма на территории России были Бурятия, Калмыкия, Тува.
5. Oсновная идея этики буддийского учения – это нравственность, которая неотделима от представления о том, что такое человек и для чего он живет. Человек – существо несовершенное. Чтобы прийти к согласию с самим собой, достичь гармонии, человеку необходимо разобраться в себе и избавиться от страдания. Эта идея имеет для человека практический смысл. Она опирается на Четыре благородные истины:
- Страдание существует.
- У страдания есть причина.
- Страдание можно остановить.
4. Есть способ остановить страдания.
Буддист должен учиться совершенствовать свой ум и достигать духовных высот. Буддизм говорит, что человек – это драгоценный сосуд, способный вместить учение о спасении.
Великий буддийский учитель Дже Цонкапа сказал: «Человеческое тело в гармонии с самим собой более драгоценно, чем редчайшая жемчужина. Родиться человеком это крайне редкое явление. Вероятность обретения человеческого тела можно сравнить с вероятностью того, что черепаха, плавающая в глубинах Мирового океана, вынырнув на поверхность, сразу же попадёт головой в отверстие деревянного круга, кем-то брошенного в океан».
Будда говорил о том, что человек должен взращивать в себе Святую Любовь, которая не предполагает никакого вознаграждения и желание духовного роста каждому живому существу, и Святое Сострадание. Когда кто-то делает что-то плохое – неважно, в отношении тебя или нет, ты должен сочувствовать этому человеку, он достоин сострадания, потому что из-за своих пагубных желаний он создает причины для своих несчастий, «роет себе яму».
Буддизм говорит о том, что каждое живое существо обладает способностью любви и безграничного сострадания ко всем без исключения.
«Основы исламской культуры»
1. Коран - священная книга ислама. Мусульмане верят, что Бог посылал к людям посланников, и каждый посланник получал от него Писание, чтобы передать его людям. Источник всех этих Писаний – Мать Книг, которая хранится под Престолом Всевышнего. Мухаммад получил от Бога Коран, который в течение более чем десяти лет ему передавал ангел Джибриль (Гавриил).
Ангел диктовал Мухаммаду священные тексты, поэтому в понимании мусульман Коран - это прямая речь Бога, обращенная к людям, которая должна быть особым образом «прочитана». Именно поэтому Священное Писание мусульман получило свое название, которое в переводе с арабского означает «Чтение».
Коран разделен на 114 частей, которые называются сурами. Суры состоят из различных отрывков, рассказов. В них рассказывается о загробной жизни, о пророках, которых Бог посылал к различным народам до Мухаммада. В других сурах говорится о том, как следует жить людям в мусульманской общине, даются предписания о том, как вести себя в семье, как выполнять религиозные ритуалы.
. В исламе нет церковной организации. Все мусульмане – это большая единая община – Умма (сообщество). Она-то и является коллективным носителем и хранителем исламской религии.
3. Мусульмане считают, что основой творения, конечной его целью и высшей его ценностью является человек. Коран прямо объявляет человеческую жизнь одной из наивысших ценностей – человек не имеет права самовольно лишать кого-либо жизни, в том числе и самого себя, а убийство одного человека приравнивается к уничтожению всего человечества!
Ислам предписывает людям любить друг друга и относиться друг к другу так, как хотели бы, чтобы относились к ним самим. Необходимо с почитанием относиться к родителям и обеспечивать им достойную старость. Пророк Мухаммед любил повторять: «Рай находится под ногами наших матерей». Тем самым он подчеркивал необходимость особого почитания матери.
Пророк Мухаммед своим примером также установил большое количество нравственных правил, являющихся для мусульман обязательными. Так, он подчеркивал необходимость добрососедских отношений и личным примером показывал их важность.
Молитва у мусульман считается делом особенно благочестивым и является одним из столпов ислама. Мусульмане должны читать молитву в любом чистом месте, где его застанет время молитвы, но молитва совершенная в мечети имеет наибольшую ценность. Мусульманин обязан молиться пять раз в день в определенное время суток – утром, после обеда, перед вечером, после захода солнца и ночью. Поскольку молитва считается приближением к Богу, то мусульманин обязан приготовить себя к этому священнодействию, совершив ритуальное омовение и очистившись от дурных мыслей.
Еще одним столпом ислама считается пост в течение месяца рамадан. В течение целого месяца мусульмане в дневное время суток не едят, не пьют, не вдыхают ароматы и дым, а также отказываются от всяких удовольствий, чтобы думать только о Боге и богоугодных делах.
Чрезвычайно важно для мусульман (5-й столп мусульманской веры) паломничество в Мекку (хадж). Каждый мусульманин обязан хотя бы раз в жизни совершить хадж, но только если он имеет возможность предпринять такое путешествие. В определенное время в священной для всех мусульман Мекке собираются несколько миллионов верующих со всего мира, которые в знак равенства и приближения к Богу одеваются в куски белой материи и совершают совместно ритуалы паломничества.
4. Для мусульман чрезвычайно важно (5-й столп мусульманской веры) паломничество в Мекку (хадж). В Мекке находится главная святыня мусульман - храм Кааба. Мусульмане верят, что Кааба – это точная копия храма, в котором до изгнания из райского сада молились праотец Адам и праматерь Хавва (Ева).
Храм Кааба – почти кубическое здание, которое накрыто черным покрывалом с расшитыми на нем изречениями из Корана. Внутри храма не проводится никаких служб, здесь только горят лампады. Каабу называют «Домом Аллаха», сюда направляют свои взоры все мусульмане во время молитвы. Кроме того, Кааба является начальным и конечным пунктом посещения во время паломничества – хаджа. Паломники семь раз обходят вокруг этого храма, имитируя движение ангелов вокруг Всевышнего. После утверждения ислама в Аравии вокруг Каабы выросла огромная мечеть, называемая «Запретной» («Священной»). Большая ее часть находится под открытым небом.
5. Наиболее почитаемый праздник мусульман – это курбан-байрам. Он празднуется в память о том, как Авраам готов был принести в жертву Богу своего сына. В память об этом событии мусульмане должны заколоть овцу или барана. В эти дни мусульмане посещают мечеть, где совершают праздничную молитву и щедро раздают милостыню. Праздник длится три дня, во время которых принято просить у своих близких прощения за плохие поступки, посещать могилы предков и родственников, наносить визиты друзьям, надевать новую одежду, устраивать обильные угощения, дарить подарки.
Праздник разговенья, ураза-байрам, в честь окончания 30-тидневного поста в месяц рамадан (9-й месяц мусульманского лунного календаря) называется малым праздником (в отличие от великого праздника курбан-байрам). Однако празднуется он не менее торжественно и тоже в течении трех дней. Ночь на ураза-байрам желательно провести в бдении, в служении Аллаху. В ураза-байрам установлены обязательные общие молитвы, которые могут происходить как в мечети, так и на специальных открытых площадка. Мусульмане надевают лучшую одежду, ходят в гости с подарками, стараются веселиться, готовят традиционные блюда, которыми обмениваются с соседями. Дома в эти дни принято украшать гирляндами и лентами. Накануне праздника раздают милостыню.
Строго говоря, в исламе религиозными считаются только эти два праздника. Но мусульмане празднуют и другие памятные для них дни, например, мавлид − день рождения пророка Мухаммада. Он сопровождается чтением молитв и проповедей в мечети и домах верующих, торжественными процессиями.
«Основы светской этики»
1. Источником этических норм является общество, внутреннее нравственное чувство человека. Бог, Божественное откровение указывают нам на этические нормы, а мы носители русской культуры находим их в себе.
2. Добродетель есть всякое слово, дело и помышление закону Божию согласное.
Добродетели есть плоды духовной мудрости. Истинная добродетель состоит в победе себя самого, делать не то , что растленное естество хочет, но что святая воля Божия хочет: покорять волю свою воле Божией, побеждать благим злое, побеждать смирением гордость, гнев кротостью и терпением, ненависть любовью.
Порок есть всякое слово, дело и помышление закону Божию противное. В одном человеке может скрываться множество пороков. В сердце, заполненном пороками, не находится места для Христа. Порок за добродетель выдают те, в ком извращены понятия греха и добра.
3. Когда первые люди Адам и Ева согрешили, им стало стыдно и страшно, как это бывает со всеми, кто дурно поступает. Они тотчас заметили, что они наги. Вместо того, чтобы получить совершенство, равное Божиему, как они того хотели, получилось наоборот, разум их помрачился, совесть их стала мучить, и они лишились душевного спокойствия. Все это произошло потому, что они познали добро и зло против воли Божией, то есть через грех.
Совесть обличает грешника и стыд в нем соделывает. Стыд затрудняет совершать первый грех.
Слова «любовь к Родине» означают бескорыстную заботу Человека о близком ему человеке, других людях, своей семье, народе и Отечестве, готовность подчинить его интересам свои собственные.
5. Свобода бывает телесная и духовная. Телесная свобода - это когда один человек не подлежит власти другого человека, а также, когда человек свободен телом, то есть не связан, не скован, не заключен в темнице и пр. Духовная свобода – это когда человек от греха и диавольской власти освобожден благодатию Божию, не попущает греху царствовать над собой, противится страстям и похотям своим. Духа поработить и связать никто не может.
Свобода заключается не в том, чтобы делать все, что хочется. Никак не в том состоит христианская свобода. Свобода есть освобождение от греха, смерти, ада, диавола, хотя внешне можно находиться в узах. Свобода в том, чтобы сопротивляться греху и не порабощаться ему.
«Основы мировых религиозных культур»
- Происхождение религий – это связь (встреча) человека с Богом.
Религиозные чувства возникли у человека на самом раннем этапе его истории. Найденные захоронения древних людей сделаны с большой любовью и заботой. Это указывает на их веру в загробное существование и в высшие силы. Древние люди заботились о душах своих предков, верили, что эти души умерших людей продолжают участвовать в жизни своей семьи и всего племени. У них просили защиты, а иногда и боялись их.
Древние люди верили в то, что окружающий их мир населен духами, добрыми или враждебными. Эти духи обитали в деревьях и горах, ручьях и реках, в огне и ветре. Они также верили в священных животных, например, в медведей или оленей.
Постепенно на смену вере в духов приходит вера в богов.
2. Со временем возникли религии, которые называются мировыми. Верующие этих религий живут в разных странах и принадлежат разным народам. Сегодня мировыми религиями являются христианство, ислам и буддизм. Верующие этих религий живут, и в Европе, и в Америке, и в Азии, и в Африке.
Многие народы создали собственные национальные религии. Верующих этих религий принадлежат, в основном, к одному народу. Самые многочисленные из таких религий – индуизм (религия индусов) и иудаизм (религия евреев).
3. Некоторые религии древности сохранились до наших дней – мы называем их традиционными верованиями, если они являются культурообразующими для того или иного региона. В нашей России с незапамятных времен существуют разные религии. Больше всего у нас православных христиан. Значительное число россиян исповедуют другие мировые религии – ислам и буддизм. Многие придерживаются иудаизма. Эти четыре религии считаются традиционными религиями России.
4. Ислам – арабская культура,
Буддизм – индийская культура,
Христианство – русская, западно-европейская, сербская культуры.
- Христианство – Библия,
Ислам - Коран,
Буддизм – Трипитака.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мы очень любим и чтим память погибших ,немногих живых ветеранов. Тем, кто остался в живых, желаем долгих-долгих лет жизни, крепкого здоровьяТех,кто остался на полях боёв-вечная память!. Спасибо Вам за наше мирное время!
Наткнулась на фамилию одного человека.Не могу утверждать точно,но внутри что то ёкнуло,все совпадает с моим дедушкой ,которого я совершенно не знала,т.к. только родилась,но некоторые все же данн...
ТАРО - оккультная интерпретация христианской этики.
Карты Таро - это колода магических карт, используемых адептами различных оккультных течений в предсказательных целях. Историки эзотеризма полагают, что Таро зародилось в недрах древних...
Профессиональная этика учителя в контексте знакомства и усвоения ценностей христианской культуры.
Взгляд учителя физики на проблему формирования , знакомства и усвоения ценностей христианской культуры....
Конспект урока светской этики "Долг и честь"
Конспект урока составлен на основе рассказа Л.Пантелеева "Честное слово"...
Воинский долг или сострадание? Урок-исследование по рассказу Н.С. Лескова «Человек на часах», 6 класс
Конспект урока...
Рабочая программа внеурочной деятельности по основам христианской этики
Рабочая программа внеурочной деятельности по основам христианской этики для 8 класс....
Типы христианских храмов: ротонда и базилика. Мозаичный декор. Христианская символика
учебно-методическая разработка...