Конспект урока светской этики "Долг и честь"
план-конспект на тему
Конспект урока составлен на основе рассказа Л.Пантелеева "Честное слово"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок светской этики основан на материале рассказ Л.Пантелеева "Честное слово" | 20.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок светской этики
ДОЛГ И ЧЕСТЬ
Цель урока: учить понимать понятия «долг и честь»; учить понимать глубину содержания произведения и его главную мысль; учить приводить примеры из жизни.
Задачи урока: познакомить с понятиями «Долг и честь»; формировать сознательное отношение к морально-нравственным понятиям; познакомить с творчеством Л. Пантелеева; анализировать поступки героев и оценивать свои; формировать нравственные принципы; работать над развитием речи, мышления; развивать умение с помощью интонации передавать состояние героев; формировать представление о честности, отзывчивости.
Оборудование: учебники « Основы светской этики», текст рассказа Пантелеева , презентация к уроку.
Планируемые результаты:
- Личностные
Понимание ответственности к людям, ориентация в нравственном смысле и содержании поступков, воспитание этических чувств, совести, стыда. Уважение к людям. Воспитывать интерес к чтению.
- Метапредметные
Регулятивные – умение работать по плану, выделять главное, планировать свою деятельность.
Познавательные – находить разные виды информации, пользоваться разными видами чтения, использовать информацию словаря, осуществлять анализ произведения, устанавливать причнно0следственные связи, строить рассуждения.
Коммуникативные – высказываться, обосновывая свою точку зрения, уметь принимать мнение других, приходить к общему решению в ходе обсуждения.
- Организационный момент
2 Актуализация
Часто, сделав что-нибудь дурное, мы говорим: «Честное слово, я больше не буду!»
- Каково значение этих слов? (высказывания детей)
- А вот какое толкование этих слов дает нам Орфографический словарь С.И. Ожегова «Честное слово – уверение в искренности, правдивости чего-нибудь» (презентация)
- Как вы считаете, когда надо говорить эти слова? (когда сам полностью уверен в правдивости сказанного. Не стоит ими бросаться понапрасну)
3 Тема
- Как называется рассказ, который вы прочитали дома? Кто его написал? ( «Честное слово»)
Написал его Леонид Пантелеев.
(слайд 1 )
2. Прочитаем сведения о писателе.
Леонид Пантелеев, настоящее имя – Алексей Иванович Еремеев (1908 – 1987гг.), родился в Петербурге в семье военного. В годы гражданской войны потерял родителей и в 1921г. попал в школу для беспризорных детей. Воспоминания об этой школе легли в основу его рассказов. Пантелеев стремился, чтобы детская книга была книгой глубокого содержания, «где были бы юмор, и героика, и лирика, и настоящие человеческие страсти, и большая мысль». Этими качествами книги Пантелеева заслужили свою популярность. Умер писатель в 1987г. в Москве.
- что знали?
- что узнали?
-что не поняли?
5. Словарная работа
Какие слова непонятны? (из подготовительных упражнений)
Прочитаем объяснение новых для нас слов (читают по одному) (слайд4)
СТОРОЖКА – помещение для сторожа.
БЕЗУТЕШНО – не находя утешения.
ЧАСОВОЙ – военнослужащий, стоящий на посту, на часах.
КАРАУЛ – воинское подразделение, несущее охрану кого-либо или чего-либо.
ПРОТИСКИВАТЬСЯ – кое - как пробраться, протиснуться через что-нибудь.
КРАСНОАРМЕЕЦ - боец Красной Армии.
МАРШАЛ – самое высокое воинское звание.
МАЙОР – офицерское звание.
СЕРЖАНТ – звание младшего начальствующего состава в Армии.
- какое звание выше майор или сержант?
6. Первичное знакомство с произведением
-
6.1. Знакомить с рассказом начну вас я. Приготовьтесь отвечать на вопросы.
- От чьего лица ведётся повествование?
-При каких обстоятельствах рассказчик встретился с мальчиком?
- Почему мальчик плакал?
- Как к этому отнесся рассказчик? (Сначала улыбнулся, а затем задумался над ситуацией)
-Как вы можете оценить поступок мальчика?
- Выйдет из мальчика герой или нет? Ведь он плачет? (высказывания детей)
(Он плачет, но не уходит с поста. Он выполняет свой долг, преодолевая страх. Этот мальчик честный, надежный, храбрый, волевой. Он вырастет настоящим человеком, потому что умеет держать слово).
-Почему он выполнил приказ рассказчика? (Он военный, а значит тоже человек слова, с честь выполняет свой долг)
.
6.2. Чтение 2 части детьми относительно законченными фрагментами. (отметки)
- почему мальчик не ушел с поста, когда рассказчик предложил ему пойти домой поужинать? (мальчик играл честно, не хотел подводить других ребят. Он как в жизни, так и в игре дорожил своим честным словом)
- выберите черты, характеризующие его, как человека (смарт - благородный, пугливый, верный, мужественный, озорной, ответственный, насмешливый, преданный, робкий, упорный)
- как сначала воспринял слова рассказчика майор? Найдите и прочитайте (Командир захлопал глазами и посмотрел на меня с испугом…)
- прочитайте, как изменил свое поведение после объяснения (-Идемте, идемте. Конечно. Что же вы мне сразу не сказали?)
Почему изменилось его поведение? (понял серьезность происходящего).
6.3. Чтение 3 части
Прочитайте 3 часть про себя и во время чтения подчеркивайте карандашом слова, характеризующие мальчика.
(После прочтения слайд 8)
- какие слова отметили?
- почему майор, прощаясь с мальчиком, сказал, что из него выйдет настоящий воин? (не струсил один в темноте, не оставил вверенный ему пост).
7. Итог
- Что вам понравилось в этом рассказе?
- Что не понравилось?
- Какие мысли и чувства вызвало у вас поведение мальчика?
- Как мальчик понимал, что такое «честное слово»?
- Как рассказчик отнесся к «честному слову» мальчика?
- Как майор отнесся к «честному слову» мальчика?
- Кому приходилось когда-нибудь давать «честное слово»?
- А как его выполняли?
- Тяжело ли держать «честное слово»?
- Как можем охарактеризовать мальчика? (это человек, который с юных лет привык быть верен долгу и честному слову).
8 Домашнее задание
Составить высказывание «Что такое «честное слово» и когда его надо давать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект учебного занятия модуля «Основы светской этики» курса ОРКСЭ. Конспект урока "Добро и зло"
Проект учебного занятия модуля «Основы светской этики» курса ОРКСЭ преследует цель формирования навыка (мотивации) морального поведения на основе представления о добре и зле. Предваряет да...
Конспект урока "Добродетельи порок". Основы религиозных культур и светской этики. 4 класс.
Конспект урока "Добродетель и порок". Основы религиозных культур и светской этики.4 класс....
План-конспект урока по теме «My favorite holiday» (Интегрированный урок английский язык + светская этика + классный час)
В связи с переходом в новом ФГОС от знаниевой парадигмы к образовательной, где главной целью является достижение личностных результатов, духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся приобретает...
Конспект открытого урока ОДНКНР в 5 классе модуль «Основы светской этики» тема: «Честь и достоинство»
Методы:деятельностного подхода;моральных дилемм и дискуссий;моделирования;проектирования.Формы: фронтальная, индивидуальная, парная.Цель: воспитание личности гражданина посредством приобщения его к нр...
Презентация к открытого урока ОДНКНР в 5 классе модуль «Основы светской этики» тема: «Честь и достоинство»
тема: «Честь и достоинство» Методы:деятельностного подхода;моральных дилемм и дискуссий;моделирования;проектирования.Формы: фронтальная, индивидуальная, парная.Цель:...
Конспект урока с презентацией: "Тема чести в лирике В. С. Высоцкого"
Предлагаемый вниманию урок разработан для 11 класса в рамках общей темы "Лирика В. С. Высоцкого". В основе урока комплексный анализ одного стихотворения поэта, что способствует развитию инте...
Конспект урока по литературе_"Береги честь смолоду"
Конспект урока...