Воинский долг или сострадание? Урок-исследование по рассказу Н.С. Лескова «Человек на часах», 6 класс
методическая разработка по литературе (6 класс)
Конспект урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_6_klasse._leskov_chelovek_na_chasah.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Автор проекта: Меньшикова Д.А. , Златоустовский городской округ, учитель русского языка и литературы I категории, МАОУ СОШ №18.
2. Предмет: литература
3. Класс: 6
4. Тема урока: Воинский долг или сострадание? Урок-исследование по рассказу Н.С. Лескова «Человек на часах»
5. Цель урока: на примере рассказа Н.С Лескова научить анализировать текст, давать характеристику поступкам героев, выявлять авторскую позицию.
6. Задачи урока: провести анализ идейно-тематического уровня, выделяя ключевые языковые единицы и выявляя их признаки и назначение, сформировать навыки характеристики главного героя, создать условия формирования аналитического мышления.
7. Планируемые образовательные результаты:
личностные: воспитание патриотизма, усвоение гуманистических и традиционных ценностей, воспитание чувства ответственности перед Родиной и перед ближним человеком, формирование уважительного отношения к человеку, освоение социальных норм;
метапредметные: умение самостоятельно формулировать задачи познавательной деятельности, умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы;
предметные: понимание ключевой проблемы изученного произведения, постижение связи литературного произведения с эпохой написания, выявление заложенных в произведении вневременных нравственных ценностей, выявление выразительно-изобразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идеи произведения, приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы, понимание авторской позиции и своего отношения к ней.
Оборудование: 1) портрет Н.С. Лескова, иллюстрации к рассказу «Человек на часах» художников П.Я. Павлинова, А. Константиновского 2) тексты с рассказом Н.С. Лескова «Человек на часах» 3)Распечатки высказываний Л.Н. Толстого и А.Сурнина.
Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно страдание. (Л.Н. Толстой, русский писатель)
Воинский долг заключается в покорности законам, правилам службы, в готовности исполнить принятые на себя обязанности, как бы тяжелы они ни были, и в сознании необходимости отказаться от личных интересов (и даже жизни) ради воинского долга. (А. Сурнин, автор книги «Служение России. Роль офицерства в военном воспитании»)
8. Содержание урока:
Этап урока | Содержание и виды деятельности учащихся |
| У: Здравствуйте, ребята! У вас на партах листы с высказываниями Л.Н. Толстого и А. Сурнина. Прочитаем выразительно. 1 ученик: Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно страдание. (Л.Н. Толстой, русский писатель) 2 ученик: Воинский долг заключается в покорности законам, правилам службы, в готовности исполнить принятые на себя обязанности, как бы тяжелы они ни были, и в сознании необходимости отказаться от личных интересов (и даже жизни) ради воинского долга. (А. Сурнин, автор книги «Служение России. Роль офицерства в военном воспитании») У: Подчеркните ключевые слова в данных высказываниях. Назовите их. Ученики: Сострадание в первом высказывании и воинский долг – во втором. У: Запишем ключевые слова, поставив между ними союз или. Воинский долг или сострадание? Именно над решением этого сложного вопроса мы сегодня и будем работать на примере героя рассказа Николая Лескова «Человек на часах». А также выясним, какую роль сыграли эти понятия в раскрытии идеи произведения. |
| У: Ребята, как вы думаете, почему, прочитав произведение Лескова, мне вспомнились эти высказывания? Ученик: Главный герой часовой Постников спасает тонущего человека, оставляя воинский пост. У: Обратите внимание, что автор охарактеризовал случай, положенный в основу рассказа, как анекдот. А что такое анекдот? Ученик: Смешной случай. У: Вот как толкуется слово в словаре Ожегова. (Проекция на экран) Анекдот – 1. Очень маленький рассказ с забавным, смешным содержанием и неожиданным концом. 2.Смешное происшествие. Действительно ли в основе рассказа смешное событие? Ученик: Нет, случай трагический. Постников, рискуя собственной жизнью и воинской честью, спасает неизвестного ему человека, к тому же получая жестокое наказание за оставление поста. У: А как сам автор объясняет это событие? Обратимся к тексту. Чтение учеником главы 1. Ученик: Автор говорит, что событие ужасно для главного героического лица, а развязка оригинальна. Это составляет отчасти придворный, отчасти исторический анекдот. У: Как вы считаете, с какой целью автор в данном фрагменте указывает на историческое время произошедшего? Историческую справку может дать подготовленный ученик: Тридцатые года 19 столетия, о которых идет речь в произведении, эпоха царствования Николая I Палкина (как прозвали его в народе). За малейшую воинскую провинность и отступление от закона или воинского Устава предусматривалось жестокое наказание.У людей, тем более у военных, был страх перед вышестоящим начальством и перед царем. Можно сделать вывод, что автор не случайно указывает на точное историческое время. У: Спасибо! Но что же произошло в ночь Крещения на набережной Невы перед Зимним дворцом? Восстановим хронологию событий. Обратимся к главе 4. Сформируем 3 группы и рассмотрим эпизод через анализ языковых средств. 1 группа: найти эпитеты, с помощью которых автор описывает состояние героя. 2 группа: выписать глагольные выражения, характеризующие внутреннюю душевную борьбу Постникова. 3 группа: речевые обороты, которые раскрывают бедственное положение тонущего. Ученики 1 группы: нервный, чувствительный, умный, исправный, сердце непокорное, с рассудком ясным. Ученики 2 группы: приходил в оцепенение, оглядывается в ужасе, стал соображать, что спасти человека легко, помнит службу и присягу, не смеет покинуть будки, сердце ноет, стучит, замирает, делается беспокойно, страшно слышать, как другой человек погибает, ощущает «сомнение рассудка», не выдержал и покинул свой пост. Ученики 3 группы: человек отчаянно молит о помощи, отдаленные крики, стоны, подать помощь утопающему никто не может, тонущий ужасно долго и упорно борется, изнеможденные стоны, призывные крики: «Спасите, спасите! Тону! Спасите, тону!» У: Ребята, как автор характеризует состояние Постникова? Ученик: Герой переживает душевные муки. Постников понимает, что тонущего спасет только он, однако часовой осознает ответственность за оставление поста. В нем борются совесть и долг. У: Что берет верх? Ученик: Совесть. У: А мог бы такой человек, как Постников поступить иначе? И какие черты характера свойственны Постникову? Ученик: Для Постникова, который подчиняется велению совести, выбор становится очевиден. Ведь им руководят доброта, милосердие, чуткость, отзывчивость, сострадание, жертвенность, способность прийти на помощь. У: Какую роль в судьбе Постникова играет инвалидный офицер? Ученик: Инвалидный офицер подхватывает спасенного, везет в съезжий дом Адмиралтейской части и выдает себя за спасителя, а значит подвиг часового присваивает себе. У: Итак, Постников после спасения тонущего сам нуждается в милосердии другого человека, от которого зависит его судьба. Кто этот человек? Ученик: Свиньин, батальонный командир, подполковник. У: Как характеризует Свиньина автор? Ученик: человек не бессердечный, не имел жалостливости и мягкосердечия, отличался строгостью; если человек нарушал обязанность службы, то Свиньин был неумолим; на службе всякая вина виноватая. Разжалобить Свиньина – дело бесполезное. У: Как Свиньин повлиял на судьбу Постникова? Ученик: Свиньин не доносит царю, Постникова не судят, не расстреливают. У: Можем ли мы утверждать, что Свиньин совершил добрый поступок, ведь он спас Постникова от страшного наказания? Ученик: Нет, ведь Свиньин заботился о своей карьере, о репутации. У: Чем отличается добро Постникова и добро Свиньина? Ученик: Постников бескорыстный, знает о последствиях, но жизнь чужого человека оказывается важнее его собственной. Свиньин же преследует свои цели, для него важнее не запачкать честь мундира. У: Как и обещал автор, у рассказа неожиданный финал. Человек на часах идет на военное преступление во имя спасения жизни, да еще и получает жестокое физическое наказание (200 розг), после чего сам попадает в лазарет. Почему на этом эпизоде не заканчивается история? И зачем для автора была важна сцена разговора Свиньина и владыки (духовного лица)? Перечитаем главу 17, обращая внимание на ключевые слова в речи владыки. Ученик: Долг службы никогда не должен быть нарушен. Лозу гораздо легче перенесть на грубом теле, чем тонкое страдание в духе. Спасение погибающих не есть заслуга, но паче долг. Кто мог спасти и не спас – подлежит каре законов, а кто спас, тот исполнил свой долг. Воистину претерпеть за свой подвиг и раны может быть гораздо полезнее, чем превозноситься знаком. У: Как вы поняли слова владыки? Ученик: Понятие долга у владыки означает служение человеку, именно человеческий долг превыше всего. Для души гораздо страшнее не помочь нуждающемуся, но остаться верным закону. За истину пострадать гораздо полезнее. У: О ком говорит владыка? Только ли о Постникове? Ученик: Не только. Владыка иносказательно обращается и к самому Свиньину, показывая, что он и другие высокопоставленные лица могли бы спасти часового от наказания, но не спасли. По закону страны они не наказаны, а по божьему закону не исполнили свой долг. У: Найдите ключевое слово в речи владыки, которое лежит в основе идеи рассказа. Ученик: Подвиг. У: Дайте определение этому слову, подобрав синонимы. Ученик: Мужество, человечность, бескорыстие, самопожертвование. У: Именно духовное лицо называет поступок Постникова священным словом подвиг. А теперь обратите внимание на название рассказа. Почему именно «Человек на часах»? А не «Постников на службе», «Солдат на посту». Что для вас значит слово ЧЕЛОВЕК? Ученик: Человек – это воплощение доброты, милосердия, сострадания. Подвиг Человека – основа рассказа Лескова. |
| У: Перечитайте распечатки высказываний, которые у вас на партах, и задумайтесь, когда еще сострадание противоречит долгу, а может наоборот: долг - состраданию? Напишите сочинение – рассуждение, взяв за основу художественное произведение, исторический факт или историю из жизни. (Можно рекомендовать рассказ Л. Пантелеева «Честное слово») |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы в 7 классе по рассказу Н.С. Лескова "Человек на часах"
Творческая работа учащихся в группах: литературоведы, языковеды, поэты, художники. Используя мультимедийное оборудование, анализируется текст данного произведения....
Нравственные проблемы в рассказе Николая Семёновича Лескова «Человек на часах»
Хочу представить свою авторскую разработку урока внеклассного чтения по очень интересному, но отнюдь не лёгкому для восприятия детей произведению, нуждающемуся в дополнительных...
Открытый урок литературы «Что важнее: долг или совесть?» по рассказу Н.С. Лескова «Человек на часах»
Технологическая карта урока литературы «Что важнее: долг или совесть?» по рассказу Н.С. Лескова «Человек на часах»...
Викторина по рассказу Н.С.Лескова "Человек на часах"
Какая стояла погода в 1839 году на Крещение?Где нес караульную службу рядовой Постников?Каково происхождение рядового Постникова?Сколько времени длилась внутренняя борьба между чувством долга и чувств...
Методическая разработка урока литературы в 7 классе по рассказу Н.С.Лескова " Человек на часах"
Урок литературы в 7 классе по рассказу Н.С.Лескова «Человек на часах»«Любите добро ради самого добра»Тип урока: изучение произведения Н. С. Лескова «Человек на часа...
Урок литературы в 6 классе по рассказу Н. С. Лескова "Человек на часах"
Урок обобщения изученного по рассказу Н. С. Лескова....
Проверочная работа по рассказу Н.Лескова «Человек на часах», 6 класс
проверочная работа на знание содержания рассказа Н.Лескова "Человек на часах", 6 класс...