Эталон_Формирование УУД на уроке ОНЗ в ТДМ (деятельностный подход)
учебно-методический материал по теме
Эталон_Формирование УУД на уроке ОНЗ в ТДМ (деятельностный подход) таблица
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etalon_formirovanie_uud_na_uroke_onz_v_tdm.doc | 489 КБ |
Предварительный просмотр:
[Выберите дату] |
Эталон_Формирование УУД на уроке ОНЗ в ТДМ |
[Введите подзаголовок документа] |
Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроке ОНЗ в технологии деятельностного метода.
Этап урока ОНЗ | Требования к этапу | Перечень УУД, формирующихся на данном этапе |
I Мотивация к учебной деятельности | 1) Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»). 2) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок («могу»). 3) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»). | − самоопределение (Л); − смыслообразование (Л); − целеполагание (П); − планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). |
II Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии | 1) Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания. 2) Зафиксировать актуализированные способы действий в речи. 3) Зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны). 4) Организовать обобщение актуализированных способов действий. 5) Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания. 6) Мотивировать к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»). 7) Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия. 8) Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании. | − анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); − извлечение необходимой информации из текстов (П); − использование знаково−символических средств (П); − осознание и произвольное построение речевого высказывания (П); − подведение под понятие (П); − выполнение пробного учебного действия (Р); − фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р); − волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); − выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); − аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); − учёт разных мнений (К); − использование критериев для обоснования своего суждения (К). |
III Выявление места и причины затруднения | 1) Организовать восстановление выполненных операций. 2) Организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение. 3) Организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.). 4) На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. | − анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); − подведение под понятие (П); − определение основной и второстепенной информации (П); − постановка и формулирование проблемы (П); − структурирование знаний (П); − осознание и произвольное построение речевого высказывания (П); − волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); − выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); − аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); − учёт разных мнений, координирование разных позиций (К); − разрешение конфликтов (К). |
IV Построение проекта выхода из затруднения | Организовать построение проекта выхода из затруднения: 1) Учащиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения). 2) Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока. 3) Учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.). 4) Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели. | − самоопределение (Л); − смыслообразование (Л); − анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); − самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П); − поиск и выделение необходимой информации из текстов (П); − выбор наиболее эффективных способов решения задач (П); − планирование (Р); − прогнозирование (Р); − структурирование знаний (П); − осознание и произвольное построение речевого высказывания (П); − волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); − выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); − аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); − учёт разных мнений (К); − использование критериев для обоснования своего суждения (К); − планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К); − разрешение конфликтов (К). |
V Реализация построенного проекта | 1) Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом. 2) Организовать фиксацию нового способа действия в речи. 3) Организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона). 4) Организовать фиксацию преодоления затруднения. 5) Организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа). | − смыслообразование (Л); − анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); − волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); − познавательная инициатива (Р); − выдвижение гипотез и их обоснование (П); − самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П); − поиск необходимой информации из текстов (П); − использование знаково−символических средств (П); − моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки и т.д.) (П); − установление причинно−следственных связей (П); − самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации (П); − осознание и произвольное построение речевого высказывания (П); − построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); − нравственно−этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); − осознание ответственности за общее дело (Л); − следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л); − выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); − адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); − формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); − учёт разных мнений, координирование разных позиций (К); − использование критериев для обоснования своего суждения (К); − достижение договорённостей и согласование общего решения (К); − разрешение конфликтов (К). |
VI Первичное закрепление во внешней речи | Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: - фронтально; - в парах или группах. | − анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); − извлечение из текстов необходимой информации (П); − моделирование и преобразование моделей разных типов (П) − использование знаково−символических средств (П); − подведение под понятие (П); − установление причинно−следственных связей (П); − выполнение действий по алгоритму (П); − осознание и произвольное построение речевого высказывания (П); − построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); − выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); − адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); − формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); − учёт разных мнений, координирование разных позиций (К); − использование критериев для обоснования своего суждения (К); − достижение договорённостей и согласование общего решения (К); − управление поведением партнёра (К); − осознание ответственности за общее дело (Л); − следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). |
VII Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | 1) Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. 2) Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки 3) Организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки (в случае, когда способ действия состоит из нескольких шагов – организация пошаговой проверки). 4) По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия. | − анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); − извлечение из текстов необходимой информации (П); − использование знаково−символических средств (П); − подведение под понятие (П); − выполнение действий по алгоритму (П); − доказательство (П); − контроль (Р); − коррекция (Р); − оценка (Р); − волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); − осознание и произвольное построение речевого высказывания (П); − выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); − использование критериев для обоснования своего суждения (К). |
VIII Включение в систему знаний | 1) Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия. 2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | − нравственно−этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); − анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); − понимание текстов, извлечение необходимой информации (П); − подведение под понятие (П); − моделирование, преобразование модели (П); − использование знаково−символических средств (П); − установление причинно−следственных связей (П); − выведение следствий (П); − самостоятельное создание алгоритмов действий; − выполнение действий по алгоритму (П); − построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); − осознание и произвольное построение речевого высказывания (П); − контроль, коррекция, оценка (Р); − выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); − формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); − учёт разных мнений, координирование разных позиций (К); − использование критериев для обоснования своего суждения (К); − достижение договорённостей и согласование общего решения (К); − постановка вопросов (К); − адекватное использование речевых средств для решения коммукационных задач (К); − управление поведением партнёра (К); − осознание ответственности за общее дело (Л); − следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). |
IX Рефлексия учебной деятельности | 1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке. 2) Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся. 3) Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. 4) Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности. 5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания. | − рефлексия способов и условий действия (П); − контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); − самооценка на основе критерия успешности (Л); − адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л); − выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); − формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); − использование критериев для обоснования своего суждения (К); − планирование учебного сотрудничества (К); − следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода
Описание способов создания и организации условий, инициирующих познавательные действия обучающихся...
«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода. Урок исследования (урок творчества)».
«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода.Урок исследования (урок творчества)»....
Модель урока на основе коммуникативно-деятельностного подхода в специальной (коррекционной) школе VI вида
В публикации представлен опыт учителей начального звена специальной (коррекционной) школы VI вида по организации коррекционного урока в рамках коммуникативно-деятельностного подхода...
Построение урока на основе системно - деятельностного подхода в соответствии с требованиями ФГОС
Данный материал необходим учителям, которым в скором будущем придётся принимать учеников, обучающихся по новому образовательному стандарту 2-го поколения.Новый стандарт устанавливает новые требования ...
Построение урока на основе системно-деятельностного подхода
Построение урока на основе системно-деятельностного подхода...
Сравнение традиционного и современного уроков. Сущность организации урока, построенного на основе деятельностного подхода
В данной работе даётся сравнительная таблица особенностей уроков традиционного и современного. Она поможет коллегам при работе над изучением современных требований к урокам в соответствии с ФГОС....
Материалы к мастер- классу по теме "Урок на основе системно - деятельностного подхода на примере урока алгебры".
Осмысление и принятие учителем системно-деятельностного подхода проходит гораздо продуктивнее, если обсуждение на школьных методических семинарах проходит с проведением открытых уроков или показом вид...