Модель урока на основе коммуникативно-деятельностного подхода в специальной (коррекционной) школе VI вида
методическая разработка на тему
В публикации представлен опыт учителей начального звена специальной (коррекционной) школы VI вида по организации коррекционного урока в рамках коммуникативно-деятельностного подхода
Скачать:
Предварительный просмотр:
МОДЕЛЬ УРОКА
НА ОСНОВЕ КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VI ВИДА
Определяющая роль деятельности в становлении и развитии личности общеизвестна. Предметно-практическая деятельность в системе специального образования является специфическим средством обеспечения компенсаторного развития ребенка с любым отклонением в развитии.
Руководствуясь собственным педагогическим опытом, мы можем утверждать, что у большинства детей с ДЦП отсутствует или недостаточно развит житейский опыт, житейские представления, понятия и практические умения. Нет у них и достаточного для освоения общеобразовательных предметов понятийного багажа. То, чему обычного ребенка можно научить на словах, для ребенка с особыми образовательными потребностями становится доступным только в процессе собственной деятельности, специально организованной и направляемой педагогом.
В связи с этим педагоги начальной школы стали практиковать на своих уроках предметно-практическую деятельность ( работа «парами», «группами», «бригадами» и др.), которая позволила создать естественные условия (среду) для мотивированного речевого общения, постоянно воспроизводя потребность в таком общении. Общение, развиваясь, способствует овладению языком, мыслительными операциями, различными ситуациями общения и социального взаимодействия.
Время, отводимое на каждый этап урока, варьируется в соответствии с учебной ситуацией. Представляем примерную модель организации урока на основе коммуникативно-деятельностного подхода
- Самоопределение к деятельности.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи. | Высказывают предположения о том, что пригодиться для успешной работы. Возможна самопроверка домашнего задания. |
- Актуализация знаний. Цель: обеспечение готовности учащихся к включению в продуктивную обучающую деятельность, повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Предоставление материала, позволяющего осуществить переход к изучению нового материала. | Вспоминают соответствующие учебные задачи, делают содержательные обобщения. |
- Постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений, проговаривание цели урока, темы.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Создание настроения ожидания нового материала, радости открытия неизвестного. | Выявление недостающих для решения задачи знаний, создание конфликтной ситуации. |
- «Открытие» детьми нового знания. Цель: решение задачи, обсуждение проекта ее решения.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организация диалога; использование приемов, способствующих активизации мысли учащихся в процессе освоения нового материала. | Ведение диалога; групповая или парная работа. |
- Первичное закрепление. Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорных сигналов.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организация фронтальной работы; Организация работы в парах по выполнению продуктивных заданий; исправление ошибок; при необходимости повторение материала заново. | Фронтальная работа, работа в парах; решение продуктивных задач; ведут обсуждение ( учатся четко формулировать вопрос, выражать свое мнение, учитывать другие точки зрения); учатся разделять с учителем лидерство в группе и принимать на себя ответственность за результат учебного труда |
- Независимая самостоятельная практика учащихся.
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что умеет.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Дает небольшой объем самостоятельной работы Организация самоконтроля и самопроверки. | Самостоятельная работа (работа в парах) Самопроверка по эталону. |
- Самоконтроль и самооценка результатов.Цель: каждый должен сделать вывод о том, что уже умеет.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Применение индивидуальных эталонов в оценке труда. | Активизация оценочной деятельности через самооценку полученных результатов |
- Подведение итогов учебного занятия.Цель: сравнение целей, поставленных в начале работы, с полученным результатом, подведение объективного результата работы.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Определение перспектив последующей работы; Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Осознание результатов своей учебной деятельности; Самооценка результатов своей работы и работы всего класса. |
С некоторыми учащимися( с эмоционально-волевыми и/или интеллектуальными нарушениями) невозможно организовать групповые или «парные» формы работы. Такие ученики, как правило, и на уроке с трудом включаются во фронтальную деятельность, работая по индивидуальным заданиям (карточкам).
Поэтому учитель, организуя коллективную деятельность детей, учитывает личностно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы. В этом случае главным становится не знания, получаемые учеником, а ученик, получающий знания.
Как говорил Л. С. Выготский
«Учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от рельсов только направление собственного движения.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по чтению и развитию речи для специальной (коррекционной) школы VIII вида "Что за прелесть эти сказки!"(по сказкам А.С.Пушкина)
В ходе урока старшеклассники инсценировали отрывки из сказок А.С.Пушкина для младших школьников, что не только пробуждало интерес к чтению, но и воспитывало ответственность и заботливое отношение дете...
Урок русского языка в 8-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида «Спряжение глаголов» (личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии на уроке)
Урок русского языка в 8-м классеспециальной (коррекционной) школы VIIIвида«Спряжение глаголов» (личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии на уроке)...
Презентация к уроку "Знакомство с Интернетом" в 7 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида
В презентация к уроку в 7 классе "Знакомство с Интернетом" рассматриваются вопросы: возможности Интернета, браузеры, рейтинги, безопасность работы в Интернете. Для специальной (коррекционной) школы VI...
Рабочая программа курса "Основы экономики" для 10 класса специальной (коррекционной ) школы 8 вида
...
урок письма и развития речи 4 класс специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Правописание безударной гласной в слове"
Урок - закрепление учебного материала. Урок предполагает использование коррекционо-развивающей технологии и коррекционно-развивающих методов....
Проектная деятельность на уроках ПТО и ПО столярному делу в специальной (коррекционной) школе VIII вида
В статье представлен опыт проектной деятельности на уроках ПО в школе 8 вида...
Интегрированный, открытый урок (биология- физическая культура ) в 9 классе (специальная (коррекционная) школа VIII вида) ( в рамках дней здоровья в школе)
план - конспект интегрированного урока (биология, физическая культура) - 2 академических часа...