Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода
методическая разработка по теме
Описание способов создания и организации условий, инициирующих познавательные действия обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektirovanie_uroka__na_osnove_sistemno-deyatelnostnogo_podhoda.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Способы создания и организации условий, инициирующих
познавательные действия обучающихся
Шумилова М.В., МКОУ «Октябрьский лицей», п.Октябрьский, Калачевского района, Волгоградской области
«Если нет охоты учиться - учение мучительно и бессмысленно»
С.Соловейчик
Только увлечение создает то напряжение духовных сил, которое ведет к развитию способностей. Поэтому одной из основных задач учителя, на мой взгляд, является создание условий для проявления познавательной активности обучающихся. Можно выделить несколько источников формирования познавательных интересов: во-первых, содержание учебного материала; во-вторых, сам процесс организации познавательной деятельности учащихся; третий источник опирается на фактор общения и связан с отношениями, которые складываются в учебном процессе между учениками, а также между ними и учителем.
Формирование познавательных интересов через содержание учебного материала
1. Новизна учебного материала (создание проблемной ситуации для эмоционального восприятия темы, построение объяснения как открытия, вовлечение учащихся в поиск, размышление);
2. Изучение известного материала под новым углом зрения (удивление обычным явлениям, обновление старых знаний);
3. Использование на уроках сведений из истории науки;
4. Жизненная значимость изучаемых явлений, приближение к жизни;
5. Приобщение к современным научным достижениям;
6. Включение демонстрационного эксперимента в следующих целях:
- создание проблемной ситуации;
- подтверждение/опровержение гипотезы, сказанного, предположенного;
7. Занимательность учебного материала:
- использование загадок, пословиц;
- использование художественной литературы (стихи, отрывки из литературных произведений, научная фантастика);
- использование занимательных рассказов из жизни ученых;
- включение в урок различных фокусов.
8. Использование электронных образовательных ресурсов при условии правильного определения их дидактической роли и места на уроке, оценки оптимальности и целесообразности применения
Формирование познавательных интересов через организацию учебно-познавательной деятельности учащихся
Если после урока у ученика не осталось вопросов, которые хотелось бы обсудить, поспорить, поискать решения, то это значит, что урок, возможно, был и полезным, но оставил детей равнодушными к тому, что на нем происходило.
С целью создания оптимальных условий личностной самореализации школьников с одновременным высоким уровнем освоения ими содержания учебных программ я при планировании и конструировании урока придерживаюсь модели, основанной на системно-деятельностном подходе:
Этап урока | Задачи | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
знаний | Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; формирование умения задавать вопросы; развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся | Предоставляет материал, позволяющий осуществить переход к приобретению новых знаний | Вспоминают соответствующие учебные задачи, делают содержательные обобщения |
| Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием; познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения | Предоставляет «конфликтный» материал, создает готовность к предстоящей деятельности | Проявляют познавательную инициативу, обнаружив возникшие интеллектуальные затруднения, противоречия, дефицит знаний. Осознают цель предстоящей деятельности |
III. Планирование | Формирование способности анализировать, сравнивать, определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи; воспитание культуры делового общения, формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах | Предоставляет достаточное количество материала, побуждающего к высказыванию предложений о способах изучения данного объекта, явления, составления плана действий по изучению объекта, открытию «нового» знания | Работают в группах. Обобщают результаты наблюдений, составляют план предстоящей деятельности, выбирают средства, необходимые для открытия «нового» знания |
IV. Открытие нового знания | Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи; сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом; высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи; воспитание культуры делового общения, умения оказывать и принимать помощь | Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие всех детей в учебно-поисковой деятельности. Формулирует обобщенные вопросы, например: «Выполнение каких действий приведет нас к решению учебной задачи?» Демонстрирует коллективно составленный алгоритм. | Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи. Обнаруживают закономерности, обобщают результаты наблюдения, составляют план действий. Фиксируют на бумаге, доске свое «открытие». Представители от групп сообщают о результатах коллективной работы, отвечают на вопросы учеников из других групп. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов. Вносят изменения в алгоритмы |
V. Отработка учебных действий | Развитие общеучебных умений и навыков; способности к комментированию, обоснованию своих действий, соотнесению своих действий с планом – способности осуществлять самоконтроль, корректировку действий | Предлагает задания на «новое» знание, побуждает учеников к определению и выбору видов работы по достижению целей урока, поддерживает интерес и познавательную активность учащихся. Создает условия для сотрудничества – работы в парах, группах; ситуации успеха для каждого. Осуществляет индивидуальную работу по устранению ошибок. Стимулирует доброжелательное взаимодействие учащихся. | Проговаривают алгоритм действий в ходе выполнения типовых заданий. Отрабатывают действия, соответствующие мыслительным операциям анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Осуществляют работу в малых группах. |
VI. Рефлексия | Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей | Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. Предлагает назвать наиболее понравившиеся вопросы, ответы учеников. | Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. |
Формирование познавательных интересов через систему взаимоотношений учитель-ученик, ученик-ученик
- Создание благоприятного психологического климата, обстановки жизнерадостности, разумное сочетание репродуктивных и творческих методов.
- Создание ситуации успешности каждого ученика.
- Формирование у учащихся положительного отношения к коллективным формам работы.
- Формирование отношений сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса. Не навязывать ребенку единственное решение той или иной ситуации, а давать ему самому пробовать, находясь не «над ним», а «рядом с ним». Общаясь с детьми, раскрывать им своё мироощущение, свою систему ценностей, отношение ко всему, что происходит вокруг, и делать это искренне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Построение урока на основе системно - деятельностного подхода в соответствии с требованиями ФГОС
Данный материал необходим учителям, которым в скором будущем придётся принимать учеников, обучающихся по новому образовательному стандарту 2-го поколения.Новый стандарт устанавливает новые требования ...
Построение урока на основе системно-деятельностного подхода
Построение урока на основе системно-деятельностного подхода...
Проектирование современного урока на основе системно-деятельностного подхода.
В статье раскрываются основные аспекты проектирования современного урока на основе системно-деятельностного урока....
"Проектирование урока с позиции системно-деятельностного подхода"
Презентация мастер- класса по теме "Проектирование урока с позиции системно-деятельностного подхода"...
Проектирование урока географии на системно-деятельностной основе.
Проектная деятельность школьников....
Материалы к мастер- классу по теме "Урок на основе системно - деятельностного подхода на примере урока алгебры".
Осмысление и принятие учителем системно-деятельностного подхода проходит гораздо продуктивнее, если обсуждение на школьных методических семинарах проходит с проведением открытых уроков или показом вид...