"5 ШАГОВ К ГАРМОНИИ"
статья на тему
Предварительный просмотр:
5 ШАГОВ К ГАРМОНИИ
(из опыта работы СП ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» с. Борское –
ДДТ «Гармония»)
Гмыра Светлана Александровна - педагог организатор,
Черенкова Елена Викторовна - педагог дополнительного образования
СП ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» с. Борское – ДДТ «Гармония»
Одаренные дети, талантливая молодежь – это будущее России. В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Это является актуальным вопросом в системе образования.
Концепция модернизации российского образования одной из задач ставит "формирование профессиональной элиты, выявление и поддержку наиболее одаренных талантливых детей и молодежи". Учитывая, что каждый человек от природы одарен, проблема заключается в определении сферы этой одаренности с тем, чтобы развивать и совершенствовать это талант. Поэтому одаренных, творчески активных детей следует рассматривать как национальный генофонд, главное богатство страны. На сегодняшний момент главным требованием времени является поворот лицом к проблемам одаренных детей, развитие их творческого потенциала.
Работа с одаренными детьми должна сложиться в обоснованную, продуманную политику и в непрерывный педагогический процесс, пронизывающий все ступени роста ребенка от дошкольного до взрослого. Создание благоприятных условий для более полного раскрытия индивидуальных способностей на всех этапах развития и становления личности одаренного ребенка реализуется на основе комплексной программы «5 шагов к гармонии», которая была разработана в ДДТ «Гармония». Цель программы - выявление, развитие и поддержка одаренных детей, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого потенциала и привлечение ресурсов ДДТ «Гармония» в целях социально- культурной адаптации одаренных детей и подростков и вовлечение их в активную творческую деятельность.
Анализируя работу с детьми, имеющими ярко выраженные творческие способности, педагоги пришли к выводу, что у нашего учреждения есть опыт работы в этом направлении деятельности, есть условия и заинтересованные педагогические кадры. Поэтому был разработан алгоритм работы, который предусматривает создание, функционирование и развитие системы с одаренными детьми на всех этапах.
Программа включает в себя пять шагов деятельности, т.е. работа ведется поэтапно-пошагово. 1 шаг – выявление и диагностика одаренности.
Выявление и диагностика одаренности - проблема чрезвычайно сложная и, прежде всего, потому, что одаренность есть не одна способность, а комплекс способностей и качеств, образующих ее неповторимый "букет".
Таким образом, технология поиска одаренных детей в ДДТ «Гармония», их выявление и диагностика включает следующие стадии:
сбор информации об одаренных детях, исходящей от родителей, знакомых, воспитателей, педагогов; сбор информации, свидетельствующей об очевидных успехах ребенка, его признании общественностью (конкурсы, выставки, соревнования, публикации и т.д.). Далее, включение полученной информации в банк данных ДДТ.
Чтобы ребенок мог успешно учиться, чтобы он сам мог выбрать свой жизненный путь и творчески реализовать его, растущему человеку нужна педагогическая поддержка. В программе это второй шаг - развитие способностей и талантов путем создания поддержки одаренных детей.
Педагогическая поддержка - это комплексное развитие всех психических качеств и свойств личности в процессе совместной творческой деятельности педагога и ребенка. Педагог и педагог-психолог укрепляет самооценку ученика, помогает поверить в себя и свои силы. Важно так же обнародование успехов юного дарования, что является стимулом для его развития. Статьи в газету и на сайт о достижениях ребенка помогает ему заявить о себе перед общественностью.
Важной и существенной поддержкой талантливого ребенка служит материальная поддержка. Премии для одаренных от Главы муниципального района, а также премией Президента были не однократно награждены обучающиеся ДДТ «Гармония».
Работа с одаренными детьми процесс, требующий продолжительное время. На каждом временном этапе происходит накапливание материалов о достижениях ребенка. В программе это является третьим шагом и предполагает отслеживание и анализ творческих достижений одаренных воспитанников. Это позволяет разработать оптимальные требования к результатам деятельности педагога, а так же выработать новые критерии оценки результатов работы. Результат деятельности воспитанников фиксируется в форме творческих выступлений, в творческих книжках воспитанников. Оценка должна быть понятна и главное, чтобы у одаренных воспитанников формировалась адекватная оценка собственных достижений, базирующихся на стремлении к дальнейшему совершенствованию.
Работа с одаренными детьми должна опираться на серьезные научные исследования, занимающиеся феноменом одаренности и психологией творчества, изучающие ее виды и типы. И четвертым шагом программы с одаренными детьми является «Методическое обеспечение программы».
Для успешного проведения данного этапа в работе используется:
- образовательные программы (авторские, адаптированные);
- методические рекомендации по работе с одаренными детьми;
- методики тестирования одаренных детей;
- лекции для родителей и педагогов дополнительного образования:
- исследовательская и практическая работа с одаренными детьми;
- анализ, обобщение и распространение опыта по данной проблеме.
Последним заключительным шагом в работе является включение программных мероприятий с одаренными детьми. Участие в конкурсах, конференциях позволят ребенку проверить свои возможности. Привлечение талантливых детей к организации мероприятий, а так же в помощь педагогу даст хороший шанс ребенку проявить себя и заявить о своем таланте.
Таким образом, работа по данной программе позволит поднять статус талантливого ребенка, выявить наибольшее количество одаренных детей, повысит профессиональное мастерство педагога.
Список используемой литературы
- И.А. Малахова. Развитие личности (способность к творчеству, одаренность, талант).
- Е.Г. Тарасова. Целительные силы искусства
- Н.С. Лейтес. Детская одаренность
- Н.Ю. Синягина. Развитие одаренности: пути построения учебно-воспитательного процесса
- А.И. Савенков. Прогнозирование выдающихся достижений
- Д.Б. Богоявленская. Природа детской одаренности
- С.А. Леднева. Идентификация детской одаренности педагогами
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия «К нам весна шагает быстрыми шагами» для 3 класса
Цели:Коррекционно–образовательные:Активизировать и обогащать лексический словарь по теме «Весна».Учить устанавливать причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы, их взаимосвя...
МОНИТОРИНГ степени изученности программы ДО «Первые шаги». МОНИТОРИНГ степени изученности программы ДО «Первые шаги». Мониторинг
Материал включает в себя тесты на проверку внимания, воображения, речи, различные задания на изучение степени готовности ребенка к процессу обучения в школе....
Открытый урок по музыке 6 класс.Гармония. Что такое гармония в музыке.
Урок поможет учащимся осознать и осмыслить, что значит музыкальная гармония. Урок способствует развитию эстетических чувств у школьников, приобщает к музыкальным ценностям на примере...
Совместно-организованная деятельность педагогов с детьми с ОВЗ "К нам весна шагает быстрыми шагами
Авторская разработка конспекта учителя-дефектолога и воспитателя детей с ОВЗ (стрший возраст , ЗПР)...
Конспект занятия.«Обучение технике прыжка в длину с 7-9 шагов разбега. Закрепление техники метания теннисного мяча на дальность с 4-5 бросковых шагов»
Конспект урока...
"ГАРМОНИЯ: ЧТО ТАКОЕ ГАРМОНИЯ В МУЗЫКЕ".
laquo;Гармония» - одно из самых главных понятий музыкального искусства. Что же оно означает? Очевидно, слово «гармония» возникло далеко за пределами музыки: ведь люди издавна называ...
Обучение Бросоку с двух шагов в баскетболе. ЗАВЕРШЕНИЯ С 2-Х ШАГОВ ИЗ-ПОД КОЛЬЦА
https://www.youtube.com/watch?v=lweFQxHDNEoВ этом видео уроке мы увидим что такое бросок с двух шагов в баскетболе, и как его выполнять с места, в движении, и различные его завершения из- под ко...