ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК ФАКТОРА САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ
статья на тему
Проблема формирования социального интеллекта как фактора самореализации подростков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tezisy_manina_k.e.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК ФАКТОРА САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ
Манина К.Е.
Россия, г. Москва, РУДН
Социально-экономические условия современного мира, характеризующиеся быстрым темпом модернизации, информатизации, развития инновационных технологий как в сфере науки и техники, так и в социуме, связаны с потребностью государства в необходимости воспитания новой личности, обладающей способностью мобильно адаптироваться в социальной жизни, продуктивно взаимодействовать с другими членами общества, а также понимать и объяснять поведение окружающих. Кроме этого, одна из задач новой личности – повышение эффективности нововведений, стремительно внедряющихся в реалии современного мира. Обществу нужен активный гражданин, деятельность которого направлена на совершенствование мироустройства посредством эффективного взаимодействия с социумом. Именно этим объясняется усиление интереса к изучению социального интеллекта. Кроме этого, важным аспектом является выявление роли изучаемой проблемы в самореализации личности подростка.
Сегодня феномен социального интеллекта характеризуется недостаточной изученностью, что свидетельствует об отсутствии единого подхода к определению данного понятия. Изучаемый феномен – явление многогранное, включающее в себя когнитивные процессы в рамках коммуникативных способностей личности, обеспечивающие понимание и эмоциональное восприятие ситуации, формирование которых зависит от возрастных особенностей и социального опыта.
Одной из первоочередных задач современной школы является формирование внутренних факторов самореализации личности. Модель выпускника включает в себя уровень развития компетенций, связанных с взаимодействием человека с социумом: коллективом, друзьями, партнерами, семьей. Достижение этого возможно не только путем передачи ценностей от поколения к поколению, но и приобретением ребенком социального и нравственного опыта на протяжении обучения в школе посредством общения с взрослыми и сверстниками.
Начало процесса приобщения к социальным нормам и ценностям происходит уже с раннего возраста. Несомненно, восприятие мира маленьким человеком в корне отличается от мировоззрения взрослого. Но именно от того, что знает о себе и своих близких ребенок, как он чувствует себя в определенной ситуации, зависит успешность формирования значимых личностных качеств, которые обеспечивают благоприятные условия для адаптации в новой системе социальных отношений. В процессе игры, общения со сверстниками, родителями он учится понимать правила и нормы поведения в обществе, принимать или, наоборот, отклонять стратегии поведения в конкретных ситуациях. Это опыт преумножается и обладает положительной динамикой до тех пор, пока ребенок не вступает в пору подросткового возраста, когда происходит серьезный разрыв в отношении к самому себе: как к ребенку или как к взрослому.(Калиновская М.А.,2011)
Подростковый возраст является переходным периодом между детством и взрослой жизнью и характеризуется стремлением ребенка к осознанию своего места в системе социальных отношений. В это время происходит изменение социального статуса будущего взрослого: наблюдая за системой взаимоотношений взрослых, выявляя различия между поведением взрослых и детей, ребенок открывает для себя о новые стили поведения. Пытаясь отожествить себя с уже сформировавшейся личностью, человек, находящийся в подростковом возрасте, пытается выстраивать совершенно иную систему взаимоотношений с окружающим миром, нежели ранее. Постепенно появляется желание самостоятельно разрешать собственные проблемы, находить выход из трудных ситуаций. Важно отметить, что в это время ребенок начитает задумываться о последствиях своих поступков. Уделяя все больше времени общению со сверстниками, подросток проявляет эмпатию, ставит себя на позиции другого человека. Если говорить о гендерном различии в поведении подростков, способность к пониманию, сопереживанию ярче выражена у девушек, нежели чем у представителей сильного пола. Юноши же отличаются умением контролировать свои эмоции. Примечательно, что в этом возрасте ребенок не ограничивает мир рамками своих потребностей и желаний. Он начинает соотносить интересы общества с собственными, задумываясь о своем месте в жизни государства и всего человечества.(Карпович Т.Н.,2011)
Несомненно, среда, которая окружает человека, пребывающего в сензитивном периоде развития, формирует определенные «взрослые» шаблоны поведения в определенных ситуациях. В этот момент очень важно осуществлять контроль за протеканием процесса переходного периода в развитии. В данном возрасте огромное значение для подростка имеет общение со «значимым взрослым». Чаще всего такой уникальной личностью становятся учителя, тренеры, а не члены семьи. Поэтому отсутствие контроля и поддержки со стороны родителей может привести девиации. А если учесть, что именно в данный период в значительной мере происходит формирование потребностно-личностного, эмоционально-личностного, когнитивного компонентов убеждений, то устранение отклонений в поведении и ценностях формирующейся личности может оказаться затруднительным. (Калиновская М.А.,2011)
Таким образом, мы видим, что в подростковом возрасте происходит формирование значимых личностных новообразований, мировоззрения человека, что неразрывно связано с проблемой самореализации личности. Этот возраст очень чувствителен ко всем преобразованиям, происходящим, как в самом человеке, так и социуме, его окружающем. Именно поэтому именно сейчас необходимо проводить специально организованную работу, направленную на развитие социального интеллекта.
Литература
Калиновская М. А. Особенности социального интеллекта и выбора стратегий поведения подростков // Молодой ученый. 2011. №3. Т.2.
Карпович Т.Н. Социальный интеллект и пути его развития у учащихся юношеского возраста// Психология. 2002, №3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разновидовая деятельность классного руководителя в формировании социального интеллекта школьников (из опыта работы)
Из опыта работы классного руководителя по формированию социально активной личности...
Социальное проектирование как фактор социализации подростков.
Данный материал может использоваться педагогами для подготовке к педогогическим советам, МО....
Особенности социального интеллекта у интеллектуально сохранных подростков с девиантным поведением
Данная статья является интеллектуальной собственностью Егоровой О.Н....
Проблема формирования социальной компетентности и приобретения социального опыта воспитанниками детского дома
Проблема формирования социальной компетентности и приобретения социального опыта воспитанниками детского дома...
Особенности работы по формированию социального интеллекта учащихся с детским аутизмом на примере использования потенциала школьного музея КМПВО Ленинграда.
Актуальность и целесообразность реализации программы по формированию социального интеллекта для детей с ранним детским аутизмом (РДА), имеющих сложный дефект, который приводит к нарушению связей с соц...
Учет факторов формирования социально-уверенного поведения детей и подростков в работе педагога с родителями и ребенком.
Выступление на методическом объединении педагоговдополнительного образования, педагогов-психологов и социальных педагогов ГБОУ ДО ЦПМСС "Живые потоки"...
Тезис КЛУБНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ КАК ФАКТОР САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СПО 2024 год
Участие в IV Краевой ярмарке педагогических инновационных идей - 2024 (21 февраля 2024 года г. Чита) Тема: "КЛУБНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ КАК ФАКТОР САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СПО"...