«Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время».
статья по химии по теме

Основная цель: включение  школьников в проектно-исследовательскую деятельность.

Задачи:

·         Углубление своих знаний о проектно-исследовательской деятельности.

·         Организовать работу с классом (группой) по данной теме.

·         Развивать творческие способности учащихся, исследовательские навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proektov.docx20.66 КБ

Предварительный просмотр:

«Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время».

Учитель ВКК:

Капранова Инна Викторовна

МОУСОШ №13 с углубленным

изучением отдельных предметов

                                                                        г. Воронежа

2010-2011 учебный год

Введение

Моя методическая тема по самообразованию:

 «Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время».

Основная цель: включение  школьников в проектно-исследовательскую деятельность.

Задачи:

  1. Углубление своих знаний о проектно-исследовательской деятельности.
  2. Организовать работу с классом (группой) по данной теме.
  3. Развивать творческие способности учащихся, исследовательские навыки.
  4. Формировать опыт сотрудничества.

  Для исследования не нужен запас знаний, тот, кто исследует должен сам «узнать», «понять», «сделать вывод».

Уделяю внимание умению учащихся самостоятельно работать на уроке, школьники учатся понимать и извлекать из текста учебника нужную информацию, осознавать и точно выполнять задания по другим видам учебных работ.

Проектное обучение является непрямым, и здесь ценны не только результаты, но и сам процесс.

Работа над проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, превратить образовательный процесс в созидательную работу.

Практическая часть и результаты работы.

Тема «Комплексные соединения» рассматривается на уроках общей химии в 11 классе с углубленным изучением.  В 2007 в рамках изучаемой темы «Комплексные соединения» учащимися 11 класса был разработан проект.

  Данный проект –  межпредметный, групповой и иследовательско-творческий. Целью проекта стало изготовление мультимедийного дидактического пособия, в котором учащиеся могли бы найти информацию для систематизации полученных на уроках знаний.

Задачи проекта: изучить теоретические основы данной темы, расширить свой кругозор в области медицинских знаний, провести качественные реакции с комплексными соединениями, подобрать текстовый и иллюстративный материал для оформления слайд-лекции.

Формируемые компетенции: общеучебные, исследовательские (анализ, химический эксперимент, обобщение).

Проект включает в себя данные темы исследования: «Из истории возникновения комплексов», «Комплексные элементы и медицина: кальций, железо», «Химическое чародейство».

 Форма представления результатов работы: мультимедийная презентация, содержащая уравнения реакций, формулы, фотографии. Данный проект используется на уроках химии в качестве дидактического пособия.  

В теме «Гидролиз» в 2009 учебном году учениками профильной химико-биологической группы 11 класса были выполнены индивидуальные экспериментальные проекты по темам: «Осветлить и умягчить», «Проказы медного купороса».

Проект «Осветлить и умягчить» - с помощью сульфата алюминия, который применяют на станциях городского водоснабжения можно провести осветление и умягчение воды. Как это происходит?

Проект «Проказы медного купороса» - садоводы и огородники борются с грибковыми заболеваниями растений с помощью медного купороса, готовя его 0,5%-ный раствор для опрыскивания грядок. Медный купорос хорошо растворим в воде, но раствор указанной концентрации всегда остается мутным. Почему?

 Цель проектов: изучение состояния проблемы и ее актуализация, провести лабораторное исследование данных вопросов.

Задачи проекта: изучение и анализ учебной литературы по данной теме, практическое решение поставленной проблемы.

Формируемые компетенции: информационные, исследовательские (комплексное сравнение и анализ, химический эксперимент, обобщение полученных результатов).

 Форма представления результатов работы: мультимедийная презентация. Хочется отметить практическую направленность данных проектов и их прикладной характер.

В процессе учебного исследования у учащихся формируется внутренняя потребность подходить к любой возникающей проблеме системно и творчески, появляется возможность развить экспериментальные умения, получить представления о научных принципах исследования.

Представленное учебное исследование помогает бороться с формализмом в химических знаниях, развивает у учащихся умения наблюдать факты и явления, объяснять их сущность в свете изученных теорий, планировать свою работу. Решение поставленной проблемы, сопоставление полученных результатов с литературными данными и успешное представление своей работы перед аудиторией создает у учащихся настрой на достижение новых целей.

В нашей школе сложилась славная традиция ведения краеведческой работы по направлению исследования истории кабинета химии, традиций химико-биологических классов.

 Результатом данной краеведческо-поисковой работы явились групповые творческие проекты по темам: «История кабинета химии», «С голубого ручейка начинается река, а ученый начинается с химбио», «Ученые химики ВГУ – гордость отечественной науки». Проекты были представлены в рамках школьных предметных недель в виде рефератов и мультимедийных презентаций. Также данный материал был представлен на городских педчтениях в 2008-2010 годах и был отмечен грамотами

Цель проектов: повышение престижа химико-биологического профиля школы, расширение творческого потенциала школьников, воспитывать чувство гордости за родной край, создание творческих отчетов.

Задачи проектов: изучение и анализ архивных материалов, материалов сети Интернет, ознакомить  педагогов школы, учащихся и их родителей с историй кабинета химии и традициями профиля, осуществлять эстетическое воспитание при оформлении и представлении материалов.

Формируемые компетенции: общеучебные, информационные, коммуникативные.

 Проекты «История кабинета химии», «С голубого ручейка начинается река, а ученый начинается с химбио» были проведены под девизом: мы гордимся своими учителями и учениками.

Для достижения поставленных целей и задач была спланирована и организована работа по поисково-исследователькой деятельности, проведены беседы и заочные экскурсии по этим материалам для учащихся 7-11 классов.

Проект «Ученые химики ВГУ – гордость отечественной науки» рассказывает о жизни и научной деятельности ученых химического факультета ВГУ Я.А.Угае и Р.Э. Неймане, известных не только в родном городе, но и в мировой химической науке. Почему именно о них? Нам, учителям, посвятившим себя школьному химическому образованию, хотелось рассказать о наших университетских учителях.

Для достижения поставленных целей и задач были проведены экскурсии в ВГУ, организованы встречи и беседы с выпускниками нашей школы, ныне студентами ВГУ.

Материал был использован на уроках, факультативных и элективных курсах в 8-11 классах.

В 2010 году десятиклассниками  был создан проект для учащихся начальной школы «Экскурсия в химический музей».

  Данный проект –   игровой, групповой. Целью проекта – разработка познавательной игры  для четвероклассников, повышение престижа химико-биологического профиля школы, расширение творческого потенциала школьников.

Задачи проекта: познакомить учащихся начальной школы с кабинетом химии, подобрать текстовый и иллюстративный материал для оформления слайд-презентации, соответствующей возрасту детей, постановка спектакля.

Проект включает в себя несколько тем: «История развития химии», «Знакомство с химической лабораторией», «Самое необыкновенное вещество – вода»,

В ходе спектакля четвероклассники вместе с Домовыми и Алхимиком рассмотрели разные этапы развития химической науки, познакомились с лабораторным оборудованием и посудой, «погрузились» в удивительный мир воды, участвовали в проведении простейшего эксперимента, разгадывали загадки и даже пели песни!

Формируемые компетенции: общеучебные, информационные, коммуникативные и творческие.

Проекты «Ученые химики ВГУ – гордость отечественной науки», «История кабинета химии» и «С голубого ручейка начинается река, а ученый начинается с химибио», «Экскурсия в химический музей»  были разработаны совместно с Пригородовой Н.В.

В  2010-2011 учебном году я планирую на базе 10 класса разработать проект «ПолезныЕ или опасныЕ» (пищевые добавки маркируемые символом Е).

Цель данного проекта:  развитие академической химической компетентности, химической компетентности в быту и элементов навыков работы с компьютером.

Задачи проекта: актуализировать  знания по химии (карбоновые кислоты), биологии (пищеварительная система),  информатике.

Обязательным этапом технологии проектирования является анализ выполненной работы и оценивание. В случае групповых проектов анализе необходимо указать, как складывалась работа в группе.

Роль учителя – создание благоприятного фона для формирования первого социального опыта.

Вывод.

Проектно-исследовательская деятельность

на уроках и во внеурочное время дает возможность:

 

  1. повысить мотивацию школьников к учению;
  2. расширить свой творческий потенциал;
  3. способствовать развитию личности ученика: его интеллектуальных способностей, самостоятельности,  умений планировать, принимать решения, оценивать результаты;
  4. создать условия, в которых ученик, опираясь на все совместные наработки, ведет самостоятельный поиск, выявляет  способы действия, применяет их для решения новых  учебных задач, обосновывает свои действия.
  5.  создать ситуацию успеха.

Список литературы:

  1. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).
  2. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157.
  3. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52-55.
  4. Ширшина Н.В.Химия проектная деятельность учащихся//Волгоград:Учитель, 2007-184с.
  5. Широва М.Ф. Учебный проект как средство развития познавательной активности.//Химия в школе, №2, 2008, с.29-33.
  6. Беспалов П.И., Дорофеев М.В. Как организовать учебное исследование//Химия в школе,№5, 2010, с. 61-65.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроках информатики и внеурочное время

Как добиться прочных знаний? Выход один - необходимо заинтересовать, убедить, увлечь. Метод проектов - чудесная находка....

Исследовательская деятельность на уроке и во внеурочное время

Уже в начальной школе есть учащиеся, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают специальную литературу. Поэтому нам важно именно в школе в...

Роль творческо-исследовательской деятельности на уроке и во внеурочное время при изучении ОРКСЭ

Выступление о творческо-исследовательской деятельности  при изучении предмета ОРКСЭ. Введенный курс ОРКСЭ в отличие от других учебных дисциплин принципиально новый. Речь идет о том, как сделать э...

Мотивация учащихся к учебно- познавательной деятельности на уроках и во внеурочное время. (Педчтения)

Чтобы успешно использовать обучение ребёнка для его развития, нужно уметь вызывать у него желание учиться. Основными причинами, побуждающими к действию, являются только такие внутренние побуждения, от...

Проектно=исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время в рамках ФГОС. биология.

В данной презентации представлено обобщение моего личного опыта по проектно-исседовательской деятельности...

Презентация «Организация проектной деятельности на уроке и во внеурочное время»

Выступление на ГМО заместителей директоров по УР «Организация проектной деятельности на уроке и во внеурочное время»...