«Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время».
статья по химии по теме
Основная цель: включение школьников в проектно-исследовательскую деятельность.
Задачи:
· Углубление своих знаний о проектно-исследовательской деятельности.
· Организовать работу с классом (группой) по данной теме.
· Развивать творческие способности учащихся, исследовательские навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_proektov.docx | 20.66 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время».
Учитель ВКК:
Капранова Инна Викторовна
МОУСОШ №13 с углубленным
изучением отдельных предметов
г. Воронежа
2010-2011 учебный год
Введение
Моя методическая тема по самообразованию:
«Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время».
Основная цель: включение школьников в проектно-исследовательскую деятельность.
Задачи:
- Углубление своих знаний о проектно-исследовательской деятельности.
- Организовать работу с классом (группой) по данной теме.
- Развивать творческие способности учащихся, исследовательские навыки.
- Формировать опыт сотрудничества.
Для исследования не нужен запас знаний, тот, кто исследует должен сам «узнать», «понять», «сделать вывод».
Уделяю внимание умению учащихся самостоятельно работать на уроке, школьники учатся понимать и извлекать из текста учебника нужную информацию, осознавать и точно выполнять задания по другим видам учебных работ.
Проектное обучение является непрямым, и здесь ценны не только результаты, но и сам процесс.
Работа над проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, превратить образовательный процесс в созидательную работу.
Практическая часть и результаты работы.
Тема «Комплексные соединения» рассматривается на уроках общей химии в 11 классе с углубленным изучением. В 2007 в рамках изучаемой темы «Комплексные соединения» учащимися 11 класса был разработан проект.
Данный проект – межпредметный, групповой и иследовательско-творческий. Целью проекта стало изготовление мультимедийного дидактического пособия, в котором учащиеся могли бы найти информацию для систематизации полученных на уроках знаний.
Задачи проекта: изучить теоретические основы данной темы, расширить свой кругозор в области медицинских знаний, провести качественные реакции с комплексными соединениями, подобрать текстовый и иллюстративный материал для оформления слайд-лекции.
Формируемые компетенции: общеучебные, исследовательские (анализ, химический эксперимент, обобщение).
Проект включает в себя данные темы исследования: «Из истории возникновения комплексов», «Комплексные элементы и медицина: кальций, железо», «Химическое чародейство».
Форма представления результатов работы: мультимедийная презентация, содержащая уравнения реакций, формулы, фотографии. Данный проект используется на уроках химии в качестве дидактического пособия.
В теме «Гидролиз» в 2009 учебном году учениками профильной химико-биологической группы 11 класса были выполнены индивидуальные экспериментальные проекты по темам: «Осветлить и умягчить», «Проказы медного купороса».
Проект «Осветлить и умягчить» - с помощью сульфата алюминия, который применяют на станциях городского водоснабжения можно провести осветление и умягчение воды. Как это происходит?
Проект «Проказы медного купороса» - садоводы и огородники борются с грибковыми заболеваниями растений с помощью медного купороса, готовя его 0,5%-ный раствор для опрыскивания грядок. Медный купорос хорошо растворим в воде, но раствор указанной концентрации всегда остается мутным. Почему?
Цель проектов: изучение состояния проблемы и ее актуализация, провести лабораторное исследование данных вопросов.
Задачи проекта: изучение и анализ учебной литературы по данной теме, практическое решение поставленной проблемы.
Формируемые компетенции: информационные, исследовательские (комплексное сравнение и анализ, химический эксперимент, обобщение полученных результатов).
Форма представления результатов работы: мультимедийная презентация. Хочется отметить практическую направленность данных проектов и их прикладной характер.
В процессе учебного исследования у учащихся формируется внутренняя потребность подходить к любой возникающей проблеме системно и творчески, появляется возможность развить экспериментальные умения, получить представления о научных принципах исследования.
Представленное учебное исследование помогает бороться с формализмом в химических знаниях, развивает у учащихся умения наблюдать факты и явления, объяснять их сущность в свете изученных теорий, планировать свою работу. Решение поставленной проблемы, сопоставление полученных результатов с литературными данными и успешное представление своей работы перед аудиторией создает у учащихся настрой на достижение новых целей.
В нашей школе сложилась славная традиция ведения краеведческой работы по направлению исследования истории кабинета химии, традиций химико-биологических классов.
Результатом данной краеведческо-поисковой работы явились групповые творческие проекты по темам: «История кабинета химии», «С голубого ручейка начинается река, а ученый начинается с химбио», «Ученые химики ВГУ – гордость отечественной науки». Проекты были представлены в рамках школьных предметных недель в виде рефератов и мультимедийных презентаций. Также данный материал был представлен на городских педчтениях в 2008-2010 годах и был отмечен грамотами
Цель проектов: повышение престижа химико-биологического профиля школы, расширение творческого потенциала школьников, воспитывать чувство гордости за родной край, создание творческих отчетов.
Задачи проектов: изучение и анализ архивных материалов, материалов сети Интернет, ознакомить педагогов школы, учащихся и их родителей с историй кабинета химии и традициями профиля, осуществлять эстетическое воспитание при оформлении и представлении материалов.
Формируемые компетенции: общеучебные, информационные, коммуникативные.
Проекты «История кабинета химии», «С голубого ручейка начинается река, а ученый начинается с химбио» были проведены под девизом: мы гордимся своими учителями и учениками.
Для достижения поставленных целей и задач была спланирована и организована работа по поисково-исследователькой деятельности, проведены беседы и заочные экскурсии по этим материалам для учащихся 7-11 классов.
Проект «Ученые химики ВГУ – гордость отечественной науки» рассказывает о жизни и научной деятельности ученых химического факультета ВГУ Я.А.Угае и Р.Э. Неймане, известных не только в родном городе, но и в мировой химической науке. Почему именно о них? Нам, учителям, посвятившим себя школьному химическому образованию, хотелось рассказать о наших университетских учителях.
Для достижения поставленных целей и задач были проведены экскурсии в ВГУ, организованы встречи и беседы с выпускниками нашей школы, ныне студентами ВГУ.
Материал был использован на уроках, факультативных и элективных курсах в 8-11 классах.
В 2010 году десятиклассниками был создан проект для учащихся начальной школы «Экскурсия в химический музей».
Данный проект – игровой, групповой. Целью проекта – разработка познавательной игры для четвероклассников, повышение престижа химико-биологического профиля школы, расширение творческого потенциала школьников.
Задачи проекта: познакомить учащихся начальной школы с кабинетом химии, подобрать текстовый и иллюстративный материал для оформления слайд-презентации, соответствующей возрасту детей, постановка спектакля.
Проект включает в себя несколько тем: «История развития химии», «Знакомство с химической лабораторией», «Самое необыкновенное вещество – вода»,
В ходе спектакля четвероклассники вместе с Домовыми и Алхимиком рассмотрели разные этапы развития химической науки, познакомились с лабораторным оборудованием и посудой, «погрузились» в удивительный мир воды, участвовали в проведении простейшего эксперимента, разгадывали загадки и даже пели песни!
Формируемые компетенции: общеучебные, информационные, коммуникативные и творческие.
Проекты «Ученые химики ВГУ – гордость отечественной науки», «История кабинета химии» и «С голубого ручейка начинается река, а ученый начинается с химибио», «Экскурсия в химический музей» были разработаны совместно с Пригородовой Н.В.
В 2010-2011 учебном году я планирую на базе 10 класса разработать проект «ПолезныЕ или опасныЕ» (пищевые добавки маркируемые символом Е).
Цель данного проекта: развитие академической химической компетентности, химической компетентности в быту и элементов навыков работы с компьютером.
Задачи проекта: актуализировать знания по химии (карбоновые кислоты), биологии (пищеварительная система), информатике.
Обязательным этапом технологии проектирования является анализ выполненной работы и оценивание. В случае групповых проектов анализе необходимо указать, как складывалась работа в группе.
Роль учителя – создание благоприятного фона для формирования первого социального опыта.
Вывод.
Проектно-исследовательская деятельность
на уроках и во внеурочное время дает возможность:
- повысить мотивацию школьников к учению;
- расширить свой творческий потенциал;
- способствовать развитию личности ученика: его интеллектуальных способностей, самостоятельности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты;
- создать условия, в которых ученик, опираясь на все совместные наработки, ведет самостоятельный поиск, выявляет способы действия, применяет их для решения новых учебных задач, обосновывает свои действия.
- создать ситуацию успеха.
Список литературы:
- Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).
- Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157.
- Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52-55.
- Ширшина Н.В.Химия проектная деятельность учащихся//Волгоград:Учитель, 2007-184с.
- Широва М.Ф. Учебный проект как средство развития познавательной активности.//Химия в школе, №2, 2008, с.29-33.
- Беспалов П.И., Дорофеев М.В. Как организовать учебное исследование//Химия в школе,№5, 2010, с. 61-65.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность на уроках информатики и внеурочное время
Как добиться прочных знаний? Выход один - необходимо заинтересовать, убедить, увлечь. Метод проектов - чудесная находка....
Исследовательская деятельность на уроке и во внеурочное время
Уже в начальной школе есть учащиеся, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают специальную литературу. Поэтому нам важно именно в школе в...
Роль творческо-исследовательской деятельности на уроке и во внеурочное время при изучении ОРКСЭ
Выступление о творческо-исследовательской деятельности при изучении предмета ОРКСЭ. Введенный курс ОРКСЭ в отличие от других учебных дисциплин принципиально новый. Речь идет о том, как сделать э...
Мотивация учащихся к учебно- познавательной деятельности на уроках и во внеурочное время. (Педчтения)
Чтобы успешно использовать обучение ребёнка для его развития, нужно уметь вызывать у него желание учиться. Основными причинами, побуждающими к действию, являются только такие внутренние побуждения, от...
Проектно=исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время в рамках ФГОС. биология.
В данной презентации представлено обобщение моего личного опыта по проектно-исседовательской деятельности...
Проектная деятельность на уроках и во внеурочное время в основной школе
Обобщение опыта работы...
Презентация «Организация проектной деятельности на уроке и во внеурочное время»
Выступление на ГМО заместителей директоров по УР «Организация проектной деятельности на уроке и во внеурочное время»...