"За волшебной дверью творчества"
материал на тему
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию и делам молодежи администрации города
Алейска Алтайского края
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр детского творчества города Алейска
Утверждаю:
Директор МБОУ ДОД ЦДТ
_________ Е.И. Атюнина
‹‹____››________ 2014г.
Дневная гостиная
«ЗА ВОЛШЕБНОЙ ДВЕРЬЮ ТВОРЧЕСТВА»
художественно-эстетической направленности
студия «Синтез»
декоративно-прикладного творчества
(для детей 8-14 лет)
срок реализации программы-7 дней в летний период времени.
Составитель:
Савельева Оксана Леонидовна
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории.
Алейск
2014
Введение
Талантливые дети…
«Они на всё смотрят как-то оригинально,
во всём видят именно то, что без них никто не видит,
а после них все видят и все удивляются,
что прежде этого не видели».
В.Г. Белинский
Девиз дневной гостиной: «Талантам надо помогать…» (народная мудрость).
Идея проекта гостиной.
В целях совершенствования работы с одаренными учащимися, развития научно-исследовательской деятельности, будет создана дневная гостиная для выявления одаренных детей. Идея создания подобной дневной гостиной заключается в том, чтобы собрать талантливых детей и создать условия, для их раскрытия.
Дневная гостиная позволяет любому заинтересованному ребенку, отвлекшись от повседневной учебной суеты, заняться тем, что ему особенно интересно.
Увлекательная программа гостиной меняет представление об обучении, как о необходимом и скучном деле. Дневная гостиная, как элемент профильного обучения, станет для них ступенькой роста.
Актуальность программы: Одним из направлений модернизации российского образования является создание равных возможностей к полноценному и качественному образованию в соответствии с интересами и склонностями для разных категорий обучающихся. Важной задачей является выявление и поддержка наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи.
Хорошо известно, что основной вклад в развитие той или иной науки делают люди, проявляющие способности в соответствующей области. Это ставит перед образованием задачу всемерного развития у одаренных учащихся способностей, склонностей и интересов, повышения уровня их культуры. В связис этим одним из механизмов реализацииможет быть создание профильного лагеря.
Актуальность настоящей программы заключается в необходимости обеспечить условия для выявления и развития одаренных детей.
Цели и задачи:
Опираясь на заключения А.И. Савенкова по проблеме одаренности, считаем, что мозг человека с его способностью к мышлению, творчеству может рассматриваться как величайший из даров природы, и в этом смысле «одаренность» представляется уже не как исключительность, а как имеющийся у каждого «дар».
В педагогике в связи с этим существуют две проблемы: специальное обучение и воспитание одаренных детей и работа по развитию интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка.
Школа в своей работе по данной программе ориентируется на решение второй проблемы. Принимая во внимание то, что каждый ребенок имеет задатки, коллектив проявляет внимание к развитию каждого ученика, считая его потенциально одаренным в той или иной сфере деятельности. Для того чтобы эффективно работать с одаренными детьми, надо:
знать, что такое детская одаренность;
уметь своевременно выявлять признаки одаренности;
обеспечить одаренных детей психолого-педагогической поддержкой, учитывая их индивидуальные особенности;
помогать им реализовывать себя, доводить их индивидуальные достижения до оптимального уровня.
Для определения и уточнения целей и задач программы необходимо дать определение одаренности.
Одаренность – качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других.
Одаренные дети – это дети с более высоким (в сравнении со сверстниками) уровнем общего умственного развития, включающего интеллектуальные и творческие способности, чьи особые потребности в учении связаны с их повышенной любознательностью, исследовательской активностью и стремлением к самостоятельному учению;дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность (к музыке, рисованию, технике, биологии и т.д.).
Исходя из этогоможносформулироватьцели программы.
Выявление одарённых детей и создание условий для оптимального развития детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на уверенный скачок в развитии их способностей.
Создание условий для выявления, поддержки и развития способностей у одаренных детей и творческого потенциала в области математики и иностранных языков (английского и японского).
Углубить знания учащихся, полученные при изучении основного курса, показать занимательную сторону математики и иностранных языков (английского и японского).
Создание педагогической воспитательной среды, способствующей социально- психологической адаптации учащихся 5-7 классов к специфике предпрофильного обучения.
Достижение данной цели будет обеспечиваться за счет решения следующих задач.
развивать одарённость, через создание активной творческой образовательной среды и активную творческую деятельность учащихся;
предоставить каждому ребенку возможность самоутверждения, максимальное раскрытие его способностей и возможностей;
создать максимально благоприятные условия для интеллектуального развития детей, для реализации их личных творческих способностей в процессе научно-исследовательской и проектной деятельности;
обучение учащихся методам самостоятельной работы, овладение приёмами поисковой и исследовательской работы,на основе изучения дополнительных материалов, необходимым для развития независимого мышления, способности самостоятельно и творчески мыслить;
формирование способности работать в коллективе, навыков здорового (физического, социального и духовного) образа жизни.
Принципы, положенные в основу программы.
Программа деятельности профильного лагеря строится с учетом следующих принципов:
Непрерывность образования - содержание работы лагеря является составной частью и логическим продолжением образовательного процесса;
Личностный подход в воспитании: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью, уважение уникальности и своеобразие каждого ребенка.
Гуманизация межличностных отношений: уважительное отношение между педагогом и ребёнком, терпимость к мнению детей, создание ситуации успеха.
Деятельностный подход к воспитанию: организация жизнедеятельности профильного лагеря как основы воспитательного процесса.
Дифференциация в воспитании: отбор содержания, форма методов воспитания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей.
Принцип творческой индивидуальности: творческая индивидуальность - это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Особенностипрограммы.
Образовательный процесс в лагере является продолжением учебно-воспитательного процесса, проводимого в школе и строится с учётом специфики избранного учащимися профиля.
Программа предполагает, что подросток каждый день должен делать для себя открытие:
открытие о себе и своей личности,
открытие в образовательной области,
открытие в своих спортивных способностях,
открытие в своих друзьях.
Каждый день лагеря – тематический, и все содержательные линии соответствуют теме. Мероприятия, проводимые в профильном лагере трех направлений:
профильное - создание условий для расширения интеллектуальных способностей (занятия по математике ииностранным языкам- английскому и японскому).
спортивное (формирование здорового образа жизни);
общеразвивающие (создание условий для развития творческих способностей детей).
Режим дня.
8.30 - 9.00 – встреча детей;
9.00 - 9.30 – зарядка;
9.30 - 9.45 – утренняя линейка «Что день грядущий нам готовит?»;
9.45 – 10.15 – завтрак;
10.15 - 12.15 – занятия по математике, познавательные игры, экскурсии;
12.15 -13.00 – спортивные мероприятия;
13.00-14. 00 – « Твори, выдумывай, пробуй» (интерес – классы, творческие мастерские);
14.00-14.30 – обед.
С учётом требований здоровьесберегающих технологий при организации занятий в лагере соблюдаются следующие условия:
ежедневно проводятся 3 занятия по 30 минут;
между занятиями – 15-минутные физкультурные разминки;
ежедневно проводится час спорта, утренняя зарядка;
Учебные дисциплины, изучаемые в лагере, зависят от профиля, выбранного учеником:
гуманитарный профиль-английский и японский.
По окончании смены планируется провести анкетирование, которое будет направлено на изучение отношений к проблемам в лагере, выяснение настроений детей, анализ проведенных мероприятий и выяснение пожеланий и предложений.
Наиболее активные участники, победители награждаются грамотами и дипломами, всем вручаются буклеты «Жизнь лагеря».
Кадровое обеспечение.
К работе в лагере, помимо начальника и воспитателей, привлекаются учителя-преметники профильных классов, имеющие первую, вторую и высшуюквалификационные категории, библиотекарь, учителя физкультуры, медицинский работник школы.
Развитие детского самоуправления.
Ученическое самоуправление в лагере - это демократическая форма организации жизнедеятельности ученического коллектива, обеспечивающая
развитие самостоятельности учащихся;
оптимальное решение повседневных задач с учётом интересов детей;
Структура самоуправления.
Общий сбор лагеря - высший законодательный орган смены при равном представительстве детей и взрослых. Избирается на общем собрании детей и сотрудников лагеря, принимает решения, касающиеся жизнедеятельности всех участников смены, утверждает программы, планы. Собирается 3-5 раз в смену.
Совет лагеря - детский исполнительный орган самоуправления, состоящий из представителей отрядов. Собирается 1 раз в день. Планирует работу на день, подводит итоги дня, осуществляет обмен информацией, контролирует работу отрядов в течении дня.
Творческие микрогруппы - временные детские объединения, которые разрабатывают и организуют различные конкурсные программы, праздники и т.д.
Ожидаемые результаты.
Реализации творческих, учебно-исследовательских способностей учащихся. Умение участвовать в коллективной творческой деятельности.
Получение возможности убедиться в правильности выбранного профиля.
Приобретение более глубоких знаний в области, математики, иностранных языков, не отображаемых в базовом курсе средней школы.
Раскрыть способности каждой личности на основе удовлетворения интересов и нереализованных в школе потребностей.
Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми. Умение самим организовывать свою деятельность.
Оздоровление находящихся в лагере детей, содействие сохранению и укреплению их здоровья, приучение к здоровому образу жизни.
Формы работы.
развивающие занятия, практикумы, творческие лаборатории и мастерские;
совместная творческая деятельность;
проведение культпоходов, экскурсий, туристических поездок, прогулок;
организация встреч, праздников, игр, конкурсов, спортивных соревнований;
мастер-классы по направлениям деятельности;
поиск информации и знакомство с образовательными ресурсами в сети Интернет;
конкурс проектов;
Информационно-методическое обеспечение программы.
Копилка заданий, упражнений, вопросов, викторин, тестов и т.д.
Тематические подборки.
Разработки досуговых мероприятий.
Раздаточный материал (карточки, перфокарты, шаблоны и др.)
Фотоархив.
Классная библиотека.
Видео - аудиотека.
Интерактивные доски.
Спортинвентарь.
Зона уединения (отдыха).
С целью создания условий для максимальноговыявления, раскрытия и развития способностей у одаренных детей и творческого потенциала в области математики и иностранных языков (английского и японского) в лагере будут организованы тематические дни, которые предполагают активное погружение всех детей и взрослых в выбранное дело.
Тематические дни (лингвострановедческий и культурологический профиль) –Англия, Россия, Англия.
ОТРЯД «ВСЕЗНАЙКА»
Составитель: Глотова А.Д. учитель английского языка МОУ СОШ №39 г.Хабаровска.
Всё пребывание детей в лагере условно поделено на 3 тематические недели. Недели, в данном случае, ориентированы на школьные предметы с уклоном на Японию, Англию и Россию.
1 неделя: неделя географии и биологии.
1 день – По сопкам и горам.
Знания, умения, навыки: изучение ландшафтных особенностей Англии, России, Японии; расширение кругозора и географических навыков в начертании карт местности.
2 день – Что нам снег, что нам зной…
Знания, умения, навыки: изучение климатических особенностей Англии, России, Японии; развитие умений по определению климатических зон в пределах страны, умений делать логические выводы о климате исходя из географических особенностей расположения страны.
3 день – нарву цветов и подарю букет
Знания, умения, навыки: изучение флоры Англии, России, Японии; развитие умения работы в коллективе в ходе исследовательской деятельности, пополнение знаний о редких и лекарственных растениях.
4 день – в мире животных
Знания, умения, навыки: изучение животного мира Англии, России, Японии; Развитие эмпатии и чувства ответственности за животных, акцентирование внимания на проблеме сохранения редких видов, развитие умения работать над агитпроектом по заданной проблемной тематике, развитие умения дискутировать.
5 день – «Всезнайкина грамота» (день-викторина)
Знания, умения, навыки: развитие умения пользоваться полученными знаниями в данной области науки, умения сопоставлять, сравнивать и делать выводы.
6 день – «Страна на ладони»
Знания, умения, навыки: развитие творческих способностей в проектной деятельности, развитие умения коллективной деятельности, отработка полученных знаний.
7 день – «Страна на ладони»
Знания, умения, навыки: обучение ораторскому искусству, умению работать над «защитой» коллективного дела, укрепление добрых и сотруднических отношений, умения поддержать друг друга.
2 неделя: неделя культуры и литературы.
1 день – Я к вам пишу…
Знания, умения, навыки:обогатить духовный мир за счет ознакомления с наиболее яркими образцами литературного творчества Англии, России, Японии, развития умения слушать и выделять жанровые особенности.
2 день – Что нам стоит дом построить…
Знания, умения, навыки: изучения архитектуры Англии, России, Японии в различных периодах; развитие умения сопоставлять, исследовать и делать выводы.
3 день – Ах, вернисаж…
Знания, умения, навыки: ознакомление с различными периодами в живописи Англии, России, Японии; развитие эстетических умений, умения созерцать и ценить культурное наследие.(экскурсия в художественный музей)
4 день – Запевай!
Знания, умения, навыки: развивать умение понимать музыкальные направления и различать их в соответствии с особенностями жанра, развивать эстетику.
5 день – Срочно в номер!
Знания, умения, навыки: изучение СМИ Англии, России, Японии; прививать навык письма в публицистике, проба пера в очерках о жизни пришкольного лагеря, развитие умения выслушивать и помогать.
6 день – Создай свой комикс
Знания, умения, навыки: развитие творческих способностей через графическое и описательное представление реальности или фантазийных историй на заданную тематику.
7 день – «Конкурс талантов»
Знания, умения, навыки: активизировать творческий потенциал детей в поэтической, художественной и графической деятельностях.
3 неделя: неделя истории и политики
1 день – Ты помнишь, как всё начиналось…
Знания, умения, навыки: расширение исторических знаний о древнем периоде в развитии Англии, России, Японии; умение рассуждать и делать соответствующие выводы.
2 день – Как здорово, что все мы здесь…
Знания, умения, навыки: расширение исторических знаний о новейшем периоде в Англии, России, Японии; умение делать умозаключение о причинах нынешних событий.
3 день – Пусть всегда будет солнце!
Знания, умения, навыки: расширение знаний о великих войнах, происходивших на территориях Англии, России, Японии; тренировка умений рассуждать о причинах и последствиях войн.
4 день – Вы думаете, нам царям легко?
Знания, умения, навыки: расширение знаний о правителях Англии, России, Японии; развитие умения рассуждать о личностях правителей, умения диспутировать.
5 день – Голосуй или проиграешь!
Знания, умения, навыки: привитие активной гражданской позиции, изучение политических направлений современности.
6 день – Давайте, обсудим…
Знания, умения, навыки: умение вести дебаты, аргументировано и четко выражать свою гражданскую позицию, умения применять полученные знания при коллективной деятельности по подготовке своей партии, умение находить компромисс.
7 день – День закрытия смены
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическое занятие в 8 классе "Отворите волшебные двери добра и доверия".
Психологическое занятие в 8 классе "Отворите волшебные двери добра и доверия"....
Программа по арт-терапии "Волшебный мир творчества"
Комплекс групповых арт-терапевтических занятий для учащихся 4 - 5 классов, обучающихся по программе 8 вида....
«Природа - волшебные двери к добру и доверию»
конспект урока по ОРКСЭ из курса ОСЭ...
Сценарии дня открытых дверей « В мир творчества мы двери открываем»
Материал содержит театрализованние представление и интересную конкурсно - игровую программу....
Этнохудожественная направленность программы «Волшебный мир творчества» как средство сохранения национальных традиций.
В статье представлен опыт работы по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волшебный мир творчества», направленной на сохранение и развитие художественной...
День открытых дверей — творчество объединяет
29 ноября в «Семья и дом» прошел День открытых дверей. на нашем празднике было весело и шумно. Дети и взрослые креативили в творческой мастерской, создавая своими руками уникальные предметы декора и к...
Сценарий мероприятия ко Дню открытых дверей "В мир творчества мы открываем двери"
В данном разделе опубликован сценарий на День открытых дверей...