«Природа - волшебные двери к добру и доверию»
материал на тему

Калинина Татьяна Александровна

конспект урока по ОРКСЭ из курса ОСЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_ose.docx189.11 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 553
с углублённым изучением английского языка
Фрунзенского района Санкт-Петербурга

УРОК ОРКСЭ

МОДУЛЬ: СВЕТСКАЯ ЭТИКА

В 4 КЛАССЕ

НА ТЕМУ:

«Природа - волшебные двери к добру и доверию».

Подготовила:

 учитель начальных классов

Калинина Т.А

Санкт-Петербург

2015 год

 Тема урока: «Природа - волшебные двери к добру и доверию»

Аннотация к уроку:

Урок в 4 классе по теме «Природа - волшебные двери к добру и доверию» соответствует программе, учебник Шемшуриной А.И. Это комбинированный урок.

На уроке используются различные методы: актуализация знаний, проблемно-поисковый, словесный.

Формы организации познавательной деятельности: групповая работа, индивидуальная, фронтальная, работа с учебником, работа в тетради.

Цель урока:

- развить представления учащихся о природе как важнейшее условие жизни.

Задачи:

способствовать формированию понимания ребёнком о единении, взаимосвязи человека с природой;

- воспитывать любовь к природе; учить видеть ее красоту, беречь, охранять, понимать жизнь природы так, чтобы в душе человека открылись волшебные двери к добру и доверию;

- развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с различными источниками; совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения;

- развивать самостоятельность и оригинальность мышления, готовность к социальному взаимодействию;

- формировать способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят, учить прогнозированию последствий своих поступков;

- способствовать развитию чувства патриотизма, эстетическому воспитанию, эмоционально положительного отношения к живой природе;

- воспитывать положительное отношение к самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды.

Планируемые результаты:

-  достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Личностные результаты:

  • формирование чувства гордости за свою Родину
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
  • развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

• умение формулировать понятия, назвать правила взаимосвязи природы и жизни человека ; практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем; приобрести навыки работы в сотрудничестве.

Метапредметные результаты:

  • адекватное использование речевых средств для решения различных познавательных задач;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей ее достижения; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

• знание, понимание, принятие и умение формулировать понятия и ценности:  знание правил

Межпредметные связи:  русский язык, литературное чтение, окружающий мир, музыка.

Оборудование:

учебник по ОРКСЭ / А.И.Шемшурина «Основы светской этики» 4 класс, книги о природе «Великан на поляне», «Зеленые страницы» Плешакова, сборники рассказов М.М. Пришвина, К.Г. Паустовского, сборники стихов о природе русских поэтов, тетради, карточки с пословицами, презентация, картинки, плакат, сердечки, эпиграф.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Учитель:

Здравствуйте, ребята!

Дружно за руки возьмемся                                         

 И друг другу улыбнемся. 

Всем, всем добрый день   

И работать нам не лень.

Садитесь, пожалуйста. 

  1. Актуализация знаний и постановка темы урока.

На доске высказывание: «Природа- это книга, которую надо прочитать и правильно понять».

- похоже ли это высказывание на пословицу?

- какие пословицы знаете вы?

(Высказывания детей).

- как вы можете объяснить эту пословицу: «Природа- это книга, которую надо прочитать и правильно понять».

- любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться ею.

Великий педагог В.А. Сухомлинский говорил: "К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность".

 Природа - это наш родной край, земля, которая нас растила и кормит. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать эти качества с детства. Добрые чувства уходят своими корнями в детство, а "человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира".

- Какие задачи поставите перед собой на уроке? (Ответы детей)

Сегодня мы постараемся затронуть откровенные чувства в сердцах каждого, высветлить в своем душевном мире искреннее, гуманное отношение к природе.

  1. Изучение нового материала.
  1. Работа с учебником стр. 52-53

Чтение сказки о дубе (по частям)

-озаглавим части:

  • Дуб и явления природы
  • Дуб –приют для птиц и животных
  • Дуб раздумий для человека
  1. Работа по содержанию текста:

- сказка ли это? (да)

- докажите, что это сказка. (дуб наделен качествами живого существа)

- какие явления природы соприкасаются с Дубом? (ветер, солнце, дождь)

- с какими живыми существами Дуб связан? (птицы, животные, человек)

Доказывается словами из текста.

- чем Дуб привлек внимание человека? (тишиной, спокойствием)

-кого нашел путник в Дубе? (Собеседника)

Просмотр слайда «В лесной тиши».

  1. Работа в парах

На партах лист формата А-4 с изображением Дуба.

- запишите на ветвях дуба какими бы проблемами поделились с дубом вы? Какие мысли высказали бы?

Дети записывают свои мысли, затем читают их выборочно по желанию.

  1. Обобщение учителя.

- так что же происходит с человеком при общении с природой? (единение, душа человека откликается и разговаривает с природой)

- вот вы доверили бы свои мысли Дубу как другу?

Физкультминутка:

Ветер веет над полями

Ветер веет над полями,

И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)

Облако плывет над нами,

Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)

Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья —

Вправо-влево, взад-вперёд,

А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

Мышки прячутся во ржи.

Как увидеть их, скажи?

В норке прячется полёвка.

     Покажись, скорей, плутовка! (Приседания.)

Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)

И немного отдохнём. (Дети садятся за парты.)

  1. Творческая индивидуальная работа.

-многие писатели и поэты создали художественные произведения, где они высказывают, как человек должен относится к природе. Было дано задание прочитать рассказы М.М. Пришвина, К.Г. Паустовского, И.А. Бунина и вспомнить стихи о природе русских поэтов.

Сообщения детей по прочитанным произведениям.

  1. Закрепление нового материала.

- а теперь запишите на белых полосках бумаги продолжение фраз:

- Когда я на природе, то… (Предполагаемые ответы детей: любуюсь, слушаю, смотрю и испытываю благодарность за подаренную красоту.)

- Когда я прихожу в лес, я помню, что… (Предполагаемые ответы детей: нельзя нарушать его привычной жизни, портить его живую красоту.)

- Когда я оказываюсь на лугу, я … (Предполагаемые ответы детей: не стремлюсь сорвать цветы, любуюсь красотой цветов и трав.)

-Когда я собираю ягоды и грибы, то … (Предполагаемые ответы детей: не сшибаю ногами грибы, которые не кладу в корзинку, не обрываю незрелые ягоды. Не ломаю ветки.)

- замечательно. Вы справились с заданием.

- итак, ребята, подумайте, а как вы относитесь к природе. Стр. 54

  1. Итог урока

- сегодня мы много говорили, думали, размышляли, высказывались о природе. В итоге можно ли сказать, что природа это волшебные двери к добру и доверию. Согласны ли вы с этим высказыванием?

- если согласны с этим утверждением, найдите из раздаточного материала слова, подтверждающие эту мысль и прикрепите их к нашему большому дубу на доске.

Дети находят слова: красота, любовь, доброта, забота, тепло, внимание, охрана, радость, благодарность, помощь, родная, привлекательная, интересная, исключительная, огромная, открытость, душевность, очарование.

- теперь, ребята, вы поняли значение внимательного и заботливого отношения к природе и ее обитателям, поняли как это важно для самих людей. Ваше тепло, внимание, добро, подаренное окружающему миру, возвращается к вам. Именно об этом говорится в золотом правиле этике. В жизни все взаимосвязано.

Все мы абсолютно разные: в мышлениях, поступках, привычках, национальности и культурных традициях, но независимо от этого, мы - единый народ с общей исторической судьбой и у нас одна на всех окружающая природа. Только вместе нам под силу оберегать, любить и заботиться о ней.

  1. Рефлексия.

- Как вы думаете, знания, полученные на этом уроке  вам пригодятся в жизни или нет?

У каждого из вас на столе лежит маленькое сердечко трех цветов (желтый, красный, оранжевый). Прикрепите одно сердечко к нашему дереву.

Красный - очень много узнал на уроке, было очень интересно.

Оранжевый – было интересно на уроке, много узнал нового.

Желтый – было не очень интересно на уроке, много было непонятного.

Посмотрите на наше дерево. Оно все усыпано вашими добрыми, любящими природу, сердцами. Я очень рада.

Домашнее задание:

Нарисовать свой любимый уголок природы. Запиши к нему красивые строки из любимого стихотворения о природе.

 

http://previews.123rf.com/images/rocich/rocich1208/rocich120800023/14744417-Oak-tree-and-branch-with-acorn-Black-and-white-illustration--Stock-Vector.jpg

красота

любовь

доброта

забота

тепло

внимание

охрана

радость

благодарность

помощь

родная

привлекательная

огромная

открытость

душевность

очарование

интересная

интересная

исключительная

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое занятие в 8 классе "Отворите волшебные двери добра и доверия".

Психологическое занятие в 8 классе "Отворите волшебные двери добра и доверия"....

Стучаться в природы замкнутую дверь…

Открытый урок внеклассного чтения в 6 классе по творчеству канадского писателя Эрнеста Сетона-ТомпсонаЦель урока:расширить кругозор учащихся о литературе англоязычных писателей;развитие речи, начитанн...

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «Добро и доверие».

Воспитательная система Добро и доверие...

"Волшебная палочка Феи Добра"

Новгоднее театрализованное представление....

Детский сад - волшебная страна! (День открытых дверей, сценарий концерта)

сценарий концерта ко дню открытых дверей в детском саду...

День открытых дверей в семье №3 "Волшебное дерево"

Цель: Способствовать формированию у воспитанников гордости за семью.Задачи:1. Формировать и развивать представления о семейных традициях;2. Формировать позитивное отношение к  празднованию р...