«Природа - волшебные двери к добру и доверию»
материал на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 553
с углублённым изучением английского языка
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
УРОК ОРКСЭ
МОДУЛЬ: СВЕТСКАЯ ЭТИКА
В 4 КЛАССЕ
НА ТЕМУ:
«Природа - волшебные двери к добру и доверию».
Подготовила:
учитель начальных классов
Калинина Т.А
Санкт-Петербург
2015 год
Тема урока: «Природа - волшебные двери к добру и доверию»
Аннотация к уроку:
Урок в 4 классе по теме «Природа - волшебные двери к добру и доверию» соответствует программе, учебник Шемшуриной А.И. Это комбинированный урок.
На уроке используются различные методы: актуализация знаний, проблемно-поисковый, словесный.
Формы организации познавательной деятельности: групповая работа, индивидуальная, фронтальная, работа с учебником, работа в тетради.
Цель урока:
- развить представления учащихся о природе как важнейшее условие жизни.
Задачи:
- способствовать формированию понимания ребёнком о единении, взаимосвязи человека с природой;
- воспитывать любовь к природе; учить видеть ее красоту, беречь, охранять, понимать жизнь природы так, чтобы в душе человека открылись волшебные двери к добру и доверию;
- развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с различными источниками; совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения;
- развивать самостоятельность и оригинальность мышления, готовность к социальному взаимодействию;
- формировать способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят, учить прогнозированию последствий своих поступков;
- способствовать развитию чувства патриотизма, эстетическому воспитанию, эмоционально положительного отношения к живой природе;
- воспитывать положительное отношение к самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды.
Планируемые результаты:
- достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Личностные результаты:
- формирование чувства гордости за свою Родину
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
• умение формулировать понятия, назвать правила взаимосвязи природы и жизни человека ; практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем; приобрести навыки работы в сотрудничестве.
Метапредметные результаты:
- адекватное использование речевых средств для решения различных познавательных задач;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
• знание, понимание, принятие и умение формулировать понятия и ценности: знание правил
Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, окружающий мир, музыка.
Оборудование:
учебник по ОРКСЭ / А.И.Шемшурина «Основы светской этики» 4 класс, книги о природе «Великан на поляне», «Зеленые страницы» Плешакова, сборники рассказов М.М. Пришвина, К.Г. Паустовского, сборники стихов о природе русских поэтов, тетради, карточки с пословицами, презентация, картинки, плакат, сердечки, эпиграф.
Ход урока:
- Организационный момент.
Учитель:
Здравствуйте, ребята!
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Всем, всем добрый день
И работать нам не лень.
Садитесь, пожалуйста.
- Актуализация знаний и постановка темы урока.
На доске высказывание: «Природа- это книга, которую надо прочитать и правильно понять».
- похоже ли это высказывание на пословицу?
- какие пословицы знаете вы?
(Высказывания детей).
- как вы можете объяснить эту пословицу: «Природа- это книга, которую надо прочитать и правильно понять».
- любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться ею.
Великий педагог В.А. Сухомлинский говорил: "К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность".
Природа - это наш родной край, земля, которая нас растила и кормит. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать эти качества с детства. Добрые чувства уходят своими корнями в детство, а "человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира".
- Какие задачи поставите перед собой на уроке? (Ответы детей)
Сегодня мы постараемся затронуть откровенные чувства в сердцах каждого, высветлить в своем душевном мире искреннее, гуманное отношение к природе.
- Изучение нового материала.
- Работа с учебником стр. 52-53
Чтение сказки о дубе (по частям)
-озаглавим части:
- Дуб и явления природы
- Дуб –приют для птиц и животных
- Дуб раздумий для человека
- Работа по содержанию текста:
- сказка ли это? (да)
- докажите, что это сказка. (дуб наделен качествами живого существа)
- какие явления природы соприкасаются с Дубом? (ветер, солнце, дождь)
- с какими живыми существами Дуб связан? (птицы, животные, человек)
Доказывается словами из текста.
- чем Дуб привлек внимание человека? (тишиной, спокойствием)
-кого нашел путник в Дубе? (Собеседника)
Просмотр слайда «В лесной тиши».
- Работа в парах
На партах лист формата А-4 с изображением Дуба.
- запишите на ветвях дуба какими бы проблемами поделились с дубом вы? Какие мысли высказали бы?
Дети записывают свои мысли, затем читают их выборочно по желанию.
- Обобщение учителя.
- так что же происходит с человеком при общении с природой? (единение, душа человека откликается и разговаривает с природой)
- вот вы доверили бы свои мысли Дубу как другу?
Физкультминутка:
Ветер веет над полями
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мышки прячутся во ржи.
Как увидеть их, скажи?
В норке прячется полёвка.
Покажись, скорей, плутовка! (Приседания.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
И немного отдохнём. (Дети садятся за парты.)
- Творческая индивидуальная работа.
-многие писатели и поэты создали художественные произведения, где они высказывают, как человек должен относится к природе. Было дано задание прочитать рассказы М.М. Пришвина, К.Г. Паустовского, И.А. Бунина и вспомнить стихи о природе русских поэтов.
Сообщения детей по прочитанным произведениям.
- Закрепление нового материала.
- а теперь запишите на белых полосках бумаги продолжение фраз:
- Когда я на природе, то… (Предполагаемые ответы детей: любуюсь, слушаю, смотрю и испытываю благодарность за подаренную красоту.)
- Когда я прихожу в лес, я помню, что… (Предполагаемые ответы детей: нельзя нарушать его привычной жизни, портить его живую красоту.)
- Когда я оказываюсь на лугу, я … (Предполагаемые ответы детей: не стремлюсь сорвать цветы, любуюсь красотой цветов и трав.)
-Когда я собираю ягоды и грибы, то … (Предполагаемые ответы детей: не сшибаю ногами грибы, которые не кладу в корзинку, не обрываю незрелые ягоды. Не ломаю ветки.)
- замечательно. Вы справились с заданием.
- итак, ребята, подумайте, а как вы относитесь к природе. Стр. 54
- Итог урока
- сегодня мы много говорили, думали, размышляли, высказывались о природе. В итоге можно ли сказать, что природа это волшебные двери к добру и доверию. Согласны ли вы с этим высказыванием?
- если согласны с этим утверждением, найдите из раздаточного материала слова, подтверждающие эту мысль и прикрепите их к нашему большому дубу на доске.
Дети находят слова: красота, любовь, доброта, забота, тепло, внимание, охрана, радость, благодарность, помощь, родная, привлекательная, интересная, исключительная, огромная, открытость, душевность, очарование.
- теперь, ребята, вы поняли значение внимательного и заботливого отношения к природе и ее обитателям, поняли как это важно для самих людей. Ваше тепло, внимание, добро, подаренное окружающему миру, возвращается к вам. Именно об этом говорится в золотом правиле этике. В жизни все взаимосвязано.
Все мы абсолютно разные: в мышлениях, поступках, привычках, национальности и культурных традициях, но независимо от этого, мы - единый народ с общей исторической судьбой и у нас одна на всех окружающая природа. Только вместе нам под силу оберегать, любить и заботиться о ней.
- Рефлексия.
- Как вы думаете, знания, полученные на этом уроке вам пригодятся в жизни или нет?
У каждого из вас на столе лежит маленькое сердечко трех цветов (желтый, красный, оранжевый). Прикрепите одно сердечко к нашему дереву.
Красный - очень много узнал на уроке, было очень интересно.
Оранжевый – было интересно на уроке, много узнал нового.
Желтый – было не очень интересно на уроке, много было непонятного.
Посмотрите на наше дерево. Оно все усыпано вашими добрыми, любящими природу, сердцами. Я очень рада.
Домашнее задание:
Нарисовать свой любимый уголок природы. Запиши к нему красивые строки из любимого стихотворения о природе.
красота | любовь | доброта |
забота | тепло | внимание |
охрана | радость | благодарность |
помощь | родная | привлекательная |
огромная | открытость | душевность |
очарование | ||
интересная | интересная | исключительная |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическое занятие в 8 классе "Отворите волшебные двери добра и доверия".
Психологическое занятие в 8 классе "Отворите волшебные двери добра и доверия"....
Стучаться в природы замкнутую дверь…
Открытый урок внеклассного чтения в 6 классе по творчеству канадского писателя Эрнеста Сетона-ТомпсонаЦель урока:расширить кругозор учащихся о литературе англоязычных писателей;развитие речи, начитанн...
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «Добро и доверие».
Воспитательная система Добро и доверие...
"Волшебная палочка Феи Добра"
Новгоднее театрализованное представление....
"За волшебной дверью творчества"
Дневная гостиная...
Детский сад - волшебная страна! (День открытых дверей, сценарий концерта)
сценарий концерта ко дню открытых дверей в детском саду...
День открытых дверей в семье №3 "Волшебное дерево"
Цель: Способствовать формированию у воспитанников гордости за семью.Задачи:1. Формировать и развивать представления о семейных традициях;2. Формировать позитивное отношение к празднованию р...