Программа по арт-терапии "Волшебный мир творчества"
рабочая программа по психологии (5 класс) на тему
Комплекс групповых арт-терапевтических занятий для учащихся 4 - 5 классов, обучающихся по программе 8 вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnyy_mir_tvorchestva.docx | 158.62 КБ |
Предварительный просмотр:
«Волшебный мир
творчества»
комплекс групповых арт-терапевтических
занятий для учащихся
(4 - 5 класс)
Педагог-психолог
высшей квалификационной категории:
Савельева С.А.
Рязань
Пояснительная записка
Педагогическая работа похожа на работу садовода. «Детство как почва, в которую падают семена. Они крохотные. Их не видно, но они есть. Потом они начинают прорастать. Биография человеческой души, человеческого сердца – это прорастание семян, развитие их в крепкие, большие растения. Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые – хлебными колосьями, некоторые – злым чертополохом» (Владимир Солоухин). И именно от нашей заботы, любви, внимания, терпения, безусловного принятия каждого ребенка, во многом зависит красота его души.
Смысл работы педагога-психолога - оказание поддержки в развитии личности ребенка, развитии его индивидуальных способностей, самовыражения и самопознания.
Актуальность
Образование в России на современном этапе ориентировано не только на обеспечение познавательного развития ребёнка, но и на становление базовых свойств его личности: самооценки, эмоциональной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально психологических особенностей в системе отношений с другими людьми. Это относится и к образованию учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Развитие личности детей с недостатками умственного развития, воспитание у них положительных черт характера – одно из ведущих направлений в работе специальной (коррекционной) школы 8 вида. Решение данной проблемы обеспечивает подготовку её воспитанников к успешной социальной адаптации в обществе. По мнению Л.В. Занкова, развитие личности умственно отсталых учеников в значительной мере определяется внешними условиями, к числу которых в первую очередь относятся специальное обучение и правильная организация всей жизни ребёнка.
М.С. Певзнер подчёркивает, что таким детям свойственны эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, значительная ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявления радости, огорчения, веселья. Основной причиной расстройства их поведения является болезненное переживание собственной неполноценности, нередко осложняемой инфантилизмом, неблагоприятным влиянием среды и других обстоятельств (К.С. Лебединская, Г.Г. Запрягаев). Доказано, что наиболее понятными для учащихся с недостатками умственного развития являются знакомые жизненные ситуации. В этом случае они способны к сопереживанию, к эмоциональному отклику на переживания другого человека, могут прийти на помощь в тех случаях, когда она требуется (В.А. Варянен).
Все исследователи (И.М. Соловьёв, Й.П. Лаужикас, В.И. Лубовский, М.Г, Царцидзе и др.) отмечают такие недостатки воли у умственно отсталых учащихся, как безынициативность, несамостоятельность, слабость внутренних побуждений, внушаемость, слабая мотивация. При этом известно, что наличие волевого поведения – важное условие социальной адаптации учеников коррекционных школ 8 вида.
Личностные взаимоотношения и оценка своего положения в коллективе класса у умственно отсталых учащихся формируются постепенно. Самооценка определяется успехами в учебной деятельности, труде, игре. В процессе коррекционного обучения и воспитания происходит формирование адекватной самооценки и уровня притязаний у большинства учащихся. Возможность развития таких личностных качеств, как умение оценить себя и результат своей деятельности рассматривается в исследованиях И.П. Ушаковой, Г.М. Дульнева и др.
Хотя возможности развития интеллекта при умственной недостаточности ограничены, все же, в условиях коррекционного обучения, возможно их поступательное развитие. При этом необходимо учитывать не только особенности, но и возможности развития каждого ребенка.
Для успешной адаптации учащихся в условиях специальной школы, а также в обществе в целом большое значение имеет правильно организованная система обучения и воспитания.
Поэтому использование возможностей арт-терапии в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью является не только важным, но и необходимым.
Арт-терапия - это метод оказания психологической поддержки посредством художественного творчества. Арт-терапия - один из самых «мягких» и в то же время глубоких методов.
Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь, изобразительном, и творческой деятельности.
«Один рисунок стоит тысячи слов». Эта восточная мудрость, пожалуй, наиболее точно отражает основную идею арт-терапии. Изобразительное творчество можно назвать универсальным средством визуального общения. Посредствам ее реализуется богатый, исцеляющий потенциал спонтанной художественной деятельности, происходят позитивные изменения в интеллектуальном, эмоциональном и индивидуально-личностном развитии человека.
Арт-методы позволяют получить доступ к самым скрытым переживаниям ребенка и корректно помочь ему, особенно при обращении к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким-либо причинам затруднительно обсуждать вербально. Работа над рисунками, картинами, скульптурами – это безопасный способ разрядки разрушительных и саморазрушительных тенденций (К.Рудестам). Методы арт-терапии позволяют проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять.
Помимо всего этого у ребенка развивается чувство внутреннего контроля, т.к. при проведении занятий задействованы кинестетические и зрительные анализаторы, что стимулирует развитие сенсомоторных умений и в целом – правого полушария головного мозга, отвечающего за интуицию и ориентацию в пространстве.
В процессе работы ребенок творчески самовыражается, развивает свои художественные способности в целом, повышает свои адаптационные способности за счет раскрытия внутренних ресурсов.
Арт – терапию часто называют исцеляющим творчеством, потому что оно приносит удовольствие, обучает выражать свои переживания как можно более спонтанно и произвольно. Арт-терапия не имеет ограничений и противопоказаний.
Цели использования арт-терапии:
- психологическая поддержка и сопровождение детей;
- привлечение детей к активной продуктивной деятельности, способствующей развитию всех психических процессов.
Основные задачи:
- способствовать самопознанию ребенка, осознанию своих характерных особенностей и предпочтений;
- обучать ребенка положительному восприятию себя и других людей;
- развивать у ребенка социальную и коммуникативную компетентность;
- вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения;
- корректировать нежелательные черты характера и поведения;
- обучать ребенка рефлексивным умениям.
Методы арт-терапии:
- Музыкотерапия;
- Цветотерапия;
- Игротерапия
- Сказкотерапия;
- Изотерапия;
- Лепка;
- Аппликация;
- Песочная терапия и др.
Через работу с символическим материалом (красками, пластилином, природными материалами), т.е. через арт-техники, развиваются ассоциативно-образное мышление, а также заблокированные или слаборазвитые системы восприятия. Арт-терапия ресурсна, так как находится вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности детям в своих силах. Чем лучше ребенок, а в последствии взрослый человек, умеет выражать себя, тем полноценнее его ощущение себя неповторимой личностью.
Встречи с детьми, совместная их работа с психологом постепенно приносят свои плоды и дают ожидаемые результаты:
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие моторных способностей детей, через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на их психофизиологические функции;
- снижение эмоциональной тревожности;
- повышение самооценки;
- развитие самосознания;
- закрепление положительных поведенческих реакций;
- позитивные изменения в психологическом состоянии детей, и образе Я.
Коррекционно-развивающая программа арт-терапевтических занятий «Волшебный мир творчества» предназначена для учащихся 4 - 5 классов специальной (коррекционной) школы-интерната. Программа может использоваться как самостоятельная в индивидуальной и в групповой работе с учащимися, а также как элемент арт-терапии при работе по программам групповых занятий «Я и мои друзья» - 1 и «Я и мои друзья» - 2.
Основная цель коррекционно-развивающей программы состоит в гармонизации развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания. Расширение возможностей самовыражения и самопознания на занятиях связано с продуктивным характером искусства - созданием эстетических продуктов, объективирующих в себе чувства, переживания и способности ребенка. На занятиях по данной программе решаются следующие задачи:
- обеспечить эффективное эмоциональное реагирование, придать ему даже в случаях агрессивных проявлений социально приемлемые допустимые формы.
- облегчить процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабо ориентированных на сверстников детей.
- создать благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции.
- оказывать дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний: создавать предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций;
- повышать личностную ценность, содействовать формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком.
Коррекционно-развивающая программа основывается на деятельностном подходе и теории психического развития выдвинутым А.Н. Леонтьевым и Д.Б. Элькониным, Л.С. Выготским.
В основу коррекционно-развивающей программы положен принцип единства диагностики и коррекции. Этот принцип реализуется в двух аспектах. Во-первых, в том, что на занятиях обязательно проходит этап диагностического обследования, позволяющего выявить характер и интенсивность трудностей развития, переживаемых ребенком, сделать заключение об их возможных причинах. Во-вторых, во время реализация коррекционно-развивающей программы проводится постоянный контроль динамики изменений личности, поведения и деятельности ребенка, динамики его эмоциональных состояний, чувств и переживаний. Такой контроль позволяет внести необходимые коррективы при работе с ребенком.
Также коррекционно-развивающая программа опирается на деятельностный принцип коррекции. Указанный принцип означает, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка, в ходе реализации которой создаются условия для ориентировки ребенка в "трудных" конфликтных ситуациях, организуется необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка.
Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка в коррекционно-развивающей программе объединяет требования учёта особенностей психического и личностного развития учащихся школы-интерната с признанием бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития каждой личности.
При проведении коррекционной работы предполагается отслеживание эмоциональное состояние детей по цветовому тесту М. Люшера до занятия и после занятия.
Коррекционное занятие
Общая продолжительность арт-терапевтического занятия составляет 80 – 90 минут. Продолжительность занятия постоянна и не может быть изменена по желанию членов группы, кроме как в исключительных обстоятельствах. Постоянство времени арт-терапевтического занятия является важным психологическим условием формирования у ребенка способности к произвольной регуляции своей деятельности, формирования умения подчиняться правилам и организовывать свою деятельность во времени. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Основные частные принципы взаимодействия на занятии:
• Поддерживать в ребенке его достоинства и позитивный образ «Я».
• Говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не о личности и характере самого ребенка.
• Отмечать сдвиги в личностном росте посредством сравнения ребенка с самим собой, а не с другими детьми.
• Не применять негативных оценочных суждений, «ярлыков», отрицательного программирования.
• Не навязывать ребенку способов деятельности и поведения вопреки его желанию.
• Принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка, независимо от содержания, формы, качества.
Каждое занятие включает три части — вводную, основную и заключительную – и состоит из следующих этапов: приветствие, правила поведения, постановка задачи, творчество; рефлексия.
Тематическое планирование
№ зан. | Тема занятия | Срок |
1 | «Знакомство с красками» | 1 неделя |
2 | «Что я люблю?» | 2 неделя |
3 | «Цвет моего настроения» | 3 неделя |
4 | «Мир прекрасен!» | 4 неделя |
5 | «Подарок для новичка» | 5 неделя |
6 | «Зверьки в волшебном лесу» | 6 неделя |
7 | «Сказочная шкатулка» | 7 неделя |
8 | «Волшебники» | 8 неделя |
9 | «Какое бывает солнышко? | 9 неделя |
10 | «Подарок другу» | 10 неделя |
Содержание работы по программе
Блок | № зан. | Тема | Цель | Мат-лы | Ход работы |
1 | 1 | «Знакомство с красками» | Развитие уверенности в себе, раскрытие творческого потенциала; диагностика эмоционального состояния, снятие психического напряжения | Бумага А3, гуашь (16 цветов), кисти, палитра |
|
2 | «Что я люблю?» | Развитие способности к самовыражению, способности понять себя, свои чувства, желания, предпочтения, развитие творческого потенциала, диагностика эмоционального состояния, снятие психологического напряжения | Пластилин, ножичек, дощечка, картон |
| |
2 | 3 | «Цвет моего настроения» | Развитие способности к самовыражению, способности понять себя, своё настроение, диагностика эмоционального состояния, снятие психологического напряжения | Бумага А3, гуашь (16 цветов), кисти, палитра |
|
4 | «Мир прекрасен!» | Преодоление детских страхов, установка положительного взгляда на окружающий мир | Бумага А3, цветная бумага. клей |
| |
3 | 5 | «Подарок для новичка» | Преодоление эмоциональной преграды в общении с новичком, формирование положительной установки на новичка, развитие коммуникативных навыков, диагностика эмоционального состояния, снятие психологического напряжения | Бумага А3, цветная бумага, клей, нитки или пряжа |
|
6 | «Зверьки в волшебном лесу» | Развитие коммуникативных навыков, способностей к совместной деятельности, навыков принятия решений, диагностика эмоционального состояния, снятие психологического напряжения | Пластилин, ножичек, дощечка, природные материалы |
| |
4 | 7 | «Сказочная шкатулка» | Развитие коммуникативных навыков, умения высказать своё мнение, развитие навыков работы в коллективе, диагностика эмоционального состояния, снятие психологического напряжения | Пластилин, ножичек, дощечка или цветная бумага, клей, бумага А3 или гуашь, кисти, бумага А3 |
|
8 | «Волшебники» | Развитие коммуникативных навыков, раскрытие творческих способностей, развитие уверенности в себе, диагностика эмоционального состояния, снятие психологического напряжения | Бумага А3, ракушки, цветные стёклышки, камушки, гуашь синяя и зелёная, клей |
| |
5 | 9 | «Какое бывает солнышко? | Эмоциональное приятие ближнего, развитие творческих способностей, уверенности в себе, диагностика эмоционального состояния, снятие психологического напряжения | Бумага А3, гуашь (16 цветов) |
|
10 | «Подарок другу» | Развитие навыков преодоления конфликтов, развитие эмпатии, принятия человека (понимание его чувств и эмоций), диагностика эмоционального состояния, снятие психологического напряжения | Пластилин, ножичек, дощечка, природные материалы |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Основные мотивы творчества Марины Цветаевой".
Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Творчество Марины Цветаевой» (всего 3 часа). Школьная программа не даёт возможности подробно изучить творчество Марины ...
Программа элективного курса «Декоративно-прикладное творчество»
Занятия курса позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: знакомство с разными видами декоративно-прикладного искусства (бисероплетение, тестоластика, извонить)....
Образовательная программа по внеурочной деятельности "Театральное творчество"
Программа "Театральное творчество" апробируется с сентября 2011г. в системе нового государственного стандарта. Воспитание подрастающего поколения – многогранный про...
Программа авторского факультативного курса по творчеству М.И. Цветаевой
Данная программа станет хорошим подспорьем учителю литературы....
Программа внеурочной деятельности «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №24 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ Программа внеурочной деятельности «ДЕКОРАТ...
Авторская программа дополнительного образования по народному творчеству «Возвращение к истокам»
Данная программа направлена на активные приобретения детьми культурного богатства русского народа. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к...
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства "Живопись".Программа по учебному предмету "Прикладное творчество".
Содержание учебного предмета « Прикладное творчество» построено с учётом возрастных особенностей детей, а также с учётом особенностей развития их пространственного мышления, включает теор...