Программа по арт-терапии "Волшебный мир творчества"
рабочая программа по психологии (5 класс) на тему

Савельева Светлана Анатольевна

Комплекс групповых арт-терапевтических занятий для учащихся 4 - 5 классов, обучающихся по программе 8 вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnyy_mir_tvorchestva.docx158.62 КБ

Предварительный просмотр:

«Волшебный мир

 творчества»

комплекс групповых арт-терапевтических

занятий для учащихся

(4 - 5 класс)

Педагог-психолог

высшей квалификационной категории:

Савельева С.А.

Рязань

Пояснительная записка

Педагогическая работа похожа на работу садовода. «Детство как почва, в которую падают семена. Они крохотные. Их не видно, но они есть. Потом они начинают прорастать. Биография человеческой души, человеческого сердца – это прорастание семян, развитие их в крепкие, большие растения. Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые – хлебными колосьями, некоторые – злым чертополохом» (Владимир Солоухин). И именно от нашей заботы, любви, внимания, терпения, безусловного принятия каждого ребенка, во многом зависит красота его души.

Смысл работы педагога-психолога - оказание поддержки в развитии личности ребенка, развитии его индивидуальных  способностей, самовыражения и самопознания.

Актуальность

Образование в России  на современном этапе ориентировано не только на обеспечение познавательного развития ребёнка,  но и на  становление базовых свойств его личности: самооценки, эмоциональной  сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально психологических особенностей в системе отношений с другими людьми. Это относится и к образованию учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

          Развитие личности детей с недостатками умственного развития, воспитание у них положительных черт характера – одно из ведущих направлений в работе специальной (коррекционной) школы 8 вида. Решение данной проблемы обеспечивает подготовку её воспитанников к успешной социальной адаптации в обществе. По мнению Л.В. Занкова, развитие личности умственно отсталых учеников в значительной мере определяется внешними условиями, к числу которых в первую очередь относятся специальное обучение и правильная организация всей жизни ребёнка.

      М.С. Певзнер подчёркивает, что таким детям свойственны эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, значительная ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявления радости, огорчения, веселья. Основной причиной расстройства их поведения является болезненное переживание собственной неполноценности, нередко осложняемой инфантилизмом, неблагоприятным влиянием среды и других обстоятельств (К.С. Лебединская, Г.Г. Запрягаев). Доказано, что наиболее понятными для учащихся с недостатками умственного развития являются знакомые жизненные ситуации. В этом случае они способны к сопереживанию, к эмоциональному отклику на переживания другого человека, могут прийти на помощь в тех случаях, когда она требуется (В.А. Варянен).

     Все исследователи (И.М. Соловьёв, Й.П. Лаужикас, В.И. Лубовский, М.Г, Царцидзе и др.) отмечают такие недостатки воли у умственно отсталых учащихся, как безынициативность, несамостоятельность, слабость внутренних побуждений, внушаемость, слабая мотивация. При этом известно, что наличие волевого поведения – важное условие социальной адаптации учеников коррекционных школ 8 вида.

     Личностные взаимоотношения и оценка своего положения в коллективе класса у умственно отсталых учащихся формируются постепенно. Самооценка определяется успехами в учебной деятельности, труде, игре. В процессе коррекционного обучения и воспитания происходит формирование адекватной самооценки и уровня притязаний у большинства учащихся. Возможность развития таких личностных качеств, как умение оценить себя и результат своей деятельности рассматривается в исследованиях И.П. Ушаковой, Г.М. Дульнева и др.

Хотя возможности развития интеллекта при умственной недостаточности ограничены, все же, в условиях коррекционного обучения, возможно их поступательное развитие. При этом необходимо учитывать  не только особенности, но и возможности развития каждого ребенка.

Для успешной адаптации учащихся в условиях специальной школы, а также в обществе в целом большое значение имеет правильно организованная система обучения и воспитания.

Поэтому использование возможностей арт-терапии в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью является не только важным, но и необходимым.

Арт-терапия - это метод  оказания психологической поддержки посредством художественного творчества.  Арт-терапия - один из самых «мягких» и в то же время глубоких методов.

          Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь, изобразительном, и творческой деятельности. 

      «Один рисунок стоит тысячи слов». Эта восточная мудрость, пожалуй, наиболее точно отражает основную идею арт-терапии. Изобразительное творчество можно назвать универсальным средством визуального общения. Посредствам ее реализуется богатый, исцеляющий потенциал спонтанной художественной деятельности, происходят позитивные изменения в интеллектуальном, эмоциональном и индивидуально-личностном развитии человека.

     Арт-методы позволяют получить доступ к самым скрытым переживаниям ребенка и корректно помочь ему, особенно при обращении к тем реальным  проблемам или фантазиям, которые по каким-либо причинам затруднительно обсуждать вербально. Работа над рисунками, картинами, скульптурами – это безопасный способ разрядки разрушительных и саморазрушительных тенденций (К.Рудестам). Методы арт-терапии позволяют проработать  мысли и эмоции, которые человек привык подавлять.

     Помимо всего этого у ребенка развивается чувство внутреннего контроля, т.к. при проведении занятий задействованы кинестетические и зрительные анализаторы, что стимулирует развитие сенсомоторных умений и в целом – правого полушария головного мозга, отвечающего за интуицию и ориентацию в пространстве.

       В процессе работы ребенок творчески самовыражается, развивает свои художественные способности в целом, повышает свои адаптационные способности за счет раскрытия внутренних ресурсов.

               Арт – терапию часто называют исцеляющим творчеством, потому что оно приносит удовольствие, обучает выражать свои переживания как можно более спонтанно и произвольно. Арт-терапия не имеет ограничений и противопоказаний.

Цели использования арт-терапии:

- психологическая поддержка и сопровождение детей;

- привлечение детей к активной продуктивной деятельности, способствующей  развитию всех психических процессов.

Основные задачи:

- способствовать самопознанию ребенка, осознанию своих характерных особенностей и предпочтений;

- обучать ребенка положительному восприятию себя и   других людей;

- развивать у ребенка социальную и коммуникативную компетентность;

- вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения;

- корректировать нежелательные черты характера и поведения;

- обучать ребенка рефлексивным умениям.

Методы арт-терапии:

  • Музыкотерапия;
  • Цветотерапия;
  • Игротерапия
  • Сказкотерапия;
  • Изотерапия;
  • Лепка;
  • Аппликация;
  • Песочная терапия и др.

            Через работу с символическим материалом (красками, пластилином, природными материалами), т.е. через арт-техники, развиваются ассоциативно-образное мышление, а также заблокированные или слаборазвитые системы восприятия. Арт-терапия ресурсна, так как находится вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности детям в своих силах. Чем лучше ребенок, а в последствии взрослый человек,  умеет выражать себя, тем полноценнее его ощущение себя неповторимой личностью.

Встречи с детьми, совместная их работа с психологом постепенно приносят свои плоды и дают ожидаемые результаты:

  • развитие коммуникативных навыков;
  • развитие моторных способностей детей, через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на их психофизиологические функции;
  • снижение эмоциональной тревожности;
  • повышение самооценки;
  • развитие самосознания;
  • закрепление положительных поведенческих реакций;
  • позитивные изменения в психологическом состоянии детей,  и образе Я.

          Коррекционно-развивающая программа арт-терапевтических занятий «Волшебный мир творчества» предназначена для  учащихся 4 - 5 классов специальной (коррекционной) школы-интерната. Программа может использоваться как самостоятельная в индивидуальной и в групповой работе с учащимися, а также как элемент арт-терапии при работе по программам групповых занятий «Я и мои друзья» - 1 и «Я и мои друзья» - 2.

           Основная цель коррекционно-развивающей программы состоит в гармонизации развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания. Расширение возможностей самовыражения и самопознания на занятиях связано с продуктивным характером искусства - созданием эстетических продуктов, объективирующих в себе чувства, переживания и способности ребенка. На занятиях по данной программе решаются следующие задачи:

  • обеспечить эффективное эмоциональное реагирование, придать ему даже в случаях агрессивных проявлений социально приемлемые допустимые формы.
  • облегчить процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабо ориентированных на сверстников детей.
  • создать благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции.
  • оказывать дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний: создавать предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций;
  • повышать личностную ценность, содействовать формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком. 

          Коррекционно-развивающая программа основывается на деятельностном подходе и теории психического развития  выдвинутым А.Н. Леонтьевым и Д.Б. Элькониным, Л.С. Выготским.

В основу коррекционно-развивающей программы положен принцип единства диагностики и коррекции. Этот принцип реализуется в двух аспектах. Во-первых, в том, что на занятиях  обязательно проходит этап диагностического обследования, позволяющего выявить характер и интенсивность трудностей развития, переживаемых ребенком, сделать заключение об их возможных причинах. Во-вторых, во время реализация коррекционно-развивающей программы проводится постоянный контроль динамики изменений личности, поведения и деятельности ребенка, динамики его эмоциональных состояний, чувств и переживаний. Такой контроль позволяет внести необходимые коррективы при работе с ребенком.

Также коррекционно-развивающая программа опирается на  деятельностный принцип коррекции. Указанный принцип означает, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка, в ходе реализации которой создаются условия для ориентировки ребенка в "трудных" конфликтных ситуациях, организуется необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка.

Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка в коррекционно-развивающей программе объединяет  требования учёта особенностей психического и личностного развития учащихся школы-интерната с признанием бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития каждой личности.

При проведении коррекционной работы предполагается отслеживание эмоциональное состояние детей по цветовому тесту М. Люшера до занятия и после занятия.

Коррекционное занятие

Общая продолжительность арт-терапевтического занятия составляет 80 – 90 минут. Продолжительность занятия постоянна и не может быть изменена по желанию членов группы, кроме как в исключительных обстоятельствах. Постоянство времени арт-терапевтического занятия является важным психологическим условием формирования у ребенка способности к произвольной регуляции своей деятельности, формирования умения подчиняться правилам и организовывать свою деятельность во времени. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Основные частные принципы  взаимодействия на занятии:

• Поддерживать в ребенке его достоинства и позитивный образ «Я».

• Говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не о личности и характере самого ребенка.

• Отмечать сдвиги в личностном росте посредством сравнения ребенка с самим собой, а не с другими детьми.

• Не применять негативных оценочных суждений, «ярлыков», отрицательного программирования.

• Не навязывать ребенку способов деятельности и поведения вопреки его желанию.

• Принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка, независимо от содержания, формы, качества.

          Каждое занятие включает три части — вводную, основную и заключительную – и состоит из следующих этапов: приветствие, правила поведения, постановка задачи, творчество; рефлексия.

Тематическое планирование

№ зан.

Тема занятия

Срок

1

«Знакомство с красками»

1 неделя

2

«Что я люблю?»

2 неделя

3

«Цвет моего настроения»

3 неделя

4

«Мир прекрасен!»

4 неделя

5

«Подарок для новичка»

5 неделя

6

«Зверьки в волшебном лесу»

6 неделя

7

«Сказочная шкатулка»

7 неделя

8

«Волшебники»

8 неделя

9

«Какое бывает солнышко?

9 неделя

10

«Подарок другу»

10 неделя

Содержание работы по программе

Блок

№ зан.

Тема

Цель

Мат-лы

Ход работы

1

1

«Знакомство с красками»

Развитие уверенности в себе, раскрытие творческого потенциала; диагностика эмоционального состояния, снятие психического напряжения

Бумага А3, гуашь (16 цветов), кисти, палитра

  1. Приветствие «Мышонок»;
  2. Правила поведения;
  3. Постановка задачи: используя краски, которые больше всего нравятся, нарисуйте радугу;
  4. Творчество;
  5. Рефлексия: Какая у тебя получилась радуга (презентация работы)? Какой цвет тебе понравился больше всего? Какие чувства у тебя возникали, когда ты рисовал этим цветом? Какие ассоциации? Понравилось ли работать с гуашью? Какие кисточки понравились тебе больше всего?

2

«Что я люблю?»

Развитие способности к самовыражению, способности понять себя, свои чувства, желания, предпочтения, развитие творческого потенциала, диагностика эмоционального состояния, снятие психологического напряжения

Пластилин, ножичек, дощечка, картон

  1. Приветствие «Мышонок»;
  2. Правила поведения;
  3. Постановка задачи: слепить предмет или несколько предметов, которые отображают то, что ты любишь;
  4. Творчество;
  5. Рефлексия: Что ты слепил (презентация работы)? Почему ты слепил именно такие предметы? Почему использовал именно такие цвета?

2

3

«Цвет моего настроения»

Развитие способности к самовыражению, способности понять себя, своё настроение, диагностика эмоционального состояния, снятие психологического напряжения

Бумага А3, гуашь (16 цветов), кисти, палитра

  1. Приветствие «Мышонок»;
  2. Правила поведения;
  3. Постановка задачи: используя понравившиеся цвета, изобрази своё настроение;
  4. Творчество;
  5. Рефлексия: Как ты изобразил своё настроение (презентация работы)? Почему использовал такие цвета? Какое у тебя настроение?

4

«Мир прекрасен!»

Преодоление детских страхов, установка положительного взгляда на окружающий мир

Бумага А3, цветная бумага. клей

  1. Приветствие «Мышонок»;
  2. Правила поведения;
  3. Постановка задачи: используя цветную бумагу и клей, сделать аппликацию – изобрази мир, в котором нет страхов;
  4. Творчество;
  5. Рефлексия: Какой у тебя получился мир без страхов (презентация работы)? Что ты использовал, чтобы это подчеркнуть? Почему ты использовал именно эти цвета?

3

5

«Подарок для новичка»

Преодоление эмоциональной преграды в общении с новичком, формирование положительной установки на новичка, развитие коммуникативных навыков, диагностика эмоционального состояния, снятие психологического напряжения

Бумага А3, цветная бумага, клей, нитки или пряжа

  1. Приветствие «Мышонок»;
  2. Правила поведения;
  3. Постановка задачи: используя бумагу и нитки, создать подарок для новичка, но сделать его нужно таким, какой бы вы сами хотели получить;
  4. Творчество;
  5. Рефлексия: Что ты подготовил в подарок новичку (презентация работы)? Почему именно это? Почему использовал такие цвета?

6

«Зверьки в волшебном лесу»

Развитие коммуникативных навыков, способностей к совместной деятельности, навыков принятия решений, диагностика эмоционального состояния, снятие психологического напряжения

Пластилин, ножичек, дощечка, природные материалы

  1. Приветствие «Мышонок»;
  2. Правила поведения;
  3. Постановка задачи: используя пластилин и природные материалы, создайте зверьков для волшебного леса;
  4. Творчество;
  5. Рефлексия: Каких зверьков ты создал (презентация работы)? Как ты их назовёшь? Что они будут делать в лесу? Как они будут дружить и помогать друг другу в трудную минуту?

4

7

«Сказочная шкатулка»

Развитие коммуникативных навыков, умения высказать своё мнение, развитие навыков работы в коллективе, диагностика эмоционального состояния, снятие психологического напряжения

Пластилин, ножичек, дощечка или цветная бумага, клей, бумага А3 или гуашь, кисти, бумага А3

  1. Приветствие «Мышонок»;
  2. Правила поведения;
  3. Постановка задачи: участникам предлагается выбрать материал для создания волшебного содержимого сказочной шкатулки (Каждая вещь делает что-нибудь доброе; вещи, которые будут лежать в волшебной шкатулке, могут служить всем участникам, в зависимости от их нужд);
  4. Творчество;
  5. Рефлексия: Какую волшебную вещь ты создал (презентация работы)? Что доброе делает эта вещь? Кому и как она может помочь?

8

«Волшебники»

Развитие коммуникативных навыков, раскрытие творческих способностей, развитие уверенности в себе, диагностика эмоционального состояния, снятие психологического напряжения

Бумага А3, ракушки, цветные стёклышки, камушки, гуашь синяя и зелёная, клей

  1. Приветствие «Мышонок»;
  2. Правила поведения;
  3. Постановка задачи: на листе бумаги создайте море, используя два цвета гуаши, ракушки, камушки, цветные стёклышки (Каждый участник создаёт «кусочек» моря, в конце занятия все «кусочки» соединятся и получится одно большое море);
  4. Творчество;
  5. Рефлексия: Какое у тебя получилось море (презентация работы)? Могло бы оно получиться таким большим, если бы ты делал его один? Какие чувства ты испытываешь, когда смотришь на море? Что ты представляешь?

5

9

«Какое бывает солнышко?

Эмоциональное приятие ближнего, развитие творческих способностей, уверенности в себе, диагностика эмоционального состояния, снятие психологического напряжения

Бумага А3, гуашь (16 цветов)

  1. Приветствие «Мышонок»;
  2. Правила поведения;
  3. Постановка задачи: используя любой цвет, нарисуйте солнышко;
  4. Творчество;
  5. Рефлексия: Какое у тебя получилось солнышко  (презентация работы)? Есть ли у Солнышка глазки, ротик? Какие чувства испытывает твоё Солнышко? Оно улыбается или грустит? Для кого светит солнышко (для всех людей на планете или только для некоторых)?

10

«Подарок другу»

Развитие навыков преодоления конфликтов, развитие эмпатии, принятия человека (понимание его чувств и эмоций), диагностика эмоционального состояния, снятие психологического напряжения

Пластилин, ножичек, дощечка, природные материалы

  1. Приветствие «Мышонок»;
  2. Правила поведения;
  3. Постановка задачи: из предложенных материалов сделайте подарок для друга (Ты поссорился с другом, чтобы помириться, ты хочешь что-нибудь ему подарить; сделай такой подарок другу, который его порадует);
  4. Творчество;
  5. Рефлексия: Какой подарок ты сделал другу (презентация работы)? Почему подарок именно такой? Что почувствует друг, когда ты ему вручишь подарок? Захочет ли он тебя простить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Основные мотивы творчества Марины Цветаевой".

Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Творчество Марины Цветаевой» (всего 3 часа). Школьная программа не даёт возможности подробно изучить творчество Марины ...

Программа элективного курса «Декоративно-прикладное творчество»

Занятия курса позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: знакомство с разными видами декоративно-прикладного искусства (бисероплетение,  тестоластика, извонить)....

Образовательная программа по внеурочной деятельности "Театральное творчество"

Программа "Театральное творчество" апробируется с сентября 2011г. в системе нового государственного стандарта. Воспитание подрастающего поколения – многогранный про...

Программа авторского факультативного курса по творчеству М.И. Цветаевой

Данная программа станет хорошим подспорьем учителю литературы....

Программа внеурочной деятельности «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №24 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ       Программа внеурочной деятельности «ДЕКОРАТ...

Авторская программа дополнительного образования по народному творчеству «Возвращение к истокам»

Данная программа направлена на активные приобретения детьми культурного богатства русского народа. Она  основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к...

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства "Живопись".Программа по учебному предмету "Прикладное творчество".

 Содержание учебного предмета « Прикладное творчество» построено с учётом возрастных особенностей детей, а также с учётом особенностей развития их пространственного мышления, включает теор...