Программа факультативного курса "Основы компьютерной грамотности", 7 класс
элективный курс (7 класс) по теме
Формирование начального навыка работы на компьютере с текстом и графикой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_fakultativnogo_kursa_7_klass.rar | 15.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №____
Обсуждено Согласовано Утверждено
на заседании МО заместитель решением педсовета
протокол № __ от______ директора протокол №___ то _______
руководитель МО __________ 2012 председатель педсовета
_______ ___________ _______ _________ __ _________ _____________
подпись Ф.И.О. подпись Ф.И.О. подпись Ф.И.О
ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
«Основы компьютерной грамотности»
Класс: 7 класс
Количество часов: 34 (1 ч. в неделю)
Учитель: _______________________
Ф.И.О.
Программа разработана на основе программы «Программа по информатике и ИКТ для V- VII классов средней общеобразовательной школы» Л. Л. Босовой. - М., БИНОМ, Лаборатория знаний, 2007 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Основы компьютерной грамотности» является факультативным курсом в 7 классе - 1 час в неделю.
Цель: формирование начального навыка работы на компьютере с текстом и графикой.
Задачи:
- Знакомство с возможностями компьютера.
- Воспитание познавательной активности, уверенности в своих возможностях, расширение представлений об окружающем мире.
- Коррекция познавательных процессов, тонкой моторики, ориентировки в пространстве, понимания связной речи.
Курс ориентирован на учебный план, объемом 34 учебных часа. Данный учебный курс рассчитан на учащихся не имеющих навыков обращения с компьютером, в дальнейшем планируется углубление знаний, умений и навыков в практической деятельности.
Рабочая программа факультатива «Основы компьютерной грамотности» составлена на основе программы базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы 7 класс Л. Л. Босовой.
№ п/п | Разделы | Количество часов |
1. | Компьютер для начинающих Информация и информатика. Как устроен компьютер. Что умеет компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. История латинской раскладки клавиатуры. Основная позиция пальцев на клавиатуре. Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Как работает мышь. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню. Компьютерный практикум Практическая работа №1. Знакомимся с клавиатурой. Практическая работа №2. Осваиваем мышь. Практическая работа №3. Запускаем программы. Основные элементы окна программы. Практическая работа №4. Знакомимся с компьютерным меню. Клавиатурный тренажер. | 15 ч. |
2. | Информация вокруг нас Действия с информацией. Хранение информации. Носители информации. Как хранили информацию раньше. Носители информации, созданные в XX веке. Сколько информации может хранить лазерный диск. Передача информации. Как передавали информацию в прошлом. Научные открытия и средства передачи информации. Кодирование информации. Язык жестов. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации. От текста к рисунку, от рисунка к схеме. Обработка информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Кодирование как изменение формы представления информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме. Компьютерный практикум Клавиатурный тренажер. Координатный тренажер. Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал. | 4 ч. |
3. | Информационные технологии Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Основные объекты текстового документа. Этапы подготовки документа на компьютере. О шрифтах. Компьютерная графика. Графические редакторы. Устройства ввода графической информации. Как формируется изображение на экране монитора. Создание движущихся изображений. Компьютерный практикум Практическая работа №5. Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор. Практическая работа №6. Вводим текст. Практическая работа №7. Редактируем текст. Практическая работа №8. Работаем с фрагментами текста. Практическая работа №9. Форматируем текст. Практическая работа №10. Знакомимся с инструментами рисования графического редактора. Практическая работа №11. Начинаем рисовать. Практическая работа №12. Создаем комбинированные документы. Практическая работа №13. Работаем с графическими фрагментами. Практическая работа №14. Создаем анимацию на заданную тему. | 15 ч. |
Итого: | 34 час |
Компьютер для начинающих. Время изучения темы продлено 15 часов.
Информация и информатика.
Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места. - 1ч.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре. – 12 ч.
Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню. – 3 ч.
Компьютерный практикум
Практическая работа №1. Знакомимся с клавиатурой.
Практическая работа №2. Осваиваем мышь.
Практическая работа №3. Запускаем программы. Основные элементы окна программы.
Практическая работа №4. Знакомимся с компьютерным меню.
Клавиатурный тренажер.
Начиная со 2 занятия, на каждом проводится практическая работа на клавиатурном тренажёре (индивидуальные задания).
Информация вокруг нас. На изучение данной темы отводится 4 часа, т.к. содержание занятий представляет собой информационный, а не практический материал.
Действия с информацией.
Хранение информации. Носители информации. Как хранили информацию раньше. Носители информации, созданные в XX веке. Сколько информации может хранить лазерный диск.
Передача информации. Как передавали информацию в прошлом. Научные открытия и средства передачи информации.
Кодирование информации. Язык жестов. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации. От текста к рисунку, от рисунка к схеме.
Обработка информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Кодирование как изменение формы представления информации.
Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме.
Компьютерный практикум
Клавиатурный тренажер.
Координатный тренажер.
Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.
Информационные технологии. На изучение данного блока отводится 15 часов. Это связано с увеличением доли практических занятий.
Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Этапы подготовки документа на компьютере. - 10 ч.
Компьютерная графика. Графические редакторы. – 5 ч.
Создание движущихся изображений.
Компьютерный практикум
Практическая работа №5. Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор.
Практическая работа №6. Вводим текст.
Практическая работа №7. Редактируем текст.
Практическая работа №8. Работаем с фрагментами текста.
Практическая работа №9. Форматируем текст.
Практическая работа №10. Знакомимся с инструментами рисования графического редактора.
Практическая работа №11. Начинаем рисовать.
Практическая работа №12. Создаем комбинированные документы.
Практическая работа №13. Работаем с графическими фрагментами.
Практическая работа №14. Создаем анимацию на заданную тему.
На каждом занятии проводится практическая работа по набору и форматированию текста, созданию графических фрагментов.
Содержание программы инвариантно к типу ПК и программного обеспечения. Поэтому теоретическая составляющая курса не зависит от используемых в школе моделей компьютеров, операционных систем и прикладного программного обеспечения. В практической деятельности обращается внимание учащихся, знакомых с операционной системой Windows.
Необходимость введения данного курса в программу обучения обусловлена всеобщей компьютеризацией, интеграционными процессами между гуманитарной и научно-технической сферами, тенденциями инклюзивного образования. Связаны они, в частности, с распространением методов компьютерного моделирования (в том числе и математического) в самых разных областях человеческой деятельности. Причина этого явления состоит в развитии и распространении ИКТ. Стали широко доступными компьютерные системы, направленные на реализацию математических методов, полезных в гуманитарных и других областях. Их интерфейс настолько удобен и стандартизирован, что не требуется больших усилий, чтобы понять, как действовать при вводе данных и как интерпретировать результаты. Благодаря этому, применение методов компьютерного моделирования становится все более доступным и востребованным для социологов, историков, экономистов, филологов, химиков, медиков, педагогов и пр. Прогнозируется использование компьютерных технологий в малоквалифицированных сферах деятельности, в быту.
Учащиеся должны знать:
- понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация»;
- различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
- приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
- приводить примеры информационных носителей;
- иметь представление о способах кодирования информации;
- знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
Учащиеся должны уметь:
- включать и выключать компьютер ;
- уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
- вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
- уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
- уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
- уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор.
Учебно-методический комплекс
1. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
2. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т. Ю. Практикум по информатике и ИКТ для 10-11 классов. Базовый уровень. Информатика. 11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
3. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2004
4. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
5. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ (базовый уровень) 10кл. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
6. Макарова Н.В. Информатика и ИКТ 5-11. – ПИТЕР, 2009
Программа факультатива «Основы компьютерной грамотности»
7 класс (1 час в неделю)
№ п/п | Разделы | Количество часов |
1. | Компьютер для начинающих Информация и информатика. Как устроен компьютер. Что умеет компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. История латинской раскладки клавиатуры. Основная позиция пальцев на клавиатуре. Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Как работает мышь. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню. Компьютерный практикум Практическая работа №1. Знакомимся с клавиатурой. Практическая работа №2. Осваиваем мышь. Практическая работа №3. Запускаем программы. Основные элементы окна программы. Практическая работа №4. Знакомимся с компьютерным меню. Клавиатурный тренажер. | 15 ч. |
2. | Информация вокруг нас Действия с информацией. Хранение информации. Носители информации. Как хранили информацию раньше. Носители информации, созданные в XX веке. Сколько информации может хранить лазерный диск. Передача информации. Как передавали информацию в прошлом. Научные открытия и средства передачи информации. Кодирование информации. Язык жестов. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации. От текста к рисунку, от рисунка к схеме. Обработка информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Кодирование как изменение формы представления информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме. Компьютерный практикум Клавиатурный тренажер. Координатный тренажер. Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал. | 4 ч. |
3. | Информационные технологии Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Основные объекты текстового документа. Этапы подготовки документа на компьютере. О шрифтах. Компьютерная графика. Графические редакторы. Устройства ввода графической информации. Как формируется изображение на экране монитора. Создание движущихся изображений. Компьютерный практикум Практическая работа №5. Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор. Практическая работа №6. Вводим текст. Практическая работа №7. Редактируем текст. Практическая работа №8. Работаем с фрагментами текста. Практическая работа №9. Форматируем текст. Практическая работа №10. Знакомимся с инструментами рисования графического редактора. Практическая работа №11. Начинаем рисовать. Практическая работа №12. Создаем комбинированные документы. Практическая работа №13. Работаем с графическими фрагментами. Практическая работа №14. Создаем анимацию на заданную тему. | 15 ч. |
Итого: | 34 час |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка «Основы компьютерной грамотности»
Программа кружка «Основы компьютерной грамотности» базируется на программе по информатике для средней общеобразовательной школы и предполагает повышение уровня образования за счет: значител...
Дополнительная образовательная программа детского объединения "Компьютерная грамотность"
В настоящее время – время информационного века - нельзя без знания компьютерной грамотности.Основное назначение курса "Компьютерная грамотность" состоит в выполнении социального заказа современного об...
Программа факультативного курса "Компьютерная графика", 8 класс
Одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы....
Программа факультативного курса "Компьютерное делопроизводство" 8 класс.
Данный курс призван помочь учащимся овладеть необходимыми навыками обработки различной информации в соответствии с требованиями стандарта в области делопроизводства....
ПРОГРАММА Факультатива «Основы компьютерной грамотности» для 5-8 классов коррекционных школ
Цель программы - повысить личную самооценку детей с ограниченными возможностями здоровья через изучение информационных технологий.Задачи усвоить правила работы и поведения при общении с комп...
Рабочая программа курса "Основы компьютерной грамотности" 8 класс VIII вид
Современное общество нельзя представить без компьютера. Умение пользоваться компьютером облегчит их учёбу. Специальные коррекционные занятия, по знакомству с работой на компьютере, направлены на...
Рабочая программа факультативного курса " Компьютерная графика в системе " Компас 3Д"
Рабочая программа факультативного курса " Компьютерная графика в ситеме " Компас 3Д" для 10 класса...