ПРОГРАММА поликультурного образования и воспитания обучающихся
методическая разработка на тему
ПРОГРАММА
поликультурного образования
и воспитания обучающихся
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №175»
Советского района г. Казани
на 2011-2020 годы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mbou_shkola_no175_programma_polikult._obr._i_vosp.-1.doc | 162.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» «Утверждаю»
Председатель профкома Директор школы №175
Р.Н.Билялова. А.С.Валеева.
Приказ № ____от _________
ПРОГРАММА
поликультурного образования
и воспитания обучающихся
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №175»
Советского района г. Казани
на 2011-2020 годы
Принято на заседании
Педагогического совета школы №175
/Протокол №1 от 26.08.2011 г./
- Введение.
Нормативно-правовой и методической основой программы поликультурного образования и воспитания обучающихся являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный государственный общеобразовательный стандарт, Концепция поликультурного образования и воспитания.
Программа поликультурного воспитания направлена на формирование уважения и сохранения культурного многообразия; поддержку равных прав на образование и воспитание; формирование и развитие в духе общенациональных, политических, экономических, духовных ценностей. Стратегия поликультурного воспитания в рамках данной Программы выстроена в русле общей стратегии культурного диалога и культурно-цивилизационного роста, с учетом конкретных особенностей и возможностей функционирования национального языка, должной социальной, религиозной и психологической аргументации. Нравственный смысл Программы заключается в том, что в ее основе лежит формирование уважения к свободе другого и осознания того, что свобода не является вседозволенностью, и что свобода одного человека кончается там, где начинается свобода другого. Воспитание в духе поликультурного диалога направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим, оно способствует формированию навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.
Цель программы
Согласно Концепции развития поликультурного образования, целями поликультурного воспитания являются:
- формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культуры;
- формирование российской гражданской идентичности развивающейся личности в условиях социально-политического многообразия Российской Федерации, поликультурности и полилингвальности многонационального народа России;
- эффективная подготовка выпускников школы и вуза к жизни в условиях федеративного государства и современной цивилизации, расширение возможностей самореализации, социального роста, повышения качества жизни.
Задачи программы
Реализуя поликультурную направленность образования, система общего образования решает следующие задачи:
- Овладение учащимися знаниями и умениями, предусмотренными государственной программой полного среднего образования в соответствии с федеральными и региональными образовательными стандартами.
- Овладение знаниями национального языка, литературы культуры (соотносительно национальной принадлежности учащегося).
- Ознакомление с этнокультуроведческим материалом (поликультурное просвещение), интегрированным во все учебные дисциплины общеобразовательного цикла.
- Обучение общению (основанном на взаимопонимании и взаимоуважении, знании этнических особенностей – психологии, этикета, традиций – того или иного народа).
Сроки и этапы реализации программы:
Этапы | Сроки | Контингент учащихся |
1 этап | 2011-2013 | 1- 4 классы |
2 этап | 2014-2018 | 1-9 классы |
3 этап | 2019-2020 | 1-11 классы |
Планируемые результаты поликультурного образования и воспитания
Программа поликультурного воспитания ориентирована на формирование личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения различных национальных культур. Результатом Программы поликультурного воспитания является формирование поликультурного мышления, что в итоге способствует бесконфликтной гражданской идентификации личности в многокультурном обществе и ее интеграции в поликультурное мировое пространство. Программа поликультурного воспитания призвана изменить восприятие учащимися иных культур и религий; научить взвешенно подходить к оценке событий в контексте межкультурного, межконфессионального и межэтнического разнообразия в обществе; дать возможность объективного восприятия ими места и роли народов России и зарубежных стран в истории; повысить роль самих учащихся в формировании толерантного отношения среди своих сверстников, семьи и социального окружения; способствовать профилактике конфликтов в молодежной среде.
Высокий уровень развития и активной реализации в органическом единстве следующих компонентов:
- знаний истории культур народов России, Республики Татарстан;
- качеств личности – гуманизма, достоинства, дружбы, терпимости;
- культуры общения – взаимопонимания, сотрудничества,
- коммуникабельности, взаимопомощи, миролюбия.
- Принципы и особенности организации содержания поликультурного образования и воспитания
Программа базируется на следующих основополагающих принципах, согласованных с принципами Концепции развития поликультурного образования:
- Принцип преемственности.
- Принцип дифференциации и разнообразия.
- Принцип креативности.
- Принцип культурной целостности.
- Принцип объемной (стереоскопической) картины мира.
Большое значение имеет и опора на основополагающие принципы развития личности:
- принципа историко-культурной и цивилизационной направленности, предполагающего необходимость раскрытия исторической обусловленности явлений прошлого и настоящего, изучения фольклора, национального искусства, обычаев и традиций, выявление и анализ "культурных стереотипов", развитие целостного поликультурного мировоззрения;
- принципа самоактуализации личности, основанного на включении в социально полезную деятельность (коллективные творческие дела), формировании коммуникативных особенностей личности в современном мире;
- принципа этнокультурности и поликультурной толерантности, отражающего механизм этнокультурной идентификации личности и гармонизации межэтнических отношений.
В основе содержательных компонентов Программы:
- взаимообусловленность воспитательной деятельности и общественной практики;
- гуманистическая суть системы общих и конкретных целей, задач и направлений воспитания;
- одновременность воспитания, осуществляемого различными образовательными и общественными структурами для реализации воспитательных целей и формирования целостного духовного облика воспитанника;
- последовательность и преемственность в содержании воспитательного процесса, форм, методов и средств, предполагающих поэтапное формирование конкретных качеств личности в зависимости от уровня обучения и его направления;
- творческий характер и динамизм воспитания, отражающие развитие и обогащение воспитательного процесса.
Программа поликультурного воспитания взаимосвязана с учебно-воспитательным процессом образовательного учреждения и является единством четырех блоков:
Знаниевый | Реализуется информация культурологического порядка, о сущности межэтнических отношений, толерантности, причинах и следствиях толерантного поведения. Литература ориентирует на традиции в русской культуре; русский и иностранные языки – на коммуникативную, география – межэтническую, история – политическую составляющие и т.д. |
Отношенческий | Реализуется через школьные предметы: через литературу – отношения к классическому наследию страны, историю – к историческому прошлому; географию, биологию – к природе и т.д. |
Деятельностный | Реализуется через организацию совместной работы учащихся, подведение итогов деятельности, создания ситуации свободного выбора детьми видов, способов деятельности, ролей; каждый участник может реализовать себя, добиться успеха и в то же время проявить заботу о других, внести реальный вклад в общее дело и др |
Воспитательный | Реализуются через организацию внеклассной работы, направленных на развитие у воспитанников навыков позитивной самооценки, самосознания, саморегуляции, с разработкой индивидуальных программ самовоспитания. |
Содержание поликультурного воспитания строится вокруг следующих ориентиров:
- социокультурной идентификации личности;
- освоения системы понятий и представлений о поликультурной среде; воспитания положительного отношения к культурному окружению;
- развития навыков социального общения.
Личностно-ориентированные технологии в реализации Программы поликультурного образования и воспитания направлены на:
личность | помощь семье в поликультурном воспитании | развитие компетентности педагога |
|
|
|
В основу Программы поликультурного образования и воспитания заложено формирование базовых компетентностей:
- социальная компетентность: способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, толерантность, способность ненасильственно разрешать конфликты, участвовать в развитии демократических основ жизнедеятельности;
- коммуникативная компетентность, относящаяся к владению (mastery) устной и письменной коммуникацией, которые особенно важны для работы и социальной жизни;
- информационная компетентность, связанная с возрастанием информатизации общества, владением информационными технологиями, массмедийными средствами и рекламой;
- образовательная компетентность, способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни» и др.
Программа ориентирует также на формирование, среди прочих, таких компетенций как умение работать в режиме сотрудничества и социального партнерства. Развитие индивидуальности, формирующейся в общении, в коллективе и через коллектив рассматривается как необходимый элемент воспитательной деятельности.
- Реализация Программы поликультурного образования и воспитания
Реализация Программы поликультурного образования и воспитания:
в начальной школе направлена на:
- расширение кругозора учащихся;
- выработку умения видеть взаимосвязь взаимовлияние культур, определять общность и различия в историческом, научном, культурном развитии разных народов; осознание ценности самобытности этнокультур;
- воспитание личности в духе мира, взаимопонимания и взаимоуважения между представителями различных этносоциумов.
в основной школе направлена на:
- формирование умения анализировать и сопоставлять взгляды на социальные процессы и явления;
- развитие навыков конструктивного общения и взаимодействия;
- формирование духовно-нравственных ценностей в структуре личности.
в средней (полной) школе направлена на:
- формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культуры;
- формирование российской гражданской идентичности развивающейся личности в условиях социально-политического многообразия Российской Федерации, поликультурности и полилингвальности многонационального народа России;
- эффективная подготовка выпускников школы и вуза к жизни в условиях федеративного государства и современной цивилизации, расширение возможностей самореализации, социального роста, повышения качества жизни.
На уровне учебной деятельности:
- корректировка учебных программ, реализация национально-регионального компонента Базисного плана Республики Татарстан, профилизация образования, информатизация учебного процесса.
На уровне воспитательной работы:
- формирование гражданской ответственности, правовой самостоятельности, духовности, толерантности через систему классных часов, воспитательных дел класса, тестирование учащихся, участие в кружках, клубах, секциях.
На уровне воспитательного взаимодействия с родителями:
- проведение родительских лекториев
- проведение совместных дел, праздников
- индивидуальная работа с родителями
На уровне профессионального образования педагога:
- повышение квалификационного уровня
- разработка методики составления авторских программ
- создание банка интерактивных форм, методов, технологий воспитания
Воспитательная работа в рамках Программы включает следующие направления:
- формирование понимания и уважения к иным народам, культурам, цивилизациям, включая культуру быта;
- воспитание персональных нравственно высоких качеств;
- воспитание навыков сосуществования с людьми — представителями иной расы, языка, религии, этноса и пр.;
- воспитание чувств сострадания и готовности помочь другим людям;
- формирование общественно одобряемых жизненных ценностей, развитие понимания, признания, соблюдения и умения защиты прав и свобод человека;
- осознание необходимости межнациональной солидарности и сотрудничества, готовность участвовать в решении проблем другого сообщества и этноса;
- целенаправленное создание условий для освоения человеком культуры и быта разных народов, перевода их в личностный опыт;
- развитие умений вести открытый межконфессиональный и межкультурный диалог и осуществлять партнерство ради уважения и взаимного понимания и укрепления свободы верования и религий;
- осуждение расизма, ксенофобии, антисемитизма и других форм нетерпимости и дискриминации; терроризма и любых форм экстремизма;
- формирование политической и религиозной корректности и утверждение их нормой жизни;
- формирование массовой культуры корректного отношения в обществе и активизация общественных сил в этом направлении;
- пресечение подстрекательств к преступлениям, ненависти на почве расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения и др.
- формирование гражданской позиции, основанной на уважении прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции Российской Федерации;
- изучение национальных традиций и обычаев;
- воспитание уважения к прошлому своего народа, восстановление исторической памяти;
- изучение родного края во взаимосвязи с культурой и историей России;
- формирование нравственных идеалов на основе отечественных духовных и культурно-исторических ценностей;
- воспитание любви к родному слову, обогащение и развитие речевой культуры посредством изучения истории русского языка, его глубокого смыслового контекста;
- изучение основ религиозной культуры разных народов;
- раскрытие духовных ценностей отечественной литературы и искусства, ознакомление с произведениями духовной музыки, литературы, живописи, архитектуры;
- освещение полноты взглядов на ключевые вопросы естественнонаучных предметов и др.
Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся
В решении поставленных задач большое значение имеют установки родителей, их позиция в этом вопросе, поскольку именно семья, являясь источником традиций, дает ребенку важный опыт взаимодействий с людьми, в ней он учится общаться, осваивать приемы коммуникации, учится слушать и уважать мнение других, терпеливо и бережно относиться к своим близким. В освоении опыта конструктивного общения большое значение имеет личный пример родителей и родственников.
Родительская семья является своеобразным транслятором особенностей этнического сознания. Традиционно именно она формирует идеалы, общественно-социальные установки через комплекс этико-нравственных понятий, составляющих в дальнейшей взрослой жизни основу ценностей и установок. Семья обеспечивает преемственность воспитания, передавая из поколения в поколение объективно-субъективные ценности и осуществляется связь времён, «спиралевидное восхождение человеческой духовности, наследование социально-генетического кода, социальной памяти народа» (Гершунский Б.С.).
Примерная тематика занятий и бесед с родителями:
- Роль общения в жизни ребенка.
- Причины возникновения конфликтов у детей
- Как учить детей общаться?
- Как научить ребенка понимать других людей?
- Воспитание у детей чуткости и внимательности.
- Этика семейного общения у детей.
- Воспитание терпимого отношения к людям других наций и вероисповедания.
Примерные вопросы для дискуссий (возможно совместное участие родителей и детей при взаимном согласии):
- Что значит быть терпимым в отношениях с людьми?
- Есть ли грань терпимости? В чем (где) они?
- Нужно ли быть самим собой?
- Нужно ли властвовать собой?
- Возможно ли жить без конфликтов?
- План мероприятий по реализации Программы.
№ | Наименование мероприятия | Сроки | Ответственные |
I. Организационные мероприятия | |||
1 | Заседание педагогического совета «Поликультурное образование как часть педагогической культуры учителя». | Март 2011г. | Директор школы Валеева А.С. |
2 | Ознакомление и обсуждение Программы поликультурного воспитания. | Педагогический совет от 29.08.2011 года | Зам. директора по УР по вопросам нац.-го обр.-ния Багавиева Г.М. |
3 | Проведение цикла лекций для учителей по вопросам поликультурного воспитания | Ежегодно | Зам. директора по УР |
II. Учебно-воспитательный процесс | |||
1 | Включение компонента национальной культуры в изучении школьных предметов | Ежегодно | Зам. директора по УР |
2 | Проведение внеклассных мероприятий на двух государственных языках РТ | Постоянно | Зам. директора по УР |
3 | Организация кружков дополнительного образования, внеурочной деятельности с комплексным включением компонента национальной культуры | Ежегодно | Зам. директора по УР |
III. Работа с учащимися | |||
1 | Проведение классных часов, бесед, дискуссий, направленных на раскрытие духовных и культурно-исторических ценностей национальностей, проживающих в Татарстане | Ежегодно | Классные руководители |
2 | Проведение ролевых, деловых, образовательных игр по поликультурному образованию и воспитанию | Ежегодно | Классные руководители |
3 | Проведение соревнований с использованием национальных игр, викторин на знание национальных культур. | Ежегодно | Классные руководители |
4 | Организация и проведение заочных путешествий, экскурсий в музеи, к историческим местам и памятникам | Ежегодно | Классные руководители |
5 | Организация и проведение акций милосердия | Ежегодно | Зам. директора по УР, классные руководители |
6 | Анкетирование участников образовательного процесса по определению уровня сформированности гражданской идентичности обучающихся | Ноябрь 2011г. | Зам. директора по УР, классные руководители |
7 | Консультативная помощь детям в разрешении конфликтов с друзьями, родителями, учителями. | Постоянно | Классные руководители, школьный психолог |
8 | Проведение тренингов по групповой сплоченности, снятию личностной и ситуативной тревожности. | Постоянно | Классные руководители, школьный психолог |
9 | Обучение умению выхода из конфликтной ситуации и ее предотвращения. | Постоянно | Классные руководители, школьный психолог |
10 | Проведение бесед по воспитанию терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению. | Постоянно | Классные руководители |
11 | Приобщение детей к языку, литературе, истории своего этносоциума, направленное на сохранение национальных культур народов России. | Постоянно | Учителя |
12 | Организация и проведение фестиваля «Дружбы народов» | Ежегодно в феврале | Зам. директора по УР, классные руководители |
13 | Проведение классных часов: «Как помогают родителям?», «Чем помочь родителям? «Чем порадуем, как порадуем родителей?», «Куда пригласим?» и т. п., с целью создания атмосферы повышенного внимания к родителям, заботы о них | Постоянно | Классные руководители |
14 | Проведение сочинений, тематика которых связана с рассказом о своих близких, семье («Моя семья», «Как трудятся мои родители», «Моя родословная» и др.) | Постоянно | Классные руководители, учителя русского языка и литературы |
15 | Организация поздравлений с праздникам днем рождения (подготовка подарков, сюрпризов для родителей) | Постоянно | Классные руководители |
IVРабота с родителями | |||
1 | Проведение бесед, занятий, направленных на формирование взаимоуважения, чуткости и внимательности между детьми и родителями, создания благоприятной атмосферы в семье. | Постоянно | Зам. директора по УВР; классные руководители |
2 | Знакомство родителей с традициями, которые развивают отношения в семье (проведение семейных праздников, подготовка сюрпризов друг другу, поздравления с важными событиями каждого члена семьи, распределение обязанностей между родителями и детьми) | Постоянно | Классные руководители |
3 | Проведение творческих встреч с родителями, рассказывающими о своей профессии, увлечениях, взглядах на актуальную проблему | Постоянно | Зам. директора по УВР; классные руководители |
4 | Организация выставок результатов труда родителей. | Постоянно | Зам. директора по УВР; классные руководители |
5 | Организация семейных конкурсов в школе и классе — «Спортивная семья», «Дружная семья», «Читающая семья», конкурс семейных газет и др. | Постоянно | Зам. директора по УВР; классные руководители |
6 | Представление результатов совместного творчества родителей и детей, рассказ об увлечениях в семье («Мир наших увлечений», организация выставок творческих семейных работ) | Постоянно | Классные руководители |
7 | Проведение совместных дел (турпоходы, трудовые дела, оформление кабинета, генеральные уборки, экскурсии и т. д.) | Ежегодно | Зам. директора по УВР; классные руководители |
8 | Выполнение творческих семейных заданий при подготовке мероприятий (оформление наглядности, выступление, представление проекта и т. п.). | Постоянно | Классные руководители |
Тематический план мероприятий и формы реализации Программы
Тематика | Начальная школа | Основная школа | Старшая школа |
«Я и другие» | занятия с применением элементов кросс-культурной психологии | сочинения на заданную тему, выставка работ, выполненных своими руками | тренинг «Я и другие» |
«Мой дом, моя семья» | совместные с родителями мероприятия (в т.ч. выездные) | совместные с родителями мероприятия (в т.ч. спортивные), детско-родительские праздники | конкурс фотографий, генеалогическое древо |
«Мир вокруг» | реальный и вымышленный мир, театр, цирк | разбор политических, социальных, нравственных ситуаций | «Краеведение» |
«Грамматика общения», «Основы конструктивного взаимодействия» | «Национальные языки России», тренинги общения | цикл классных часов, бесед «Основы нравственности» | тренинг «Основы конструктивного взаимодействия», индивидуальные консультации |
«Все разные – все равны» | диспуты, дискуссии, обсуждение фильмов, реальных ситуаций | «Национальный язык», «Национальная литература», цикл бесед по неформальным субкультурам | участие в молодежных акциях, диспуты, |
«Человек и природа» | экскурсии, конкурсы рисунков | составление рассказов о природе, доклады и выступления | путешествия по родному краю, по России, по миру |
«Человек и общество» | устное народное творчество | «Введение в этнологию», «Информационная культура» | Основы государственности |
«Человек и история» | путешествия в историю, чтение и обсуждение исторической литературы | Политические информации, обзор событий в мире, мировая история, имена в мировой истории | конкурсы исследовательских проектов |
«Человек и мир» | развивающие игры и упражнения, «Дом, в котором мы живем» | цикл классных часов, бесед на раскрытие духовных и культурно исторических ценностей | цикл классных часов, бесед «Основы нравственности» |
Трансляция полученных в ходе реализации Программы результатов может осуществляться следующим образом:
- обсуждение опыта работы и результатов на совещаниях, педсоветах, семинарах, круглых столах;
- подготовка докладов и выступлений на научных и научно-практических конференциях разного уровня;
- подготовка и раздача методических материалов на конференциях, семинарах, круглых столах;
- разработка рекомендаций для педагогов образовательных учреждений и родителей, подготовка рекомендаций для печати;
- публикация научных и практических материалов в журналах и сборниках;
- разработка рекомендаций для учащихся по проблемам, выявленным в ходе реализации программы
- выступления на родительских собраниях, проведение тематических родительских собраний, индивидуальное консультирование родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...
Поликультурное образование и воспитание в школе.
Из опыта работы ГБОУ СОШ №88 Калининского района Санкт-Петербурга...
Программа поликультурного образования В НОУ " Школа -интернат №22 ОАО "РЖД" ст. Улан -Удэ , ВСЖД 2012-2017гг. "Поликультурное образование личности как основа воспитания гражданина"
Программа направленна на освоение знаний о мире, культуре , традициях народов малой родины, России, мира, на формирование умения жить во всем многообразии культур....
Программа экологического образования и воспитания обучающихся, воспитанников с ОВЗ «Сохраним природу»
Экологическое образование и воспитание обучающихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того, чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нын...
Программа экологического образования и воспитания обучающихся, воспитанников с ОВЗ «Берегите природу – наш дом родной»
Воспитание чувства ответственности за судьбу природы своей Родины, понимания необходимости научиться беречь свой дом, свою Землю.Осознание учащимися важной роли экологии в решении глобальных проблем с...
Программа экологического образования и воспитания обучающихся, воспитанников с ОВЗ «Берегите природу – наш дом родной»
Обучающие:дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;научиться применять на практике полученные знания.Развивающие:развивать у воспитанников эс...
Программа поликультурного образования и воспитания polikulturnoe_vospitanie (1).pptx - Google Презентации
Программа поликультурного образования воспитания...
Комментарии
ПРОГРАММА поликультурного образования и воспитания обучающихся
Спасибо за хороший материал