Поликультурное образование и воспитание в школе.
статья на тему
Из опыта работы ГБОУ СОШ №88 Калининского района Санкт-Петербурга
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 35.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Поликультурное образование и воспитание в школе.
ГБОУ СОШ №88 Калининского района Санкт-Петербурга является сложной образовательной системой, на развитие которой оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы.
С одной стороны, школа является частью Российской и Санкт-Петербургской образовательной системы, функционирует в социально-культурной среде страны, города; взаимодействует с социально-культурными, научными и образовательными учреждениями.
С другой стороны, школа имеет свой внутренний потенциал развития, определяемый уровнем подготовленности и профессиональной мобильности педагогического коллектива, степенью внедрения инновационных форм и технологий в учебный процесс, материальным оснащение, готовностью коллектива к переменам в соответствии с социальным заказом общества.
Это позволило школе сформулировать педагогическое кредо – Akademics – школа равных возможностей (адаптивная).
Адаптивная школа – это школа со смешанным контингентом учащихся, где учатся одаренные и обычные дети, а также дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении (этнические меньшинства и дети мигрантов).
Школа №88 взяла за основу Программ образования и воспитания адаптивную модель образовательного учреждения и в настоящий момент осваивает адаптивную систему образования (АСО). АСО – это система, которая способна приспосабливаться к уровням развития каждого ученика и выводить их на более высокий уровень развития обученности и воспитанности.
Основные принципы АСО:
- продвижение каждого ученика от его уровня на более высокий уровень развития, обученности, воспитанности;
- главная технология – технология дифференцированного обучения;
- главная методическая идея – умение учащихся самостоятельно добывать знания, обобщать их, делать выводы.
Модель адаптивной школы описана в работах Е.А. Ямбурга. Адаптивная школа – воспитательно-образовательное учреждение, которое «стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к воспитанникам с их индивидуальными особенностями, с другой – по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды».
Программа направлена на развитие школы как открытой образовательной системы, ориентированной на адаптивную подготовку школьника в соответствии с потребностями личности, общества, государства, в контексте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и образовательных стандартов II поколения.
В рамках программы развития школы «Школа – центр образовательных, социально-педагогических и гражданских инициатив» реализовывался проект «Этнотолерантная школа» с 2009 по 2014 гг.
Цель: формирование этнокультурной коммуникативной компетентности учителей. Создание организационных условий для повышения комфортности и толерантности в образовательной среде школы.
Задачи:
- Создание условий обучения детей-мигрантов государственному языку, не снижая показателей общей подготовки всех учащихся и выполняя российский стандарт образования.
- Повышение уровня социокультурной адаптивности учащихся-мигрантов и представителей этнических меньшинств к менталитету Санкт-Петербурга.
- Формирование российской идентичности при сохранении национальной и культурной самобытности всех учащихся, формированию этнокультурной компетентности всех субъектов образовательного процесса.
- Воспитание толерантности на основе уважения к различным конфессиям, этнокультурным традициям.
- Формирование общечеловеческих нравственных ценностей в социокультурной среде.
- Развитие межэтнической толерантности в полиэтнической школе.
- Создание модели управления процессом формирования этнической толерантности.
- Определение критериев и уровня сформированности межэтнической толерантности у школьников.
- Экспериментальное обоснование методики, этапов и психолого-педагогических условий формирования межэтнической толерантности школьников в полиэтнической школе.
Участники проекта: творческая группа учителей, классные руководители, методические предметные объединения, учащиеся, родители.
Управление проектом: зам. директора по УВР, Управляющий совет, Родительский комитет.
Образовательные и социальные ценности проекта:
- Обеспечение поддержки организационного механизма педагогической деятельности учителя полиэтнической школы.
- Диагностика методического (этнокультурной направленности) обеспечения образовательного процесса.
- Создание единого поликультурного пространства «Школа – ученик – родитель».
План реализации проекта
Основные мероприятия по выполнению проекта | Индикаторы | Риски |
1. Формирование этнокультурной компетентности всех участников образовательного процесса средствами уроков, внеклассных мероприятия, встреч с родителями - «Дни толерантности» - и др. 2.Создание методики формирования этнокультурной компетентности и ее экспериментальное обоснование. 3.Внедрение программы «Русский язык как неродной» как надпредметной. | 1.Насыщение образовательной среды школы новыми возможностями для учащихся и учителей. 2.Увеличение степени включенности в среду субъектов образовательного процесса. 3.Снижение конфликтности на межэтнической почве в образовательной среде школы. 4.Повышение качества образования всех субъектов образовательного процесса, в том числе и этнических меньшинств. 5.Увеличение доли учащихся, принимавших участие в мероприятиях патриотического характера. 6.Апробация программы «Русский язык как неродной» учителями всех предметных областей. | Нежелание учителей индивидуально работать с этническими меньшинствами и детьми мигрантов. |
Ожидаемые результаты:
- Сформированность этнокультурной компетентности, выражающейся в совокупности представлений об этнокультурах, их месте в мировой культуре, опыте овладения этнокультурными ценностями.
- Преодоление культурных барьеров учителей в обучении классов с полиэтническим составом.
- Переориентация предыдущего педагогического опыта на полиэтническое образование.
На 01.03.2014 года в ГБОУ СОШ№88 Калининского района Санкт-Петербурга обучаются 751 человек, из них детей-мигрантов – 37, что составляет всего 5% от общего числа учащихся. Следует отметить, что в начальной школе учатся 13 человек, в основной – 17, в старшей – 7. Из них граждан Азербайджана – 12 детей, Армении – 7, Украины – 6, Таджикистана - 5, Молдовы – 3, Казахстана – 2, Узбекистана -2. Однако национальный состав учащихся 1-11-х классов гораздо многообразнее (см. таблицу):
Народы | Классы и количество учащихся | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
кол-во учащихся | 80/ 75 | 85/ 54 | 83/ 62 | 59/ 74 | 81/ 74 | 79/ 52 | 78/ 55 | 53/ 78 | 54/ 65 | 45/ 53 | 45/ 47 |
народы, населяющие Россию: | |||||||||||
Русские | 79/ 58 | 79/ 41 | 78/ 54 | 52/ 63 | 78/ 62 | 72/ 40 | 68/ 46 | 46/ 71 | 48/ 58 | 40/ 50 | 36/ 45 |
Татары | -/1 | -/2 | 1 | 2 | -/1 | 1 | 1 | 1 | |||
Даргинцы | 1 | 1 | 1 | ||||||||
Лезгины | 1 | 1/1 | 1 | ||||||||
Кумыки | 1 | 1 | |||||||||
Талыш | 1 | ||||||||||
Дагестанцы | -/1 | ||||||||||
Чеченцы | -/1 | -/1 | 1 | ||||||||
Удмурты | -/1 | 1 | |||||||||
Евреи | -/1 | -/1 | |||||||||
Табасаранцы | -/1 | ||||||||||
жители ближнего зарубежья: | |||||||||||
Украинцы | -/1 | -/2 | 2 | -/1 | 1 | -/4 | 2 | 1 | |||
Армяне | -/6 | 1/3 | -/3 | -/4 | -/4 | -/2 | 4/2 | 2/2 | 1/3 | 1/3 | 2 |
Грузины | 1 | -/1 | -/2 | -/2 | -/1 | 2 | 1 | 1 | |||
Азербайджанцы | -/7 | 3/1 | 2/1 | 1/3 | 1/5 | 1/5 | 2/3 | -/1 | -/3 | 1 | 2 |
Таджики | -/1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | ||||
Узбеки | -/1 | 1 | ½ | -/1 | |||||||
Белорусы | -/1 | -/1 | -/1 | -/1 | |||||||
Казахи | 1 | ||||||||||
жители других стран | |||||||||||
Колумбийцы | 1 | ||||||||||
Корейцы | -/1 | -/1 | 1 | 1 | |||||||
Афганцы | -/1 |
*/* -данные на 2014/ 2009 годы
В рамках Программы развития школы на 2014– 2018 года «Школа – центр образовательных, социальных и гражданских инициатив» реализуется проект «Поликультурное образование и воспитание». Стратегией данного проекта является создание в ОУ системы поликультурного образования, способной обеспечить поддержку социально-культурной интеграции инофонов и билингвов в образовательную среду на равных основаниях в интересах российской гражданской идентичности и дальнейшее участие школы в международном проекте «Многообразие как возможность – 3». Будет апробирована структура «школы диалога культур» В.Библера, где концепция «культура как диалог» (М.Бахтин) организует методическую и организационную поддержку реализации поликультурного образования в ОУ.
Школа диалога культур актуальна в условиях возрастания культурообразующей роли школы и образования в целом. Это переход от идеи "образованного человека" к идее "человека культуры". Результатом воспитательной деятельности должна стать базовая культура личности. Главное в культуре - не предметы и знания, а ценности и нормы, способы мышления и творчество. Учащиеся должны не заучивать истины, а заниматься поиском, исследованием. В диалоге с учителем, с одноклассниками каждый формирует свой неповторимый взгляд на мир, свою позицию, свое Я, усваивая современную культуру как отражение предыдущих культур.
Инновационным продуктом данного проекта станут:
- модель поликультурной школы,
- методические рекомендации по организации поликультурного обучения и воспитания,
- методические рекомендации с дидактическим материалом по апробации зарубежного опыта в школе, разработка методик для работы с детьми и взрослыми (родителями) инофонами;
- разработка методических рекомендаций по управлению ОУ с полиэтническим составом;
- психолого-педагогическое сопровождение семей-мигрантов.
Мониторинг. Его результаты.
В марте 2014 года в школе в целях улучшения процесса обучения и воспитания, учёта потребностей и интересов детей и родителей проведено анкетирование родителей и детей по проблемам межэтнических отношений, по выявлению трудностей и проблем семей и детей, связанных с национальным вопросом. Результаты мониторинга и ранние исследования показали
Социально-педагогические проблемы мигрантов
Анализируя трудности, с которыми сталкиваются мигранты при смене места жительства, можно выделить следующие группы проблем: правовые; лингвистические; социальные; культурологические; педагогические, религиозные.
Для нас интерес представляют социально-педагогические проблемы. Наиболее типичные трудности детей связаны:
- с отличием программ обучения от привычных им;
- с языковым барьером;
- потерей личностного статуса по отношению к педагогам и сверстникам, необходимостью установления новых ролевых отношений и др.
В результате наблюдается общее состояние тревожности, снижение самооценки, наличие трудности адаптации к новому окружению и изменившимся требованиям к процессу образования и воспитания, проблем пот переработке информации и принятию иной культуры.
Ребенок - мигрант, живущий под влиянием мигрантской субкультуры и наталкивающийся ежедневно на культуру большинства, находится в сложной кризисной ситуации: независимо от того, решила ли (и имеет ли возможность) его семья окончательно поселиться в этой стране, является ли он вторым и даже третьим поколением иностранцев, для здорового развития его личности необходимо достижение им позитивной этноидентичности и на этом фоне становление этнотолерантности. Здесь огромную роль играет педагогическая поддержка ребенка при выборе этноидентичности в форме занятий родным языком и религией. Все это способствует развитию языка общения между детьми доминирующей культуры и культуры меньшинства, ускоряет интеграцию ребенка в новую культуру, в то же время, предотвращая опасность деэтнизации (процесса утраты этнической традиции), и маргинализации. Еще одна педагогическая проблема – это проблема адаптации к социокультурным условиям нового региона детей разных возрастов. Если у младших школьников эта проблема связана, преимущественно, с незнанием языка, непониманием и неумением общаться на языке, то в подростковом и юношеском возрасте адаптация осложняется специфическими возрастными проблемами. В силу возрастных, социальных и психологических особенностей, критичности данного возрастного периода подростки - мигранты в наиболее полной мере подвержены эмоциональному переживанию ситуации социальной нестабильности и испытывают психологический кризис. Одним из проявлений этого кризиса является дезадаптация, дезориентация в построении Я - концепции, мировоззрении, вхождении во взрослую жизнь. Подростки-мигранты – это особая социальная и возрастная категория населения, которая нуждается в специальных условиях адаптации к изменившимся условиям жизнедеятельности. Поэтому данная категория семей, равно как и все семьи динамического наблюдения нуждается в проведении профилактической работы.
Методические рекомендации для родителей детей мигрантов
Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личности качеств ребенка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения, здесь же возникает у него чувство доверия к окружающему миру, к близким людям. Семейное воспитание должно помочь ребенку изначально усвоить нормы поведения в обществе, коллективе, во взаимоотношениях с людьми, то есть воспитание в современном обществе рассматривается не только как сугубо семейное дело, но и как социальная обязанность родителей.
Безусловно, успешность адаптации детей мигрантов в культурное пространство можно гарантировать только тогда, когда создано единое воспитательно-образовательное пространство «семья – образовательное учреждение». Опыт показывает, чем теснее осуществляется связь семьи и школы, тем эффективнее педагогический результат.
Для успешной адаптации детей мигрантов и детей вынужденных переселенцев необходима систематическая работа всего педагогического коллектива образовательного учреждения с семьей, которая включает в себя:
- планирование содержания общения с каждой семьей, сочетание индивидуальных и групповых форм работы;
- обеспечение ежедневного информирования родителей о жизни ребенка в образовательном учреждении, а также передачу каждому из родителей позитивной информации о его ребенке;
- определение «проблемных зон» развития ребенка и пути их решения;
- установление требования всестороннего обсуждения и коллегиальной выработки конструктивных предложений в создавшейся конфликтной ситуации;
- повышение психологической культуры взаимодействия всех участников педагогического процесса – педагогов, родителей, детей;
- совершенствование стиля общения с родителями, принятого в образовательном учреждении;
- обеспечение защиты прав детей в образовательном учреждении и семье.
Ведущими направлениями взаимодействия образовательного учреждения и семьи мигрантов и вынужденных переселенцев могут быть:
- изучение семьи, ее проблем и потребностей (анкетирование, мониторинг, собеседования и т. д.);
- информирование родителей (родительские собрания, дни открытых дверей, родительские конференции, дискуссии, родительские вечера и т. д.);
- психолого-педагогическое просвещение родителей (родительский лекторий, материнская школа, семейная гостиная, консультационная служба, проведение и практикумов и тренингов с родителями);
- совместная деятельность родителей и детей (организация семейных конкурсов, рассказ о семейных традициях, увлечения, проведение совместных мероприятий, праздников и дел, творческие встречи с родителями, презентация семейных династий, создание тематических фотоальбомов и т. д.).
Привлечение родителей к совместной деятельности решает ряд воспитательных задач:
- установление дружеских отношений, сотрудничества, формирование опыта творческой деятельности;
- формирование межпоколенной трансмиссии, укрепление традиций, передача навыков и умений в разнообразных видах деятельности: интеллектуальной, общественно полезной, художественно-творческой, игровой, свободном общении;
- налаживание теплых отношений между детьми, родителями и педагогами за счет совместного позитивного переживания.
Следует обратить внимание родителей, что адаптация их детей будет проходить успешно только в условиях тесного взаимодействия образовательного учреждения и семьи.
Как правило, одной из основных причин дезадаптации является языковой барьер. Если родители и дети плохо говорят по-русски, то проблемы обостряются многократно: потеря понимания, нарушение привычного уклада жизни, дефицит общения, возможная агрессия со стороны ровесников, социально-психологическое несоответствие сверстникам в классе, чреватое формированием комплекса неполноценности.
Для преодоления дезадаптации детей-мигрантов в образовательном учреждении подключены все педагоги, однако, в первую очередь ответственными за данное направление являются классные руководители, учителя-словесники, социальный педагог, педагог-психолог.
Можно условно обозначить следующий механизм построения конструктивного взаимодействия семьи и образовательного учреждения, направленного на успешную адаптацию детей мигрантов, детей вынужденных переселенцев:
1. Первоначальное обследование поступающих в образовательное учреждение детей мигрантов, вынужденных переселенцев (социальное и материальное положение семьи; уровень владения русским языком – письменным и устным; психофизическое состояние ребенка).
2. При необходимости всестороннее обучение языку при использовании традиционных методов, интерактивных методик.
3. Разъяснение родителям необходимости обязательного участия их детей в дополнительных занятиях и культурных мероприятиях внеурочной деятельности (использование компьютерных, языковых и культурологических программ, участие в секциях, кружках).
4. Создание оптимальной «принимающей среды» для включения детей мигрантов в жизнь социума: максимальное использование мероприятий, где ребенок со слабым владение языком может применять свои ресурсы и умения, быть успешным наравне с одноклассниками.
5. Проведение совместными силами педагогических коллективов, учащихся и их семей семинаров, конференций, тематических уроков, посвященных истории и культуре округа.
Совместную работу образовательного учреждения с семьями мигрантов можно условно разделить на два направления:
- объединяющие мероприятия, способствующие сближению учащихся и становлению активной гражданской позиции (родительские клубы, школьные советы, семейные соревнования, проведение общегражданских праздников);
- мероприятия с этнокультурным компонентом, способствующие становлению и сохранению позитивной этнической идентичности и развивающие межкультурные контакты. Данные мероприятия служат сохранению и развитию традиций многонационального округа.
Итак, одна из самых важных задач, стоящих перед нами - это адаптация мигрантов в социальную среду Санкт-Петербурга. Адаптация невозможна без информации. Семьи мигрантов должны быть широко информированы о возможностях социальной среды, в которую они вливаются. Для семей-мигрантов, имеющих детей школьного возраста, центром информирования может, а возможно должна, стать школа.
Один из способов помочь мигрантам в школе - создание памятки для родителей школьника. В каждом учреждении памятка может быть своей, исходя из особенностей школы. Однако есть вопросы, общие для всех образовательных учреждений.
Примерная структура памятки для родителей-мигрантов
О школе
- адрес, телефон, адрес сайта, электронный адрес
- Администрация, часы приема
- Режим работы школы
Ваш ребенок в школе (требования к ученику)
- Требования к внешнему виду
- Правила поведения ребенка в школе
- Общие требования готовности ученика к уроку
- Общие положения по ведению дневника
Служба, которая Вам поможет
- Структура службы, режим работы
- Случаи обращения
- Советы службы:
§ Условия, необходимые для успешного обучения
§ Как собрать ребенка в школу
§ Домашняя среда - залог успеха
§ и т.д.
- Консультации психолога «Что делать, если.. ?»
- Курсы русского языка
Возможности ребенка в школе
- Организация питания
- Медицинское обслуживание
- Библиотечная служба
- Дополнительное образование
Полезная информация
- Ссылки на сайты Комитета по образованию, районного Отдела образования, УФМС и т.д.
- Адреса, телефоны служб района и города: ЦПМСС, ЦСПСиД, УДОД и т.д.
Доступность, краткость, максимальная информированность по актуальным вопросам - это положительные моменты подобных социальных проектов для мигрантов
Межэтнические отношения стали важным элементом современной жизни. Каждодневное решение проблем адаптации приезжающего населения позволяет обеспечить равные возможности и равные права в условиях современного Санкт- Петербурга.
Алгоритм создания памятки для родителей-мигрантов
- Обозначение проблемы (диагностика: наблюдение, анкетирование, социометрия)
- Исследование проблемы
- Привлечение педагогов, специалистов для решения проблемы
- Создание рабочей группы по написанию памятки
- Работа над памяткой
- Привлечение детей-носителей языка для перевода памятки на национальные языки
- Издание памятки
- Тиражирование (печать, интернет)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на конференции по здоровьесбережению: "Здоровьесбережение – базовая составляющая процесса образования и воспитания в школе".
Выступление на конференции по здоровьесбережению: "Здоровьесбережение – базовая составляющая процесса образования и воспитания в школе"....
Здоровьесбережение – базовая составляющая процесса образования и воспитания в школе
Здоровьесбережение – базовая составляющая процесса образования и воспитания в школеАдминистрация, педагогический, ученический и родительский коллектив нашей школы считает, что будущее нации – эт...
Технологии экологического образования и воспитания в школе
Выступление на РМО учителей географии...
ПРОГРАММА поликультурного образования и воспитания обучающихся
ПРОГРАММАполикультурного образованияи воспитания обучающихсямуниципального бюджетного общеобразовательного учреждения«Средняя общеобразовательная школа №175»Советского района г. Казанина 2011-2020 год...
Выступление на методическом объединении воспитателей " Повышение качества образования и воспитания в школе-интернате через внедрение современных педагогических технологий способствующих самореализации ребенка в разных видах деятельности"
Выступление на МО воспитателей...
СЕМИНАР классных руководителей "ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ"
Данный материал можно использовать для выступления на методических объединениях....
Программа поликультурного образования и воспитания polikulturnoe_vospitanie (1).pptx - Google Презентации
Программа поликультурного образования воспитания...