Образовательная программа элективного курса "Театр" для старших классов
рабочая программа (10 класс) на тему
Основная цель программы – приобщение школьников к искусству театра, к основам художественной культуры, формирование и углубление знаний о театре, углублённое изучение мирового культурного наследия средствами театрального искусства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmy_po_teatru_10-11_na_2014-15_gg.doc | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию администрации г.Улан - Удэ
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 46
Обсуждена Утверждаю Утверждаю
на заседании МО Председатель МС И.о. директора МАОУ СОШ № 46
_____________ ______________ __________________
____________2014 г. ___________2014г. _______________2014 г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
элективного курса
«Основы театрального искусства»
10 - 11 классы
разработана
учителем театра Горновской Е.Е.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа «Основы театрального искусства» ориентирована на учащихся 10-11 классов, предполагает 1 занятие в неделю, 34 академических часа за учебный год в каждом классе.
Основная цель программы – приобщение школьников к искусству театра, к основам художественной культуры, формирование и углубление знаний о театре, углублённое изучение мирового культурного наследия средствами театрального искусства. Программа предполагает тесное взаимодействие с уроками литературы, так как построена с учётом программ по литературе (авторы – В.П.Коровин(10 класс), В.П. Журавлёв(11 класс)); а также подразумевается интеграция с уроками истории, музыки и изобразительного искусства.
Темы программы сочетают определённый понятийный материал с многообразными формами практической учебно-творческой работы. При этом программа предусматривает развитие театрально – творческой активности учащихся в едином процессе освоения ими знаний и представлений об искусстве театра, восприятия и обретения навыков действенного анализа литературного произведения, пьесы, спектакля, художественного фильма.
Программа опирается на имеющийся уже у учащихся опыт общения с театральным искусством: знакомство со спектаклями профессиональных и самодеятельных театров, участие в театральной самодеятельности, и т.д.
Вертикальная структура программы позволяет выстроить работу на протяжении 2 лет над различными элементами театрального искусства (блоками) по принципу усложнения.
Основные содержательные линии программы:
- Драматургия как жанр литературы и как основа сценического действия.
- Действенный анализ литературных произведений.
- Искусство режиссуры.
- Элементы актёрской техники.
- Оформление спектакля.
Горизонтальное построение программы позволяет ученикам в течение учебного года осваивать театральное искусство по разным направлениям, а учителю даёт возможность дифференцированного подхода к оценке достижений каждого ученика.
Программа базируется на психологических особенностях учащихся данного возраста (10-11 класс). Большие потенциальные познавательные и художественно-творческие способности, присущие этому возрасту, позволяют ученику занять активную позицию «творца»( в отличие от «пассивного слушателя»).
Цели обучения по программе «Основы театрального искусства»:
- овладение навыками действенного анализа драматических и литературных произведения, разработки сценарных планов, основ актёрского мастерства
- освоение историко-теоретических знаний об особенностях театрального искусства, об основных видах и жанрах театрального искусства, законов постановки театрального спектакля, навыков сценического выступления.
- развитие творческой активности, способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений театрального искусства
- воспитание зрительской культуры, эмоциональной отзывчивости и восприятия произведений театрального искусства, нравственных и эстетических чувств.
Структура программы предполагает возможность творческой интерпретации её содержания. Учитель вправе выстраивать свою работу, исходя из потребностей и интересов конкретного школьного коллектива.
В результате изучения программы «Основы театрального искусства» ученик должен
знать/понимать:
- Основные виды и жанры театрального искусства
- Историю режиссёрского театра
- Сущность режиссёрской деятельности
- Основы актёрского мастерства(элементы внутренней и внешней техники)
- Законы построения актёрского этюда
- Законы действенного анализа драматического и литературного произведения
- Законы постановки театрального спектакля (или малых театральных форм)
уметь:
- анализировать драматические и литературные произведения по законам действенного анализа
- разрабатывать сценарные планы для театрализованных постановок
- применять элементы актёрского мастерства в сценической деятельности
- сочинять и выстраивать актёрский этюд
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для самостоятельной творческой деятельности
- для обогащения опыта восприятия произведений театрального искусства
- для формирования информационной культуры учащихся.
Содержание программы
10 класс
Место театра в жизни общества. Драматическое искусство как отражение исторического развития человечества. История развития европейского театрального искусства: театр античной Греции, средневековья, эпохи Возрождения, эпохи Классицизма и Просвещения.
Понятие «пьеса» (отличие драматического произведения от литературного). Событийный анализ классических драматических произведений. Действенный анализ литературного и драматического произведения.
Режиссёрская интерпретация произведения. Сверхзадача.
Режиссёр – художник и гражданин. Реформа русского театра. К.С.Станиславский и В.И. Немирович-Данченко. Современные театральные режиссёры.
Система воспитания актёра по К.С.Станиславскому.Тренинги на развитие внешней и внутренней актёрской техники. Понятие «общение» (сценическое и бытовое). Этюдная работа.
11 класс
Литературный спектакль(законы и отличия). Создание литературно-музыкальных композиций. Режиссура как практическая психология.
Система воспитания актёра по К.С.Станиславскому(упражнения, тренинги). Этюдная работа. Работа над спектаклем. Сценарный план. Постановочная часть. Сценография – создание образа спектакля. Визуальный образ спектакля. Звуковой образ спектакля. Организация постановки. Презентация проектов (сценарных планов). Разработка сценарного плана к празднику «Последнего звонка».
Календарно-тематическое планирование на 2014-2015 учебный год.
10 класс
неделя | тема | прохождение программы |
1 | Теория локальных цивилизаций. | |
2 | Культурные эпохи. | |
3 | Театр Древней Греции. | |
4 | Театр европейского Средневековья. | |
5 | Театр эпохи Возрождения. | |
6 | Европейский театр эпохи Классицизма. | |
7 | Театр эпохи Просвещения. | |
8 | Драматическое искусство - отражение исторического развития человечества. | |
9 | Действие – основа драматического произведения. | |
10 | Действенный анализ литературного произведения. | |
11 | Анализ событийного ряда на примере рассказов А.П.Чехова | |
12 | Определение ведущих(ВПО) и исходных (ИПО) предлагаемых обстоятельств в рассказах А.П.Чехова. | |
13 | Развитие конфликта по сквозному действию. | |
14 | Действенный анализ эпизода драматического произведения (на примере пьесы АН Островского «Бесприданница»- явл.6) | |
15-16 | Действенный анализ драматического произведения «Бесприданница» АН Островского). | |
17 | Режиссёр – художник и гражданин. | |
18-19 | К.С.Станиславский и В.И. Немирович-Данченко – реформаторы русского театра. | |
20 | Режиссёры – последователи и ученики Станиславского (Вахтангов, Мейерхольд,Таиров). | |
21-22 | Современные театральные режиссёры. Контрольная работа. | |
23 | Система воспитания актёра (по К.С.Станиславскому). | |
24 | Принципы системы Станиславского. | |
25 | Произвольное внимание. | |
26 | Творческая мобилизация. | |
27 | Воображение. «Публичное одиночество». | |
28 | Простые физические действия. | |
29 | Логика и последовательность физических действий (в сценической задаче). | |
30 | Контрольная работа «Система Станиславского». | |
31 | «Я в предлагаемых обстоятельствах». | |
32 | Сценическое событие. Этюды. | |
33 | Офантазирование предмета. Упражнения. | |
34 | Этюдная работа. |
11 класс
неделя | тема | прохождение программы |
1 | Литературный спектакль(законы и отличия). | |
2 | Литературно-музыкальная композиция. | |
3-4 | Литературная основа композиции. | |
5 | Музыка в литературном спектакле. | |
6 | Музыкальное оформление композиций. | |
7 | Творчество актёра в муз.-лит. композиции. | |
8 | Работа над муз.-литературными композициями. | |
9 | Презентации муз.-лит. композиций. | |
10 | Режиссура как практическая психология. | |
11 | Общение – бытовое и сценическое. | |
12 | Этюды на общение. | |
13 | Общение сценическое. | |
14 | Этапы общения. | |
15 | Этюды на органическое общение. | |
16 | Условия общения. | |
17 | Работа над спектаклем. | |
18 | Сценарный план. | |
19 | Идейное обоснование выбора произведения. | |
20 | Сведения об авторе и постановках. | |
21-22 | Действенный анализ произведения. | |
23 | Определение конфликта в произведении. | |
24 | Определение кульминации в произведении. | |
25 | Соотношение завязки и развязки в произведении. | |
27 | Самостоятельная работа по действенному анализу. | |
28 | Визуальный образ постановки. | |
29 | Звуковой образ постановки. | |
30 | Организация постановки. | |
31 | Работа с актёром. | |
32 | Оформление проектов (сценарных планов). | |
33 | Презентация проектов (сценарных планов). | |
34 | Разработка сценарного плана к празднику «Последнего звонка». |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Станиславский К.С.«Моё гражданское служение России»; Москва, «Правда»,1990г.
2.Новицкая Л.П. «Уроки вдохновения»; ВТО,1984 г.
3.Рубина Ю.И.,Завадская Т.Ф.,Шевелёв Н.Н. «Основы педагогического руководства школьной театральной самодеятельностью»; Москва, «Просвещение»,1974 г.
4.Смолина К. «Сто великих театров мира»; Москва, «Вече»,2001 г.
5.Бояджиев Г.Н.«От Софокла до Брехта»;Москва,«Просвещение»,1988г.
6.Чеботаревская Т.А. «Путешествие по театральной программе»; Москва, «Просвещение»,1975 г.
7.Малочевская И.Б. «Метод действенного анализа в создании инсценировки»; Ленинград,1988 г.
8.Попов П.Г. «Жанровое решение спектакля»; М., «Советская Россия»,1986 г.
9.Рыбаков Ю.С. «Эпохи и люди русской сцены»;М., «Советская Россия»,1985 г.
10.Раугул Е.,Козырева М. «Театр в чемодане»; С-П., «Литера»,1998 г.
11. Найдакова В.Ц. «Теория драмы»; У-У.,1993 г.
12. «Путь к спектаклю», сост. Сидорина И.К.;М., «Советская Россия», 1978г.
13. Козюренко Ю.И. «Музыкальное оформление спектакля»; М., «Советская Россия»,1979 г.
14. «Уроки театра», сост. Кирпичникова Т.П.; У-У.,2004 г.
15.Брудный Д.Л. «Беседы о театре»; Ленинград,1983г.
16.Зарубина В.Н. «Сценическая речь в условиях языковой среды региона»; У-У,1989г.
17.Зарубина В.Н. «Воспитание речеголосовых навыков у самодеятельных актёров»; У-У.1990г.
18. Программы общеобразовательных учреждений. Театр I – XI классы;
Редакторы-сост. Панфилов А.Ю., Букатов В.М.;
М., «Просвещение»,1995г.
19. «Воспитание техники речи в самодеятельном театральном коллективе»; сост.Залялетдинова Е.А.,Иркутск,1993г.
20.Глухова Л.Б. «Методическое пособие по технике сценической речи на начальном этапе обучения»; У-У,1997г.
21. «Уроки театра на уроках в школе»; сост.Ершова А.П.;М.,1992г.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа элективного курса для 10-11 классов "Трудные вопросы синтаксиса и пунктуации"
Специальный курс, посвящённый некоторым трудным вопросам синтаксиса, а также система занятий по пунктуации, построенная на основе теоретических знаний по синтаксису, будет сп...
Образовательная программа по математике ( старшая школа, углубленная программа)
Образовательная программапо математике10-11 классыУглубленный уровень. Данная образовательная программа по математике для 10-11 классов (профильный уровень) реализуется на основе след...
Авторская образовательная программа элективного курса «Основы физической химии биологических процессов» (для учащихся 5-7 классов)
Программа расчитана на формирования предпрофельной подготовки учащихся и интеграции физики ,биологии и химии...
Дополнительная образовательная программа элективного курса «Трудные случаи орфографии и пунктуации ( историко – литературоведческий аспект)» 11 класс
Программа элективного курса предполагает многоаспектный подход к изучению становления грамматики русского литературного языка. В ходе изучения курса учащиеся познают, как образовывалась русская орфогр...
Образовательная программа элективного курса “Введение в профессию гида-переводчика. Путешествие по Курумкану ” для 9го класса (Английский язык)
Элективный курс Kurumkan region предназначен для учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений, носит межпредметный характер и направлен на интеграцию филологических, культурологических, к...
Образовательная программа элективного курса по географии «Карта – второй язык географии» 5 - 6 классы
Аттестационная работа слушателя курсов повышения квалификации по программе:«Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реал...
Авторская образовательная программа элективного курса «Использование ИКТ для подготовки учащихся 10-11 класса к ЕГЭ по английскому языку»
Данная программа разработана для того, чтобы помочь учителю в использовании интерактивных возможностей Интернета при подготовке учащихся к ЕГЭ по английскому яз...