Конспект интегрированного урока по СБО и математике в 9 классе "Коммунальные услуги".
план-конспект урока (9 класс) по теме

Барышева Мария Александровна

Тема: «Коммунальные услуги»

Тип урока: интегрированный урок

Цель: Применение математических знаний в практических целях.

Научить оплачивать коммунальные платежи.

Задачи:

Образовательные:

1.     Закрепить знания о составляющих семейного бюджета, оплаты коммунальных услуг.

2.     Формировать умения снимать показания водяного счетчиков и заполнения квитанций на оплату этих видов услуг.

Воспитательные:

1.     Воспитывать сознательное отношение к финансовым расходам и бережливость, учебную мотивацию.

2.     Формировать социальную активность и самостоятельность.

3.     Практическая подготовка воспитанников к жизни в социуме.

Развивающие:

1.     Развивать мышление, память, внимание, речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Коммунальные услуги»

Тип урока: интегрированный урок

Цель: Применение математических знаний в практических целях.

Научить оплачивать коммунальные платежи.

Задачи:

Образовательные:

  1. Закрепить знания о составляющих семейного бюджета, оплаты коммунальных услуг.
  2. Формировать умения снимать показания водяного счетчиков и заполнения квитанций на оплату этих видов услуг.

Воспитательные:

  1. Воспитывать сознательное отношение к финансовым расходам и бережливость, учебную мотивацию.
  2. Формировать социальную активность и самостоятельность.
  3. Практическая подготовка воспитанников к жизни в социуме.

Развивающие:

  1. Развивать мышление, память, внимание, речь.

Оборудование: таблицы, индивидуальные карточки, образцы квитанций, образцы водяных счетчиков, слов. слова.

Ход занятия.

Учитель СБО:

1. Организационный момент. Дыхательная гимнастика.

- Здравствуйте, уважаемые гости и дети. Сегодня на уроке мы очень рады всех видеть. У нас хорошее настроение, мы хотим пожелать вам, вашим близким, родным, всем людям - хорошего настроения, крепкого здоровья, добра, счастья, успехов во всем.

Сейчас у нас необычный урок, интегрированный по математике и СБО. В прошлом году мы уже проводили  интегрированный урок.

-Давайте вспомним, на какую тему был урок?

Эти 2 предмета очень связаны между собой, особенно при изучении нашей новой темы. Сегодня на уроке вы узнаете много нового, мы будем решать задачи, примеры, научимся применять полученные знания в жизни при оплате коммунальных услуг.

-Давайте определим девиз нашего урока, для этого мы решим примеры на карточках.

-Посмотрите внимательно все ли у вас готово к уроку? (2 тетради, ручка, дневник, учебник).

Учитель математики:

Проверка Д\з по математике.

  1. Актуализация опорных знаний.

УчительСБО:

- Почему так важно уметь правильно обращаться с платёжными документами? (потому что коммунальные платежи – это одна из статей расхода  семейного бюджета) 2 слайд (семейный бюджет)

- Что такое бюджет семьи? (это все доходы и расходы семьи за определённый период времени)

-Из чего состоит семейный бюджет? (из доходов и расходов) (семейный бюджет, расходы, доходы)

- Из чего складываются доходы? (зарплата, пенсия, стипендия, пособия, проценты от вкладов, сдача жилья)  

- О доходах мы много говорили, а на что в семье расходуют деньги?– (на питание, на обучение, на отдых, на приобретение одежды и мебели, на культурно-бытовые услуги: посещение кино, музеев, театра), - расходы на оплату коммунальных платежей.

коммунальные платежи

3. Целеполагание и мотивация.

тема сегодняшнего урока «коммунальные платежи».

Откройте тетради, запишите число и тему нашего урока.

Физминутка:

А теперь, ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело!

4. Объяснение нового материала.

Что такое коммунальные услуги и платежи?

- Кто знает, что такое коммунальные услуги? ( Коммунальные услуги - это услуги для обеспечения комфортных условий жизни)

- Как вы думаете,  что включает в себя плата за коммунальные услуги? ( оплату за холодное водоснабжение, за горячее водоснабжение, плату за водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление)

- С водой, электричеством, теплом мы сталкиваемся ежедневно, ежечасно, даже порой, не замечая этого: когда открываем кран, чтобы помыть руки, включаем свет, чтобы было светло, - мы начинаем потреблять коммунальные услуги. Но за все коммунальные услуги нужно платить. Плату за коммунальные услуги называют коммунальными платежами. Их раньше вносили до 10 числа, а теперь разрешено до 15 числа  ежемесячно.

- А о каком виде коммунальных услуг сейчас пойдёт речь, вы узнаете, отгадав загадку:

На свете нет ее сильнее,

На свете нет ее буйнее

В руках ее не удержать

И на коне не обогнать

Что в гору не вкатишь,

В решете не унесешь?

-мы сегодня будем говорить о воде, о ее оплате, о ее экономии, о том как правильно подсчитывать показания воды по счетчику.

Ни умыться, не напиться
Без воды
Листику не распуститься
Без воды
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода.

Что может быть привычнее для нас, чем вода? Это самое обычное, самое распространенное вещество на поверхности земли в природе. Жизнь человека во все времена самым тесным образом была связана с водой и не случайно большинство городов, сел, деревень возникало вокруг рек, озер, морей. И вода становится настолько привычной, что ее перестают замечать и ценить. Но стоит только хотя бы на несколько часов отключить воду, как сразу, же возникает масса неудобств.

-Где в быту используется вода?

Воду необходимо экономить и беречь, для этого надо знать основные правила пользования водой.

-Какие основные правила бережливого отношения к воде вы знаете?

Правила пользования водой:

  1. Плотно закрывай кран.
  2. Если заметил, что из крана течет напрасно вода, закрой кран.
  3. Когда моешь руки – не включай сильно струю. Это не помешает умыться, а воды утечет меньше.
  4. Наливай воду в стаканчик, когда чистишь зубы. Полоскать рот из стаканчика очень удобно, а сколько воды сбережешь!
  5. Когда охлаждаешь бутылку с лимонадом, поставь её в холодильник, не держи под холодной струёй воды.

-Посмотрите внимательно, что это такое? (счетчик)

Правильно это водяной счетчик.

- Стоимость платежей за воду рассчитывается аналогично платежу за электроэнергию.

Учитель математики:

- В чем измеряются вода? (в кубических метрах)

- Давайте рассчитаем плату за воду. Кто знает сколько стоит 1 кубометр холодной воды? (15 руб.) (– расчёт оплаты за холодную воду)

- Текущее показание на счётчике 250, предыдущее – 240, сколько кубометров воды израсходовали? (10)

- Сколько должны заплатить за месяц? (150 р.)

- А кто знает сколько стоит 1 кубометр горячей воды?

- Как вы думаете, почему холодная вода стоит 6 рублей, а горячая почти в 6 раз дороже? ( Потому что на её нагревание затрачивается электроэнергия, а за неё тоже надо платить)

Практическая работа «Расчёт оплаты за месяц»

- А теперь вы самостоятельно поучитесь рассчитывать плату воду.

 Самостоятельная работа по карточкам. Детям раздаются индивидуальные карточки с заданиями и карточки с образцом выполнения задания.

Приложение 1.

       

Заполнить таблицу, если оплата за холодную воду составляет 15 руб. за куб. метр

предыдущее        

240

250

265

270

последующее

250

265

270

283

Оплата за месяц

10x15=150 р.

15x15=225

5x15=75

13x15=195

-Давайте проверим, что у нас получилось. По очереди читаем ответы, если кто-то не согласен поднимает руку.

Гимнастика для глаз.

        УчительСБО:

Платёжные квитанции.

- Мы уже знаем, что оплата за электроэнергию, воду и газ производится согласно показаниям счётчика и вносится ежемесячно. А чтобы произвести оплату нужно заполнить платёжную квитанцию. Вот этому мы сейчас и научимся.

Все поля платёжной квитанции должны быть заполнены полностью и разборчиво, в противном случае платёж может быть разнесён неверно.

- Сейчас мы с вами заполним квитанцию по образцу.

Практическая работа  «Заполнение квитанций»  (образец квитанции)  

Учащиеся под руководством педагога заполняют платёжные квитанции.

Места и правила оплаты коммунальных услуг.

- Ребята, а где можно произвести оплату за коммунальные платежи?

 (Аптека, банк, почта, супермаркет, поликлиника, касса ЖЭУ).

- Сейчас появилась новая форма оплаты услуг: через специальные устройства – платёжные терминалы, которыми вы многие уже умеете пользоваться.

(показ картинки платёжный терминал)

- Для того чтобы это сделать, достаточно выбрать на клавиатуре терминала вид оплаты и поднести штрих-код, напечатанный на квитанции к специальному окошку (показать где штрих-код находится) и сделать это можно не только наличными деньгами, но и банковской картой.

- А что будет, если вы вовремя не будете оплачивать коммунальные платежи? (могут наложить штраф, или по-другому это называется пеня, которая составляет определённый законом процент от платы, и чем больше просрочили оплату, тем больше придётся переплатить)

- А надо ли экономить свет, газ, воду? То, чего у нас на первый взгляд достаточно? (надо)

- Назовите способы экономии электроэнергии (23 слайд – береги электроэнергию, 24 слайд – энергосберегающие лампочки)

-  воды (25 слайд – экономь воду)

- Итак, если хотите получить лишние деньги, то надо экономить!  Что такое экономия, давайте прочитаем. (Экономия – это когда бережёшь деньги, время, силы, любые другие ресурсы, когда бережно их используешь, стараешься уменьшить расход).

- Давайте сейчас вспомним пословицы и поговорки об экономии.

Воду попусту не лей. Дорожить водой умей!

Бережливость лучше богатства.

Тот без нужды живёт, кто деньги бережёт

5. Подведение итогов. Рефлексия.

- Наш урок походит к концу, и сейчас для того, чтобы подвести итоги, я предлагаю вам заполнить квитанцию-тест:

Квитанция выдана:

Фамилия____________________________________

Имя_________________________________________

Отчество_____________________________________

Я научился (ась):

1.Я считаю, что занятие было интересным_______ скучным _______

2.Я научился выполнять расчет оплаты за воду_____

заполнять квитанции на оплату______

3.Результатами своей работы на уроке я

Доволен_______ недоволен_________

- Итак, что же у нас получилось?

- Спасибо всем за внимание, на этом наш урок закончен.

-Выставляются оценки отдельно по СБО и математике.

Д/ задание: нарисовать мини плакат призывающий беречь воду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока "Капитану корабля помогает ...математика"

Урок будет интересен тем педагогам, которые используют в своей практике интегрированные уроки....

Конспект интегрированного урока швейного дела и математики "Обработка нижнего среза юбки"

План–конспект интегрированного урока швейного дела и математики 7 класс «Обработка нижнего среза юбкиТип урока: повторительно-обобщающийТема урока: Обработка нижнего среза юбкиЦель урока: Обобщит...

Конспект интегрированного урока по СБО и математике в 9 классе "Коммунальные услуги".

Тема: «Коммунальные услуги»Тип урока: интегрированный урокЦель: Применение математических знаний в практических целях.Научить оплачивать коммунальные платежи.Задачи:Образовательные:1....

конспект интегрированного урока по биологии и математике

интегрированный урок по математике и биологии в коррекционной школе 8 квида...

План-конспект интегрированного урока английского языка и математики "Необычное путешествие" в 5 классе

План-конспект интегрированного урока английского языка и математики в 5 классе. Учебник "Английский в фокусе" 5 класс. Цель урока: обобщить теоретические и практические знания, полученные на урок...

Конспект интегрированного урока физической культуры и математики

Конспект урока физической культуры и математики....

Конспект интегрированного урока в 5 классе (математика и литература) по теме: «Статистический анализ на стихотворении С. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями»

ТЕМА: Статистический анализ на стихотворении С. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями». ТИП УРОКА: урок формирования ключевых компетенции (формирован...