Конспект интегрированного урока в 5 классе (математика и литература) по теме: «Статистический анализ на стихотворении С. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями»
план-конспект занятия по литературе (5 класс)
ТЕМА: Статистический анализ на стихотворении С. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями».
ТИП УРОКА: урок формирования ключевых компетенции (формирования умений и навыков, способов деятельности).
ТРИЕДИНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: обучение, воспитание, развитие
ЦЕЛЬ: Познакомить детей со стихотворениями С. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями» и провести статический анализ текстов
ЗАДАЧИ:
- Образовательная:
- показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями;
- показать значение родины в жизни каждого человека;
- познакомить учащихся с творчеством поэтов XX века, закрепить знания некоторых литературоведческих терминов;
- познакомить с жизнью и творчеством великого русского поэта серебряного века - С.А. Есенина;
- почувствовать в его стихах всепроникающий лиризм - специфику поэзии Есенина. Русь как главная тема всего его творчества;
- отрабатывать навыки художественного чтения поэтического произведения;
- Развивающая:
- развивать у детей речь, кругозор, память, внимание.
- развивать умение грамотно строить ответ, учиться выделять главное, анализировать и выделять причинно – следственные связи, размышлять над поставленной проблемой;
- развивать образное и логическое мышление детей;
- вырабатывать навыки анализа лирического текста, выразительного чтения;
- выработать умение, восприятие поэтического слова через выражение;
- развивать устную речь учеников;
- способствовать развитию творческих способностей детей;
- развивать образное и эстетическое мышление;
- привить учащимся интерес к обществознанию и литературе;
- развитие креативных способностей; коммуникативной компетенции учащихся.
- Коррекционная:
- коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы
- Воспитательная:
- воспитывать в детях любовь к Родине через любовь к природе. Учить замечать красоту окружающего нас мира;
- привить чувство художественного вкуса, уважение и любовь к родной природе;
- воспитание любви к поэзии;
- вызвать чувство гордости за свою страну;
- воспитание умения находить в тексте средства художественного изображения; воспитание любви и бережного отношения к окружающей природе;
- показать связь литературы с другими видами искусства и предметами;
- пробудить интерес у уч-ся к поэзии, к красоте, к любви природы своего края.
- воспитывать умение слушать друг друга.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:
- мультимедийное оборудование
- презентация (портреты поэтов, иллюстрации на тему войны, репродукции известных художников, изображающих природу)
- иллюстрации в учебнике
- доска
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:
- рассказ учителя
- сообщения учащихся
- выразительное чтение
- анализ стихотворений
- беседа по вопросам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_5_klass_matematikalit-ra.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА В 5 КЛАССЕ
(МАТЕМАТИКА+ЛИТЕРАТУРА)
Учитель математики
Учитель русского языка и литературы: Дзюбенко О.Р.
ТЕМА: Статистический анализ на стихотворении С. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями».
ТИП УРОКА: урок формирования ключевых компетенции (формирования умений и навыков, способов деятельности).
ТРИЕДИНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: обучение, воспитание, развитие
ЦЕЛЬ: Познакомить детей со стихотворениями С. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями» и провести статический анализ текстов
ЗАДАЧИ:
- Образовательная:
- показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями;
- показать значение родины в жизни каждого человека;
- познакомить учащихся с творчеством поэтов XX века, закрепить знания некоторых литературоведческих терминов;
- познакомить с жизнью и творчеством великого русского поэта серебряного века - С.А. Есенина;
- почувствовать в его стихах всепроникающий лиризм - специфику поэзии Есенина. Русь как главная тема всего его творчества;
- отрабатывать навыки художественного чтения поэтического произведения;
- Развивающая:
- развивать у детей речь, кругозор, память, внимание.
- развивать умение грамотно строить ответ, учиться выделять главное, анализировать и выделять причинно – следственные связи, размышлять над поставленной проблемой;
- развивать образное и логическое мышление детей;
- вырабатывать навыки анализа лирического текста, выразительного чтения;
- выработать умение, восприятие поэтического слова через выражение;
- развивать устную речь учеников;
- способствовать развитию творческих способностей детей;
- развивать образное и эстетическое мышление;
- привить учащимся интерес к обществознанию и литературе;
- развитие креативных способностей; коммуникативной компетенции учащихся.
- Коррекционная:
- коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы
- Воспитательная:
- воспитывать в детях любовь к Родине через любовь к природе. Учить замечать красоту окружающего нас мира;
- привить чувство художественного вкуса, уважение и любовь к родной природе;
- воспитание любви к поэзии;
- вызвать чувство гордости за свою страну;
- воспитание умения находить в тексте средства художественного изображения; воспитание любви и бережного отношения к окружающей природе;
- показать связь литературы с другими видами искусства и предметами;
- пробудить интерес у уч-ся к поэзии, к красоте, к любви природы своего края.
- воспитывать умение слушать друг друга.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:
- мультимедийное оборудование
- презентация (портреты поэтов, иллюстрации на тему войны, репродукции известных художников, изображающих природу)
- иллюстрации в учебнике
- доска
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:
- рассказ учителя
- сообщения учащихся
- выразительное чтение
- анализ стихотворений
- беседа по вопросам.
Ход урока
1. Вступление (на фоне музыки)
Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком…
(проецируется репродукция картины И. Левитана “Золотая осень”)
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о чем.
(проецируется репродукция картины А. Рылова “В голубом просторе”)
Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножки рад поцеловать.
(проецируется репродукция картины А. Куинджи “Березовая роща”)
Несказанное, синее нежное…
Тих мой край после бурь, после гроз
И душа моя – поле безбрежное –
Дышит запахом меда и роз.
(проецируется репродукция картины Ф. Васильева “Мокрый луг”)
Вопрос: что объединяет автора этих стихотворных строк с художниками картин “Золотая осень”, “В голубом просторе”, “Березовая роща”, “Мокрый луг”? (ответы учащихся)
Вывод учителя: тема родной природы – это вечная тема. Красоту родной природы воспевали художники, поэты, композиторы. Сергей Александрович Есенин, пожалуй, самый читаемый в России поэт. Он единственный среди великих русских поэтов, в творчестве которого всё проникнуто «чувством Родины», родного дома.
Как писал сам поэт: «Чувство Родины – основное в моем творчестве» (Запись в тетради темы урока и эпиграфа)
2.Объявляется тема: С. Есенин «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями».
3. Биография поэта.
Просмотр презентации.
4. Чтение и анализ стихотворения «Я покинул родимый дом».
Часто в своих стихах Есенин часто обращается к самым близким людям – к матери и отцу, деду, сёстрам; поэт мысленно воссоздаёт картины родных мест – родительского дома, приокских лугов, «той сельщины, где жил мальчишкой». При этом в стихотворных посланиях он настолько сливается с природой родных мест, что сам он узнаётся в старом клёне, который «стережёт голубую Русь».
- Давайте прочитаем одно из стихотворений, обращённое к теме родного дома. «Я покинул родимый дом». Сначала обратим внимание на дату его создания: 1918 год.
-Сколько лет было Есенину?(23). Прошло 6 лет с тех пор, как поэт уехал из Константинова. За это время в Росси произошло несколько значимых событий, которые не могли не повлиять на Есенина.
1914 год – начало первой мировой войны. Есенин призван в армию, работает санитаром в военно-санитарном поезде.
1917 год – отречение от власти русского царя, две революции: Февральская и Октябрьская.
1918 год – международное вторжение, попытка захвата территории России
войсками стран – участников Первой мировой войны.
- Как вы думаете, какой след могли оставить эти события в душе поэта?
Чтение стихотворения.
Вопросы для беседы:
- Каким настроением окрашено стихотворение?
- Что мы представляем, когда читаем эти строки?
- Какой образ в конце стихотворения?
(Клен – хранитель родного очага. 1924 год, май. Есенин приезжает домой и видит пепелище. И первое, что он предложил сестрам – посадить клен. После, по установившейся семейной традиции, они пили чай)
- Проследим своеобразие стихотворения.
Но сначала вспомним изобразительные средства, которые часто используются при написании художественных произведений:
( на доске) эпитет, метафора, олицетворение, звукопись, сравнение.
-Какой эпитет использует поэт, говоря о Руси? Какой образ возникает благодаря этому эпитету? Прочитайте эти строки.
Что мы представляем, когда читаем эти строки?
- Почему поэт в качестве эпитета к слову дом использует прилагательное родимый?
- Почему поэт пишет, что он «оставил Русь», значит ли это ,что он уехал из России? Какую Русь поэт имел ввиду?
-Найдите метафору? (золотою лягушкой луна…)
-Почему вода названа тихая?
-Найдите сравнение? С чем сравнивается седина отца, почему?
- Использует ли поэт звукопись? Обратите внимание на звукопись во 2 строфе: 3 раза – р, 1-к, зато л-ль,н.Эта особенность создаёт мягкость, гибкость, мелодичность звучания. Перечитаем вслух, чтобы убедиться в этом.
По контрасту в 3 строфе идёт резкое усиление жёсткости с помощью –р-.
-Какое время года мы видим, читая 1 и 2 строфы?
-Как вы понимаете строку: «Долго петь и звенеть пурге»? Почему поэт создаёт перед нами образ пурги?
5.Чтение и анализ стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями…»
- Каким годом датировано это стихотворение?
-Сколько лет прошло с момента создания стихотворения «Я покинул родимый дом»?
-Что же звучит в душе поэта, какая музыка?
- Сравним несколько строк: (набрать из методички )
-Найдите эпитеты в стихотворении. Как они окрашены?
-Какие 2 эпитета повторяются в обоих стихотворениях? К каким существительным они относятся?
- Какую композиционную особенность вы заметили? Как начинается и заканчивается стихотворение? Что этим хочет подчеркнуть поэт? (Показать свою верность идее: любви к родной земле).
6.Ответ на проблемный вопрос.
-А теперь давайте вернёмся к началу урока и ответим на вопрос: - Можно ли соотнести есенинские строки и с нашей «малой родиной»?
-Какие? Почему?
7. Рефлексия
-Ребята, понравился ли вам урок?
- Можно ли утверждать, что тема родины, родной природы привлекает С. Есенина?
Родная природа, родина, дом для поэта- источник восхищения и вдохновения. Он горячо любит и остро чувствует родную природу. Его стихи открывают нам прекрасный мир звуков, цветов, запахов.
И закончить наш урок я хотела стихотворением
Есенинское небо над Россией.
Раскинулось, как голубой шатер,
А в поле василёк хрустально - синий
Ведёт с ромашкой звонкий разговор.
Звенит листвою изумрудной лето,
Звучат незримые колокола,
Берёзы- сёстры русского рассвета-
Сбежались у околицы села-
В них жажда жить до трепета, до дрожи,
И повезло - он здесь бродил в тиши.
На их коре, на их шершавой коже-
Тепло его ладоней и души.
Он чувствовал в родном многоголосье
И многоцветье, близко и вдали,
Как во поле колышутся колосья
России всей и всей большой земли.
Он видел. Как ложится синий вечер.
Пушистой шалью на плечи села.
И в ельнике горели свечи,
И в городе земля его звала…
Он так любил, что мы забыть не в силах
Тоску поэта, радость и печаль,
Ведь главная любовь его – Россия –
Земля добра и голубая даль.
И в дом его со ставнями резными
По- прежнему мы входим не дыша.
Сергей Есенин- то не просто имя,-
России стихотворная душа.
8. Домашнее задание.
Выучить стихотворение на выбор.
Список используемой литературы:
Поурочные планы по учебнику В.Я.Коровиной, В.П.Журавлёва.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по английскому языку и литературе на тему: Тема: Волшебная сказка зимы. Magic winter 1. Психологический настрой. Интегрированный урок по английскому языку и литературе на тему: "Волшебная сказка зимы"
Цель данного урока - увидеть красоту зимней природы, особенность ее изображения в поэзии, музыке, живописи...
Разработка урока литературы для 5 класса по стихотворению. С. Есенина «Я покинул родимый дом» Тема: “Малая родина в лирике С. А. Есенина. Стихотворение “Я покинул родимый дом ...”.
Разработка урока литературы для 5 класса по стихотворению. С. Есенина «Я покинул родимый дом» Тема: “Малая родина в лирике С. А. Есенина. Стихотворение “Я покинул родимый дом ...”....
Особенности поэзии Сергея Есенина. Страницы биографии. Стихотворения «Я покинул родимый дом...», «Низкий дом с голубыми ставнями...»
У каждого великого поэта есть, как говорят, свой голос. Голос Пушкина звучен и полнокровен, голос Лермонтова проникнут звездным ощущением загадочности мира, голос Некрасова звучит как народная песня....
С.А. Есенин. Стихотворения «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»
С.А. Есенин...
Презентация к интегрированному уроку в 5 классе (математика и литература) по теме: «Статистический анализ на стихотворении С. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями»
ТЕМА: Статистический анализ на стихотворении С. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями». ТИП УРОКА: урок формирования ключевых компетенции (формирован...
Подготовка к заданию 9.3 ОГЭ по русскому языку. Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературе. Подготовка к сочинению на тему ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА? КАКОГО ЧЕЛОВЕКА МОЖНО НАЗВАТЬ ДОБРЫМ?
В МАТЕРИАЛАХ ПРЕДСТАВЛЕН ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧЕНИКОВ К ЗАДАНИЮ 9.3 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6-9 КЛАССАХ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИ СОЧИНЕНИЯ 9.3 НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ЛИТЕРАТУРНЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПРИ НА...