Интеллект - карта
методическая разработка на тему
Интеллект-карта как средство формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся в усдлвиях перехода на ФГОС ООО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intellekt-karta.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНТЕЛЛЕКТ – КАРТЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ООО
Добрый день, уважаемые члены жюри и коллеги.
Разрешите мне представить опыт своей работы по проблеме «ИНТЕЛЛЕКТ – КАРТЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ». (слайд 1 темы уже стоит)
Уважаемые члены жюри и коллеги сейчас я назову слово, а вы, пожалуйста мысленно представьте его в центре чистого листа. Затем мысленно же изобразите рядом первое то, с чем оно у Вас ассоциируется.
Итак, слово “средневековое общество”. (5 сек.)
……(имя)………, пожалуйста, что у Вас получилось?
Да, хорошо, но ……(имя)…… продемонстрировала нам сейчас типичный пример стандартного мышления. К такому придут и наши дети, если мы с вами не поможем им думать творчески, свободно. А пока они думают так (слайд 2 рисунок). И наша задача, как учителей, сохранить индивидуальность каждого ребенка, развивая познавательный потенциал.
Одной из важнейших компетенций в постиндустриальном обществе является информационная. Она связана с поиском, анализом и отбором необходимой информации, ее преобразованием, сохранением и передачей. С другой стороны, в условиях перехода на ФГОС ООО одной из ключевых задач является формирование УУД, ведущее место среди которых занимают познавательные УУД. Поскольку нынешние второклассники через 2 года станут обучающимися 5-го класса, с которыми мне предстоит работать в условиях ФГОС основного общего образования, уже на данном этапе, работая с обучающимися основной школы, я провожу собственную подготовительную работу по формированию познавательных УУД.
В этом мне помогает “Метод интеллект-карт”, созданный американским учёным Тони Бьюзеном. (слайд 3 книги)
Данная технология представляет собой шаг вперед на пути от одномерного логического мышления (причина-следствие, да или нет) к многомерному, неограниченному. На мой взгляд одним из выдающихся произведений Тони Бьюзена является книга «Супермышление». (слайд 4 мозг)
Интеллект-карта (слайд 5) - это технология изображения информации в графическом виде. Она отражает разные связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие).
Интеллект-карты – это многоуровневая логическая схема, заполняемая с помощью условных знаков, символов и рисунков. Это объемная модель изучаемой темы, простая техника графического представления информации, объединяющая одновременно слова и образы. В центре располагается ключевое понятие, от которого отходят понятия первого порядка, включающие основные разделы темы, затем понятия второго порядка, третьего и т.д.
Существуют определенные этапы создания интеллект-карт, с основными из которых, используемых в моей работе, я вас познакомлю.
Этапы составления интеллект-карты следующие:
- Берем лист бумаги формата А4 или А3 и цветные карандаши, ручки или фломастеры.
- Кладем лист горизонтально и в его центре картинкой или одним-двумя словами обозначаем основное понятие или идею (слайд 6 схема первый). Обводим это понятие в рамку или в кружок.
- От центрального объекта рисуем в разные стороны ветви - основные связанные с ним понятия или идеи (слайд 7 схема второй), свойства, ассоциации, аспекты. Ветви рисуем цветными карандашами. Подписываем каждую одним-двумя словами, разборчиво, желательно даже печатными буквами.
- Рисуя интеллект-карту, применяем, как можно больше цветов. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
- От каждой ветви рисуем несколько более тонких веточек - развитие ассоциаций, уточнение понятий, детализация свойств, конкретизация направлений.
- Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются (слайд 8 схема третья) с главными ветвями.
- Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
- Разросшиеся ветви можно заключать в контуры (слайд 9 схема четыре), чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
- Понятия I; II и III порядка можно выделить разным цветом, следовательно, читать карту, работать с ней будет легко и просто.
Рисование интеллект-карты - необычный вид деятельности, почти игровой, но это эффективный способ работы с информацией. Причем способ универсальный: составлять интеллект-карты можно по самым разным темам и поводам: для принятия решений, организации мероприятий, составлении плана, разработки проекта и т.п. Сам процесс создания интеллект-карты стимулирует творчество, потому что в ее создании активно участвуют и правое, и левое полушарие мозга, чего не происходит при составлении обычных списков. Важно отметить, что интеллект-карта является, прежде всего, техникой мышления, а не способом фиксации результата, т.е. самое главное - это процесс получения нового знания. Составление интеллект-карты можно назвать визуализацией мышления.
Для того чтобы логическая схема учащимися была заполнена правильно, чтобы получить желаемый результат, перед началом работы мы даем алгоритм (слайд 10 алгоритм) составления интеллект-карты по данной теме.
Алгоритм составления интеллект-карты
(шаги не произносятся):
Шаг 1: Определение ключевого понятия.
Шаг 2: Знакомство с понятиями изучаемой темы, которые должны быть включены в заполнение интеллект-карты.
Шаг 3: Определения количества секторов в соотнесении с понятиями первого уровня.
Шаг 4: Наполнение первого сектора содержанием I; II; III порядка по плану изучаемой темы.
Сначала определяем ключевое понятие, затем знакомим с понятиями темы, определяем количество секторов в соответствии с понятием первого уровня и наполняем первый сектор с содержанием первого, второго, третьего порядка по плану изучаемой темы.
Основными преимуществами (слайд 11 преимущества) интеллект - карт являются:
1. Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.
2. Привлекательность. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
3. Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
4. Информативность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.
5. Креативность. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.
6. Инновационность. Интеллект-карта наводит на мысли о новых идеях: бывает, достаточно провести от объекта на интеллект-карте пустую веточку и подумать, что она могла бы означать?
Интеллект - карты можно составлять коллективно: рабочей группой, командой.
Пересмотр интеллект-карт через некоторое время (сутки, неделю, месяц) помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
Любая вещь, представляющаяся необычной, красочной или забавной, намного легче запоминается и быстрее всплывает в уме, чем вещи банальные и скучные. Именно на этом и основывается чудодейственная сила умственных карт.
Повышается умение самостоятельной работы с текстом и другими источниками информации, умение выделять главное, обобщать.
Есть еще одно преимущество: процесс изучения темы не является скучным, так как дети могут сами экспериментировать, придумывать разные формы интеллект-карт, свои условные обозначения, рисунки, использовать разные цвета.
Технология интеллект-карт помогает формированию у учащихся единой картины мира, это средство, оттачивающее культуру мышления, приводит мысли в порядок.
Таким образом, в создании мыслительных карт задействованы воображение, творческое и критическое мышление, и все виды памяти: зрительная, слуховая, механическая, что и позволяет запоминать слова.
Я использую интеллект-карты на своих уроках истории и обществознания, в преподавании элективных курсов «ОРКСЭ» и «Право», кружковой деятельности. Они эффективны при подготовке к единому государственному экзамену, так как на запоминание и повторение информации тратится меньше времени, её воспроизведение становится более осмысленным.
Таким образом, интеллект-карта помогает разобраться в большом количестве информации, представить ее в виде ясной структуры, что помогает ее анализировать, генерировать новые идеи и запоминать.
Использование интеллект-карт является средством формирования таких познавательных УУД (слайд 12 результативность), как:
- поиск и выделение необходимой информации;
- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- определение основной и второстепенной информации;
- преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез и составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
В совокупности отмеченные выше познавательные УУД способствуют росту уровня обученности. Так уровень обученности по обществознанию учащихся 9 класса (слайд 13 шкала) с 2010 по 2013 гг. вырос на 9%. Данный факт я связываю с использованием на уроках метода интеллект-карт.
Успешно сдается единый государственный экзамен. Средний бал по школе (слайд 14 ЕГЭ) по результатам ЕГЭ за прошедшие два года выше среднего по республике.
класс | предмет | 2010-2011 учебный год | 2011-2012 учебный год | ||
средний бал по школе | средний бал по республике | средний бал по школе | средний бал по республике | ||
11 | обществознание | 67 | 54 | 68 | 56 |
11 | история | 65 | 59 | 68 | 60 |
С 2010-2011 учебного года результаты участия (слайд 15 олимпиада) обучающихся в муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников по истории, обществознания и праву стабильно высокие.
Уважаемые коллеги при всех прочих достоинствах главной задачей, которую должна решать любая образовательная технология это сохранение здоровья. Интеллект-карты экономят время при подготовке к урокам, экзаменам, конференциям и освобождают время для отдыха, занятий спортом, способствуют формированию психологической комфортности.
Итак в современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем. Мыслительные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание школьников, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее.
Информация о моем опыте работы по данной проблеме размещена в свободном доступе на сайте школы: http:// lmb.sosh.ru (слайд сайта)
В перспективе я планирую для составления интеллект – карт использование компьютерных программ; использование интеллект – карт в проектной деятельности обучающихся и воспитательных мероприятиях.
Спасибо за внимание!
Учитель истории и обществознания
Козлов С.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме "Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка"
Представлен опыт работы по применению метода интеллект-карт на разных типах и формах уроков русского языка: изучение нового материала закрепление материала обобщение материала написание до...
Методическое пособие "Метод интеллект-карт - эффективная подготовка к ЕГЭ"
Данное методическое пособие предлагает использование инновационного метода обучения – метода интеллект-карт, который обеспечивает решение важнейших проблем образования: использование информационных ре...
Разработанное занятие в 11 классе по теме " Многоаспектный анализ художественного текста с применением интеллект- карт"
Этот материал будет интересен учителям старших классов , применяющих в своей работе исследовательские методики...
Мастер-класс «Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка»
Мастер-класс «Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка»Слайд № 1.В целях повышен...
Опыт работы с интеллект- картами, а именно картами понятий.
Карта понятий представляет собой двумерную иерархически организованную сетевую диаграмму, которая отражает структуру знаний в определенной предметной области, какой ее видит ученик, преподаватель или ...
Фарафонова А.П., учитель английского языка ГБОУ школы № 411 «Гармония» Петродворцового района г. Санкт-Петербурга Технологическая карта с урока применением приема построения интеллект-карт 5 класс
Тема урока: Russia is my love Цель урока: воспитание любви к Родине.Задачи: · развивать способность критически мыслить;·...
Презентация "Применение интеллектуальных карт в обучении и воспитании: интеллект-карты как способ активизации интеллектуальной активности посредством визуальной информации" к мастер-классу для молодых педагогов школы
Данная презентация раскрывает использование в работе педагогов методики интеллектуальных карт. Многие учащиеся сегодня неотрывны и даже в какой-то степени зависимы от различных гаджетов, они не ...