Опыт работы с интеллект- картами, а именно картами понятий.
консультация на тему
Карта понятий представляет собой двумерную иерархически организованную сетевую диаграмму, которая отражает структуру знаний в определенной предметной области, какой ее видит ученик, преподаватель или эксперт. Карта состоит из названий понятий, помещенных в рамки; они связаны линиями, фиксирующими соотношения этих понятий в направлении от общего к частному.
Карты понятий как особая система оценивания. Наша рабочая группа решила показать процедуру оценивания и инструментарий самопроверки, взаимопроверки и проверки учителем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otsenivanie.docx | 20.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход инновационной площадки
- Теоретические выкладки (5 мин.)
Современная школа оснащена множеством необычных технологий, среди которых особое место занимают когнитивные. (слайд 1)
Среди них особое внимание занимают: … и метод интеллект- карт. (слайд 2)
Что это такое? (по гиперссылке- 3-5 слайды)
(ментальные карты, Фишбоун- схема, карта памяти)
Поскольку по ФГОС очень важны результаты: предметные, метапредметные и личностные, необходимо оценивать их, тогда новые технологии обучения становятся технологиями оценивания. (слайд 6)
Мы хотели бы показать некоторый опыт работы с одним из видов интеллект- карт, а именно карты понятий.
Карта понятий представляет собой двумерную иерархически организованную сетевую диаграмму, которая отражает структуру знаний в определенной предметной области, какой ее видит ученик, преподаватель или эксперт. Карта состоит из названий понятий, помещенных в рамки; они связаны линиями, фиксирующими соотношения этих понятий в направлении от общего к частному. (слайд 7)
Карты понятий как особая система оценивания. Наша рабочая группа решила показать процедуру оценивания и инструментарий самопроверки, взаимопроверки и проверки учителем.
- Ознакомление с процедурой оценивания (5 мин.)
Описание техники оценивания (слайд 8)
Рассматривая карту от вершины к основанию, преподаватель может:
- проникнуть в то, как ученики воспринимают научные темы;
- проверить уровень понимания учеников и возникшее ложное толкование понятий;
- оценить сложность установленных учеником структурных взаимосвязей.
Помимо этого, учителя часто используют карту понятий для собственной подготовки к занятиям либо как графический органайзер во время урока, а также для того, чтобы подтолкнуть учеников к рефлексии своих знаний. Составление карты понятий может стать хорошим основанием для совместной работы в группах сотрудничества, расширяющей пространство понимания предмета для каждого из партнеров (рис. 1).
- Сообщение Перевозниковой О.Е. «Из опыта работы. Самопроверка» (5 мин.)
- Сообщение Мардваевой А.Н. «Из опыта работы. Взаимопроверка» (5 мин.)
- Сообщение Алагуевой О.Л. «Из опыта работы. Обратная связь между учителем и учениками» (5 мин.)
- Практическая работа
Задание:
- Просмотрите фрагмент м/ф «Путь к печеньке»
- Составьте по действиям Хрюши из м/ф «Путь к печеньке» карту понятий
- Определите, что возможно оценить по этой карте
Задание:
- Организуйте процедуру оценивания:
1 группа- взаимопроверку
2 группа- самопроверку
3 группа- учителем
- Оцените составленные карты понятий: (слайд 9)
Основные техники внутриклассного оценивания с помощью карты понятий,
обеспечивающие эффективную обратную между учителем и учениками
Название | Учитель. Подготовка | Ученики | Что делать с данными |
Мини- обзор (минутный) | Представляет готовую карту понятий | Отвечают на вопросы: «Какой момент карты наиболее важный?» и «Какой момент остался наименее ясным?» | Просмотреть ответы и отметить полезные комментарии. В дальнейшем акцентировать те пункты, которые высветились благодаря комментариям учеников |
Цепочка заметок | Готовит схему карты понятий | Передают схему друг другу, заполняя по одному понятию, подписывают комментарий. | Определить лучшие комментарии, чтобы выделить систему вопросов. Обсудить процесс заполнения. |
Матрица запоминания | Готовит первый круг карты понятий | Заполняют второй круг карты, демонстрируя свою способность помнить и классифицировать понятия | Определить правильные и неправильные ответы. Выделить образцы ошибочных ответов и подумать о причине. |
Направленная расшифровка | Готовит карту понятий с некоторыми пустотами | Расшифровывают, «переводят» как неспециалиста то, что они только что изучали, чтобы оценить свою способность к пониманию и переносу понятий | Категоризировать ответы по важным характеристикам. Анализировать ответы как внутри одной или в разных категориях, выявляя проблемы |
Резюме в одном предложении | Готовит схему карты понятий | Делают резюме к понятиям по изученной теме в форме простых предложений- ответов на вопросы: «Что, зачем, почему?». | Оценить быстро качество каждого резюме (четкие характеристики для каждого пункта). Отметить, идентифицируют ли ученики основные понятия и их взаимосвязи. |
Подготовка экзамена (зачета) учениками | Готовит несколько вариантов карт | Составляют тест по вопросам, освещенным в карте понятий. | Различить комментарии учеников по поводу карт понятий. Использовать тесты, распределяя «слепым способом» |
Карты приложения | Представляет готовую карту понятий | Пишут после изучения теории вариант реального приложения того, что они только что изучили, для того, чтобы определить, насколько способны к переносу знаний | Просмотреть все предложения и категоризовать их в соответствии с качеством. Подобрать широкий ассортимент примеров и представить классу |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «ПЛАНЫ И КАРТЫ, ПОНЯТИЕ О МАСШТАБЕ» с учащимися группы НП-2. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович
Дата проведения: 18 СЕНТЯБРЯ 2012 г. Время проведения: 12-20 – 13-50 Место проведения: МБОУ СОШ № 18 Вид труда: теоретическое/практическое занятие (работа с картами). Тема за...
Опыт работы по теме: ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРИРОДОВЕДЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПОНЯТИЙ У УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ VIII ВИДА
Данный опыт поможет учителю естествознания коррекицонной школы добиться результативности в знаниях учащихся, используя предложенные мной методы работы...
Опыт участия во Всероссийском конкурсе имени Выготского
В этом году я приняла участие в конкурсе имени Выготского.Цель конкурса - поиск, популяризация и поддержка ярких, творческих российских специалистов дошкольного образования, способных разрабатыва...
Опыт работы с ментальной картой
(Приложение №1). Поскольку ментальная карта является способом изображения процесса общего системного мышления с помощью схем, её легко применить на уроках истории. Она может быть в ви...
Опыт работы:"Ментальные карты как способ достижения метапредметных результатов на уроках истории и обществознания в основной школе"
Мы живем в весьма сложное, динамичное по скорости появления инноваций время, с избытком насыщенное информацией, глобальностью происходящих в нем явлений. Современный ритм жизни требует от учителя непр...
педагогический опыт Работа с исторической картой
Работа с историчей картой...