Рабочая программа по дисциплине Основы программирования
рабочая программа на тему

Бессонова Мария Петровна

Рабочая программа предназначена для освоения учебной дисциплиныны Основы программирования студентами среднего профессионального образования по специальности "Программирование в компьютерных системах"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_programmirovanie.doc346 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  

УЧРЕЖДЕНИЕ  СРЕДНЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОРЕХОВСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы программирования

 Специальность  09.02.03 (230115)

«Программирование в компьютерных системах»

(базовый уровень среднего профессионального образования)

г. Орехово-Зуево

2014 г.

Рассмотрена на заседании комиссии профессионального цикла «Программирование в компьютерных системах», математических и профильных учебных дисциплин

Протокол  №  от «___» ________ 2014 г.

Председатель комиссии

                          /Бурова Т.Н. /

Соответствует требованиям ФГОС СПО по специальности Программирование в компьютерных системах

Зам. директора по учебно-воспитательной работе
                         Фомин С.А    «___» ___________ 2014 г.

Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 09.02.03 (230115) Программирование в компьютерных системах (базовой подготовки).

Организация-разработчик: ФГОУ СПО «Уфимский колледж статистики, информатики и вычислительной техники»

Разработчики: Каримова Р.Ф., преподаватель ФГОУ СПО УКСИВТ

Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного автономного учреждения Федерального института развития образования (ФГАУ ФИРО)

Заключение Экспертного совета № 093 от 02 марта 2012г.

Разработчик рабочей программы: Бессонова М.П. – преподаватель

Рецензенты:

Преподаватель общепрофессиональных

дисциплин                                                                Почтенных Е.А.

                                                

РЕЦЕНЗИЯ

на рабочую программу

дисциплины «Основы программирования», для студентов ГБОУ СПО МО Ореховского индустриального техникума специальности 09.02.03 (230115) «Программирование в компьютерных системах»

 преподавателя общепрофессиональных дисциплин Бессоновой М.П.

Рабочая программа по дисциплине «Основы программирования»  составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню  подготовки   выпускников   для  специальности «Программирование в компьютерных системах».

Рабочая программа Бессоновой М.П.  содержит:

  • тематический план, который  раскрывает  последовательность  изучения  тем      и   разделов программы, с указанием практических часов.  Содержащийся   перечень и количество  практических  занятий  достаточен  для  формирования  уровня  подготовки,   определенного   Государственными   требованиями;
  • перечень  тем  и  разделов,  которые должны  изучить слушатели,  а также  основные  требования  к уровню  подготовки   слушателей объему знаний и умений, которым   они   должны   обладать   по   каждой   из перечисленных тем.  
  • практические задания дают навыки работы на вычислительной технике, готовят студентов к практической деятельности в условиях широкого использования информационных технологий.
  • самостоятельные задания развивают  знания, умения и навыки, полученные в результате изучения предмета.                                              
  • перечень   средств   обучения   исчерпывающий   и  соответствует  предъявляемым требованиям.  
  • список  литературы   содержит   достаточный состав   источников,  необходимых  для качественного обучения студентов.              

На  основании вышеизложенного  считаю, что  рецензируемая программа полностью соответствует требованиям, предъявляемым к рабочей программе по дисциплине  «Основы программирования» и  может быть  рекомендована для  обучения студентов по специальности 09.02.03 (230115) «Программирование в компьютерных системах».

Рецензент: преподаватель обще-

           профессиональных дисциплин                                 Почтенных Е.А

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ

1.1. Область применения программы

Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 09.02.03 (230115) Программирование в компьютерных системах (базовой подготовки).

Примерная программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке работников в области разработки программного обеспечения при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: профессиональный цикл (общепрофессиональные дисциплины).

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • работать в среде программирования;
  • реализовывать построенные алгоритмы в виде программ на конкретном языке программирования.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • этапы решения задачи на компьютере;
  • типы данных;
  • базовые конструкции изучаемых языков программирования;
  • принципы структурного и модульного программирования;
  • принципы объектно-ориентированного программирования.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 285 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 190 часов;

самостоятельной работы обучающегося - 95 часов.


2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

285

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

190

в том числе:

     лабораторные занятия

92

     практические занятия

18

     контрольные работы

6

     курсовая работа (проект)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

95

Итоговая аттестация в форме экзамена    


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы программирования

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Введение в программирование

62

Тема 1.1.

Основы алгоритмизации 40

Содержание учебного материала

16

Введение. Инструктаж по ТБ. Алгоритмы. Свойства алгоритмов. Способы описания алгоритмов.  Линейные алгоритмы

2

1-2

Составные команды (ветвление, цикл)

2

Составление алгоритмов с двойными и тройными ветками

2

Простые и арифметические циклы. Составление алгоритмов с командой повторения

2

Разработка алгоритмов сложенной структуры. Решение задач.

2

Команда присваивания. Заголовок алгоритма Табличные величины, виды таблиц

2

Вспомогательные алгоритмы. Тестирование по теме.

2

Контрольная работа №1 «Основы алгоритмизации»

2

Практические занятия

18

ПР №1«Линейные алгоритмы»

2

ПР №2 «Составление линейных алгоритмов»

2

ПР №3 «Формальное исполнение алгоритма»

2

ПР №4 «Чёрные ящики»

2

ПР №5 «Полные и неполные ветви»

2

ПР №6 «Ветви и циклы. Сложные алгоритмические структуры»

2

ПР №7 «Поиск элемента, обладающего заданными свойствами в линейной таблице»

2

ПР №8 «Нахождение минимального элемента в линейной таблице»

2

ПР№9 «Упорядочение линейной таблицы»

2

Самостоятельная работа обучающихся

12

История развития термина алгоритм

Чтение и анализ литературы [1] стр.5-18

Тема 1.2.

Языки программирования 16

Содержание учебного материала

8

Языки программирования, их классификация. Системы программирования

2

1

Способы описаний языков программирования. Нотация Бекуса и IBM

2

Виды программирования. Принципы построения ПО Трансляторы. Компиляторы и интерпретаторы.

2

Программа. Программный продукт и его характеристики. Основные этапы решения задач на компьютере.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

12

Эволюция языков программирования

Классификация программного обеспечения ПК

Чтение и анализ литературы [1] стр.38-49, [5] стр.62, [6] стр.47,50

Тема 1.3.

Типы данных 6

Содержание учебного материала

4

Величины. Объявление объектов данных. Внутренне представление данных в памяти компьютера.

2

2

Типы данных. Простые типы данных. Производные типы данных. Структурированные типы данных.

2

Самостоятельная работа обучающихся

2

Чтение и анализ литературы [5] стр. 108, 193, лекция по теме Величины

Раздел 2. Основные конструкции языков программирования

39

ТЕМА 2.1. Операторы языка программирования QBasic 12

Содержание учебного материала

4

Синтаксис языка Бейсик. Арифметические выражения на Бейсике. Стандартные функции

2

2

Структура программы. Ввод и вывод данных. Оператор присваивания.

2

Практические занятия

6

ЛР «Непосредственный режим работы»

4

ЛР «Линейные программы»

2

ЛР «Составление линейных программ с использованием операторов DATA READ»

4

Самостоятельная работа обучающихся

2

Решение задач по разделу 2. Форматы вывода. Выделение цифр числа. Оператор PrintUsing

ТЕМА 2.2.

Условный оператор 10

Содержание учебного материала

4

2

Составной оператор. Условный оператор. Оператор выбора.

2

Написание программ с использованием условного оператора

2

Практические занятия

4

ЛР «Переходы и ветви. Неполная ветка»

4

ЛР «Двойные и тройные ветви»

4

Самостоятельная работа обучающихся

2

Чтение и анализ литературы [1] стр. 271

ТЕМА 2.3. Операторы цикла 17

Содержание учебного материала

4

2

Цикл с постусловием. Цикл с предусловием.

2

Цикл с параметром. Вложенные циклы. Тестирование по темам 2.1-2.3

2

Практические занятия

8

ЛР «Простые и арифметические циклы»

2

ЛР «Сложные циклические структуры»

4

Контрольная работа №2 «Простейшие алгоритмические конструкции»

2

Самостоятельная работа обучающихся

3

Чтение и анализ литературы [3] стр. 189-199

Раздел 3. Структурное и модульное программирование

31

Тема 3.1. Процедуры и функции 10

Содержание учебного материала

4

Общие сведения о подпрограммах. Определение и вызов подпрограмм.

2

2

Область видимости и время жизни переменной. Механизм передачи параметров.

2

Практические занятия

2

ЛР «Использование DEF и GOSUB в экономических задачах»

4

Самостоятельная работа обучающихся

3

Чтение и анализ литературы [1] стр. 137 , [2] стр. 366-368,  [5] стр. 257

Тема 3.2. Структуризация в программировании 6

Содержание учебного материала

2

Основы структурного программирования. Методы структурного программирования.

2

1-2

Самостоятельная работа обучающихся

4

Чтение и анализ литературы [5] стр. 200, конспект лекций по теме

Тема 3.3. Модульное  программирование 15

Содержание учебного материала

4

Модульное программирование. Понятие модуля Структура модуля. Компиляция и компоновка программы.

2

2-3

Стандартные модули.

2

Практические занятия

2

ЛР «Использование подпрограмм для решения задач»

4

Самостоятельная работа

6

Чтение и анализ литературы [1] стр. 156, [5] стр. 139, конспект лекций по теме

Раздел 4. Структуры данных

82

ТЕМА 4.1.

Массивы 22

Содержание учебного материала

4

2-3

Понятие массива. Особенности программирования массивов

2

Написание программ с массивами. Решение задач

2

Практические занятия

12

ЛР № «Линейные массивы»

4

ЛР № «Решение экономической и финансовой задач»

6

ЛР № «Двумерные массивы. Ввод массива по строкам и столбцам»

4

Самостоятельная работа обучающихся

5

Чтение и анализ литературы [2] стр. 213, конспект лекции Массивы

Тема 4.2. Строки  16

Содержание учебного материала

4

Символьный и строковый типы. Объявление типов. Поиск, удаление, замена и добавление символов в строке.

2

2-3

Операции со строками. Стандартные функции и процедуры для работы со строками. Решение задач.

2

Практические занятия

6

ЛР «Операции с символьными переменными»

6

Самостоятельная работа обучающихся

5

Чтение и анализ литературы [5] стр. 28-29

Тема 4.3. Множества 6

Содержание учебного материала

2

Понятие множества. Объявление множества. Операции над множествами.

2

2

Практические занятия

2

ЛР «Решение математических задач»

4

Самостоятельная работа обучающихся

2

Чтение и анализ литературы [5] стр. 128-131

Тема 4.4. Записи 4

Содержание учебного материала

2

Определение типа запись. Правила работы с записями

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

2

Чтение и анализ литературы [5] стр. 31-32

Тема 4.5. Файлы 20

Содержание учебного материала

4

Типы файлов. Организация доступа к файлам. Файлы последовательного доступа. Открытие и закрытие файла последовательного доступа. Запись в файл и чтение из файла последовательного доступа.

2

2

Файлы произвольного доступа. Порядок работы с файлами произвольного доступа. Создание структуры записи. Открытие и закрытие файла произвольного доступа. Запись и считывание из файла произвольного доступа. Использование файла произвольного доступа.

2

Практические занятия

10

ЛР № «Организация файла последовательного доступа и работа с ним в других программах»

4

ЛР «Демонстрационные программы на Бейсике»

4

ЛР  «Формирование графических изображений на Бейсике»

4

Самостоятельная работа

5

Чтение и анализ лекции Файлы прямого и последовательного доступа.

Тема 4.6. Указатели 14

Содержание учебного материала

4

Указатели. Описание указателей. Основные понятия и применение динамически распределяемой памяти.

2

2

Создание и удаление динамических переменных. Структуры данных на основе указателей.

2

Практические занятия

4

ЛР «Использование указателей для организации связанных списков».

4

Самостоятельная работа обучающихся

6

Чтение и анализ литературы [1] стр. 129

Раздел 5. Объектно-ориентированное программирование

71

Тема 5.1 Основные принципы объектно-ориентированного

программирования (ООП) 9

Содержание учебного материала

4

Базовые понятия ООП: объект,  его свойства и методы, класс, интерфейс. Основные принципы ООП: инкапсуляция, наследование, полиморфизм.

2

1-2

Событийно-управляемая модель программирования. Компонентно-ориентированный подход. Классы объектов. Компоненты и их свойства.

2

Самостоятельная работа обучающихся

5

Реферат по теме «История развития ООП».

Чтение и анализ литературы [2] стр. 157-162

Тема 5.2 Интегрированная среда разработчика 8

Содержание учебного материала

2

Требования к аппаратным и программным средствам интегрированной среды разработчика. Интерфейс среды разработчика: характеристика, основные окна, инструменты, объекты. Форма и размещение на ней управляющих элементов. Панель компонентов и их свойства. Окно кода проекта. Состав и характеристика проекта. Выполнение проекта. Настройка среды и параметров проекта.

2

2

Практические занятия

2

ЛР «Изучение интегрированной среды разработчика»

2

Самостоятельная работа обучающихся

3

Сообщение по теме «Интегрированная среда разработчика»

Чтение и анализ литературы [2] стр. 164

Тема 5.3 Этапы разработки приложения 8

Содержание учебного материала

2

Проектирование объектно-ориентированного приложения. Создание интерфейса пользователя. Программирование приложения. Тестирование, отладка приложения. Создание документации.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

4

Создание проекта «Таблица умножения»

Сообщение на тему «Юзабилити»

Тема 5.4 Иерархия классов 16

Содержание учебного материала

6

Классы объектно-ориентированного языка программирования: виды,  назначение, свойства, методы, события. Объявление класса, свойств и методов экземпляра класса

2

2-3

Наследование. Перегрузка методов

2

Контрольная работа «Объектно-ориентированное программирование»

2

Практические занятия

4

ЛР «Объявление класса, создание экземпляров класса»

4

ЛР «Создание наследованного класса»

4

Самостоятельная работа обучающихся

4

Выполнение домашних заданий по теме 5.4.

Тема 5.5. Визуальное событийно-управляемое программирование 18

Содержание учебного материала

4

Основные компоненты (элементы управления) интегрированной среды разработки, их состав и назначение. Дополнительные элементы управления. Свойства компонентов (элементов управления). Виды свойств. Синтаксис определения свойств. Категория свойств. Назначение свойств и их влияние на результат. Управление объектом через свойства.

2

2

События компонентов (элементов управления), их сущность и назначение. Создание процедур на основе событий. Процедуры, определенные пользователем: синтаксис, передача аргументов. Вызов событий

2

Практические занятия

8

ЛР «Создание проекта с использованием кнопочных компонентов»

2

ЛР «Создание проекта с использованием компонентов для работы с текстом. Текстовый редактор»

2

ЛР «Создание проекта с использованием компонентов ввода и отображения чисел, дат и времени»

2

ЛР «Создание проекта с использованием компонентов стандартных диалогов  и системы меню»

2

Самостоятельная работа

4

Выполнение индивидуального проектного задания по теме «Визуальное событийно-управляемое программирование»

Тема 5.6. Разработка оконного приложения 12

Содержание учебного материала

4

Разработка функционального интерфейса приложения. Создание интерфейса приложения. Разработка функциональной схемы работы приложения.

2

2

Создание процедур обработки событий. Компиляция и запуск приложения.

2

Практические занятия

2

ЛР «Разработка оконного приложения»

4

Самостоятельная работа

4

Выполнение индивидуального проектного задания по теме «Разработка оконного приложения»

Всего:

285


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия лаборатории Компьютерной грамотности.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

15 ПК, принтер, сканер, ноутбук, проектор, экран, комплект учебно-наглядных пособий – 15 шт.

Технические средства обучения: программное обеспечение общего и профессионального назначения: QBasic, Turbo Pascal 7.0, Delphi 7

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

[1] Голицына О.Л., Попов И.И. Основы алгоритмизации и программирования: Учебное пособие (М. Форум Инфра-М, 2004).

[2] Н. Угринович «Информатика и информационные технологии», (Москва, Бином. Лаборатория знаний, 2005 г.)

[3] Сафронов И.К. «Задачник – практикум по информатике» (Санкт-Петербург, «БХВ-Петербург», 2002).

[4] Князева М.Д. «Алгоритмы» (Москва, «Новый город», 2000).

[5] Фролов В.В. «Основы программирования», Москва, «Высшая школа», 2001.

[6] Шафрин Ю.А. «Основы компьютерных технологий», Ефимова О.В. «Практикум по компьютерным технологиям» (Москва, ABF, 1997).

[7] Брябрин И.Б. «Основы программирования», Москва «Наука», 1990

Дополнительные источники: конспект лекций

Профильные периодические издания:

  1. Информатика
  2. Информатика и образование


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

работать в среде программирования;

Экспертное наблюдение и оценка в ходе выполнения лабораторных и практических  работ по разделам 1–5. Зачет

Экспертная оценка в ходе выполнения внеаудиторной самостоятельной работы теме 5.1, 5.2, 5.3

Защита индивидуального проектного задания по теме 5.6

 

Экспертная оценка при выполнении контрольных работ №1,2,3 по темам 1.1., 2.3, 5.4

Тестирование для проверки теоретических и практических знаний по разделам 1 и 2

реализовывать построенные алгоритмы в виде программ на конкретном языке программирования.

Знания:

этапы решения задачи на компьютере;

типы данных;

базовые конструкции изучаемых языков программирования;

принципы структурного и модульного программирования;

принципы объектно-ориентированного программирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ)

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) предназначена для изучения безопасности жизнедеятельности в Государственном образовательном учреждении среднего профе...

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) предназначена для изучения безопасности жизнедеятельности в Государственном образовательном казенном учреждении начал...

Рабочая программа по дисциплине "Основы программирования и баз данных"

Рабочая программа по дисциплине "Основы программирования и баз данных"...

Рабочая программа по дисциплине Основы алгоритмизации и программирования

ФГОС Информационные системы, дисциплина Основы алгоритмизации и программирования...

Рабочая программа общепрофессиональной дисциплины "Основы программирования". Специальность: 09.02.03. Программирование в компьютерных системах. 2 курс.

Аннотация рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины «Основы программирования» разработана в соответствии с требованиями  Федерального государственного образовательного стандарта средн...

Рабочая программа по дисциплине "Основы проектирования баз данных" для специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование

Рабочая программа по дисциплине "Основы проектирования баз данных" для специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование...

рабочая программа внеурочной деятельности "Основы программирования"

Сегодня человеческая деятельность в технологическом плане меняется очень быстро, на смену существующим технологиям и их конкретным техническим воплощениям быстро приходят новые, которые специалисту пр...