Рабочая программа по дисциплине Основы программирования
рабочая программа на тему
Рабочая программа предназначена для освоения учебной дисциплиныны Основы программирования студентами среднего профессионального образования по специальности "Программирование в компьютерных системах"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_programmirovanie.doc | 346 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОРЕХОВСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы программирования
Специальность 09.02.03 (230115)
«Программирование в компьютерных системах»
(базовый уровень среднего профессионального образования)
г. Орехово-Зуево
2014 г.
Рассмотрена на заседании комиссии профессионального цикла «Программирование в компьютерных системах», математических и профильных учебных дисциплин Протокол № от «___» ________ 2014 г. Председатель комиссии /Бурова Т.Н. / | Соответствует требованиям ФГОС СПО по специальности Программирование в компьютерных системах Зам. директора по учебно-воспитательной работе |
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 09.02.03 (230115) Программирование в компьютерных системах (базовой подготовки).
Организация-разработчик: ФГОУ СПО «Уфимский колледж статистики, информатики и вычислительной техники»
Разработчики: Каримова Р.Ф., преподаватель ФГОУ СПО УКСИВТ
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного автономного учреждения Федерального института развития образования (ФГАУ ФИРО)
Заключение Экспертного совета № 093 от 02 марта 2012г.
Разработчик рабочей программы: Бессонова М.П. – преподаватель
Рецензенты:
Преподаватель общепрофессиональных
дисциплин Почтенных Е.А.
РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую программу
дисциплины «Основы программирования», для студентов ГБОУ СПО МО Ореховского индустриального техникума специальности 09.02.03 (230115) «Программирование в компьютерных системах»
преподавателя общепрофессиональных дисциплин Бессоновой М.П.
Рабочая программа по дисциплине «Основы программирования» составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников для специальности «Программирование в компьютерных системах».
Рабочая программа Бессоновой М.П. содержит:
- тематический план, который раскрывает последовательность изучения тем и разделов программы, с указанием практических часов. Содержащийся перечень и количество практических занятий достаточен для формирования уровня подготовки, определенного Государственными требованиями;
- перечень тем и разделов, которые должны изучить слушатели, а также основные требования к уровню подготовки слушателей объему знаний и умений, которым они должны обладать по каждой из перечисленных тем.
- практические задания дают навыки работы на вычислительной технике, готовят студентов к практической деятельности в условиях широкого использования информационных технологий.
- самостоятельные задания развивают знания, умения и навыки, полученные в результате изучения предмета.
- перечень средств обучения исчерпывающий и соответствует предъявляемым требованиям.
- список литературы содержит достаточный состав источников, необходимых для качественного обучения студентов.
На основании вышеизложенного считаю, что рецензируемая программа полностью соответствует требованиям, предъявляемым к рабочей программе по дисциплине «Основы программирования» и может быть рекомендована для обучения студентов по специальности 09.02.03 (230115) «Программирование в компьютерных системах».
Рецензент: преподаватель обще-
профессиональных дисциплин Почтенных Е.А
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 11 |
| 12 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ
1.1. Область применения программы
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 09.02.03 (230115) Программирование в компьютерных системах (базовой подготовки).
Примерная программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке работников в области разработки программного обеспечения при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: профессиональный цикл (общепрофессиональные дисциплины).
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- работать в среде программирования;
- реализовывать построенные алгоритмы в виде программ на конкретном языке программирования.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- этапы решения задачи на компьютере;
- типы данных;
- базовые конструкции изучаемых языков программирования;
- принципы структурного и модульного программирования;
- принципы объектно-ориентированного программирования.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 285 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 190 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 95 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 285 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 190 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | 92 |
практические занятия | 18 |
контрольные работы | 6 |
курсовая работа (проект) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 95 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы программирования
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Введение в программирование | 62 | ||
Тема 1.1. Основы алгоритмизации 40 | Содержание учебного материала | 16 | |
Введение. Инструктаж по ТБ. Алгоритмы. Свойства алгоритмов. Способы описания алгоритмов. Линейные алгоритмы | 2 | 1-2 | |
Составные команды (ветвление, цикл) | 2 | ||
Составление алгоритмов с двойными и тройными ветками | 2 | ||
Простые и арифметические циклы. Составление алгоритмов с командой повторения | 2 | ||
Разработка алгоритмов сложенной структуры. Решение задач. | 2 | ||
Команда присваивания. Заголовок алгоритма Табличные величины, виды таблиц | 2 | ||
Вспомогательные алгоритмы. Тестирование по теме. | 2 | ||
Контрольная работа №1 «Основы алгоритмизации» | 2 | ||
Практические занятия | 18 | ||
ПР №1«Линейные алгоритмы» | 2 | ||
ПР №2 «Составление линейных алгоритмов» | 2 | ||
ПР №3 «Формальное исполнение алгоритма» | 2 | ||
ПР №4 «Чёрные ящики» | 2 | ||
ПР №5 «Полные и неполные ветви» | 2 | ||
ПР №6 «Ветви и циклы. Сложные алгоритмические структуры» | 2 | ||
ПР №7 «Поиск элемента, обладающего заданными свойствами в линейной таблице» | 2 | ||
ПР №8 «Нахождение минимального элемента в линейной таблице» | 2 | ||
ПР№9 «Упорядочение линейной таблицы» | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 12 | ||
История развития термина алгоритм Чтение и анализ литературы [1] стр.5-18 | |||
Тема 1.2. Языки программирования 16 | Содержание учебного материала | 8 | |
Языки программирования, их классификация. Системы программирования | 2 | 1 | |
Способы описаний языков программирования. Нотация Бекуса и IBM | 2 | ||
Виды программирования. Принципы построения ПО Трансляторы. Компиляторы и интерпретаторы. | 2 |
Программа. Программный продукт и его характеристики. Основные этапы решения задач на компьютере. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 12 | ||
Эволюция языков программирования Классификация программного обеспечения ПК Чтение и анализ литературы [1] стр.38-49, [5] стр.62, [6] стр.47,50 | |||
Тема 1.3. Типы данных 6 | Содержание учебного материала | 4 | |
Величины. Объявление объектов данных. Внутренне представление данных в памяти компьютера. | 2 | 2 | |
Типы данных. Простые типы данных. Производные типы данных. Структурированные типы данных. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||
Чтение и анализ литературы [5] стр. 108, 193, лекция по теме Величины | |||
Раздел 2. Основные конструкции языков программирования | 39 | ||
ТЕМА 2.1. Операторы языка программирования QBasic 12 | Содержание учебного материала | 4 | |
Синтаксис языка Бейсик. Арифметические выражения на Бейсике. Стандартные функции | 2 | 2 | |
Структура программы. Ввод и вывод данных. Оператор присваивания. | 2 | ||
Практические занятия | 6 | ||
ЛР «Непосредственный режим работы» | 4 | ||
ЛР «Линейные программы» | 2 | ||
ЛР «Составление линейных программ с использованием операторов DATA READ» | 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||
Решение задач по разделу 2. Форматы вывода. Выделение цифр числа. Оператор PrintUsing | |||
ТЕМА 2.2. Условный оператор 10 | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
Составной оператор. Условный оператор. Оператор выбора. | 2 | ||
Написание программ с использованием условного оператора | 2 | ||
Практические занятия | 4 | ||
ЛР «Переходы и ветви. Неполная ветка» | 4 | ||
ЛР «Двойные и тройные ветви» | 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||
Чтение и анализ литературы [1] стр. 271 | |||
ТЕМА 2.3. Операторы цикла 17 | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
Цикл с постусловием. Цикл с предусловием. | 2 | ||
Цикл с параметром. Вложенные циклы. Тестирование по темам 2.1-2.3 | 2 |
Практические занятия | 8 | ||
ЛР «Простые и арифметические циклы» | 2 | ||
ЛР «Сложные циклические структуры» | 4 | ||
Контрольная работа №2 «Простейшие алгоритмические конструкции» | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | ||
Чтение и анализ литературы [3] стр. 189-199 | |||
Раздел 3. Структурное и модульное программирование | 31 | ||
Тема 3.1. Процедуры и функции 10 | Содержание учебного материала | 4 | |
Общие сведения о подпрограммах. Определение и вызов подпрограмм. | 2 | 2 | |
Область видимости и время жизни переменной. Механизм передачи параметров. | 2 | ||
Практические занятия | 2 | ||
ЛР «Использование DEF и GOSUB в экономических задачах» | 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | ||
Чтение и анализ литературы [1] стр. 137 , [2] стр. 366-368, [5] стр. 257 | |||
Тема 3.2. Структуризация в программировании 6 | Содержание учебного материала | 2 | |
Основы структурного программирования. Методы структурного программирования. | 2 | 1-2 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | ||
Чтение и анализ литературы [5] стр. 200, конспект лекций по теме | |||
Тема 3.3. Модульное программирование 15 | Содержание учебного материала | 4 | |
Модульное программирование. Понятие модуля Структура модуля. Компиляция и компоновка программы. | 2 | 2-3 | |
Стандартные модули. | 2 | ||
Практические занятия | 2 | ||
ЛР «Использование подпрограмм для решения задач» | 4 | ||
Самостоятельная работа | 6 | ||
Чтение и анализ литературы [1] стр. 156, [5] стр. 139, конспект лекций по теме | |||
Раздел 4. Структуры данных | 82 | ||
ТЕМА 4.1. Массивы 22 | Содержание учебного материала | 4 | 2-3 |
Понятие массива. Особенности программирования массивов | 2 | ||
Написание программ с массивами. Решение задач | 2 | ||
Практические занятия | 12 | ||
ЛР № «Линейные массивы» | 4 | ||
ЛР № «Решение экономической и финансовой задач» | 6 | ||
ЛР № «Двумерные массивы. Ввод массива по строкам и столбцам» | 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 5 | ||
Чтение и анализ литературы [2] стр. 213, конспект лекции Массивы | |||
Тема 4.2. Строки 16 | Содержание учебного материала | 4 | |
Символьный и строковый типы. Объявление типов. Поиск, удаление, замена и добавление символов в строке. | 2 | 2-3 | |
Операции со строками. Стандартные функции и процедуры для работы со строками. Решение задач. | 2 | ||
Практические занятия | 6 | ||
ЛР «Операции с символьными переменными» | 6 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 5 | ||
Чтение и анализ литературы [5] стр. 28-29 | |||
Тема 4.3. Множества 6 | Содержание учебного материала | 2 | |
Понятие множества. Объявление множества. Операции над множествами. | 2 | 2 | |
Практические занятия | 2 | ||
ЛР «Решение математических задач» | 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||
Чтение и анализ литературы [5] стр. 128-131 | |||
Тема 4.4. Записи 4 | Содержание учебного материала | 2 | |
Определение типа запись. Правила работы с записями | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||
Чтение и анализ литературы [5] стр. 31-32 | |||
Тема 4.5. Файлы 20 | Содержание учебного материала | 4 | |
Типы файлов. Организация доступа к файлам. Файлы последовательного доступа. Открытие и закрытие файла последовательного доступа. Запись в файл и чтение из файла последовательного доступа. | 2 | 2 | |
Файлы произвольного доступа. Порядок работы с файлами произвольного доступа. Создание структуры записи. Открытие и закрытие файла произвольного доступа. Запись и считывание из файла произвольного доступа. Использование файла произвольного доступа. | 2 | ||
Практические занятия | 10 | ||
ЛР № «Организация файла последовательного доступа и работа с ним в других программах» | 4 | ||
ЛР «Демонстрационные программы на Бейсике» | 4 | ||
ЛР «Формирование графических изображений на Бейсике» | 4 | ||
Самостоятельная работа | 5 | ||
Чтение и анализ лекции Файлы прямого и последовательного доступа. | |||
Тема 4.6. Указатели 14 | Содержание учебного материала | 4 | |
Указатели. Описание указателей. Основные понятия и применение динамически распределяемой памяти. | 2 | 2 | |
Создание и удаление динамических переменных. Структуры данных на основе указателей. | 2 | ||
Практические занятия | 4 | ||
ЛР «Использование указателей для организации связанных списков». | 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | ||
Чтение и анализ литературы [1] стр. 129 | |||
Раздел 5. Объектно-ориентированное программирование | 71 | ||
Тема 5.1 Основные принципы объектно-ориентированного программирования (ООП) 9 | Содержание учебного материала | 4 | |
Базовые понятия ООП: объект, его свойства и методы, класс, интерфейс. Основные принципы ООП: инкапсуляция, наследование, полиморфизм. | 2 | 1-2 | |
Событийно-управляемая модель программирования. Компонентно-ориентированный подход. Классы объектов. Компоненты и их свойства. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 5 | ||
Реферат по теме «История развития ООП». Чтение и анализ литературы [2] стр. 157-162 | |||
Тема 5.2 Интегрированная среда разработчика 8 | Содержание учебного материала | 2 | |
Требования к аппаратным и программным средствам интегрированной среды разработчика. Интерфейс среды разработчика: характеристика, основные окна, инструменты, объекты. Форма и размещение на ней управляющих элементов. Панель компонентов и их свойства. Окно кода проекта. Состав и характеристика проекта. Выполнение проекта. Настройка среды и параметров проекта. | 2 | 2 | |
Практические занятия | 2 | ||
ЛР «Изучение интегрированной среды разработчика» | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | ||
Сообщение по теме «Интегрированная среда разработчика» Чтение и анализ литературы [2] стр. 164 | |||
Тема 5.3 Этапы разработки приложения 8 | Содержание учебного материала | 2 | |
Проектирование объектно-ориентированного приложения. Создание интерфейса пользователя. Программирование приложения. Тестирование, отладка приложения. Создание документации. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | ||
Создание проекта «Таблица умножения» Сообщение на тему «Юзабилити» | |||
Тема 5.4 Иерархия классов 16 | Содержание учебного материала | 6 | |
Классы объектно-ориентированного языка программирования: виды, назначение, свойства, методы, события. Объявление класса, свойств и методов экземпляра класса | 2 | 2-3 | |
Наследование. Перегрузка методов | 2 | ||
Контрольная работа «Объектно-ориентированное программирование» | 2 | ||
Практические занятия | 4 | ||
ЛР «Объявление класса, создание экземпляров класса» | 4 | ||
ЛР «Создание наследованного класса» | 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | ||
Выполнение домашних заданий по теме 5.4. | |||
Тема 5.5. Визуальное событийно-управляемое программирование 18 | Содержание учебного материала | 4 | |
Основные компоненты (элементы управления) интегрированной среды разработки, их состав и назначение. Дополнительные элементы управления. Свойства компонентов (элементов управления). Виды свойств. Синтаксис определения свойств. Категория свойств. Назначение свойств и их влияние на результат. Управление объектом через свойства. | 2 | 2 | |
События компонентов (элементов управления), их сущность и назначение. Создание процедур на основе событий. Процедуры, определенные пользователем: синтаксис, передача аргументов. Вызов событий | 2 | ||
Практические занятия | 8 | ||
ЛР «Создание проекта с использованием кнопочных компонентов» | 2 | ||
ЛР «Создание проекта с использованием компонентов для работы с текстом. Текстовый редактор» | 2 | ||
ЛР «Создание проекта с использованием компонентов ввода и отображения чисел, дат и времени» | 2 | ||
ЛР «Создание проекта с использованием компонентов стандартных диалогов и системы меню» | 2 | ||
Самостоятельная работа | 4 | ||
Выполнение индивидуального проектного задания по теме «Визуальное событийно-управляемое программирование» | |||
Тема 5.6. Разработка оконного приложения 12 | Содержание учебного материала | 4 | |
Разработка функционального интерфейса приложения. Создание интерфейса приложения. Разработка функциональной схемы работы приложения. | 2 | 2 | |
Создание процедур обработки событий. Компиляция и запуск приложения. | 2 | ||
Практические занятия | 2 | ||
ЛР «Разработка оконного приложения» | 4 | ||
Самостоятельная работа | 4 | ||
Выполнение индивидуального проектного задания по теме «Разработка оконного приложения» | |||
Всего: | 285 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия лаборатории Компьютерной грамотности.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
15 ПК, принтер, сканер, ноутбук, проектор, экран, комплект учебно-наглядных пособий – 15 шт.
Технические средства обучения: программное обеспечение общего и профессионального назначения: QBasic, Turbo Pascal 7.0, Delphi 7
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
[1] Голицына О.Л., Попов И.И. Основы алгоритмизации и программирования: Учебное пособие (М. Форум Инфра-М, 2004).
[2] Н. Угринович «Информатика и информационные технологии», (Москва, Бином. Лаборатория знаний, 2005 г.)
[3] Сафронов И.К. «Задачник – практикум по информатике» (Санкт-Петербург, «БХВ-Петербург», 2002).
[4] Князева М.Д. «Алгоритмы» (Москва, «Новый город», 2000).
[5] Фролов В.В. «Основы программирования», Москва, «Высшая школа», 2001.
[6] Шафрин Ю.А. «Основы компьютерных технологий», Ефимова О.В. «Практикум по компьютерным технологиям» (Москва, ABF, 1997).
[7] Брябрин И.Б. «Основы программирования», Москва «Наука», 1990
Дополнительные источники: конспект лекций
Профильные периодические издания:
- Информатика
- Информатика и образование
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
работать в среде программирования; | Экспертное наблюдение и оценка в ходе выполнения лабораторных и практических работ по разделам 1–5. Зачет Экспертная оценка в ходе выполнения внеаудиторной самостоятельной работы теме 5.1, 5.2, 5.3 Защита индивидуального проектного задания по теме 5.6
Экспертная оценка при выполнении контрольных работ №1,2,3 по темам 1.1., 2.3, 5.4 Тестирование для проверки теоретических и практических знаний по разделам 1 и 2 |
реализовывать построенные алгоритмы в виде программ на конкретном языке программирования. | |
Знания: | |
этапы решения задачи на компьютере; | |
типы данных; | |
базовые конструкции изучаемых языков программирования; | |
принципы структурного и модульного программирования; | |
принципы объектно-ориентированного программирования. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ)
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) предназначена для изучения безопасности жизнедеятельности в Государственном образовательном учреждении среднего профе...
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) предназначена для изучения безопасности жизнедеятельности в Государственном образовательном казенном учреждении начал...
Рабочая программа по дисциплине "Основы программирования и баз данных"
Рабочая программа по дисциплине "Основы программирования и баз данных"...
Рабочая программа по дисциплине Основы алгоритмизации и программирования
ФГОС Информационные системы, дисциплина Основы алгоритмизации и программирования...
Рабочая программа общепрофессиональной дисциплины "Основы программирования". Специальность: 09.02.03. Программирование в компьютерных системах. 2 курс.
Аннотация рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины «Основы программирования» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта средн...
Рабочая программа по дисциплине "Основы проектирования баз данных" для специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование
Рабочая программа по дисциплине "Основы проектирования баз данных" для специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование...
рабочая программа внеурочной деятельности "Основы программирования"
Сегодня человеческая деятельность в технологическом плане меняется очень быстро, на смену существующим технологиям и их конкретным техническим воплощениям быстро приходят новые, которые специалисту пр...