Рабочая программа по дисциплине Основы алгоритмизации и программирования
рабочая программа по информатике и икт по теме
ФГОС Информационные системы, дисциплина Основы алгоритмизации и программирования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа | 392 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 06. ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАМИРОВАНИЯ
название дисциплины
2011.г.
Рассмотрена на заседание предметно цикловой комиссии Протокол № от | Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 230401 Информационные системы ( по отраслям) |
Зам. директора по УПР: | |
Председатель:__________Т.В.Кузюткина | ___________В.В.Сиднев |
Автор: Е.И.Бутусова преподаватель специальных дисциплин ГБОУ СПО «Лукояновский сельскохозяйственный техникум», высшей квалификационной категории
Рецензенты: Н.В. Табашин
преподаватель информатики высшей квалификационной категории ГБОУ СПО «им.М.Горького»
Жадан А.В.
преподаватель спец дисциплин первой квалификационной категории ГБОУ СПО «Лукояновский сельскохозяйственный техникум»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО)
230401 Информационные системы (по отраслям)
код наименование специальности(ей) / профессии(ий)
Организация-разработчик: _ГБОУ СПО «Лукояновский сельскохозяйственный техникум»
Разработчики:
__Бутусова Елена Ивановна, преподаватель высшей квалификационной категории ГБОУ СПО «Лукояновский сельскохозяйственный техникум»
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
_________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
_________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)
Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________20__ г.
номер
©
©
©
©
©
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 5 |
| 6 |
| 19 |
| 20 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы алгоритмизации и программирования
название дисциплины
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО
230401 Информационные системы (по отраслям)
Указать специальность (специальности) / профессию (профессии), укрупненную группу (группы) специальностей / профессий или направление (направления) подготовки в зависимости от широты использования примерной программы учебной дисциплины.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована ____________________________________________________________________
указать возможности использования программы в дополнительном профессиональном образовании (указать направленность программ повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке (указать направленность программы профессиональной подготовки)
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Профессиональный цикл
указать принадлежность дисциплины к учебному циклу
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать языки программирования;
- строить логически правильные и эффективные программы;
- составлять простые блок-схемы алгоритмов;
- составлять программы на алгоритмическом языке высокого уровня;
- работать в интегрированной среде изучаемых языков программирования;
- взаимодействовать со специалистами смежного профиля при разработке, внедрению и применению объектов профессиональной деятельности;
- производить модификацию отдельных модулей программы;
- производить тестирование программного продукта на выявление ошибок.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- общие принципы построения алгоритмов, основные алгоритмические конструкции;
- понятие системы программирования;
- основные элементы процедурного языка программирования, структуру программы, операторы и операции, управляющие структуры, структуры данных, файлы, кассы памяти;
- подпрограммы, составление библиотек программ;
- объектно – ориентированную модель программирования, понятие классов и объектов, их свойств и методов;
- основные приемы программирования.
- интегрированные среды изучаемых языков программирования.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 309 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 206 часов;
самостоятельной работы обучающегося 103 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 309 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 206 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | |
практические занятия | 120 |
контрольные работы | 6 |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | |
дифференцированный зачет | 4 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 103 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено) | |
Доклад……………… Домашняя работа …Оценка деятельности во время практических работ …Индивидуальный опрос на уроке………… Указываются другие виды самостоятельной работы при их наличии (реферат, расчетно-графическая работа, домашняя работа и т.п.). | |
Итоговая аттестация в форме (указать) экзамен в этой строке часы не указываются |
Во всех ячейках со звездочкой (*) следует указать объем часов.
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины __Основы алгоритмизации и программирования____ наименование | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 1. | Основные принципы алгоритмизации и программирования | 68 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 1.1 Основные понятия алгоритмизации | Содержание учебного материала: Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Формы записей алгоритмов. Общие принципы построения алгоритмов. Основные алгоритмические конструкции: линейные, разветвляющиеся, циклические. Данные: понятие и типы. Основные базовые типы данных и их характеристика. Структурированные типы данных и их характеристика. Методы сортировки данных. | 27 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Введение. Предмет и задачи дисциплины основы алгоритмизации и программирования | 2 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Понятие программы и программного обеспечения | 2 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. | 2 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Понятие и элементы блок-схем. | 2 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Проектирование блок-схем. | 2 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Линейный алгоритм. | 2 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Разветвляющийся алгоритм. Полная и не полная конструкция. | 2 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Циклический алгоритм. Полная и не полная конструкция. Цикл с пред условием. | 2 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | Циклический алгоритм. Цикл с пост условием. | 2 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | Контрольная работа № 1 | 2 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Примерная тема доклада: 1)История развития предмета основы алгоритмизации и программирования. 2)Происхождения понятия «Алгоритм». 3)Классификация программного обеспечения. Результат: сообщение на уроке по предложенным темам. 2. Решить систему уравнений ax+by+c=0 и a1x+b1y+c1=0 графически. Результат: вывод результатов на бумажном носители. 3. Изучение материала лекции, чтение и анализирование текста. | 7 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II КУРС | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 1.2 Языки и системы программирования | Содержание учебного материала: Эволюция языков программирования. Классификация языков программирования. Элементы языков программирования. Понятие системы программирования. Исходный, объектный и загрузочный модули. Интегрированная среда программирования. | 33 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | Основные понятия языка программирования. Среда программирования. | 2 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 | Интерфейс среды программирования. | 2 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 | Данные. Типы данных. | 2 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 | Арифметические выражения. Стандартные функции. | 2 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 | Организация программ линейной структуры. Структура оператора на языке Паскаль. | 2 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16 | Организация программы разветвляющей структуры. Условный оператор If Then Else | 2 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическое занятие | 10 | 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Практическое занятие Знакомство со средой программирования Turbo Pascal. | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Практическое занятие Ввод и отладка простейших линейных программ. Изучение работы среды программирования Turbo Pascal. | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Практическое занятие Ввод и отладка простейших линейных программ. | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Практическое занятие Целочисленная арифметика. Задачи на целочисленное деление. | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Практическое занятие Задачи на построение и расчет математических выражений. | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Примерная тема доклада: 1) История языков программирования. 2) Выдающиеся ученые в области программирования. 3) Современные ученые и языки программирования. Результат: сообщение на уроке по предложенным темам. 2. Решение задач и представление результата на бумажном носителе. 1. Составить программу для нахождения суммы двух чисел. 2. Составить программу для нахождения суммы четырех чисел. 3. Найти значения выражения: (а+(d-12)*3)*(c-5*k), где значение вводятся с клавиатуры. 4. Написать программу вывода на экран нескольких чисел в виде 13 14 15 16 3. Повторение лекции перед выполнением практической работы. | 11 | 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 1.3 Логические основы алгоритмизации | Содержание учебного материала: Основы алгебры логики. Логические операции с высказываниями: конъюнкция, дизъюнкция, инверсия. Законы логических операций. Таблицы истинности. | 8 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17 | Логические операции и выражения | 2 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическое занятие | 2 | 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Практическое занятие Логические операции и выражения. | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Примерная тема доклада: Логические элементы и их история Результат: сообщение на уроке по предложенным темам. 2. Решение задач 1. В математической логике известна функция Вебба, или стрелка Пирса, (x↓y) ее таблица истинности имеет вид:
Проверьте, что x↓y эквивалентно Not(x) Or Not(y). Составьте программу проверки эквивалентности этих двух логических функций. 2. Дана логическая функция, например, (x→y)→z. Построить таблицу истинности данной функции. Схема построения приведена в таблице. В первом столбике приведены возможные значения наборов переменных x, y и z (значение True обозначено как единица, значение False – как нуль).
Преобразуйте эту формулу в эквивалентную ей. Составьте программу проверки эквивалентности этих двух логических формул. Результат: вывод результатов на бумажном носители. | 4 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 2 | Программирование на алгоритмическом языке | 106 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 2.1 Циклы | Содержание учебного материала: Оператор цикла FOR. Составление программ с использованием цикла FOR. Вложенные циклы. Логические циклы While и Repeat. | 45 | 1,3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18 | 2 | 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19 | Составление программ с использованием цикла FOR To Do | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20 | Составление программ с использованием цикла FOR DownTo Do | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21 | Вложенные циклы | 2 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22 | Решение задач с использованием вложенных циклов | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23 | 2 | 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24 | Решение задач с использованием цикла While. | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25 | 2 | 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дифференцированный зачет | 2 | 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26 | Решение задач с использованием цикла Repeat. | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическое занятие | 10 | 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Практическое занятие Составление программ с использованием цикла FOR. | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Практическое занятие Составление программ с использованием цикла FOR | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | Практическое занятие Вложенные циклы | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | Практическое занятие Логический цикл While. | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | Практическое занятие Составление программ с использованием цикла While. | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 | Практическое занятие Логический цикл Repeat . | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 | Практическое занятие Составление программ с использованием цикла Repeat | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Примерная тема доклада: Цикл FOR. Цикл While. Цикл Repeat. Результат: сообщение на уроке по предложенным темам. 2.Выполнение домашней работы по составлению алгоритмов и программ. 1. Дана последовательность операторов: a:=1; b:=1; While a+b<8 Do Begin a:=a+1; b:=b+2 End; S:=a+b Сколько раз выполняется проверка логического выражения в операторе While? Определите значения переменных a, b, s после завершения этой последовательности операторов? 2. Определите значения переменных a и b после выполнения операторов: a:=1; b:=1; While a<=3 Do Begin a:=a+1; b:=b+1; 3. Определите значение переменной s после выполнения следующих операторов: S:=0; i:=0 While i<5 Do Inc (i); s:=s+100 Div i; S:=0; i:=1; While i>1 Do Begin s:=s+100 Div i; Dec(i) End; 4. Дан фрагмент программы с ошибками (их не больше 5) вычисление факториала f числа n: K:=1; f:=0; While k K:=k+1; Найдите эти ошибки. 5. Найдите и исправьте ошибки в следующем фрагменте программы, определяющей для заданного натурального числа n число, записанное цифрами числа n в обратном порядке. P:=n; While p>=0 Do Begin A:=a+p Mod 10; P:=p Div 10 End; Примечание Задания 1-5 рекомендуется выполнять, используя режим ручной трассировки. 6. Найти минимальное число, больше 300, которое нацело делится на 19. 7. Приписать по 1 в начало и в конец записи числа n. Например, было n=3456, Стало n=134561. 8. Поменять местами первую и последнюю цифра числа n. Например, из числа 8547 должно быть получено число 7548. 9. Приписать к исходному числу n такое же число. Например, из числа 1903 должно быть получено число 19031903. 10. Определить, является ли заданное число степенью 3. 11. Составьте программу, проверяющую, является ли заданное натуральное число палиндромом, то есть таким, десятичная запись которого читается одинаково слева направо и справа налево. Примечание Задача отличается от ранее рассмотренной тем, что количество цифр в числе неизвестно, а из этого следует, что тип используемого цикла должен быть другой. 12. Выяснить, является ли последовательность цифр натурального числа при просмотре их справа налево возрастающей последовательностью. Например, для числа 76431 ответ положительный, для чисел 6331, 9782 – отрицательный. 13. Вводится последовательность целых ненулевых чисел, признак окончания ввода – ввод 0. Количество чисел не меньше 2. Выяснить:
14. Выяснить, сколько раз в натуральном числе встречается его максимальная цифра. Например, в числе 581088 – 3 раза, в числе 4537 – 1 раз. 15. Выяснить, является ли разность максимальной и минимальной цифр числа четной. Результат: вывод результатов на бумажном носители. | 11 | 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 2.2 Массивы | Содержание учебного материала: Понятие массива. Одномерные и не одномерные массивы. Ввод и вывод массива. Нахождение элементов массива по заданным условиям. Сортировка элементов массива. | 24 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическое занятие | 16 | 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 | Практическое занятие Работа с элементами массива. | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 | Практическое занятие Нахождение положительного и отрицательного элемента массива | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16 | Практическое занятие Нахождение суммы и разности элементов массива | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17 | Практическое занятие Формирование элементов массива путем ввода с клавиатуры | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18 | Практическое занятие Нахождение наименьшего и наибольшего элементов массива | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19 | Практическое занятие Сортировка массива методом Пузырька | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20 | Практическое занятие Быстрая сортировка массива | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21 | Практическое занятие Работа с двумерными массивами. Контрольная работа № 2 | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Примерная тема доклада: 1)История происхождения понятия массив. 2)Принципы Джона Фон Неймана. Результат: сообщение на уроке по предложенным темам. 2.Выполнение домашней работы по составлению алгоритмов и программ.
Результат: вывод результатов на бумажном носители. | 8 | 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 2.3 Процедуры | Содержание учебного материала: Понятие и свойства процедур. Структура программы с помещением процедуры. | 11 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27 | Понятие процедуры. | 2 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическое занятие | 6 | 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22 | Практическое занятие Помещение процедуры в программу | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23 | Практическое занятие Составление и отладка программ с использованием процедур | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24 | Практическое занятие Составление и отладка программ с использованием процедур | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: 1.Примерная тема доклада: Элементы теории вероятности и их связь с процедурами. Результат: сообщение на уроке по предложенным темам. 2. Составить программу вычисления (min(a,c)-min(a,b)/(5+min(b,c)) Результат: вывод результатов на бумажном носители. | 3 | 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 2.4 Функции | Содержание учебного материала: Понятие и свойства функции. Описание функции. Составление программ с применением функций. | 12 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическое занятие | 8 | 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25 | Практическое занятие Ввод функции в компьютер | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26 | Практическое занятие Составление и отладка программ с использованием функции | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27 | Практическое занятие Составление и отладка программ с использованием функции | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28 | Практическое занятие Составление и отладка программ с использованием функции | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: 1.Примерная тема доклада: Создание / Уничтожение объектов в языках программирования. Результат: сообщение на уроке по предложенным темам. 2. Определить является ли данное слово перевертышем. Результат: вывод результатов на бумажном носители. | 4 | 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 2.5 Рекурсия | Содержание учебного материала: Понятие рекурсии. Примеры создания рекурсивных программ. | 6 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическое занятие | 4 | 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
29 | Практическое занятие Составление задач рекурсивного типа | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30 | Практическое занятие Составление задач рекурсивного типа | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: 1.Примерная тема доклада: Динамические структуры объектов Результат: сообщение на уроке по предложенным темам. 2. Решить систему ур-ий {ax+by+c=0 и a1x+b1y+c1=0. Результат: вывод результатов на бумажном носители. | 2 | 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 2.6 Графика | Содержание учебного материала: Построение графических объектов в языке программирования. Команды рисования | 8 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическое занятие | 4 | 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
31 | Практическое занятие Работа с графикой. | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
32 | Практическое занятие Построение простых графических объектов. | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: 1.Примерная тема доклада: Процессы в объектах Результат: сообщение на уроке по предложенным темам. 2. На оси Оx заданы N точек с координатами x1,x2,...,xn. Найти такую точку Z сумма расстояний от которой до данных точек минимальная. Результат: вывод результатов на бумажном носители. | 4 | 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 3 | Программирование в объектно-ориентированной среде | 124 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 3.1 Основные принципы объектно-ориентированного программирования (ООП) | Содержание учебного материала: История развития ООП. Базовые понятия ООП: объект, его свойства и методы, класс, интерфейс. Основные принципы ООП: инкапсуляция., наследование, полиморфизм. Событийно-управляемая модель программирования. Компонентно-ориентированный подход. Классы объектов. Компоненты и их свойства. | 10 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическое занятие | 8 | 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
33 | Практическое занятие Создание консольного приложения в среде Delphi | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
34 | Практическое занятие Простое оконное Windows приложение в среде Delphi | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
35 | Практическое занятие Создание текстового редактора | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
36 | Практическое занятие Модификация текстового редактора на основе actionlistРабота с компонентами языка | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: 1.Примерная тема доклада: Основы логического программирования на языке Пролог Результат: сообщение на уроке по предложенным темам. 2. Дано натуральное число. Представьте его в виде суммы степеней двойки. Кол-во слагаемых k. Будет ли удвоенная сумма простых множителей числа k больше самого k 201=128+64+8+1=2в7+2в6+2в3+2в0. т.е k=4. Простой множитель k: 2; 2*2<4 Результат: вывод результатов на бумажном носители. | 2 | 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 3.2 Интегрированная среда разработчика | Содержание учебного материала: Интерфейс среды разработчика: характеристика, основные окна, инструменты, объекты. Форма и размещение на ней управляющих элементов. Панель компонентов и их свойства. Окно кода проекта. Состав и характеристика проекта. Выполнение проекта. Настройка среды и параметров проекта. | 10 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическое занятие | 6 | 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
37 | Практическое занятие Динамическое создание компонентов( двумерный массив кнопок с общим обработчиком) | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
38 | Практическое занятие Рисование мышью на канве | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
39 | Практическое занятие Построение дерева папок | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Посчитать слова (слова разделены одним или несколькими пробелами) в текстовом файле и добавить информацию об этом (например: 'В этом файле .. слов' ) в конец данного файла. Результат: вывод результатов на бумажном носители. | 4 | 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 3.3 Этапы разработки приложения | Содержание учебного материала: Проектирование объектно-ориентированного приложения. Создание интерфейса пользователя. Программирование приложения. Тестирование, отладка приложения. Создание документации. | 6 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическое занятие | 4 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
40 | Практическое занятие Основы работы в Delphi. Программирование линейных алгоритмов | 2 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
41 | Практическое занятие Обработка событий в среде Delphi. Программирование разветвляющихся алгоритмов | 2 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Дано целое число N<20. Составьте программу, которая определяет кол-во различных делителей числа N!. Результат: вывод результатов на бумажном носители. | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 3.4 Иерархия классов | Содержание учебного материала: Классы объектно-ориентированного языка программирования: виды, назначение, свойства, методы, события. Объявление класса, свойств и методов экземпляра класса. Наследование. Перегрузка методов. | 24 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическое занятие | 18 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
42 | Практическое занятие Средства отладки программ в среде Delphi. Составление и отладка программ циклического алгоритма | 2 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
43 | Практическое занятие Обработка исключительных ситуаций. Программирование с использованием массивов | 2 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
44 | Практическое занятие Указатели и их использование при работе с динамическими массивами | 2 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
45 | Практическое занятие Программирование с использованием подпрограмм и модулей | 2 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
46 | Практическое занятие Программирование с использованием множеств и строк | 2 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
47 | Практическое занятие Программирование с использованием записей и файлов | 2 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
48 | Практическое занятие Программирование с отображением графической информации | 2 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
49 | Практическое занятие Программирование с использованием рекурсий | 2 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
50 | Практическое занятие Методы решения систем линейных алгебраических уравнений | 2 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Найти числа х,у,z, удовлетворяющие условию ax+by+cz=n (пусть n=270 a=15 ,b=20,c=30 то 15x+20y+30z=270). Решение: если х=0 и у=0,то 30z=270 т.е.z<=9 аналогично находим ,что у<=14,х<=18. Результат: вывод результатов на бумажном носители. | 8 | 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 3.5 Визуальное событийно-управляемое программирование | Содержание учебного материала: Основные компоненты (элементы управления) интегрированной среды разработки, их состав и назначение. Дополнительные элементы управления. Свойства компонентов (элементов управления). Виды свойств. Синтаксис определения свойств. Категория свойств. Назначение свойств и их влияние на результат. Управление объектом через свойства. События компонентов (элементов управления), их сущность и назначение. Создание процедур на основе событий. Процедуры, определенные пользователем: синтаксис, передача аргументов. Вызов событий. | 47 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28 | Создание проекта с использованием созданных классов | 2 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
29 | Полиморфизм и наследование объектов. | 2 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30 | Разработка оконного приложения | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
31 | Решение задач. | 2 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
32 | Создание проекта с использованием кнопочных методов | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
33 | Создание проекта с использованием компонентов для работы с текстом | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
34 | Создание проекта с использованием компонентов ввода и отображения чисел, дат, времени | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
35 | Создание проекта с использованием компонентов стандартных диологов и меню системы | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
36 | Решение задач | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическое занятие | 10 | 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
51 | Практическое занятие Методы решения систем линейных алгебраических уравнений | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
52 | Практическое занятие Аппроксимация функций вычисления определенного интеграла | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
53 | Практическое занятие Методы решения не линейных уравнений | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
54 | Практическое занятие Методы нахождения минимума функции одной переменной | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
55 | Практическое занятие Решение задач Каши для обычных дифференциальных уравнений | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Дана таблица из n строк и n столбцов. Найти суммы элементов записанных по диагоналям. Результат: вывод результатов на бумажном носители. | 19 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 3.6 Разработка оконного приложения | Содержание учебного материала: Разработка функционального интерфейса приложения. Создание интерфейса приложения. Разработка функциональной схемы работы приложения. Создание процедур обработки событий. Компиляция и запуск приложения. | 27 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
37 | Разработка оконного приложения с несколькими формами. | 2 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
38 | Интерфейсы | 2 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
39 | Решение задач | 2 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
40 | Разработка многооконного приложения. Контрольная работа № 3 | 2 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическое занятие | 10 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
56 | Практическое занятие Изучение главного меню Delphi. помещение объектов на форму и задание им свойств. | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
57 | Практическое занятие Разработка оконного приложения | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
58 | Практическое занятие Создание проекта с использованием списка | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
59 | Практическое занятие Создание класса. Создание проекта с использованием созданного класса | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
60 | Практическое занятие Создание класса. Создание проекта с использованием созданного класса | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Дана таблица а(n:m) Умножить каждый элм первой строки на а[1,1] (в том числе и элемент а[1,1]) а каждый элемент второй строки на а[2,2] и т.д. Результат: вывод результатов на бумажном носители. | 9 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 4 | Программирование на языке C++ | 11 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 4.1 Программирование на языке C++ | 41 | Алфавит языка программирования | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
42 | Константы и операторы | 2 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
43 | Решение линейных задач | 2 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Индивидуальная работа по карточкам | 5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Всего: | 309 |
Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по дисциплине, описывается примерная тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой *). Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **).
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета _____________; мастерских ____________________; лабораторий Инструментальных средств разработки
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
Компьютер Р IV –2400-15
Принтер НР-1010
Программное обеспечение Windows XP, Linux
MS Office XP, Консультант Плюс, SQL- сервер 2008
1С. Бухгалтерия, Fox Pro, Delfi
Электронные учебники: 1.С.Бухгалтерия, Технология разработки программных продуктов, Базы данных в Delfi,Занимательное программирование, «Делфи»-программирование на языке высокого уровня, Основы алгоритмизации и программирования
Приводится перечень средств обучения, включая тренажеры, модели, макеты, оборудование, технические средства, в т. ч. аудиовизуальные, компьютерные и телекоммуникационные и т. п. (Количество не указывается).
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Голицына О П, Попов И.И. Основы алгоритмизации и программирования: Учебное пособие.- М.: Форум: Инфра-М, 2004.
- Семакин И.Г., Шестаков А.П. Основы программирования: Учебник. - М.: Академия 2004.
- Баженова И. Delphi6: Самоучитель программиста. - М.: КУ-ДИЦ-ОБРАЗ, 2002.
- Грызлов В.И., Грызлова Т.П. Турбо Паскаль 7.0. - М.: ДМК, 2000.
- Немнюгин С.А. Turbo Pascal. - СПб.: Питер, 2000.
- Фаронов В. Delphi6: Учебный курс. - СПб: Питер, 2006.
- Фаронов В Турбо Паскаль 7.0 – М: КНОРУС, 2006
Дополнительные источники:
- Методическая копилка учителя информатики - http://www.metod-kopilka.ru/
- Методическая копилка учителя информатики http://nikaschool3.ucoz.ru/index/0-5
- Методическая копилка учителя информатики - http://www.videouroki.net/filecatalog.php
- Методическая копилка учителя информатики - http://86sch6-kogalym.edusite.ru/p48aa1.html
- Методическая копилка учителя информатики - http://comp-science.narod.ru/
- Методическая копилка учителя информатики - http://panoramayrokov.narod.ru/metodik.htm
- Интернет университет информационных технологий - http://www.intuit.ru/
После каждого наименования печатного издания обязательно указываются издательство и год издания (в соответствии с ГОСТом). При составлении учитывается наличие результатов экспертизы учебных изданий в соответствии с порядком, установленным Минобрнауки России.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
перечисляются все знания и умения, указанные в п.4. паспорта программы | Фронтальный опрос по теории, индивидуальный опрос на уроках Проверочная сам. работа на уроках, проверка домашних заданий. Решение задач по карточкам на уроке Оценка деятельности во время практических работ Оценка домашней самостоятельной работы Зачет по теме |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: | |
| - опрос; - тестовый контроль; -выполнение проверочной работы; - оценка результатов выполнения практических работ с № 1-№60; - зачет и диф.зачет |
| - опрос; - тестовый контроль; -выполнение проверочной работы; - оценка результатов выполнения практических работ с № 1-№60; - зачет и диф.зачет |
| - опрос; - тестовый контроль; -выполнение проверочной работы; - оценка результатов выполнения практических работ с № 1-№60; - зачет и диф.зачет |
| - опрос; - тестовый контроль; -выполнение проверочной работы; - оценка результатов выполнения практических работ с № 1-№60; - зачет и диф.зачет |
| - опрос; - тестовый контроль; -выполнение проверочной работы; - оценка результатов выполнения практических работ с № 1-№60; - зачет и диф.зачет |
| - опрос; - тестовый контроль; -выполнение проверочной работы; - оценка результатов выполнения практических работ с № 1-№60; - зачет и диф.зачет |
| - опрос; - тестовый контроль; -выполнение проверочной работы; - оценка результатов выполнения практических работ с № 1-№60; - зачет и диф.зачет |
| - опрос; - тестовый контроль; -выполнение проверочной работы; - оценка результатов выполнения практических работ с № 1-№60; - зачет и диф.зачет |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: | |
| Индивидуальный опрос на уроках Оценка домашней самостоятельной работ |
| Индивидуальный опрос на уроках Оценка домашней самостоятельной работ |
| Фронтальный опрос по теории Индивидуальный опрос на уроках Оценка деятельности во время практических работ Оценка домашней самостоятельной работы Зачет по теме |
| Индивидуальный опрос на уроках Оценка деятельности во время практических работ |
| Индивидуальный опрос на уроках |
| Фронтальный опрос по теории Индивидуальный опрос на уроках Оценка деятельности во время практических работ Оценка домашней самостоятельной работы Зачет по теме |
| Индивидуальный опрос на уроках |
Результаты переносятся из паспорта программы. Перечень форм контроля следует конкретизировать с учетом специфики обучения по программе дисциплины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практикум по дисциплине «Основы алгоритмизации и программирования»
Данный учебник предназначен для учащихся специальности 1304000 «Вычислительная техника и программное обеспечение (по видам)» по предмету «Основы алгоритмизации и программирования» и базируется на знан...
Методические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине "Основы алгоритмизации и программирование"
Содержит список лабораторных работ по дисциплине "Основы алгоритмизации и программирования"...
Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Основы алгоритмизации и программирования"
Содержит список заданий для выполнения практических работ по дисциплине "Основы алгоритмизации и программирования"...
Рабочая программа по дисциплине "Основы программирования и баз данных"
Рабочая программа по дисциплине "Основы программирования и баз данных"...
Методические разработка для самостоятельного изучения тем: "Динамические структуры данных" и "" Создание баз данных в Delphi для лабораторных работ по дисциплине "Основы алгоритмизации и программирования"
Кто умеет программировать, то может попробовать разобрать в этом сам...
Рабочая программа по дисциплине Основы программирования
Рабочая программа предназначена для освоения учебной дисциплиныны Основы программирования студентами среднего профессионального образования по специальности "Программирование в компьютерных системах"...
Рабочая программа общепрофессиональной дисциплины "Основы программирования". Специальность: 09.02.03. Программирование в компьютерных системах. 2 курс.
Аннотация рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины «Основы программирования» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта средн...