Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»
календарно-тематическое планирование по обж по теме
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) предназначена для изучения безопасности жизнедеятельности в Государственном образовательном казенном учреждении начального профессионального образования Профессионального училища №18, реализующее образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_obzh.doc | 273.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ №18
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
дисциплины ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по специальности 260807.01 «Повар, кондитер»
для профессий начального профессионального образования
2011
СОГЛАСОВАНОПредметной комиссией _____________ Л.Н.Олейник «___» ______________2011 г. | УТВЕРЖДАЮ Зам.директора по ТО _____________Т.Г.Пономарева «___» _______________2011 г. |
Автор:______________ Семченко О.В.
Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта Министерства Образования и науки Российской Федерации 2008 года и учебного плана профессии начального профессионального образования (далее НПО)
260807.01 Повар, кондитер
Составитель рабочей программы
Преподаватель ________________ Семченко О.В.
Рабочая программа утверждена на заседании МК _______________________
__________________________________________________________________
Протокол заседания № __ от «___» _________________2011 г.
Председатель МК
«___» ________________ 2011 г. ________________ Олейник Л.Н.
Согласовано с зам.директора по ТО
«___» ________________ 2011 г. ________________ Пономарева Т.Г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначена для изучения безопасности жизнедеятельности в учреждениях начального профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих.
Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) основы безопасности жизнедеятельности изучаются как базовый предмет в учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) в объеме 105 часов.
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
- освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;
- воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества;
- развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;
- овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
Программа выполняет две основные функции:
– информационно-методическую, позволяющую всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»;
– организационно-планирующую, предусматривающую выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.
Основными содержательными модулями программы являются: обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья; государственная система обеспечения безопасности населения; основы обороны государства и воинская обязанность, основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
В соответствии с Законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» изучение раздела «Основы обороны государства и воинская обязанность» является обязательным только для лиц мужского пола. Кроме того, в конце учебного года для обучающихся мужского пола проводятся пятидневные учебные сборы (40 часов), сочетающие разнообразные формы организации теоретических и практических занятий.
Для девушек в программе предусмотрен раздел «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».
В итоге, у юношей формируется адекватное представление о военной службе, развиваются качества личности, необходимые для ее прохождения; девушки получают сведения в области медицины, здорового образа жизни, оказания первой медицинской помощи при различных травмах.
Таким образом, рабочая программа предоставляет возможность реализации различных подходов к построению образовательного процесса, формированию у обучающихся системы знаний, умений, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность в сфере безопасной жизнедеятельности;
умений оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде на основе выполнения экологических требований, участвуя в проектной деятельности, учебно-исследовательской работе;
умений отстаивать свою гражданскую позицию, осознанно осуществлять выбор пути продолжения образования или будущей профессии.
Программа может использоваться другими образовательными учреждениями, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 105 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 70 |
в том числе: | |
практические занятия | 32 |
контрольные работы | 4 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 35 |
в том числе: | |
подготовка докладов и рефератов | 6 |
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Безопасность жизнедеятельности
наименование
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Введение |
| 1 | 1 | |
Тема 1. | Содержание учебного материала | 4 | 2 | |
Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья |
| |||
Практические занятия | 6 | 2 | ||
| ||||
Контрольная работа | 1 | 1 | ||
Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | 3 | ||
| ||||
Тема 2. | Содержание учебного материала | 8 | ||
Государственная система обеспечения безопасности населения | ||||
Тема 2.1 | Содержание учебного материала | 1 | 2 | |
Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. | Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. | |||
Тема 2.2 | Содержание учебного материала | 6 | 2 | |
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). |
| |||
Тема 2.3 | Содержание учебного материала | 1 | 2 | |
Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан. |
| |||
Практические занятия | 5 | 2 | ||
| ||||
Контрольная работа | 1 | 1 | ||
Государственная система обеспечения безопасности населения | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | 5 | 2 | ||
| ||||
Знать
| Уметь
| |||
Тема 3. | Содержание учебного материала | 14 | ||
Основы обороны государства и воинская обязанность | ||||
Тема 3.1 | Содержание учебного материала | 1 | 2 | |
История создания Вооруженных Сил России. |
| |||
Тема 3.2 | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
Организационная структура Вооруженных Сил. |
| |||
Тема 3.3 | Содержание учебного материала | 4 | 2 | |
Воинская обязанность. |
| |||
Тема 3.4 | Содержание учебного материала | 4 | 2 | |
Военнослужащий – защитник своего Отечества. |
| |||
Тема 3.5 | Содержание учебного материала | 1 | 2 | |
Боевые традиции Вооруженных Сил России. |
| |||
Тема 3.6 | Содержание учебного материала | 1 | 2 | |
Символы воинской чести. |
| |||
Тема 3.7 | Содержание учебного материала | 1 | 2 | |
Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации. |
| |||
Практические занятия | 18 | 2 | ||
| ||||
Контрольная работа | 1 | 1 | ||
Военная служба | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | 20 | 3 | ||
| ||||
| ||||
Знать
| Уметь
| |||
Тема 4. | Содержание учебного материала | 7 | 2 | |
Основы здорового образа жизни |
| |||
Практические занятия | 3 | 2 | ||
| ||||
Контрольная работа | 1 | 1 | ||
Основы здорового образа жизни | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | 3 | ||
| ||||
Знать
| Уметь
| |||
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета | ||||
Всего: | 105 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Для обучающихся
- 100 вопросов — 100 ответов о прохождении военной службы солдатами и сержантами по призыву и по контракту: Сборник. – М., 2006.
- Косолапова Н. В., Прокопенко Н. А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник.
- Академия, 2010 г.
- Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник / А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, В.А.Васнев; под ред. А.Т.Смирнова. — 8-е изд., перераб. – М., 2007.
- Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности:11 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений. -2-е изд., испр. И доп.. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
- Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности:10 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений. -2-е изд., испр. И доп.. – М.: АСТ: Астрель, 2007.
Для преподавателей
- Федеральные законы «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «Об альтернативной гражданской службе», «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» № 61-ФЗ и статью 14 Закона РФ «Об образовании», «О противодействии терроризму» (действующая редакция).
- Большая Энциклопедия России. Все ордена и медали России / Интерактивная энциклопедия, 2008.
- Бурдуков П.М., Олешко Г.И., Хапалов Г.С., Бурдукова Н.А. Антитеррористическая безопасность и медицинское обеспечение населения при массовых поражениях. Пермь, ПГФА, 2006.
- Военная доктрина Российской Федерации/ КноРус, Проспект, 2010.
- Военная педагогика. Учебное пособие / под редакци ей Ефремова О.Ю. -Питер.: 2008.
- Гуревич. Психология чрезвычайных ситуаций. ЮНИТИ. 2007
- Журнал «ОБЖ. Основы безопасности жизни» 2010 - 2011 г.г.
- Журнал «Военные знания» - 2010 - 2011 г.г.
- Журнал «Гражданская защита» - 2010 - 2011 г.г.
- Журнал «Медицина катастроф» - 2010 - 2011 г.г.
Журнал «Российское военное обозрение» - 2010 - 2011 г.г.
- Конституция Российской Федерации (действующая редакция).
- Концепция национальной безопасности Российской Федерации (действующая редакция).
- Общевоинские уставы вооруженных Сил Российской Федерации (действующая редакция).
- Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся / [А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Р.А.Дурнев, Э.Н.Аюбов]; под ред. А.Т.Смирнова. – М., 2007.
- Семейный кодекс Российской Федерации (действующая редакция).
- Смирнов А.Т., Васнев В.А. Основы военной службы: Учебное пособие. 2-е изд. 2007 г.
- Смирнов А.Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб. для 10—11 кл. общеобразоват. учрежд. / А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, П.В.Ижевский; под общ. ред. А.Т.Смирнова. – 6-е изд. – М., 2006.
- Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).
- Шойгу Ю.С. Психология экстремальных ситуаций/Учебное пособие. Под общей ред. к. психол. наук Ю. С. Шойгу. М.: Смысл, 2007
Интернет-ресурсы:
- http://armyrus.ru
- http://tambov-tvvaiu.ru
- http://flot.com
- http://www.milrus.com
- http://www.mil.ru
- http://www.mchs.gov.ru
- http://contract.mil.ru
- http://www.redstar.ru
- http://www.1st-aid.ru
- http://www.pomogi-sebe.ru
- http://www.scrf.gov.ru
- http://www.mvdinform.ru
- http://www.emercom.gov.ru
- http://www.minzdrav-rf.ru
- http://www.fsgv.ru
- http://www.fps.gov.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; | контрольная работа, практические занятия, самостоятельная работа |
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты; | контрольная работа, практические занятия |
оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе. | контрольная работа, практические занятия |
Знания: | |
основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него; | контрольная работа, самостоятельная работа |
потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания; | контрольная работа, практические занятия, самостоятельная работа |
основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; | контрольная работа |
основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; | контрольная работа, самостоятельная работа |
порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу; | контрольная работа, практические занятия, |
состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации; | контрольная работа, самостоятельная работа |
основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе; | контрольная работа, самостоятельная работа |
основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы; | контрольная работа, самостоятельная работа |
требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника; | практические занятия |
предназначение, структура и задачи РСЧС; | контрольная работа, самостоятельная работа |
предназначение, структуру и задачи гражданской обороны | контрольная работа |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(проведение пятидневных учебных сборов)
Наименование тем | Содержание занятий | Количество часов |
1.Введение | Инструктаж по правилам поведения, технике безопасности и порядке прохождения сборов | 1 |
2. Размещение и быт военнослужащих, основы безопасности военной службы | 2.1. Осмотр казармы | 1 |
2.2.Организация обеспечения безопасности в условиях повседневной деятельности, распорядок дня | 2 | |
3. Организация внутренней службы | 3.1. Назначение и состав суточного наряда, обязанности дневального | 2 |
3.2. Подготовка суточного наряда, несение внутренней службы | 2 | |
4. Организация караульной службы | 4.1. Организация караульной службы, обязанности часового | 2 |
4.2. Несение караульной службы | 2 | |
5. Строевая подготовка | 5.1. Одиночная строевая подготовка, строевые приемы без оружия | 2 |
5.2. Передвижение строем | 2 | |
6. Огневая подготовка | 6.1. Техника безопасности при стрельбе, правила ведения огня из автомата | 2 |
6.2. Разборка-сборка, чистка, смазка, хранение автомата, работа частей и механизмов | 3 | |
6.3. Практическая стрельба | 2 | |
7. Тактическая подготовка | 7.1. Обязанности солдата, порядок выполнения команд, маскировка, выбор места для стрельбы | 2 |
7.2. Ознакомление с образцами вооружения мотострелковой дивизии | 2 | |
7.3. Вооружение стрелкового отделения, действия солдата в бою | 3 | |
8.Медицинская подготовка | Оказание первой помощи при ранениях, травмах, вынос раненых с поля боя | 2 |
9. Радиационная, химическая и биологическая защита | Средства и способы индивидуальной защиты, преодоление зараженного участка местности | 3 |
10. Физическая подготовка | 10.1. Кросс 1 км. | 1 |
10.2. Челночный бег, подтягивание | 2 | |
10.3. Метание гранаты, разучивание упражнений комплекса утренней зарядки | 2 | |
Итого |
| 40 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ)
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) предназначена для изучения безопасности жизнедеятельности в Государственном образовательном учреждении среднего профе...
Рабочая программа учебной дисциплины "Основы бухгалтерского учета"
Рабочая программа учебной дисциплины Основы бухгалтерского учета на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ СТРОИТЕЛЬНОГО ЧЕРЧЕНИЯ
Рабочая программа учебной дисциплины Основы СТроительного черченияДля профессий НПО: 270839.01Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования...
Рабочая программа учебной дисциплины Основы философии Специальность 050146
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»1.1. Область применения программы ...
Рабочая программа учебной дисциплины "Основы строительного черчения"
Данный материал может быть использован преподавателями при обучении учащихся по профессии " 270802.09 Мастер общестроительных работ"....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ» для специальностей среднего профессионального образования технического профиля.
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта для специальностей среднего профессионального образования техниче...
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии»
Программа учебной дисциплины «Основы философии» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников для группы специальностей 260807«Технологи...