Информационные технологии как основа деятельностного подхода при подготовке к уроку
статья на тему
Существует довольно много определений деятельностного подхода, поэтому для его осуществления необходимо попытаться сформулировать его личностное понятие. Остановимся на следующем:
Деятельностный подход- это процесс организации самостоятельной образовательной деятельности обучающегося с целью формирования его личности как активного общества.
Подобное понятие позволяет сразу определить субъектный,т.е. самостоятельный статус всех участников этого процесса: Учителя, Обучающегося, Родителя. Сам деятельностный подход имеет несколько аспектов: социальный, нравственный, учебный. Остановимся более подробно на задачах реализации последнего. Таковыми являются:
- Формирование информационно насыщенного образовательного пространства для Обучающегося;
- Формирование системы способов активизации самостоятельной учебной деятельности Обучающегося;
- Формирование информационной культуры Обучающегося.
Таким образом, можно сделать вывод, что основная образовательная задача Учителя выносится за рамки урока, а центром ее становится не только подготовка к уроку самого Учителя, но и Обучающегося, который должен быть готов к активной деятельности на самом уроке. Проблема- как же это сделать? И дело не только в желании или нежелании Обучающегося, но и в объеме информации. Раньше информацию можно было получить в библиотеке, а не все библиотеки обладали значительным информационным объемом. Применение информационных технологий позволяет значительно облегчить эту задачу. Под информационными технологиями в данном случае подразумевается не только использование различных офисных приложений ( презентации), а технологий, позволяющих создать собственную информационную систему, состоящей из насыщенной базы данных, доступ к которой можно получить не только в школе, но и с любого локального компьютера в любой точке мира.
В качестве примера можно привести информационную систему «GIMNASIUM», состоящая из следующих компонентов:
- Интернет- портал «ОБРАЗОВАНИЕ: XXI век» ( nadgorn.do.am);
- Сайт « МIРЪ- СУДАК- GIMNASIUM» ( nadgorn.at.ua);
- «Облачное» файлохранилище МEGA;
- «Облачный» сервис ONEDRIVE;
- Электронная библиотека ( 8 компьютеров) ,которая развернута на базе кабинета информационных технологий Судакской школы- гимназии №1.
Система создана с помощью технологии uCoz и работает на принципе синхронизации данных. Это означает, что все изменения, вносимые мною на домашнем компьютере, синхронизируются во всех облачных сервисах и на всех локальных компьютерах кабинета информационных технологий. Заметим, что при выборе технологий применялся принцип минимальных требований к уровню информационной культуры разработчика, т.е. Учителя.
Информационная система «GIMNASIUM» состоит из электронной библиотеки в онлайн и офлайн режимах, ссылок на научные и иные ресурсы, раздела заданий (в разработке). Проектирование системы можно разбить на три этапа:
1. 2009-2012 гг ( сайт);
2. 2013-2014 учебный год ( развертывание системы на базе кабинета информационных технологий по всем предметам учебного плана с помощью учащихся, членов проекта «10В»);
3. 2014- 2015 учебный год ( обновление базы данных в связи с переходов Республики Крым в российское образовательное пространство).
В настоящее время в системе развернута база данных по разделам «История», «Обществознание», в стадии формирования разделы «Русский язык» и «Литература». Хочется подчеркнуть, что система открыта для всех предметов.
Таким образом, с помощью подобной информационной системы может быть решена задача формирования образовательного пространства для Обучающегося, позволяющее ему осуществлять качественную подготовку к уроку в аспекте предметной информационной культуры, а Учителю обеспечить себя технологическим инструментарием для осуществления деятельностного подхода.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Надгорный Андрей Дмитриевич, учитель истории, обществознания, информационных технологий.
Информационные технологии
как основа деятельностного подхода при подготовке к уроку
Существует довольно много определений деятельностного подхода, поэтому для его осуществления необходимо попытаться сформулировать его личностное понятие. Остановимся на следующем:
Деятельностный подход- это процесс организации самостоятельной образовательной деятельности обучающегося с целью формирования его личности как активного общества.
Подобное понятие позволяет сразу определить субъектный,т.е. самостоятельный статус всех участников этого процесса: Учителя, Обучающегося, Родителя. Сам деятельностный подход имеет несколько аспектов: социальный, нравственный, учебный. Остановимся более подробно на задачах реализации последнего. Таковыми являются:
- Формирование информационно насыщенного образовательного пространства для Обучающегося;
- Формирование системы способов активизации самостоятельной учебной деятельности Обучающегося;
- Формирование информационной культуры Обучающегося.
Таким образом, можно сделать вывод, что основная образовательная задача Учителя выносится за рамки урока, а центром ее становится не только подготовка к уроку самого Учителя, но и Обучающегося, который должен быть готов к активной деятельности на самом уроке. Проблема- как же это сделать? И дело не только в желании или нежелании Обучающегося, но и в объеме информации. Раньше информацию можно было получить в библиотеке, а не все библиотеки обладали значительным информационным объемом. Применение информационных технологий позволяет значительно облегчить эту задачу. Под информационными технологиями в данном случае подразумевается не только использование различных офисных приложений ( презентации), а технологий, позволяющих создать собственную информационную систему, состоящей из насыщенной базы данных, доступ к которой можно получить не только в школе, но и с любого локального компьютера в любой точке мира.
В качестве примера можно привести информационную систему «GIMNASIUM», состоящая из следующих компонентов:
- Интернет- портал «ОБРАЗОВАНИЕ: XXI век» ( nadgorn.do.am);
- Сайт « МIРЪ- СУДАК- GIMNASIUM» ( nadgorn.at.ua);
- «Облачное» файлохранилище МEGA;
- «Облачный» сервис ONEDRIVE;
- Электронная библиотека ( 8 компьютеров) ,которая развернута на базе кабинета информационных технологий Судакской школы- гимназии №1.
Система создана с помощью технологии uCoz и работает на принципе синхронизации данных. Это означает, что все изменения, вносимые мною на домашнем компьютере, синхронизируются во всех облачных сервисах и на всех локальных компьютерах кабинета информационных технологий. Заметим, что при выборе технологий применялся принцип минимальных требований к уровню информационной культуры разработчика, т.е. Учителя.
Информационная система «GIMNASIUM» состоит из электронной библиотеки в онлайн и офлайн режимах, ссылок на научные и иные ресурсы, раздела заданий (в разработке). Проектирование системы можно разбить на три этапа:
- 2009-2012 гг ( сайт);
- 2013-2014 учебный год ( развертывание системы на базе кабинета информационных технологий по всем предметам учебного плана с помощью учащихся, членов проекта «10В»);
- 2014- 2015 учебный год ( обновление базы данных в связи с переходов Республики Крым в российское образовательное пространство).
В настоящее время в системе развернута база данных по разделам «История», «Обществознание», в стадии формирования разделы «Русский язык» и «Литература». Хочется подчеркнуть, что система открыта для всех предметов.
Таким образом, с помощью подобной информационной системы может быть решена задача формирования образовательного пространства для Обучающегося, позволяющее ему осуществлять качественную подготовку к уроку в аспекте предметной информационной культуры, а Учителю обеспечить себя технологическим инструментарием для осуществления деятельностного подхода.
26.12.2014 А.Д. Надгорный
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая система «Формирование информационно – коммуникативной компетентностей учащихся на основе деятельностного подхода в обучении и воспитании»
Методическая система....
Доклад на тему: "Модель урока на основе деятельностного подхода"
Данный доклад может быть полезен для участия в работе РМО, а так же на педсовете....
Опыт работы учителя математики Денисоваой Т.В. в реализации технологии укрупнения дидактических единиц на уроках математики на основе деятельностного подхода.
В статье описывается опыт работы применение технологии УДЕ на уроках математики...
Формирование познавательной самостоятельности учащихсяна уроках истории и обществознания на основе деятельностного подхода.
В работе рассматриваются формы работы на уроке, позволяющие реализовать деятельностный подход в обучении....
Сравнение традиционного и современного уроков. Сущность организации урока, построенного на основе деятельностного подхода
В данной работе даётся сравнительная таблица особенностей уроков традиционного и современного. Она поможет коллегам при работе над изучением современных требований к урокам в соответствии с ФГОС....
Информационная карта анализа урока (занятий) на основе деятельностного подхода
Цель: Оценка уровня достижения педагогом требований нового Федерального государственного общеобразовательного стандарта (ФГОС) к результатам образования Задачи: *проанализировать урок (занятие) с т...
Материалы к мастер- классу по теме "Урок на основе системно - деятельностного подхода на примере урока алгебры".
Осмысление и принятие учителем системно-деятельностного подхода проходит гораздо продуктивнее, если обсуждение на школьных методических семинарах проходит с проведением открытых уроков или показом вид...