Информационные технологии как основа деятельностного подхода при подготовке к уроку
статья на тему

Андрей Дмитриевич Надгорный

            Существует довольно много определений деятельностного подхода, поэтому для его осуществления необходимо попытаться сформулировать его личностное понятие. Остановимся на следующем:

Деятельностный подход- это  процесс организации самостоятельной образовательной деятельности обучающегося с целью формирования его личности как активного  общества.

           Подобное понятие позволяет сразу определить субъектный,т.е. самостоятельный статус всех участников этого процесса: Учителя, Обучающегося, Родителя.  Сам деятельностный подход имеет несколько аспектов: социальный, нравственный, учебный. Остановимся более подробно на задачах реализации последнего. Таковыми являются:

  1. Формирование информационно насыщенного образовательного  пространства для Обучающегося;
  2. Формирование системы способов активизации самостоятельной учебной деятельности Обучающегося;
  3. Формирование информационной культуры  Обучающегося.

Таким образом, можно сделать вывод, что основная образовательная задача Учителя выносится за рамки урока, а центром ее становится не только подготовка к уроку самого Учителя, но и Обучающегося, который должен быть готов к активной деятельности на самом уроке. Проблема- как же это сделать? И дело не только в желании или нежелании Обучающегося, но и в объеме информации. Раньше информацию можно было получить в библиотеке, а не все библиотеки обладали значительным информационным объемом. Применение информационных технологий позволяет значительно облегчить эту задачу. Под информационными технологиями в данном случае подразумевается не только использование различных офисных приложений ( презентации), а технологий, позволяющих создать собственную информационную систему, состоящей из насыщенной базы данных, доступ к которой можно получить не только в школе, но и с любого локального компьютера в любой точке мира.

                В качестве примера можно привести информационную систему  «GIMNASIUM», состоящая из  следующих компонентов:

  1. Интернет- портал «ОБРАЗОВАНИЕ: XXI век» ( nadgorn.do.am);
  2. Сайт « МIРЪ- СУДАК- GIMNASIUM» ( nadgorn.at.ua);
  3. «Облачное» файлохранилище  МEGA;
  4. «Облачный» сервис ONEDRIVE;
  5. Электронная библиотека ( 8 компьютеров) ,которая развернута на базе кабинета информационных технологий Судакской школы- гимназии №1.

Система создана с помощью технологии uCoz и работает на принципе синхронизации данных. Это означает, что все изменения, вносимые мною на домашнем компьютере, синхронизируются во всех облачных сервисах и на всех локальных компьютерах кабинета информационных технологий. Заметим, что при выборе технологий применялся принцип минимальных требований к уровню информационной культуры разработчика, т.е. Учителя.

 

Информационная система  «GIMNASIUM»  состоит из электронной библиотеки в онлайн и офлайн режимах, ссылок на научные и иные ресурсы, раздела заданий (в разработке). Проектирование системы можно разбить на три этапа:

1.       2009-2012 гг ( сайт);

2.       2013-2014 учебный год ( развертывание системы на базе кабинета информационных технологий по всем предметам учебного плана с помощью учащихся, членов проекта «10В»);

3.       2014- 2015 учебный год ( обновление базы данных в связи с переходов Республики Крым в российское образовательное пространство).

В настоящее время в системе развернута база данных по разделам «История», «Обществознание», в стадии формирования разделы «Русский язык» и «Литература». Хочется подчеркнуть, что система открыта для всех предметов.

Таким образом, с помощью подобной информационной системы может быть решена задача формирования образовательного пространства для Обучающегося, позволяющее ему осуществлять качественную подготовку к уроку в аспекте предметной информационной культуры, а Учителю обеспечить себя технологическим инструментарием для осуществления деятельностного подхода.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Надгорный Андрей Дмитриевич, учитель истории, обществознания, информационных технологий.

Информационные технологии

как основа деятельностного подхода при  подготовке к уроку

        Существует довольно много определений деятельностного подхода, поэтому для его осуществления необходимо попытаться сформулировать его личностное понятие. Остановимся на следующем:

Деятельностный подход- это  процесс организации самостоятельной образовательной деятельности обучающегося с целью формирования его личности как активного  общества.

           Подобное понятие позволяет сразу определить субъектный,т.е. самостоятельный статус всех участников этого процесса: Учителя, Обучающегося, Родителя.  Сам деятельностный подход имеет несколько аспектов: социальный, нравственный, учебный. Остановимся более подробно на задачах реализации последнего. Таковыми являются:

  1. Формирование информационно насыщенного образовательного  пространства для Обучающегося;
  2. Формирование системы способов активизации самостоятельной учебной деятельности Обучающегося;
  3. Формирование информационной культуры  Обучающегося.

Таким образом, можно сделать вывод, что основная образовательная задача Учителя выносится за рамки урока, а центром ее становится не только подготовка к уроку самого Учителя, но и Обучающегося, который должен быть готов к активной деятельности на самом уроке. Проблема- как же это сделать? И дело не только в желании или нежелании Обучающегося, но и в объеме информации. Раньше информацию можно было получить в библиотеке, а не все библиотеки обладали значительным информационным объемом. Применение информационных технологий позволяет значительно облегчить эту задачу. Под информационными технологиями в данном случае подразумевается не только использование различных офисных приложений ( презентации), а технологий, позволяющих создать собственную информационную систему, состоящей из насыщенной базы данных, доступ к которой можно получить не только в школе, но и с любого локального компьютера в любой точке мира.

        В качестве примера можно привести информационную систему  «GIMNASIUM», состоящая из  следующих компонентов:

  1. Интернет- портал «ОБРАЗОВАНИЕ: XXI век» ( nadgorn.do.am);
  2. Сайт « МIРЪ- СУДАК- GIMNASIUM» ( nadgorn.at.ua);
  3. «Облачное» файлохранилище  МEGA;
  4. «Облачный» сервис ONEDRIVE;
  5. Электронная библиотека ( 8 компьютеров) ,которая развернута на базе кабинета информационных технологий Судакской школы- гимназии №1.

Система создана с помощью технологии uCoz и работает на принципе синхронизации данных. Это означает, что все изменения, вносимые мною на домашнем компьютере, синхронизируются во всех облачных сервисах и на всех локальных компьютерах кабинета информационных технологий. Заметим, что при выборе технологий применялся принцип минимальных требований к уровню информационной культуры разработчика, т.е. Учителя.

Информационная система  «GIMNASIUM»  состоит из электронной библиотеки в онлайн и офлайн режимах, ссылок на научные и иные ресурсы, раздела заданий (в разработке). Проектирование системы можно разбить на три этапа:

  1. 2009-2012 гг ( сайт);
  2. 2013-2014 учебный год ( развертывание системы на базе кабинета информационных технологий по всем предметам учебного плана с помощью учащихся, членов проекта «10В»);
  3. 2014- 2015 учебный год ( обновление базы данных в связи с переходов Республики Крым в российское образовательное пространство).

В настоящее время в системе развернута база данных по разделам «История», «Обществознание», в стадии формирования разделы «Русский язык» и «Литература». Хочется подчеркнуть, что система открыта для всех предметов.

Таким образом, с помощью подобной информационной системы может быть решена задача формирования образовательного пространства для Обучающегося, позволяющее ему осуществлять качественную подготовку к уроку в аспекте предметной информационной культуры, а Учителю обеспечить себя технологическим инструментарием для осуществления деятельностного подхода.

26.12.2014                                                                            А.Д. Надгорный

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Модель урока на основе деятельностного подхода"

Данный доклад может быть полезен для участия в работе РМО, а так же на педсовете....

Формирование познавательной самостоятельности учащихсяна уроках истории и обществознания на основе деятельностного подхода.

В работе рассматриваются формы работы на уроке, позволяющие реализовать деятельностный подход в обучении....

Сравнение традиционного и современного уроков. Сущность организации урока, построенного на основе деятельностного подхода

В данной работе даётся сравнительная таблица особенностей уроков традиционного и современного. Она поможет коллегам при работе над изучением современных требований к урокам в соответствии с ФГОС....

Информационная карта анализа урока (занятий) на основе деятельностного подхода

Цель: Оценка уровня достижения педагогом требований нового Федерального государственного общеобразовательного стандарта (ФГОС) к результатам образования Задачи: *проанализировать урок (занятие) с т...

Материалы к мастер- классу по теме "Урок на основе системно - деятельностного подхода на примере урока алгебры".

Осмысление и принятие учителем системно-деятельностного подхода проходит гораздо продуктивнее, если обсуждение на школьных методических семинарах проходит с проведением открытых уроков или показом вид...