Эссе "Я - учитель"
материал на тему
Зссе "Я - учитель" предназначено для участия в муниципальном этапе конкурса "Учитель года 2015"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
morozova_esse.docx | 21.41 КБ |
morozova_prezentatsiya.pptx | 782.47 КБ |
morozova_statya.docx | 20.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе «Я – учитель»
"Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь благодатной почвой для развития человеческих чувств и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в первую очередь, в их душах и сердцах…". Ш. Амонашвили
Я всегда знала, что буду учителем. Не мечтала об этом, не представляла себя у доски перед классом, а просто знала. Откуда взялось это знание – не знаю. В семье никогда не было педагогов, среди друзей никто не грезил этой профессией. Анализируя свое детство, школьные годы, я поняла, что мне очень повезло с учителями. Вспоминаю учительницу литературы, Андрееву Валентину Никитичну, фронтовичку, чье сердце было отдано детям. Её уроки литературы были каким-то феерическим шоу, где мы переносились в мир героев произведений, переживали их чувства, пытались решить проблемы, а по сути, учились жизни…
В старших классах литературу преподавала уже другая учительница – Хамбурян Маргарита Петровна. Она была лишь на несколько лет старше нас, но на несколько жизней мудрее. В самый сложный подростковый период она оказалась тем звеном, которое связывало нас, еще детей, с взрослым миром, полным трудностей, непонятным, но манящим. Мы могли прийти всем классом к Маргарите Петровне домой без предупреждения, сидеть допоздна на кухне, пить чай, обсуждать волнующие нас проблемы.
Настоящим примером Учителя для меня стала Щепкина Валентина Семеновна, учитель химии, благодаря которой я и сделала свой профессиональный выбор. На мой взгляд, если нужен образ учителя для рекламы, то это будет Валентина Семеновна. Безупречный внешний вид, осанка, причёска – это только внешние атрибуты идеального учителя. У Валентины Семеновны никогда не было плохого настроения, с каждым учеником она общалась так, что ты осознавал свою значимость и понимал, что для нее нет более важного дела, чем поговорить с тобой.
Именно на уроках Валентины Семеновны я впервые поняла красоту химии. Легкость изложения, абсолютная логичность теоретического материала – так Валентина Семеновна преподавала нам этот предмет. На уроках химии я впервые узнала о существовании трех основополагающих законов диалектики. Это произвело на меня неизгладимое впечатление, я впервые представила целостную картину мира, открыла для себя, что во Вселенной все взаимосвязано. Восторг от этого открытия, понимание, того, что изучая химию можно познать мир, определило мой профессиональный выбор. Сейчас мы называем такой подход в преподавании метапредметностью.
Педагогов, подробных Валентине Никитичне, Маргарите Петровне, Валентине Семеновне, в школе было много, иногда я думаю о том, что все учителя в моей жизни были идеальными.
Когда мои ученики говорят, что химия является необязательным предметом, что не стоит тратить время на его изучение, я всегда отвечаю: «Химию стоит изучать только для того, чтобы поднять свой интеллектуальный уровень, развить аналитические способности. Согласитесь, что это нужно любому человеку». Надеюсь, что мне удается привить у учеников любовь к химии. На уроках стараюсь заинтересовать каждого ребенка, создать ситуацию, когда ученик делает свое мини-открытие. На мой взгляд, именно в такие моменты и происходит становление личности.
Показателем того, что мне удается «заразить» учеников химией является тот факт, что за последние пять лет две ученицы поступили в медицинский университет, два ученика выбрали химические факультеты в разных ВУЗах. Для небольшой сельской школы, для «необязательного» предмета это хороший результат.
Сегодня уже мои ученики дают мне оценку. Звонят, приходят в гости, пишут в социальных сетях. Мы сидим на моей кухне, пьем чай и я понимаю, что годы работы в школе не прошли зря. «Проживи одну свою жизнь и тысячу жизней своих учеников - и ты проживешь вечность!» - сказал кто-то из великих. Мне очень импонирует то, что выпускники идут ко мне и через несколько лет после школы, мне нравится, что они советуются по каким-то жизненным проблемам. Сейчас я учу детей первых своих выпускников, в начале этого учебного года папа одного из учеников, мой бывший ученик, сказал: «Елена Александровна, как я рад, что именно вы будете учить моего сына, вы это сделаете хорошо!» Приятно, но как же ответственно!
Каким же надо быть, чтобы быть учителем? Прежде всего, нужно быть личностью. Только личность может воспитать личность. В этом случае единственный выход, а стало быть, и моя миссия учителя — быть просто Личностью. Причем такой Личностью, за которой хочется идти. Личностью, которую хочется слушать, открыв рот. Как же стать такой личностью или хотя бы приблизиться к этому идеалу? По сути, есть только один путь — постоянно расти в духовном плане, не расслабляться, максимально использовать свои способности и быть настолько же требовательным к себе, насколько и к окружающим. Это с одной стороны, а с другой — давать детям то, что им действительно нужно: простое человеческое тепло, заинтересованность в их судьбе. Учительство – это не профессия. Это образ жизни. Особенно, если это касается сельского учителя. Жизнь в деревне – особая. Все на виду, ты не можешь позволить себе оступиться, допустить ошибку, потому что ты – учитель.
Современный учитель — это, безусловно, всесторонне развитый и образованный человек, Профессионал. От меня как учителя-профессионала требуется глубокое и всестороннее знание своего предмета на современном научном уровне. Ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела...
Люди перестают мыслить, когда перестают читать, а учитель перестаёт быть учителем, когда перестаёт учиться. Учитель – вечный Ученик. Я люблю учиться. Будь это курсы повышения квалификации, будь это методический семинар, будь это посещенный урок у коллеги. Чем больше узнаешь, тем больше понимаешь, что познать все невозможно. Однако перестает быть учителем тот человек, который считает, что он все знает и не стремиться к познанию.
Я поняла, что не надо бояться казаться смешной, не надо бояться признавать свои ошибки. Не надо бояться учиться у детей. И я учусь у них до сих пор!
Современному учителю надо учиться быть счастливым. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья, какими бы они ни были, каждую минуту чувствуют, что их любят и желают им добра. Счастливый ли я человек? С полной уверенностью могу сказать: «Да, я счастливый человек! Я люблю свою работу, очень люблю своих учеников! У меня замечательные сыновья, которые гордятся мною и которыми горжусь я!» На мой взгляд, если учитель ощущает, что работа не приносит ему удовлетворения, если он не испытывает радости от общения с детьми, то ему необходимо уйти из школы, сменить профессию. Так будет лучше всем – и человеку, и ученикам.
Мой выбор – постижение мира вместе с моими учениками, которых родители доверили мне, учителю. Я обязана вести за собой детей, чтобы они не оставались на обочине, чтобы они не становились ненужными. Я должна научить своих воспитанников идти трудными дорогами познаний, не ждать готовых решений, а искать и находить знания самим. Недаром говорил Конфуций: «Самое прекрасное зрелище на свете - вид ребёнка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь». Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года - 2015» МБОУ Конзаводская СОШ Зерноградский район Ростовская область Конкурсное мероприятие «Эссе» «Я - учитель» Автор: Е.А. Морозова, учитель химии, биологии Высшая квалификационная категория 2015 г. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Требования к оцениванию результатов деятельности учащихся в соответствии с ФГОС Введение Федерального государственного стандарта основного общего образования предполагает новые ориентиры в понимании учебных результатов и соответствующих им подходов к оцениванию, то есть необходимы новые системы оценивания. Новые системы оценивания должны быть критериальными , заранее известными и педагогам и учащимся. В процессе контрольно-оценочной деятельности ученики должны приобретать навыки и привычку к самооценке.
Задачи, которые позволяет решить рейтинговая система оценивания учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка; позволяет объективно оценить достоинства каждого; подталкивает ученика к научной, исследовательской деятельности; стимулирует развитие ребенка.
Что такое рейтинг? Рейтинг – числовой показатель успешности ученика. Система оценки накопительного типа, которая отражает рост ученика, его педагогическую и психологическую характеристику. В основе рейтинговой системы оценки знаний лежит система мотивационных стимулов, позволяющая ученику самостоятельно определить, как глубоко изучать тему, когда проходить тот или иной вид контроля.
Использование рейтинговой системы при изучении химии в 10 классе Весь учебный материал разбивается на блоки. В течение времени, отведенного на изучение блока, ребенок сам определяет сроки прохождения контроля. По каждому виду контроля ученик получает определенное количество баллов, которое потом переводится в оценку. В каждом блоке выделены обязательные оцениваемые виды деятельности: домашняя контрольная работа, терминологический минимум, комбинированный зачет, релейная контрольная работа. Перед каждой темой называются примерные темы проектных, исследовательских работ, которые ученик может выполнить по данному блоку.
Организация учебного процесса при рейтинговой системе оценивания используется блочно-модульная система подачи учебного материала; разрабатывается технологическая карта блока, в которой указаны сроки изучения материала, виды деятельности, сроки проведения промежуточного контроля; до сведения учащихся доводится шкала перевода баллов в отметку.
Учет знаний обучающихся при рейтинговой системе В классный журнал не выставляются отметки во время изучения блока, ставится итоговая отметка за весь блок. В 10 классе учебный материал разбит на семь блоков, таким образом, ученик получит семь отметок в течение учебного года, по которым ему будет выставлена итоговая отметка за год. Такой подход требует изменения в нормативной базе, определяющей проведение промежуточного и текущего контроля знаний обучающихся, поэтому в школе должны быть приняты соответствующие локальные акты, регулирующие эту деятельность.
Технологическая карта блока «Теория строения органических соединений» № п / п № урока Дата Тип урока Вид деятельности Макс. число баллов Штрафные баллы ДЗ 1 1 Лекция. Введение. Теория строения органических соединений. конспект 5 баллов 2 2 Семинарское занятие по теме «Теория строения органических соединений». устный ответ 3 балла за ответ 3 3 Семинарское занятие. Решение задач. устный ответ решение задач терминологический минимум 3 балла 3 балла 5 баллов 4 4 Урок-обобщение. Решение задач. устный ответ решение задач самостоятельная работа 3 балла 3 балла 10 баллов
Технологическая карта блока «Теория строения органических соединений» (продолжение) № п / п № урока Дата Тип урока Вид деятельности Макс. число баллов Штрафные баллы ДЗ 5 5 Семинарское занятие. Вклад ученых-основоположников теории строения органических соединений в развитие химии проектная работа решение задач 15 баллов 3 балла 6 6 Урок- обобщение. Решение задач устный ответ решение задач ДКР релейная к/р 3 балла 3 балла 10 баллов 6 баллов 7 7 Зачет по теме «Теория строения органических соединений» зачетная работа 15 баллов
Накопление баллов при рейтинговой системе Учет баллов ведется в специальном журнале . № п / п ФИО Лекция Устный ответ Решение задач Самостоятельная работа Терминологический минимум Релейная кр Практическая работа Домашняя кр Проектная работа Зачет Тематическая кр Сумма баллов Отметка
Накопление баллов и перевод их в отметку при рейтинговой системе Перед началом изучения блока ученик знакомится с видами деятельности, предусмотренными при изучении данного блока, максимальным числом баллов, которые можно заработать при изучении этого блока, а также переводом баллов в отметку. Например, при изучении первого блока «Теория строения органических соединений» можно заработать 84 балла. Перевод этих баллов в отметку осуществляется следующим образом: «3» 50-60 % «4» 61-75% «5» 76-100%
Достоинства рейтинговой системы оценки знаний обучающихся систематичность контроля; критериальность оценивания; дифференцированность подхода к каждому ученику; мотивация ученика на достижение необходимого для него результата.
Недостатки рейтинговой системы оценивания знаний обучающихся Одним из главных недостатков рейтинговой системы оценки знаний является необходимость «двойной бухгалтерии», то есть ведение второго журнала, где ребенку выставляются баллы, которые после переводятся в отметку. Однако этот недостаток можно превратить в достоинство — у каждого ученика есть возможность пересдать домашнюю контрольную работу, релейную контрольную работу, терминологический минимум до момента выставления итоговой отметки за блок в классный журнал.
Направления совершенствования рейтинговой системы оценивания знаний обучающихся создание банка заданий (для домашней контрольной работы, зачета и т.д.), направленных на формирование универсальных учебных действий у обучающихся; использование рейтинговой системы оценивания знаний на ступени основного общего образования.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Рейтинговая система оценивания знаний обучающихся
Процесс оценивания результатов деятельности учащихся является важной составляющей всего образовательного процесса. Федеральный государственный образовательный стандарт задает новые ориентиры в понимании учебных результатов и соответствующих им подходов к оцениванию. Так, в разделе I Государственного образовательного стандарта начального образования сказано, что стандарт направлен на обеспечение «формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования», то есть декларируется основной подход к оцениванию как процессу объективному, имеющему под собой четкие критериальные основания. Подобным образом описываются новые учебные результаты в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, которые соответствуют новому построению учебного процесса и новому подходу к оцениванию.
Школа несет обязанность по организации процесса оценивания в классе и разработке подходов, соответствующих требованиям стандарта к учебным результатам. Анализируя ситуацию с оцениванием знаний обучающихся, которая сложилась в школе на сегодняшний день, можно сказать, что инновации в этом направлении носят случайный характер. Несмотря на введение стандартов в начальной школе и активную подготовку к их применению в основной школе, педагоги по старинке используют пятибалльную оценку знаний своих учеников. Для меня всегда эта система была неудобной, ведь, по сути, она трехбалльная.
Несколько лет назад я заинтересовалась рейтинговой оценкой знаний обучающихся. Вначале был этап накопления материала по этой проблеме, затем появилась система рейтинга, адаптированная для общеобразовательной школы. У любой системы оценивания есть свои плюсы и минусы, но каждая из этих систем должна, на мой взгляд, стимулировать ученика к личностному росту, подталкивать к развитию. Рейтинговая система оценки знаний решает эту проблему, позволяя учесть достижения каждого ученика, сравнивая при этом не двух разных детей в классе, а сравнивая ребенка с самим собой на разных этапах обучения.
Рейтинговая система решает множество задач: учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка, позволяет объективно оценить достижения каждого, подталкивает ученика к научной, исследовательской деятельности, стимулирует развитие ребенка. Важной особенностью рейтинговой системы является ее дифференцированный подход к ученикам, а, следовательно — создает условия для создания максимально комфортной среды обучения и воспитания, позволяя перевести учебную деятельность из необходимости во внутреннюю потребность.
Рейтинг — это числовой показатель успешности ученика, система оценки накопительного типа, которая отражает рост ученика, его педагогическую и психологическую характеристику. В основе рейтинговой системы оценки знаний обучающихся лежит система мотивационных стимулов, которая позволяет каждому ученику самостоятельно определить, как глубоко изучать тему, когда проходить тот или иной вид контроля.
Хочу представить вашему вниманию вариант применения рейтинговой системы оценки знаний обучающихся по химии в 10 классе. На третьей ступени обучения вопрос дифференциации встает очень остро, как правило, ученики уже определились с предметами выбора, и каждый четко знает, на каком уровне ему нужен тот или иной предмет — базовом или углубленном. Использование рейтинга позволяет ребенку изучить химию на необходимом для него уровне, при этом освоение предмета на базовом уровне остается обязательным для всех учеников класса.
Весь учебный материал разбит на блоки, сроки изучения каждого блока ученик узнает из информационного стенда в кабинете химии. В течение всего времени, отведенного на изучение блока, обучающийся сам определяет время прохождения контроля. По каждому виду контроля ребенок получает определенное количество баллов, которое потом переводится в отметку. Таким образом, рейтинговая система является накопительной системой оценки знаний.
В каждом блоке выделены обязательные виды деятельности: обучающийся должен выполнить домашнюю контрольную работу, сдать терминологический минимум, комбинированный зачет, релейную контрольную работу. Особо выделены творческие работы учеников: перед изучением каждого блока называются примерные темы исследовательских работ, которые можно подготовить по данному блоку. Каждый вид деятельности оценивается определенным количеством баллов, которые суммируются в конце изучения блока (накопительная система) и переводятся в отметку по пятибалльной шкале.
Для применения рейтинговой системы лучше всего использовать блочно-модульную систему подачи материала, когда весь теоретический материал дается на протяжении двух-трех лекций, затем идет отработка изученного на семинарских, практических занятиях. Такой подход позволяет оптимально распределить учебное время, уделить больше внимания на отработку практических навыков, решение задач.
Вначале разрабатывается технологическая карта блока, в которой показаны сроки изучения учебного материала, виды деятельности, время проведения промежуточного контроля. В технологической карте указано количество баллов за ту или иную работу, а также предусмотрена система штрафных санкций за несвоевременно сданный контроль, нарушение дисциплины. Перед изучением каждого блока обучающиеся знакомятся со шкалой перевода баллов в отметку, сроками контроля.
Рейтинговая система оценки предполагает иной вид учета знаний обучающихся. В классный журнал не выставляются отметки во время изучения блока, ставится итоговая отметка за весь блок. В 10 классе учебный материал разбит на семь блоков, таким образом, ученик получит семь отметок в течение учебного года, по которым ему будет выставлена итоговая отметка за год. Такой подход требует изменения в нормативной базе, определяющей проведение промежуточного и текущего контроля знаний обучающихся, поэтому в школе должны быть приняты соответствующие локальные акты, регулирующие эту деятельность.
В качестве примера хочу привести технологическую карту первого блока «Теория строения органических соединений», рассчитанного на семь часов (Приложение 1). Максимальное число баллов за всю тему — 84. Устный ответ оценивается в 3 балла, решение задачи — 5 баллов, домашняя контрольная работа — 10 баллов (Приложение 3), зачет – 15 баллов (Приложение 4), терминологический минимум — 5 баллов (Приложение 5), релейная контрольная работа — 6 баллов, выполнение творческой, исследовательской работы — 15 баллов.
При изучении темы ведется учет знаний обучающихся в специальном журнале (Приложение 2). Одним из главных недостатков рейтинговой системы оценки знаний является необходимость «двойной бухгалтерии», то есть ведение второго журнала, где ребенку выставляются баллы, которые после переводятся в отметку. Однако этот недостаток можно превратить в достоинство — у каждого ученика есть возможность пересдать домашнюю контрольную работу, релейную контрольную работу, терминологический минимум до момента выставления итоговой отметки за блок в классный журнал.
Перевод баллов в отметку осуществляется в соответствии со шкалой, которая также заранее доведена до сведения обучающихся. В этом случае ребенок, либо его родители на каждом этапе изучения блока знают, сколько баллов набрал ученик и какой отметке это соответствует, что является дополнительным стимулом для учебы
При реализации рейтинговой системы на практике (с 2010 по 2012 год) я сделала вывод о том, что данная методика является эффективной. Как и любое нововведение, система была встречена неоднозначно как учениками, так и родителями. Проводились классные, родительские собрания, консультации для участников образовательного процесса с целью разъяснения сути рейтинга. Главное признание системы сделали выпускники теперь студенты ВУЗов. Практически во всех высших учебных заведениях, куда они поступили, использовалась рейтинговая система оценки знаний. В данный момент участники эксперимента являются студентами третьих курсов институтов, университетов. Все они успешны в обучении, активно занимаются исследовательской работой.
В 2013 году в №3 журнала «Практика административной работы» была опубликована моя статья «Рейтинговая система оценки знаний обучающихся», где подробно описывался опыт моей работы.
В настоящее время я работаю над усовершенствованием методики. Система остается прежней, но требуют переработки сами задания. Они должны соответствовать требованиям Федерального государственного стандарта основного общего образования и отслеживать формирование универсальных учебных действий у обучающихся. Работа кропотливая, так как пока наработано очень мало заданий такого уровня.
Говорить о достоинствах и недостатках рейтинговой системы оценивания знаний можно очень много, но главное ее отличие от традиционной пятибалльной системы является систематичность контроля, его регулярность, диффенцированность подхода к каждому ученику. При традиционной системе оценивания ученик работает не систематически, а время от времени. При рейтинговой системе ученик стремится работать с дополнительной литературой, заниматься самосовершенствованием, что приводит к переводу ученика из пассивных слушателей в активных участников образовательного процесса.
Муниципальный этап
Всероссийского конкурса «Учитель года - 2015»
МБОУ Конзаводская СОШ
Зерноградский район
Ростовская область
Конкурсное мероприятие «Методический семинар»
Методическая проблема
«Рейтинговая оценка знаний обучающихся»
Автор: Е.А. Морозова, учитель химии, биологии
Высшая квалификационная категория
2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ №57 Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ СВЯТЕЦ НАТАЛЬИ Н
РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МА...
"Я учитель... Я учитель? Я учитель!"
КВН по педагогике "Я учитель... Я учитель? Я учитель!"...
Профессия учителя в поколениях. (или трудно ли быть учителем, если родители – учителя?)
Легко ли быть учителем, если семья учительская?...
Результативность работы МО учителей математики и информатики Лицея №76 г. Новокузнецка (подготовка к внешней оценке качества образования). Авторы: Щиклина Т.Н. – рук. МО, Новолодская С.В. – учитель Букурова Е.И. – учитель Гончарова Н.Н. – зам.дир. по УВР
В презентации представлен опыт работы МО учителей математики и информатики по подготовке к внешней оценке качества образования: профессиональный уровень педагогов, работа над единой методической темой...
Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам
Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...
Конкурсное задание учителя английского языка Шахрай И. А. г. Горячий Ключ эссе "Я - учитель" муниципального этапа краевого конкурса "Учитель года Кубани" в 2017 году
Эссе "Я - учитель"...
Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»
Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...