Организация работы в разновозрастных группах как один из приемов формирования коммуникативных действий, развития мышления и личности учащихся.
статья на тему

Организация работы в разновозрастных группах как один из приемов формирования коммуникативных действий, развития мышления и личности учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_raboty_v_raznovozrastnykh_gruppakh.docx16.71 КБ

Предварительный просмотр:

Головастикова С.Ю., Гусарова Л.В.

Организация работы в разновозрастных группах как один из приемов формирования коммуникативных действий, развития мышления и личности учащихся.

МАОУ лицей №6 (г. Тамбов)

В современной России осуществляется развитие новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Происходит смена образовательной парадигмы, содержание образования обогащается новыми умениями, творческими решениями проблем науки с акцентом на индивидуализацию образовательных программ. При этом важную роль играет личностное взаимодействие педагога с учащимися и активные коммуникации внутри школьных коллективов.

Разумно использовать естественные доминанты интересов учащихся в целях обучения. Одна из величайших радостей, интересов и целей детей кроется в их непрестанной потребности в общении. Более того, ребенок не устает от работы, которая отвечает его функциональным жизненным потребностям (С. Френе).

Учитывая профилизацию образования, необходимость раннего выбора предметов для глубокого изучения и для активизации обучения, мы используем уроки и внеклассные мероприятия в разновозрастных группах учащихся. Ученическая группа давно признана эффективной формой и средством обучения. Предметом нашего педагогического внимания являются именно разновозрастные группы: с одной стороны - дети, которые только начинают постигать новые предметы, а с другой - старшеклассники профильного класса. То есть такое объединение помогает в профориентационной работе. Кроме профориентационной составляющей, еще более важными являются межличностные отношения, определяемые содержанием и организацией совместной деятельности, и ценностями, на которых основывается общение людей.

Разновозрастные группы, которые могут меняться по составу, позволяют и малышам, и старшеклассникам добиваться общего успеха благодаря совпадению основных факторов группового образования: совпадение индивидуальных интересов людей, их близости в пространстве и времени, а также внешних условий, рассматриваемых как трудности, которые нужно преодолеть.

Эта технология позволяет корректировать еще одну новую и очень актуальную для современного общества проблему - "публичное одиночество", когда школьники чувствуют себя изолированными и одинокими даже при постоянном присутствии других людей. Это ощущение вызвано многими обстоятельствами: семейными проблемами, социальным дискомфортом, материальным неравенством, преобладанием общения через социальные сети и т.д. Все это порождает замешательство, агрессию, настороженность, бессилие, стресс.

Опыт работы в разновозрастных группах помогает и при изучении наук, и при межличностном взаимодействии. Периодические  занятия в таких группах могут облегчить или устранить межличностные конфликты вне группы. На наш взгляд, это одно из звеньев борьбы с проблемой "дедовщины", которая затронула не только армию, но и все социальный группы, где есть отношения: слабый - сильный, младший - старший, бедный - богатый. В контролируемой учителем обстановке младшие могут обучаться у старших новым знаниям, умениям, навыкам, экспериментировать с отношениями среди партнеров. Младшие же увлекают своим непосредственным восприятием, новизной ощущений, смелостью в суждениях и создают атмосферу психологического комфорта, легкости и ситуацию успеха. Возникает общее ощущение счастью и здорового детского "любопытства", в хорошем понимании этого слова.

Организация классов на уроке:

- обучение происходит в группах из 4-х человек (например, 2 шестиклассника и два ученика десятого класса);

- есть отдельная группа, выполняющая функции учителя на урок. Это 4-5 человек, которые предварительно прорабатывают заданную тему, на основе совместного обсуждения составляют план урока, задания, подбирают материал и затем презентуют свое видение материала на уроке перед двумя классами.

После объяснения нового материала группам предлагается выполнение определенных заданий (обычно межпредметных), где есть и совместная, и индивидуальная часть. После завершения практической части, которая в большей степени предусматривает коллективную работу, учитель дает тест на проверку понимания и усвоения нового материала. Тест учащиеся выполняют индивидуально, вне группы. При этом учитель дифференцирует уровень сложности заданий для старших и младших школьников. Во время подобных занятий у каждой группы двойная задача: академическая и социальная. Учитель контролирует выполнение заданий, характер общения, способы взаимопомощи, методы, выбираемые для объяснения. Основное в данной технологии - развивать сотрудничество, а не соревнование.

Организация обучения в разновозрастных группах:

1- подобрать темы, подходящие для совместного изучения младшими и старшими школьниками.

2 - объяснить ученикам принципы распределения по группам в течение учебного года и методику работы в группах.

3 - заранее распределить классы на группы.

4 - наметить руководителя группы из числа старшеклассников.

5 - оказать помощь "группе учителей" в разработке темы, заданий, наглядных материалов.

6 - продумать размещение рабочих мест, чтобы школьники могли свободно общаться и видеть друг друга.

7 - интегрировать работу в смешанных группах в обычные уроки, которые следуют далее по темам.

Наш опыт показывает, что такие уроки позволяют достигать важнейших образовательных целей с учетом нового ФГОС:

- профориентационная работа;

- мотивация интереса к предметам естественного цикла;

- повышение уровня активности и самостоятельности учащихся;

- развитие навыков анализа, взаимодействия, коммуникации;

- установка на сотрудничество, эмпатию и социальные ценности;

- повышение стремления к саморазвитию.

Литература:

1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М. Народное образование, 1998.

2. Макрова А.К., и др. Формирование мотивации ученья. М. Просвещение.

3. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство учителя и педагогические технологии. Уч. пос. для студ. высших уч. зав. М. Пед. общество России. 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык» на примере материала учебника для 4 класса И. Л. Бим, Л. И. Рыжовой «Немецкий язык. Первые шаги»

Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий очень важно добиться, чтобы ученики начальной школы  учитывали позицию собеседника, организовывали и осуществляли сотрудничество с ...

Сочинение-миниатюра как один из приемов формирования коммуникативной компетентности

Презентация раскрывает понятие коммуникативной компетентности и ее компоненты, содержит темы сочинений-миниатюр и творческие работы учащихся....

Уроки домашнего чтения, как один из способов формирования коммуникативной и общекультурной компетенций учащихся. Технология продуктивного чтения.

В данной технологической карте представлен урок отработки умений и рефлексии( технология продуктивного чтения)....

Фишбоун - один из приемов формирования регулятивных и позновательных универсальных учебных действий

Учащиеся, овладевающие стратегией «Fishbone», приобретают метапредметные компетенции....

Мастер-класс на тему: "Приемы формирования коммуникативных УУД: от действия к результату".

Введение новой формы мониторинга качества образования по русскому языку-итогового собеседования, проверяющего навыки устной речи девятиклассников, требует усиления коммуникативной направленности обуче...