Мастер-класс на тему: "Приемы формирования коммуникативных УУД: от действия к результату".
учебно-методический материал по литературе (9 класс)
Введение новой формы мониторинга качества образования по русскому языку-итогового собеседования, проверяющего навыки устной речи девятиклассников, требует усиления коммуникативной направленности обучения. Учитель русского языка и литературы должен работать так, «чтобы открыть уста детей». Именно так сформулировал основную задачу работы по развитию речи лингвист и методист 20 века В.И.Чернышёв. Не сковывать речь детей, сохранять их живое слово, поддерживать стремление детей к самовыражению через словесное творчество, развивать у них врождённый дар слова – это и есть «открывать уста детей», без чего трудно представить себе становление личности и будущее наших выпускников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mk_tatarenkova_n.v.doc | 41 КБ |
seminar_tnv.ppt | 2.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс на тему:
"Приемы формирования коммуникативных УУД: от действия к результату".
Татаренкова Н.В. ГБОУ ООШ с.Нижняя Быковка
Введение новой формы мониторинга качества образования по русскому языку-итогового собеседования, проверяющего навыки устной речи девятиклассников, требует усиления коммуникативной направленности обучения. Учитель русского языка и литературы должен работать так, «чтобы открыть уста детей». Именно так сформулировал основную задачу работы по развитию речи лингвист и методист 20 века В.И.Чернышёв. Не сковывать речь детей, сохранять их живое слово, поддерживать стремление детей к самовыражению через словесное творчество, развивать у них врождённый дар слова – это и есть «открывать уста детей», без чего трудно представить себе становление личности и будущее наших выпускников.
Скудный словарный запас ученика лишает его успешной работы, верный путь к слову - это пополнение словарного запаса. Одним из приемов формирования коммуникативных УУД на уроках словесности является работа со словом. С 5 по 9 классы мы ведем толковые словарики, куда записываем лексическое значение словарных слов и запоминаем их правописание. Для устранения лексических повторов в устной и письменной речи используем подбор синонимов. Развитию творческих речевых способностей способствует такой вид работы, как сочинение по картине. Здесь мы можем написать сочинение любого типа речи, но при этом обязательно должны учитывать жанр художественного полотна: если перед нами пейзаж, портрет или натюрморт, то работа должна быть либо сочинением –описанием, либо сочинением- рассуждением, если это жанровая картина, то ребята должны обратиться к повествованию. Огромную помощь в работе над таким видом сочинения оказывают рабочие материалы, которые ученик должен составить сам под руководством учителя.
Наша задача - научить ребёнка «читать» картину, добираясь до её сути на основе понимания её деталей и их смысловых связей.
Творческие диктанты также помогают развитию речи учащихся. Интересны и полезны «диктанты с продолжением». Большая часть текста записывается под диктовку, затем учащимся предлагается продолжить текст и закончить его. Чтобы выполнить это задание, ребята должны осознать известное им содержание, увидеть ту информацию, которая несёт основной смысл текста, его основную мысль. Если основная мысль понята неверно, то продолжение текста не будет логически завершать его. Разновидностью диктанта с продолжением может быть диктант с другими видами дополнения записанного текста: к данному тексту написать вступление (вступление и заключение одновременно).
Обогащению словарного запаса ребят способствуют и другие виды диктантов. Например, зрительный диктант. Пишу на карточках или на доске слова, например: преодолеть, препятствие. Затем мы их проговариваем, выделяем безударную гласную, а потом пишем по памяти.
Очень нравится детям буквенный диктант (или цифровой), да и учителю он позволяет за малый промежуток времени проверить знания детей по той или иной теме. Например, изучая тему «Непроверяемые гласные в корне слова», я подбираю слова с непроверяемыми гласными А и О в корне слова, оговариваю с ребятами способ оформления записи. Слова детям писать не нужно, они записывают только букву, которую нужно запомнить, а если это цифровой диктант, то необходимо лишь записать номера тех слов, где употребляется непроверяемая гласная.
Такой диктант быстро проверяется, и дети сразу узнают результат своей деятельности.
Можно использовать на уроке и лексические диктанты, когда требуется заменить одним словом развёрнутое определение. Примером может служить такое задание:
В первом слоге каждого слова находится непроверяемая гласная О. По словесному описанию необходимо определить понятие и записать его одним слово, а непроверяемую гласную подчеркнуть. Задняя часть судна (корма). Головка капусты (кочан). Отвар из сухофруктов с добавлением сахара (компот).
В этом году на освоение программы по русскому языку в 5 и 8 классах выделен дополнительный час на развитие языковой культуры, навыков смыслового чтения, речевой грамотности. Это позволило нам приобрести рабочие тетради по русскому языку, составленные Петровой Г.А. Сборник позволяет не тратить время на переписывание текстов, а сразу переходить к выполнению заданий, в системе повторять материал по разделам русского языка.
Развитию коммуникативных способностей детей стараюсь уделять внимание не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. На осенних каникулах на основе авторской программы детского писателя Виктора Кротова был разработан профильный дистанционный курс по литературному творчеству «Учись сочинять. Как стать писателем хотя бы для самого себя», направленный на развитие литературных способностей, создание авторского текста. Материал привлекателен тем, что он написан на доступном для детей, легком, простом языке, который характеризуется игривым стилем, шутливым тоном, наличием веселых ситуаций и нестандартных творческих решений задач, рассчитан на ранний подростковый возраст 10-14 лет, размещен на сайте https://nsportal.ru/ap/lk, в социальной сети https://vk.com/wall-34443093_53751 состоит из 12 занятий в видеоформате: «Что такое сочинять. Краски писателя», «Афоризм-определение: законченное литературное произведение за одну минуту», «Сочинительский ДОМ», «Сочиним-ка сказку. Волшебные палочки сочинителя», «Игры и жанры», «Верлибр: свободный стих», «Сочиним-ка рассказик», «Малые стихотворные жанры», «Свободное русскоязычное трехстишие», «Эссе», «Что делать с написанным», «Сочинительство и чтение».
Каждое занятие включает незадания, их можно не делать. Но можно и делать, чтобы практически осваивать то, о чём идёт речь.
Незадания к десятому занятию:
1. Попробуй написать эссе. Если тема не придёт сама – что ж, займись кладоискательством.
2. После первой попытки написать эссе, предлагаю вторую, с помогающими вопросами. Напоминаю: это наш с тобой секрет, никому про эту небольшую помощь знать незачем. И ещё напоминаю: в любой момент ты можешь управиться с эссе по-своему, не обращая внимания на какой-то вопрос. Да хоть и на все.
- Вспомни какой-нибудь примечательный случай из своего раннего детства.
- Что ты испытывал тогда, когда это произошло?
- Бывают ли у тебя теперь похожие переживания?
- Как ты относишься к этому случаю сейчас?
- Можно ли сказать, что он тебя чему-то научил? Чему?
- Как ты назовёшь это эссе, чтобы возбудить интерес у читателя?
Незадания к седьмому занятию:
1. Давай ТЫ СОЧИНИШЬ РАССКАЗИК. О чём сам захочешь. Я тебе опять помогу своими вопросами, но об этом никто знать не обязан. К тому же ты можешь ДОБАВЛЯТЬ ИЛИ ИЗМЕНЯТЬ что захочешь. А на какой-то вопрос и НЕ ОТВЕЧАТЬ.
И если в сказке у нас было что-то небывалое, то здесь пусть будет только ТО, ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ НА САМОМ ДЕЛЕ.
Начнём с вопросов о главном герое.
- Где он жил и с кем? Какого он был возраста, как его звали, как он выглядел?
(Это можешь быть и ты сам. Но тогда нам о тебе хорошо бы знать эти основные вещи. Кстати, их не обязательно выкладывать все сразу, можно постепенно.)
- Какая не совсем обычная вещь однажды ему досталась? Как это произошло?
- Какие случились не совсем обычные события, связанные с этой вещью?
- Какие трудности возникли у героя из-за этой вещи?
- К кому он обратился за помощью?
- К каким новым событиям и проблемам привела эта помощь?
- Удалось ли решить эти проблемы и как?
- Чем закончилась эта история?
- Чему она научила героя?
2. Теперь напиши ещё один рассказик, уже сам. Скажем, о чём-нибудь, что было особенно ИНТЕРЕСНОГО ДЛЯ ТЕБЯ за последние месяцы.
3. А вот новая порция слов для твоих афоризмов-определений: ЕДА, ОБЕЩАНИЕ, ТВЁРДЫЙ, ХЛЕБ, ЮГ. Сочиняешь определения? Кому-нибудь показываешь? Показывай обязательно. Это часть писательской работы.
Опыт работы в школьной профильной смене помогает прививать учащимся умения правильно, красиво, эмоционально говорить и писать, свободно высказываться. ... В прошлом году ученик 8 класса принял участие в профильной смене центра Вега с результатом 92 балла из 100.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Приемы формирования коммуникативных УУД Создание личных толковых словарей Подбор синонимов Усвоение словарных слов Словарная работа
Приемы формирования коммуникативных УУД Сочинение-описание Сочинение-рассуждение Сочинение-повествование Типы сочинений
Приемы формирования коммуникативных УУД Творческий диктант Диктант с продолжением Зрительный диктант Цифровой диктант Лексический диктант Виды диктантов
Профильный дистанционный видеокурс по литературному творчеству
https://nsportal.ru/ap/lk https://vk.com/wall-34443093_53751 Онлайн-сервисы
Содержание Курса
Содержание Курса
Незадания для тренинга
Незадания для тренинга
Видеоуроки по писательскому мастерству
Видеоуроки по писательскому мастерству
Профильная смена центра «Вега»
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык» на примере материала учебника для 4 класса И. Л. Бим, Л. И. Рыжовой «Немецкий язык. Первые шаги»
Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий очень важно добиться, чтобы ученики начальной школы учитывали позицию собеседника, организовывали и осуществляли сотрудничество с ...
Организация работы в разновозрастных группах как один из приемов формирования коммуникативных действий, развития мышления и личности учащихся.
Организация работы в разновозрастных группах как один из приемов формирования коммуникативных действий, развития мышления и личности учащихся...
Мастер-класс "Кооперативное обучение как основа формирования коммуникативных навыков"
Мастер-класс посвящён технологии кооперативного обучения, которое заключается в сотрудничестве учащихся в группе, в соединении всех форм урока и позволяет активизировать работу каждого ученика....
Мастер-класс "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках физики"
Среди наиболее важных и широких умений, которые должны осваивать учащиеся, два непосредственно относятся к сфере коммуникативных действий:...
Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы». Цель мастер – класса: ...