Статья "Мотивация учебной деятельности обучающихся с ОВЗ на уроках истории и обеспечение условий её развития"
статья на тему
Доклад на педагогическом совете, в котором я делюсь опытом работы по мотивации учебной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motivatsiya_uchebnoy_deyatelnosti.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКСОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида г. Меленки
Доклад на педагогическом совете
«Мотивация учебной деятельности обучающихся с ОВЗ на уроках истории и обеспечение условий её развития»
(из опыта работы)
Подготовила
учитель истории I квалификационной категории
Дыльдина Г. Ф.
Мoтивация – общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования, то учебная мотивация – это включение в деятельность учeния, учeбную деятельность.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья не имеют того «стрoительного мaтериала», который необходим для построения ими мотива деятельности. Мотивационные факторы, такие как потребность, связанная с результатом деятельности, наличие умений и навыков, необходимых для успешного ee выполнения, а тaкже эмоционально-чувственная оценка результата деятельности, способствуют построению мотива школьниками. Наличие мотива к обучению является oдним из главных условий успешного протекания учебного процесса и свидетельствует о правильной его организации. Отсутствие мотива к обучению свидетельствует показателем недостатков в организации обучения.
В ситуации учения взаимодействуют два фактора: деятельность учения и личность ученика. Деятельность учения - это процесс организации учения, предмет освоения и учитeль. Личнoсть ученика- это ребенок с его запросами, интересами, потребностями и целями, с которыми он вступает в процесс учения.
Глaвная зaдaчa мoтивaции учeния - такая организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика, способствовала формированию положительной мотивации к обучению.
История в школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально – трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.
Одним из эффективных средств развития мотивации к учебной деятельности является использование на уроках истории дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал разными способами.
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности в усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка.
Историческая игра способствует активизации познавательной деятельности учащихся. Она не только помогает школьникам лучше представить то или иное событие, того или иного конкретного человека или представителя определённого слоя населения, но и вовлекает их в процесс самостоятельного поиска новых знаний, делает учебный процесс разнообразным, способствует развитию воображения, памяти, внимания, расширяет кругозор, возбуждает и поддерживает интерес к истории.
Моральные нормы, о соблюдении которых учитель часто и многократно, но и часто безуспешно напоминает ученикам, незаметно могут вырабатываться в ходе игры. Групповые или коллективные исторические игры всегда ведутся по определённым правилам, в ходе игры учащиеся должны мобилизовать свои знания, обращаться к материалу, умственно и морально обогащать себя. Сознание этого приносит чувство удовлетворения, уверенности в себе.
На уроках истории я использую следующие дидактические игры: 1.«Историческая азбука» - игра, в которой учащиеся подбирают исторические термины на заданную букву. Побеждает тот, кто больше назовёт слов, связанных с изученными историческими событиями.
2. Игра-конкурс «Аукцион знаний» - учащиеся получают опережающие задания, например нарисовать предметы быта, одежды, оружие. Далее учащиеся с аукциона «продают» эти предметы. Покупает тот ученик, кто больше и глубже знает о предмете продажи.
3. «Аукцион имён» - один ученик называет любое историческое лицо. Имена
записываются на доске, комментируются. Другие отгадывают.
4. Игра «Третий лишний» - даны три названия, одно из них лишнее. Объяснить почему. Например: Кирилл – Мефодий – Владимир. Днепр – Почайна – Волхов.
5. Игра «Отгадай героя» - учитель даёт характеристику историческому деятелю, а учащиеся должны назвать имя.
6. Ролевая игра-путешествие «Один день в гостях» - одни учащиеся являются путешественниками, а другие – людьми выбранной эпохи.
Следующим средством развития мотивации к учебной деятельности являются учебные картины и наглядные пособия, специально созданные к темам курса истории. Картины дают представление об исторических событиях, знакомят с предметами быта и памятниками культуры.
На уроке картина используется с различными целями, как исходный источник знания или как зрительная опора в рассказе учителя; как иллюстрирование изложения рассказа или как средство его закрепления. Для раскрытия того или иного процесса демонстрируется сразу несколько картин, например, чтобы показать изменение архитектурных памятников в разные периоды истории.
При работе с картиной учащиеся приобретают умения ее анализировать, извлекать из нее знания, использовать картину в своем рассказе и самостоятельно строить по ней рассказ.
Школьники должны не просто “взглянуть на картинку”, а действительно увидеть, что там изображено, обратить внимание не только на общий план, но и рассмотреть детали, которые часто наиболее важны для исторического анализа.
В игре “Живая картина” необходимость внимательного анализа диктует последующее сценическое творчество, поскольку ученикам дается задание “оживить” какое-либо историческое событие по учебной картине.
Игру “Экскурсия” можно проводить при необходимости внимательного рассмотрения репродукции картины.
Наряду с картинами, на уроках для формирования мотивации к учебной деятельности использую подлинные предметы материальной культуры, репродукции, схемы, таблицы, компакт-диски, технические средства обучения – всё это создаёт образы подлинных исторических памятников и даёт учащимся почувствовать колорит эпохи.
Начиная с 7 класса, у учащихся формирую навыки работы с учебником и исторической картой, которые также необходимы для формирования мотивации к учебной деятельности на уроках истории. В результате работы у учащихся развиваются и корригируются коммуникативные навыки, обогащается словарный запас, речь становится более насыщенной и правильной.
Картографические задачи.
Ученикам 7класса, работающим в парах, предлагается прочитать фрагмент из
русской летописи "Повесть временных лет". Цель работы: выяснить где, по
каким рекам, проходил древний торговый путь восточных славян; выделить
древние географические названия и дать их современные варианты,
формирование навыков самостоятельной работы с картой.
"...Был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра –
волок до Ловати, а по Ловати можно войти в Ильмень, озеро великое. Из того
же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера
впадает в море Варяжское. И по тому морю можно идти до Рима, а от Рима
можно прийти по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно прийти в
Понт-море, в которое впадает Днепр-река. Днепр же вытекает из Оковского
леса и течет на юг. Двина из того же леса течет и идет на север и впадает в
море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает
семьюдесятью рукавами в море Хвалисское. Так из Руси можно идти по
Волге в Болгары и в Хвалиссы, а по Двине - в Варяги, из Варяг до Рима".
Лабораторная работа с документами.
На уроках истории преподаватель часто говорит о необходимости
критического отношения к источнику. Учебник - это тоже
исторический источник, в котором автор вольно или невольно излагает свое
отношение к тем или иным событиям. Поэтому важно научить ребят
использовать в учебном процессе исторические документы, к тому же
учащиеся положительно относятся к источниковедческим заданиям, с
удовольствием ощущая себя исследователями.
Учащимся 9 класса при изучении темы "Февральская революция"
предлагается следующее задание:
· прочитать выдержки из Манифестов об отречении Николая 2 и Михаила
Александровича;
· ответить, после прочтения и сравнения, на вопросы.
Из манифеста об отречении Николая 2:
"В дни великой борьбы с внешним врагом, стремящимся почти три года
поработить нашу родину, Господу Богу угодно было ниспослать России
новое тяжкое испытание. Начавшиеся внутренние народные волнения грозят
бедственно отразиться на дальнейшем ведении упорной войны. Судьба
России, честь геройской нашей армии, благо народа, все будущее дорогого
нашего отечества требуют доведения войны во что бы то ни стало до
победного конца. Жестокий враг напрягает последние силы, и уже близок
час, когда доблестная армия наша совместно со славными нашими
союзниками сможет окончательно сломить врага. В эти решительные дни в
жизни России почли мы долгом совести облегчить народу нашему тесное
единение и сплочение всех сил народных для скорейшего достижения
победы и, в согласии с Государственной думой, признали мы за благо
отречься от Престола Государства Российского и сложить с Себя верховную
власть. Не желая расстаться с любимым сыном нашим, мы передаем
наследие Наше Брату Нашему великому князю Михаилу Александровичу и
благословляем на вступление на Престол Государства Российского.
Заповедуем Брату Нашему править делами государственными в полном и
ненарушимом единении с представителями народа в законодательных
учреждениях, на тех началах, кои будут ими установлены, принеся в этом
ненарушимую присягу...
Псков. 2 марта 15 ч. 5 мин. 1917 г. Николай".
Манифест об отречении Михаила:
"Тяжкое бремя возложено на Меня волею Брата Моего, передавшего Мне
Императорский Всероссийский престол в годину беспримерной войны и
волнений народных.
Одушевленный одной со всем народом мыслью, что выше всего благо
Родины нашей, принял Я твердое решение в том лишь случае воспринять
Верховную власть, если такова будет воля великого народа нашего, которому
надлежит всеобщим голосованием, через представителей своих в
Учредительном собрании, установить образ правления и новые основные
законы Государства Российского.
Посему, призывая благословение Божье, прошу всех граждан державы
Российской подчиниться Временному правительству, по почину
Государственной Думы возникшему и облеченному всею полнотою власти,
впредь до того, как созванное в возможно кратчайший срок, на основе
всеобщего, прямого, равного и тайного голосования, Учредительное
собрание своим решением об образе правления выразит волю народа.
Михаил. 3/3. 1917. Петроград".
Вопросы и задания к документам:
1. Как объясняет Манифест главные мотивы отречения Николая 2? Какой
"завет" дает Николай 2 своему брату?
2. С каким чувством воспринимал происходящие события Николай 2? Когда,
по вашему мнению, он потерял реальную возможность изменить ситуацию?
3. Как вы думаете, каковы были мотивы отречения от престола Михаила?
Что означают слова Милюкова: "Россия потеряет свою ось"? Согласны ли вы
с ним?
В результате, учащиеся подводят один из политических итогов Февраля:
отречение царя; ликвидация монархии в России.
Также на уроках для активизации познавательной деятельности использую проблемные вопросы и проблемные ситуации. Их стараюсь задавать при закреплении, систематизации, расширении материала. Для ответа на поставленные вопросы учащимся необходимо к собственному опыту, актуализировать имеющиеся знания. Например, предлагаю ответить на ряд проблемных вопросов при проверке знаний по теме «Древняя Русь».
1. Почему люди в древности писали на бересте?
2. Почему кузнецы и гончары пользовались особым уважением у соплеменников?
3. Сколько времени прошло с начала нападения на Русь монголо-татар?
Кроме этого, использую дифференцированные задания по карточкам. При этом учащиеся работают самостоятельно. Ребята, которые испытывают трудности в овладении материалом, при выполнении задания могут использовать учебник.
Традиционным для активизации познавательной деятельности стало использование таких методов проверки знаний как тестирование и программированные опросы, так как данный вид контроля имеет ряд преимуществ. Он позволяет экономить на уроке время, быстро устанавливать обратную связь с отвечающими и обсуждать результаты работы, сосредотачивать внимание на пробелах в знаниях и вносить в них коррективы, определять перспективы дальнейшего продвижения в учении, дает возможность систематически контролировать знания большого числа учащихся на уроке и формировать у них установку на неизбежность проверки, дисциплинирует их, приучает постоянно готовиться к урокам. Кроме всего этого формирует познавательную активность. Учащимся предлагается задание или вопрос и несколько вариантов ответа. Варианты ответа обозначены либо буквами, либо цифрами. В заданиях с выбором ответа, наряду с правильными, предлагаются ответы, различающиеся по смыслу. В противном случае ученикам будет трудно выбрать правильный ответ.
Программированные задания.
1. Что такое история?
а) наука о прошлом человечества
б) наука о математических знаниях
в) наука о современной жизни населения России
2. Чем занимаются историки?
а) наблюдают за звездами
б) изучают исторические документы, предметы быта
в) работают в книжном магазине
Для закрепления и проверки знаний исторических понятий учащимися
включаю исторические термины в кроссворды, ребусы, анаграммы, тем
самым ,формируя исторические понятия у обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья.
Таким образом, все наглядные и дидактические материалы, используемые
на уроках, имеют большое коррекционное воздействие на учащихся с
ограниченными возможностями здоровья и являются эффективными
методами формирования положительной мотивации к учебной деятельности
на уроках истории Отечества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самостоятельная учебная деятельность обучающихся на уроках биологии, как ресурс их развития
В данной статье отражены методические аспекты моей работы над темой "Самостоятельная учебная деятельность обучающихся на уроках биологии, как ресурс их развития"...
Способы активизации учебной деятельности через разнообразные формы проведения уроков и использование приемов компьютерной техники адаптированной к условиям коррекционного обучения
Эффективность урока - это его результативность.Для достижения эффективности поставленных целей применяют традиционные формы проведения уроков и нетрадиционные формы проведения уроков....
Способы активизации учебной деятельности через разнообразные формы проведения уроков и использование приемов компьютерной техники адаптированной к условиям коррекционного обучения
Эффективность урока - это его результативность. Для достижения эффективности поставленных целей применяют традиционные формы проведения уроков и нетрадиционные формы проведения уроков....
«Использование учебно-познавательных задач как средства мотивации к учебной деятельности обучающихся на уроках технологии»
«Использование учебно-познавательных задач как средства мотивации к учебной деятельности обучающихся на уроках технологии»...
статья "Развитие мотивации учебной деятельности обучающихся на уроках географии"
Сегодня перед каждым учителем, какой бы предмет он ни преподавал, поставлены задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности. А для нынешнего времени важно понять, что, вооруж...
«Использование современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания как средства развития познавательной активности учащихся и создания условий для их самореализации»
Программа по самообразованию...
«Модель учебно-исследовательской деятельности обучающихся. Методика организации краткосрочных и долгосрочных проектов в условиях образовательных учреждений»
laquo;Модель учебно-исследовательской деятельности обучающихся. Методика организации краткосрочных и долгосрочных проектов в условиях образовательных учреждений» Предложенная методик...