Использование метода проектной деятельности на уроках истории и обществознания как средство развития учебных компетенций
материал по истории

Изучить материалы научно-методической литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proek_deyat.docx22.04 КБ

Предварительный просмотр:

Использование метода проектной деятельности на уроках истории и обществознания как средство развития учебных компетенций

Подготовила: Макеева М.В.

Актуальность опыта:

Соответствует современной государственной образовательной политике, нацелен на личностно- ориентированное деятельностное обучение, способствует реализации нового образовательного стандарта

Целью педагогического поиска новизны стал поиск деятельностных технологий, применяемых на уроках истории. Для достижения данной цели решались следующие

 Задачи:

- изучить материалы научно-методической литературы;

- выявить степень обученности   учащихся проектной деятельности;

- апробировать методику работы над проектом в условиях среднего и старшего звена;

Было выявлено, что состояние уровня обученности школьников проектной деятельности неоптимальной.

 Результаты опроса:

Неумение ставить цели – 70 %, трудности в планировании своей деятельности – 62 %, неумение самостоятельно работать – 63 %.

 Все это свидетельствовало о необходимости внедрения проектного метода в обучении, так как данная технология учит размышлять, прогнозировать, формирует адекватную самооценку.

Новизна:

Проектная деятельность позволяет дополнить традиционную классно - урочную систему как новая технология обучения, более тесно связанная с жизнью, практикой, стимулирует учеников самостоятельно познать окружающий мир, самореализоваться в разнообразной учебной и практической деятельности.

Теоретическая база опыта

Опыт основывается на идеях, изложенных в работах:

Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательных технологий. М.: Народное образование, 2013.

 Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2013 -№ 4.- с.6

Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2014

И на идеях Концепции модернизации российского образования.

«Скажи мне - и я забуду.

Покажи мне - и я запомню

. Вовлеки меня - и я научусь»

(китайская пословица)

Это созвучно с принципами современной школы. Всегда, начиная с самых древнейших времён, школа была призвана воспитать человека так, чтобы он мог жить в обществе, стал удачливым и востребованным в нём.

В настоящее время, метод проекта, возникшее более ста лет назад, переживает второе рождение. Большинство авторов, дающих определение проекта, выделяют ряд характерных особенностей этого метода обучения. Прежде всего, это наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы и которая должна иметь личностно значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения.

 Сущность данного типа технологии заключается в личностно- ориентированном обучении, предлагающем развитие личности, способной самостоятельно добывать информациюпринимать нестандартные пути решения. Выделяют пять типов проектов.

 

1. Практико-ориентированный. Цель – решение практических задач, поставленных заказчиком. Проектным продуктом могут стать учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации и т.п. Такой продукт имеет реальные потребительские свойства – он способен удовлетворить насущную потребность конкретного заказчика, класса, школы, группы лиц и т.д.

2. Исследовательский. Цель – доказательство или опровержение какой-либо гипотезы. Проект выполняется по аналогии с научным исследованием: обязательное обоснование актуальности исследуемой проблемы, выдвижение гипотезы, осуществление эксперимента, проверка различных версий, анализ, обобщение и обнародование результатов. Проектным продуктом в данном случае является результат исследования, оформленный установленным способом.

3. Информационный. Цель – сбор информации о каком-либо объекте или явлении для представления ее заказчику и дальнейшего использования по его усмотрению. Проектным продуктом могут стать оформленные оговоренным с заказчиком способом статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу и т.п. Результаты информационных проектов могут быть использованы в качестве дидактического материала к урокам, опубликованы в школьной газете или выложены в Интернете.

4. Творческий. Цель – привлечение интереса публики к конкретной проблеме. Данный проект характеризуется свободным, творческим подходом к трактовке проблемы, ходу работы и презентации результатов, которыми могут стать литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

5. Игровой или ролевой. Цель – предоставление публике возможности участия в решении конкретной проблемы. Проектным продуктом, как правило, является мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и т.п.). При этом автор проекта выступает в какой-либо роли (организатор действия, ведущий, режиссер-постановщик, судья, литературный персонаж).

 

   Изучив материалы научно-методической литературы, в своей деятельности использую рекомендованную А.И. Савенковым систему тренинговых занятий, позволяющих учащимся выявлять (лучше в игровой форме) проблемы, наблюдать, классифицировать

Технология проектной деятельности учащихся на уроках истории создает широкие возможности для развития многих компонентов личности; опыт творческой деятельности, рационального стиля мышления, эмоционального, теоретического и практического познания мира.

Данный вид деятельности требует от учителя особой подготовки школьников, разъяснения им заданий, способов их выполнения, требований к оформлению результатов. Как правило, на выполнение задания, т. е на составление проекта дается большой отрезок времени (месяц, неделя.) Составляется план работы, подбираются источники информации. Работа ведется не только индивидуально, но целесообразно давать задания малым группам, в которых объединены усилия нескольких учащихся. Поэтому выделяют в работе над проектами шесть стадий.

- подготовка (формулирование темы, целей проекта)

- планирование (определение источников информации, формы отчета, распределение обязанностей в группе)

- исследование (сбор информации, чтение, выделение необходимого материала. )

- оформление результатов и выводов

- представление или отчет

- оценка результатов  

 Метод проектной деятельности имеет свои особенности. Так на первом этапе, этапе подготовки велика роль учителя. На этапе подготовки и планирования, учащиеся работают совместно с учителем (формулировка темы, основные направления деятельности, формы отчета. Здесь роль учителя велика, учитель помогает, консультирует, мотивирует) Работа на этапе исследования, оформления результатов и выводов, выполняется учащимися самостоятельно. Результаты проектной деятельности обсуждаются, как правило, на специально отведенных для этого уроках, типа диспутов, обобщающих уроках в конце темы.

Описание опыта

В своей педагогической деятельности я использую различные разновидности проектной технологии. Мои ученики осваивают проектную деятельность постепенно, от простых микропроектор (альбомов, коллажей, настенных плакатов). Проекты это одна из наиболее удачных форм освоения предмета, стимулирующая речемыслительную деятельность учеников, вызывающая живой интерес и здоровый азарт.

Изложу свой опыт применения технологии проектной деятельности при изучении темы «Школа» по обществознанию в 6 классе. Вначале повторяем технологию выполнения проектов, затем начинается реальная работа учащихся, общение со мной -  учителем и между собой. На первом этапе работы над проектом совместно с учениками выясняем какие проблемы школьной жизни волнуют учеников. Общей задачей стало создание проекта школы, в которой всем ребятам хотелось бы учиться. В работе над проектом класс разделен на три группы, каждая из которой разрабатывала свою тему.

1 группа - " Школа моей мечты",

 2 группа "Моя школа в конце 21 века»

3 группа – «Школьные предметы будущего»

  Части проекта (его план) обсуждались в группах Планирование представляет определенную трудность для многих учащихся – требуется серьезная помощь учителя, важно только не начать планировать работу вместо ребенка: это может привести к тому, что у него возникнет ощущение, что ему предстоит реализация чужого плана, поэтому он не отвечает за работу. Надо лишь показать алгоритм планирования.

Задайте своему ученику следующие вопросы:

Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта? – Ответ на этот вопрос поможет разбить весь путь от исходной проблемы до цели проекта на отдельные этапы и определить задачи.

Как ты будешь решать эти задачи? – Определение способов работы на каждом этапе.

Когда ты будешь это делать? – Определение сроков работы.

Что у тебя уже есть для выполнения предстоящей работы, что ты уже умеешь делать? – Выявление имеющихся ресурсов.

Чего у тебя пока нет, чего ты еще не умеешь делать? – Выявление недостающих ресурсов.

Последовательно отвечая на эти вопросы, ученик сможет разработать план своего проекта.

. На этапе сбора информации и описании будущего своего выступления ребята работали самостоятельною.  Для меня как учителю было сложным организовывать работу групп в нужном направлении, так как фантазии ребят неисчерпаемы.  В ходе работы ребята спорили, доказывали друг другу свои виденья данного вопроса. Так шло формирование навыков общения между детьми и между детьми и мной, учителем Результатом работы стало выступление групп, ребята нарисовали плакаты с дизайном новой школы, школьного двора, и электронного расписания. И все три группы пришли к выводу, что школа как центр знаний останется и в будущем, но измениться в лучшую сторону 

Понимая, что жизнь требует применения современных информационных технологий, использования компьютеров на уроках, видя желание, интерес, инициативу учащихся, я ввела в проектную деятельность учащихся информационные технологии. Я сейчас не могу

представить свою работу без использования компьютера. Все мои учащиеся старших классов выполняют проектные задания, слайдовые презентации на электронных носителях. Презентация помогает проиллюстрировать любое выступление. Проект на основе информационных технологий многогранен, эффективен, перспективен, неисчерпаем.  И именно такой интересной была работа над проектом: “Самое лучшее место на земле», целью проекта стало составление фоторепортажа о родном селе и конечной коллективной работой стала – составление презентации. Работа над данным проектом была наполнена дополнительным смыслом для ребят, так как презентация как результат работы учащихся была использована ансамблем «Сударушка» на отчетном концерте Дома Культуры села Пайгарма. Зная, что работа учащихся будет востребована, они более серьезно отнеслись к такому заданию.

  (см.  Приложении 1).

Хочу поделиться еще с одним проектом над которой работали учащиеся 6 класса по истории – «Жизнь средневекового рыцаря» Знакомство с темой проекта происходило на уроке истории

"В рыцарском замке. Жизнь средневековых рыцарей"

 Цель проекта:

1) Узнать историю происхождения рыцарей;

2) Изучить особенности образа жизни, занятий и воспитания рыцарей;

3) Построить подобие рыцарского замка;

4) Обобщить полученные знания и принять участие в рыцарском турнире.

Класс заранее поделили на 4 группы, каждая группа выбирала своего капитана.

 Формирование 4-х групп участников проекта        

«История происхождения рыцарей»;

«Снаряжение рыцаря»;

«Воспитание рыцаря»;

«Развлечения рыцаря»

. Основная поисковая работа велась во внеурочное время, но и на уроках отводилось 10 минут, чтобы потрудится над проектом.  Свое выступление, форму презентации и оформления результатов своей проектной деятельности выбирали сами ребята. Не только я как учитель оказывала посильную помощь ребятам, но и помощь оказывали родители, школьный библиотекарь, старшеклассники (составлении слайдовых презентаций, так как шестиклассники еще испытывают затруднения в составлении презентации). Следующий этап был самым интересным для ребят- этап творческого проектирования – изготовление макетов средневековых замков из подручных материалов. Каждая группа держала в секрете свои наработки, фантазии.  По-новому раскрылись в изготовлении макетов слабые ученики, трудные в общении дети. Каждый капитаны группы представляли легенду своего замка.  На защиту проекта были приглашены учителя школы, родители.                      

 За годы работы нами опробованы разные виды проектов по истории: практико-ориентированные, исследовательские, информационные, творческие, ролевые; по продолжительности - мини-проекты, краткосрочные: по количеству участников - индивидуальные и групповые: по форме продукта - газета, буклет, брошюра, сценарий, словарь, сборник сочинений, доклад, реферат, рукописная книга, фотоальбом, плакат, настенный плакат, викторина, мультимедийный продукт (слайдовая презентация) и т.д.

Сложным и объёмным является работа над практико-ориентированным и исследовательским проектом. Так в школе несколько лет подряд старшеклассники участвуют в различных муниципальных и республиканских конкурсах.

В работе над различными проектами хорошо помогает созданная мною поисковая (историко- краеведческая) группа «Патриот» 2014 год. Материалы, собранные группой

служат основой для научно-исследовательских работ, которые представляются на практических конференциях различного уровня.

Приложение2

Что приобрели учащиеся при выполнении проектно-исследовательских работ? Прежде всего, навыки различных видов деятельности. Каждый что-то обдумывал, предлагал, работал с дополнительной литературой, т.е. мыслительная деятельность. Была и коммуникативная деятельность – все делились своими мыслями, идеями, брали интервью, задавали вопросы медикам, учителям-предметникам, библиотекарям. Была и практическая работа. Работа по выполнению проектов была групповой, такая организация подразумевала распределение ролей, выполнение работы каждым учеником и объединение усилий каждого в единый результат.

 Организация такой формы познавательной деятельности даёт ученику возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха, реализовать себя в иных, не учебных сферах деятельности, что чрезвычайно важно для любого ребенка, а особенно для детей, неуверенных в себе, испытывающих трудности в освоении школьных дисциплин.

Результаты опыта

Регулярное участие в олимпиадах по предмету муниципального и республиканского уровня, а также получение призовых мест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование кейс – технологии на уроках истории и обществознания как средство формирования ключевых компетенций обучающихся

Последние исследования педагогов и психологов показывают, что успех в информационном обществе доступен только тем учащимся, которые смогут применять свои знания  в  незнак...

Использование кейс –технологии на уроках истории и права как средство развития учебных и социальных компетенций

Сущность кейс – технологии -  изучение общих закономерностей на примере анализа конкретных случаев. Название технологии  произошло  от английского «case» - казус, запутанный или необычн...

Тесты на уроках истории и обществознания, как средство развития учебно-интеллектуальных умений учащихся

Данный материал был представлен в качестве темы самообразования на 3 региональной научно-практической конференции "Реализация инновационной политики в Тюменской области" 13 декабря 2013 года в городе ...

Презентация "Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетенции учащихся"

Презентация к выступлению на мунииципальной научно-практической конференции педагогов в марте 2017г....

Использование кейс - технологий на уроках истории и обществознания как средство развития учебных и социальных компетентностей

В своем выступлении рассказываю о применении кейс-технологии на уроках истории и обществознания, что способствует развитию учебных и социальных компетенций. Демонстрирую педагогические приемы из собст...