Мотивация учебной деятельности обучающихся с ОВЗ и обеспечение условий для ее реализации
статья
Основная цель, стоящая сегодня перед школой, – создание условий для самовыражения, саморазвития и самоопределения каждого учащегося. Одним из условий является организация деятельности школьника, деятельность же невозможна без мотива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_pedsovet_2022.docx | 20.37 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЖУКОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
БЕЛЕВСКОГО РАЙОНА ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Доклад по теме:
Мотивация учебной деятельности обучающихся с ОВЗ и обеспечение условий для ее реализации
Подготовила
А.В. Максимова
2023г.
Основная цель, стоящая сегодня перед школой, – создание условий для самовыражения, саморазвития и самоопределения каждого учащегося. Одним из условий является организация деятельности школьника, деятельность же невозможна без мотива.
Однако в последнее время всё чаще учителя, специалисты, родители отмечают снижение школьной мотивации, нежелание учиться, низкий уровень знаний. Решение данного вопроса является важнейшим при рассмотрении проблемы обучения школьников.
Учебная деятельность имеет определённую структуру:
1) мотивы учения;
2) учебные задачи;
3) учебные действия;
4) контроль;
5) оценка.
Для полноценного формирования учебной деятельности требуется овладение всеми её компонентами в равной мере. Их недостаточное освоение может служить источником школьных трудностей.
Мотив – это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта, а мотивация – побуждение, вызывающее активность организма и определяющее её направленность.
Существуют две большие группы мотивов учения:
1. Познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом её выполнения.
2. Социальные мотивы – это мотивы долга и ответственности перед другими людьми, мотивы самоопределения и самосовершенствования, это мотивы благополучия и престижа. К социальным относятся и отрицательные мотивы – это избегание неприятностей, которые могут возникнуть со стороны учителей, родителей, одноклассников, если школьник не будет хорошо учиться.
Учебная мотивация детей с ОВЗ снижена прежде всего из-за состояния здоровья. Серьезные заболевания, частые пропуски занятий по причине болезни, безусловно, влияют на процесс обучения и усвоения учебного материала. Кроме того, трудности при работе с обучающимися с ОВЗ обусловлены противоречиями между повышением требований к качеству образования и медицинскими ограничениями в обучении, связанными с уменьшением нормативной учебной нагрузки. В этих сложных условиях основной задачей является специально организованная комплексная работа школы и обеспечение методического, дидактического и психологического сопровождения процесса обучения.
Цель исследования, которое я провела среди учащихся 5-8 классов нашей школы, – выявление уровня учебной мотивации и рекомендации по развитию мотивационной деятельности.
Беседы с детьми показали, что побудительной силой учения являются как социальные, так и познавательные мотивы. На вопрос, для чего они учатся, одни учащиеся ответили: «Чтобы много знать», «Быть образованным и умным», «В дальнейшем получить хорошую работу». А другие: «Просто так», «Потому что так надо», «Не знаю», «Потому что все учатся», «Родители заставляют», «А что ещё другое может быть?».
Наиболее интересным способом определения уровня школьной мотивации, на наш взгляд, является рисование. Учащимся предлагается выполнить рисунки на тему «Что мне нравится в школе». Несоответствие рисунков теме указывает на мотивационную незрелость, отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов. При соответствии рисунков заданной теме учитывается их сюжет: учебные ситуации свидетельствуют о высокой школьной мотивации – 30 баллов, положительное отношение к школе по внешней мотивации – 20 баллов, положительное отношение к школе, но с преобладанием другой мотивации (игра, общение и др.) – 10 баллов.
Я попросила учащихся 6-7 коррекционных классов выполнить рисунки на эту тему и получили следующие результаты: 30 баллов – от 20% до 48% , что свидетельствует о недостаточном количестве детей с высокой школьной мотивацией.
Особо настораживает следующий факт: у некоторых учащихся отмечается отрицательное отношение к учебной деятельности. Такие школьники не хотят учиться, говорят, что учиться надоело, учиться неинтересно, школу они не любят или даже ненавидят.
Кроме того, учащимся предлагалось ответить на вопрос «Что ты мог бы предложить, чтобы учиться стало интереснее?». Ответы были оригинальными и поучительными. Так, учащиеся предлагают на уроках больше использовать компьютерной техники и наглядности: фильмов, пособий, проведения опытов, экспериментов; хотят слушать интересные, понятные рассказы учителей и получать меньше домашних заданий.
Причины снижения учебной мотивации:
1. Несформированность учебной деятельности школьника.
2. Низкий уровень знаний учащегося.
3. Умственное развитие ученика, задержка в развитии.
4. Непонимание школьником цели учения.
5. Несложившиеся отношения с классом.
6. Неправильный отбор педагогом содержания учебного материала, вызывающего перегрузку учащихся.
7. Невладение учителем современными методами обучения.
8. Особенности личности учителя, неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействия школьников друг с другом.
9. Страх у учащихся перед школой.
10. Отсутствие поддержки со стороны родителей.
11. Отношение ученика к учителю.
Ребёнок должен чувствовать радость познания. Для этого ему необходимо приобрести умение учиться, научиться дружить, обрести уверенность в своих способностях и возможностях. А для детей с ограниченными возможностями здоровья особенно важен уровень достижений, ситуация успешности, условия, при которых повышается заинтересованность в получении знаний.
В результате проведённого исследования было выявлено, что большое значение в формировании положительного отношения школьника к учению имеет личная симпатия к педагогу. Поэтому учителю необходимо знать динамику развития мотивов и следить за тем, чтобы внешние положительные мотивы со временем не перешли во внешние отрицательные. При правильно поставленном обучении интерес к учителю перерастает в интерес к учебному предмету и позже к науке, которую он представляет.
Кроме того, известно, что использование компьютера в учебном процессе способствует развитию познавательных интересов школьников, активизирует их речемыслительную деятельность и позволяет в увлекательной творческой форме продуктивно решать задачи урока. Одним из главных аргументов в пользу применения ИКТ на занятиях является реальная возможность индивидуализация обучения, что позволяет каждому ребёнку развиваться в соответствии с его способностями и особенностями.
Таким образом, с целью формирования полноценной учебной мотивации у школьников с ограниченными возможностями здоровья необходима целенаправленная, специально организованная работа.
На своих уроках для повышения учебной мотивации я применяю:
- дидактические игры (сюжетные, ролевые, пр.);
- наглядность;
- творческие работы по разным темам;
- участие в конкурсах;
- поощрение
- научно-исследовательская деятельность;
- проектная деятельность учащихся;
- внеклассные мероприятия;
- индивидуализация (учёт не только способностей, но и интересов);
- дифференциация (разноуровневые задания).
Вопросы формирования и развития школьной мотивации являются важнейшими при рассмотрении проблемы обучения и воспитания детей. Эти вопросы можно решить только в ходе включения школьников в активные виды деятельности и социальных взаимодействий. Сформированность мотивации является важным качественным показателем эффективности учебно-воспитательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы по теме "Мотивация учебной деятельности обучающихся на уроках русского языка"
Представлен самоанализ работы по теме "Повышение мотивации учебной деятельности обучающихся на уроках русского языка"...
Мотивация учебной деятельности учащихся на уроке и создание условий для ее реализации
Презентация исследований по данной теме представлена на педсовете.Задачи:1.Исследовать особенности мотивации учебной деятельности учащихся начального, среднего и старшего звена школы как фактора...
Презентация «Мотивация учебной деятельности обучающихся"
Презентация «Мотивация учебной деятельности обучающихся и обеспечение условий для её развития» была показана в рамках Единого методического дня. Вк...
Статья "Мотивация учебной деятельности обучающихся с ОВЗ на уроках истории и обеспечение условий её развития"
Доклад на педагогическом совете, в котором я делюсь опытом работы по мотивации учебной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках истории....
Формирование мотивации учебной деятельности на уроках английского языка в условиях ФГОC.
В данном материале учитель делится опытом работы по формированию мотивации учебной деятельности на своих уроках...
Мотивация деятельности обучающихся на уроках и создание условий для её реализации
Мастер-класс а тему "Мотивация деятельности обучающихся на уроках и создание условий для её реализации " с презентацией...
"Мотивация деятельности обучающихся на уроке и создание условий для ее реализации"
Не секрет, что сегодня общеобразовательная школа все чаще сталкивается с проблемой снижения учебной мотивацией и отсутствием познавательной активности учащихся. Проб...