Методическая разработка открытого урока «Образно-ассоциативный подход к музыкальному материалу»
методическая разработка на тему

Павлова Татьяна  Викторовна

Урок разработан для детей младшего школьного возраста, занимающихся в вокальных студиях.  Цель занятия: Работа над развитием образных ассоциаций,  представлений в вокальных упражнениях и музыкальном произведении с начинающими вокалистами. Задача музыканта-исполнителя воссоздать смысл произведения, заложенный авторами произведения  и символически отражённый в нотном и литературном тексте. Дети с самых ранних этапов обучения должны быть вовлечены в увлекательнейший процесс расшифровки авторского замысла.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

Дом детского творчества  «СОЮЗ»

Выборгского района Санкт-Петербурга

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО УРОКА

Педагога дополнительного образования Павловой Т.В.

Тема:

«Образно-ассоциативный подход к музыкальному материалу»

г. Санкт-Петербург

2014 год


Пояснительная записка

        Одна из центральных ролей в формировании эмоциональной сферы детей принадлежит искусству как явлению эмоциональному – образному по самой своей природе. К музыке это относится в наибольшей степени, поскольку, по определению современного музыкознания «музыка – модель человеческих эмоций» (В.В. Медушевский).

Композитор им исполнитель – два неразрывных звена существования музыкального произведения. Задача музыканта-исполнителя воссоздать смысл произведения, заложенный авторами произведения  и символически отражённый в нотном и литературном тексте. Дети с самых ранних этапов обучения должны быть вовлечены в увлекательнейший процесс расшифровки авторского замысла.

Актуальность темы занятия заключается в том, что образно-ассоциативный подход позволяет выявлять:

  • степень развитости образных представлений, фантазии, воображения, мышления в рамках художественных задач, образного слышания, видения.
  • дает возможность судить о направленности музыкально-жизненных ассоциаций, степени их соответствия музыкально-жизненному содержанию.
  • особое «чувство музыки», уровень восприятия детьми музыки, вокального искусства;
  • степень сопричастности детей к содержанию музыки, песни, к стоящим за этим содержанием жизненным явлениям, породившим, на взгляд ребенка, именно такое музыкально-смысловое содержание.

Для эффективности организации образовательного процесса на занятии необходимо придерживается следующих условий:

  • музыкально-художественная деятельность (фантазия, воображение, интуиция, восприятие музыки как духовный акт) должна осуществляться как художественная по содержанию и учебная по форме;
  • отбор для усвоения тех ценностей музыкальной культуры, которые позволяют провести параллели с общечеловеческими ценностями (проблематизация содержания - выведение детского мышления на уровень рассмотрения любого, даже самого незначительного, малого музыкально-художественного явления с позиций общечеловеческих ценностей);
  • вовлечение детей не только в воспроизводящую, но и творчески-активную деятельность, дающую возможность самовыразиться;
  • использование только положительной мотивации детей на осознанное овладение системой знаний и умений, стимулирование интереса и активности учащихся;
  • психологические условия: акцент на творчество, инициативу, установка на рефлексию.

Цель занятия: Работа над развитием образных ассоциаций,  представлений в вокальных упражнениях и музыкальном произведении с начинающим вокалистом.

Задачи:

Образовательные:

  • Учить создавать образные связи вокальных упражнений с жизнью;
  • учить выразительному, осмысленному исполнению песни;
  • познакомить с понятиями: «ассоциация», «музыкальный образ»;
  • закрепить и углубить понятия: «добро».

Развивающие:

  • Развивать внимание, воображение, музыкальную память;
  • развивать эмоциональную сферу детей;
  • развивать творческую активность в поисках певческой интонации;
  • развивать мотивацию к музыкальной деятельности;
  • развивать коммуникативные навыки детей.

Воспитательные:

  • Воспитывать доброту и доброжелательность, уважение друг к другу;
  • совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения;
  • воспитание осознанного подхода к обучению.

Методы обучения:

*наглядный (слуховой и зрительный);

* словесный (рассказ, объяснение, диалог);

* иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальный показ учителем и воспроизведение услышанного учеником).

*эмпирический метод (метод практического, опытного поиска понятных для ребенка слов, определений для описания вокальных приемов).

Методические приёмы:

*творческие задания и вопросы, побуждающие мыслительную деятельность;

* побуждение к самоконтролю;

*поощрение (с целью стимуляции их интереса к занятиям) как способ вызвать положительные эмоции.

 Современные образовательные технологии:

  • Технология развивающего обучения;
  • Здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, вокалотерапия);
  • Игровые технологии: познавательные, развивающие, коммуникативные.

Вид занятия: комбинированное занятие.

Возраст детей: 8 лет.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Средства обучения:

Наглядные пособия: тексты песни «Если добрый ты»,  опорные листы с домашним заданием «Добро», карточки «рефлесии».

Оборудование: фортепиано, стулья.

План занятия:

1. Организационный момент.                                                                             2 мин.

2. Объяснение темы занятия «Ассоциации»                                                     3 мин.                                    

3. Певческая осанка                                                                                             1 мин.

4. Дыхательные упражнения                                                                              4 мин.                            

5. Артикуляционная гимнастика                                                                        2 мин.

6. Распевание                                                                                                       10 мин.

7. Объяснение темы занятия «Музыкальный образ»                                       2 мин.                                                                                  

8. Работа над песней «Если добрый ты»                                                           12 мин.

9. Совместная работа «Выбери слова»                                                              3 мин.

10. Игра «Доскажи словечко»                                                                            1 мин.  

11. Исполнение песни                                                                                         2 мин.

12. Подведение итогов, рефлексия                                                                    3 мин.                                                                        

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Мне бы хотелось, чтобы  сегодня на занятии вы не только совершенствовали вокальные способности, но и ушли с хорошими впечатлениями, открытиями и приобретенными знаниями. 

2. Объяснение темы.

Сегодня мы попробуем себя в роли музыкантов-исполнителей. Мы будем исполнять музыку создавая образы-персонажи, пользуясь нашими ассоциациями.

Ассоциация - связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое, по сходству.

 3. Певческая осанка.

Исходное положение  - устойчивое положение ног.

  • «Вешалка» (2раза)
  • Круговое движение плечами  (поочерёдное и одновременное)                 

4. Дыхательные упражнения.

1.Упражнение на тренировку брюшного пресса: активные движения передней стенки живота. Необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, не напрягались мышцы шеи.

2. Надуй шарик. «Надувая шарик» широко развести руки в стороны и сделать глубокий вдох, затем медленно сводить руки, соединяя ладони перед грудью и выдувая воздух – «ссс». Для правильного вдоха рекомендуются сравнения: «Вдохни так, чтобы воздух дошел до пояса», «вдохни глубоко, с удовольствием, как будто нюхаешь душистый красивый цветок». Взяв дыхание, не следует сразу выдыхать воздух. Необходима небольшая задержка дыхания, затем очень экономный, продолжительный выдох.

3. «Собачка «Ав!»

4. Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой (упр. №1-2)

5. Артикуляционные упражнения.

Упражнения из системы В. Емельянова

6. Распевание.

 Цель: Подготовить певческий аппарат к процессу фонации.

1. Пение закрытым ртом (распевание начинаем на примарных тонах)

 задача: разогреть связки на естественном певческом тоне.

 

2. Открытый рот, закрытый звук (губы разомкнуты, нижняя челюсть тяжелая)

задача: ощутить округлость мягкого неба, зевок.

3. И-Э-А-О-У (исполняется стоя или в наклоне, на 1 ноте, по полутонам вверх)

задача: добиться однохарактерности звучания гласных звуков, сохранить тембральную окраску для всех гласных, включить в работу резонаторные полости.

4. Ми-Мэ-Ма-Мо-Му-Мы  (каждый слог произносится 5 раз, в быстром темпе,  избегая чрезмерной артикуляции)

задача: закрепить систему певческого дыхания, развивать резонаторы.

5. Упражнение на работу кончика языка (б.2 на звук «р»)

задача: активизировать артикуляционный аппарат, развивать диапазон голоса.

6.  вниз по звукам Т53 + поступенное движение вниз от 5 ступени к 1 (трель губами).

задача:  активизировать артикуляционный аппарат, равномерно распределять выдох, развивать диапазон голоса.

7.  Песенка-попевка «Рыжик»

задача: стремиться к «ясности» и «полетности» звука, развивать диапазон голоса.

8. Игра «телефонная линия»

задача: развивать музыкальный слух и музыкальную память.

Овладение техникой вокального искусства требует многолетней работы, поэтому на данном уроке проводится планомерная работа над формированием вокальных навыков, не предполагающая мгновенного результата.

Переходим к нашей замечательной песне «Если добрый ты».

7. Объяснение темы.

Педагог:

Для того, чтобы спеть что-либо, выразительно и увлекательно мало выучить текст, мелодию и ритм и старательно исполнять выученное. Чтобы увлечь слушателя надо очень ясно понимать смысл песни, что ты хочешь донести до слушателя, и как музыкальные средства помогают сделать песню выразительной, «достучаться» до чувств слушателя, вызвать в них эмоциональный отклик.

Необходимо ясно представить себе музыкальный  образ песни.

-А что же такое музыкальный образ?

Музыкальнй образ - это жизненный смысл произведения это воплощённый в звуковой форме.

Пение тогда слушается хорошо, когда много красок, оттенков и когда каждое слово поется со смыслом. Чтобы создать музыкальный образ,  надо призвать на помощь воображение, фантазию.

8. Работа над песней «Если добрый ты»

Цель: Формирование и закрепление вокальных навыков в процессе разучивания музыкального произведения.

Задача: добиться осмысления художественного образа, правильной фразировки.

Наша песня называется «Если добрый ты»

- А как вы понимаете слово «Добро»?

Дети отвечают.

Педагог:

- Сергей Ожегов дал такое определение этому слову:  

«Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок», а «доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

9. Совместная работа.  Выбери слова, относящиеся к понятию «добро»:

 обман, помощь,  умение говорить правду,  хвастовство,  ложь, трудолюбие, хвастливость,  жестокость, скромность, совесть, трусость, зависть, жадность, честность, болтливость, хитрость, справедливость.

Приведите свои примеры:

добро

Педагог:

- Первый шаг к доброте – это доброе слово. Мне хотелось бы проверить, какие добрые слова вы знаете.

10. Игра «Доскажи словечко» (фронтальная работа, ответы хором)

- Растает даже ледяная глыба
От слова теплого… (спасибо)
- Зазеленеет старый пень,
Когда услышит…(добрый день)
- Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь… (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим… (извините, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят… (до свидания)


- Ну вот, волшебные слова мы вспомнили. А как вы думаете – от чего зависит их сила?

-  Правильно, сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым.

- А от чего зависит выразительность передачи содержания в песне? (от интонации)

Дети отвечают.

- А теперь давайте проанализируем интонации которые «закодировал» композитор в музыке?

Пение на букву «н» мелодии (пение в высокой певческой позиции), анализ интонаций по фразам.

- Давайте обратимся к тексту, о чём поётся в первом куплете?

Прочитать текст, выделяя опорные слова, что позволяет прочувствовать смысл фразы, куплета, а после, при пении, использовать правильную интонацию, эмоционально окрасить текст.

Педагог: Теперь давайте послушаем музыку, какой образ заложен композитором в оркестровке?

Чтобы понять музыкальный образ,  надо призвать на помощь воображение, фантазию.

Слушание вступления к песне и фрагмента 1 куплета.

Дети отвечают.

- Видите, как по-разному мы представляем и понимаем музыку?

Давайте создадим единый общий образ.

11. Исполнение песни.

12. Подведение итогов.

 Педагог: 

- Подведём итоги нашего занятия

Рефлексия:

- какие новые знания вы открыли для себя на занятии?

- помогают ли образные ассоциации исполнять упражнении и песни?

- помог ли вам анализ музыки по-новому исполнить песню, «вдохнуть в неё жизнь»?

В какую концертную программу ты бы включил эту песню? Почему?

  • в концерт для родителей?
  • в концерт для сверстников, одноклассников?
  • в концерт для педагогов?

Литература:

  1. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Состовитель Щетинин - М., 2004г.
  2. Емельянов В.В. Развитие голоса, координация и тренинг.- С-Петербург., 2000.

3 .  Малышев Н. М. О пении. Из опыта работы с певцами. – М.,1988г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по теме "Обработка материалов индивидуальной фотографии рабочего дня "практическое занятие

При индивидуальной фотографии рабочего дня наблюдатель изучает использование времени одним рабочим в течение рабочего дня или другого календарного периода....

Методическая разработка открытого урока на тему "Подходы к понятию и измерению информации"

Методическая разработка открытого урока на тему "Подходы к понятию и измерению информации"  предназначена для проведения комбинированного урока теоретического обучения.Содержит две самостоятельны...

Методическая разработка открытого урока по дисциплине БОД.06 Химия на тему: «Формирование понятия композиционных материалов на примере композитов, используемых в авиастроении: изучение их свойств, применения».

Предмет: ХимияДата проведения: 10 мая 2016 годаТема:  Формирование понятия композиционных материалов на примере композитов, используемых в авиастроении: изучение их свойств, применения.Тип заняти...

Методическая разработка открытого урока тема: «Педагогическая поддержка обучения и развития творческих способностей обучающихся с ОВЗ через активную музыкально-творческую деятельность на уроке вокала»

Создавшаяся критическая ситуация выдвигает в числе первоочередных задач образовательной политики России: развитие инклюзивного образования в стране. Ключевым принципом инклюзивного обучения является с...