Методическая разработка открытого урока «Образно-ассоциативный подход к музыкальному материалу»
методическая разработка на тему
Урок разработан для детей младшего школьного возраста, занимающихся в вокальных студиях. Цель занятия: Работа над развитием образных ассоциаций, представлений в вокальных упражнениях и музыкальном произведении с начинающими вокалистами. Задача музыканта-исполнителя воссоздать смысл произведения, заложенный авторами произведения и символически отражённый в нотном и литературном тексте. Дети с самых ранних этапов обучения должны быть вовлечены в увлекательнейший процесс расшифровки авторского замысла.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок по теме "Образно-ассоциативный подход к музыкальному материалу" | 80.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
Дом детского творчества «СОЮЗ»
Выборгского района Санкт-Петербурга
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО УРОКА
Педагога дополнительного образования Павловой Т.В.
Тема:
«Образно-ассоциативный подход к музыкальному материалу»
г. Санкт-Петербург
2014 год
Пояснительная записка
Одна из центральных ролей в формировании эмоциональной сферы детей принадлежит искусству как явлению эмоциональному – образному по самой своей природе. К музыке это относится в наибольшей степени, поскольку, по определению современного музыкознания «музыка – модель человеческих эмоций» (В.В. Медушевский).
Композитор им исполнитель – два неразрывных звена существования музыкального произведения. Задача музыканта-исполнителя воссоздать смысл произведения, заложенный авторами произведения и символически отражённый в нотном и литературном тексте. Дети с самых ранних этапов обучения должны быть вовлечены в увлекательнейший процесс расшифровки авторского замысла.
Актуальность темы занятия заключается в том, что образно-ассоциативный подход позволяет выявлять:
- степень развитости образных представлений, фантазии, воображения, мышления в рамках художественных задач, образного слышания, видения.
- дает возможность судить о направленности музыкально-жизненных ассоциаций, степени их соответствия музыкально-жизненному содержанию.
- особое «чувство музыки», уровень восприятия детьми музыки, вокального искусства;
- степень сопричастности детей к содержанию музыки, песни, к стоящим за этим содержанием жизненным явлениям, породившим, на взгляд ребенка, именно такое музыкально-смысловое содержание.
Для эффективности организации образовательного процесса на занятии необходимо придерживается следующих условий:
- музыкально-художественная деятельность (фантазия, воображение, интуиция, восприятие музыки как духовный акт) должна осуществляться как художественная по содержанию и учебная по форме;
- отбор для усвоения тех ценностей музыкальной культуры, которые позволяют провести параллели с общечеловеческими ценностями (проблематизация содержания - выведение детского мышления на уровень рассмотрения любого, даже самого незначительного, малого музыкально-художественного явления с позиций общечеловеческих ценностей);
- вовлечение детей не только в воспроизводящую, но и творчески-активную деятельность, дающую возможность самовыразиться;
- использование только положительной мотивации детей на осознанное овладение системой знаний и умений, стимулирование интереса и активности учащихся;
- психологические условия: акцент на творчество, инициативу, установка на рефлексию.
Цель занятия: Работа над развитием образных ассоциаций, представлений в вокальных упражнениях и музыкальном произведении с начинающим вокалистом.
Задачи:
Образовательные:
- Учить создавать образные связи вокальных упражнений с жизнью;
- учить выразительному, осмысленному исполнению песни;
- познакомить с понятиями: «ассоциация», «музыкальный образ»;
- закрепить и углубить понятия: «добро».
Развивающие:
- Развивать внимание, воображение, музыкальную память;
- развивать эмоциональную сферу детей;
- развивать творческую активность в поисках певческой интонации;
- развивать мотивацию к музыкальной деятельности;
- развивать коммуникативные навыки детей.
Воспитательные:
- Воспитывать доброту и доброжелательность, уважение друг к другу;
- совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения;
- воспитание осознанного подхода к обучению.
Методы обучения:
*наглядный (слуховой и зрительный);
* словесный (рассказ, объяснение, диалог);
* иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальный показ учителем и воспроизведение услышанного учеником).
*эмпирический метод (метод практического, опытного поиска понятных для ребенка слов, определений для описания вокальных приемов).
Методические приёмы:
*творческие задания и вопросы, побуждающие мыслительную деятельность;
* побуждение к самоконтролю;
*поощрение (с целью стимуляции их интереса к занятиям) как способ вызвать положительные эмоции.
Современные образовательные технологии:
- Технология развивающего обучения;
- Здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, вокалотерапия);
- Игровые технологии: познавательные, развивающие, коммуникативные.
Вид занятия: комбинированное занятие.
Возраст детей: 8 лет.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Средства обучения:
Наглядные пособия: тексты песни «Если добрый ты», опорные листы с домашним заданием «Добро», карточки «рефлесии».
Оборудование: фортепиано, стулья.
План занятия:
1. Организационный момент. 2 мин.
2. Объяснение темы занятия «Ассоциации» 3 мин.
3. Певческая осанка 1 мин.
4. Дыхательные упражнения 4 мин.
5. Артикуляционная гимнастика 2 мин.
6. Распевание 10 мин.
7. Объяснение темы занятия «Музыкальный образ» 2 мин.
8. Работа над песней «Если добрый ты» 12 мин.
9. Совместная работа «Выбери слова» 3 мин.
10. Игра «Доскажи словечко» 1 мин.
11. Исполнение песни 2 мин.
12. Подведение итогов, рефлексия 3 мин.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Мне бы хотелось, чтобы сегодня на занятии вы не только совершенствовали вокальные способности, но и ушли с хорошими впечатлениями, открытиями и приобретенными знаниями.
2. Объяснение темы.
Сегодня мы попробуем себя в роли музыкантов-исполнителей. Мы будем исполнять музыку создавая образы-персонажи, пользуясь нашими ассоциациями.
Ассоциация - связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое, по сходству.
3. Певческая осанка.
Исходное положение - устойчивое положение ног.
- «Вешалка» (2раза)
- Круговое движение плечами (поочерёдное и одновременное)
4. Дыхательные упражнения.
1.Упражнение на тренировку брюшного пресса: активные движения передней стенки живота. Необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, не напрягались мышцы шеи.
2. Надуй шарик. «Надувая шарик» широко развести руки в стороны и сделать глубокий вдох, затем медленно сводить руки, соединяя ладони перед грудью и выдувая воздух – «ссс». Для правильного вдоха рекомендуются сравнения: «Вдохни так, чтобы воздух дошел до пояса», «вдохни глубоко, с удовольствием, как будто нюхаешь душистый красивый цветок». Взяв дыхание, не следует сразу выдыхать воздух. Необходима небольшая задержка дыхания, затем очень экономный, продолжительный выдох.
3. «Собачка «Ав!»
4. Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой (упр. №1-2)
5. Артикуляционные упражнения.
Упражнения из системы В. Емельянова
6. Распевание.
Цель: Подготовить певческий аппарат к процессу фонации.
1. Пение закрытым ртом (распевание начинаем на примарных тонах)
задача: разогреть связки на естественном певческом тоне.
2. Открытый рот, закрытый звук (губы разомкнуты, нижняя челюсть тяжелая)
задача: ощутить округлость мягкого неба, зевок.
3. И-Э-А-О-У (исполняется стоя или в наклоне, на 1 ноте, по полутонам вверх)
задача: добиться однохарактерности звучания гласных звуков, сохранить тембральную окраску для всех гласных, включить в работу резонаторные полости.
4. Ми-Мэ-Ма-Мо-Му-Мы (каждый слог произносится 5 раз, в быстром темпе, избегая чрезмерной артикуляции)
задача: закрепить систему певческого дыхания, развивать резонаторы.
5. Упражнение на работу кончика языка (б.2 на звук «р»)
задача: активизировать артикуляционный аппарат, развивать диапазон голоса.
6. вниз по звукам Т53 + поступенное движение вниз от 5 ступени к 1 (трель губами).
задача: активизировать артикуляционный аппарат, равномерно распределять выдох, развивать диапазон голоса.
7. Песенка-попевка «Рыжик»
задача: стремиться к «ясности» и «полетности» звука, развивать диапазон голоса.
8. Игра «телефонная линия»
задача: развивать музыкальный слух и музыкальную память.
Овладение техникой вокального искусства требует многолетней работы, поэтому на данном уроке проводится планомерная работа над формированием вокальных навыков, не предполагающая мгновенного результата.
Переходим к нашей замечательной песне «Если добрый ты».
7. Объяснение темы.
Педагог:
Для того, чтобы спеть что-либо, выразительно и увлекательно мало выучить текст, мелодию и ритм и старательно исполнять выученное. Чтобы увлечь слушателя надо очень ясно понимать смысл песни, что ты хочешь донести до слушателя, и как музыкальные средства помогают сделать песню выразительной, «достучаться» до чувств слушателя, вызвать в них эмоциональный отклик.
Необходимо ясно представить себе музыкальный образ песни.
-А что же такое музыкальный образ?
Музыкальнй образ - это жизненный смысл произведения это воплощённый в звуковой форме.
Пение тогда слушается хорошо, когда много красок, оттенков и когда каждое слово поется со смыслом. Чтобы создать музыкальный образ, надо призвать на помощь воображение, фантазию.
8. Работа над песней «Если добрый ты»
Цель: Формирование и закрепление вокальных навыков в процессе разучивания музыкального произведения.
Задача: добиться осмысления художественного образа, правильной фразировки.
Наша песня называется «Если добрый ты»
- А как вы понимаете слово «Добро»?
Дети отвечают.
Педагог:
- Сергей Ожегов дал такое определение этому слову:
«Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок», а «доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».
9. Совместная работа. Выбери слова, относящиеся к понятию «добро»:
обман, помощь, умение говорить правду, хвастовство, ложь, трудолюбие, хвастливость, жестокость, скромность, совесть, трусость, зависть, жадность, честность, болтливость, хитрость, справедливость.
Приведите свои примеры:
добро |
Педагог:
- Первый шаг к доброте – это доброе слово. Мне хотелось бы проверить, какие добрые слова вы знаете.
10. Игра «Доскажи словечко» (фронтальная работа, ответы хором)
- Растает даже ледяная глыба
От слова теплого… (спасибо)
- Зазеленеет старый пень,
Когда услышит…(добрый день)
- Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь… (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим… (извините, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят… (до свидания)
- Ну вот, волшебные слова мы вспомнили. А как вы думаете – от чего зависит их сила?
- Правильно, сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым.
- А от чего зависит выразительность передачи содержания в песне? (от интонации)
Дети отвечают.
- А теперь давайте проанализируем интонации которые «закодировал» композитор в музыке?
Пение на букву «н» мелодии (пение в высокой певческой позиции), анализ интонаций по фразам.
- Давайте обратимся к тексту, о чём поётся в первом куплете?
Прочитать текст, выделяя опорные слова, что позволяет прочувствовать смысл фразы, куплета, а после, при пении, использовать правильную интонацию, эмоционально окрасить текст.
Педагог: Теперь давайте послушаем музыку, какой образ заложен композитором в оркестровке?
Чтобы понять музыкальный образ, надо призвать на помощь воображение, фантазию.
Слушание вступления к песне и фрагмента 1 куплета.
Дети отвечают.
- Видите, как по-разному мы представляем и понимаем музыку?
Давайте создадим единый общий образ.
11. Исполнение песни.
12. Подведение итогов.
Педагог:
- Подведём итоги нашего занятия
Рефлексия:
- какие новые знания вы открыли для себя на занятии?
- помогают ли образные ассоциации исполнять упражнении и песни?
- помог ли вам анализ музыки по-новому исполнить песню, «вдохнуть в неё жизнь»?
В какую концертную программу ты бы включил эту песню? Почему?
- в концерт для родителей?
- в концерт для сверстников, одноклассников?
- в концерт для педагогов?
Литература:
- Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Состовитель Щетинин - М., 2004г.
- Емельянов В.В. Развитие голоса, координация и тренинг.- С-Петербург., 2000.
3 . Малышев Н. М. О пении. Из опыта работы с певцами. – М.,1988г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого урока по теме "Обработка материалов индивидуальной фотографии рабочего дня "практическое занятие
При индивидуальной фотографии рабочего дня наблюдатель изучает использование времени одним рабочим в течение рабочего дня или другого календарного периода....
Методическая разработка открытого урока на тему "Подходы к понятию и измерению информации"
Методическая разработка открытого урока на тему "Подходы к понятию и измерению информации" предназначена для проведения комбинированного урока теоретического обучения.Содержит две самостоятельны...
Методическая разработка открытого урока по сольфеджио для учащихся 3 класса " Творческий подход к закреплению материала на уроке сольфеджио"
Разработка открытого урока по сольфеджио...
Методическая разработка открытого урока по дисциплине БОД.06 Химия на тему: «Формирование понятия композиционных материалов на примере композитов, используемых в авиастроении: изучение их свойств, применения».
Предмет: ХимияДата проведения: 10 мая 2016 годаТема: Формирование понятия композиционных материалов на примере композитов, используемых в авиастроении: изучение их свойств, применения.Тип заняти...
Методическая разработка открытого урока по теме "Работа над музыкальным образом"
Работа над пьесой П.И.Чайковского "Осень"...
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
Методическая разработка открытого урока тема: «Педагогическая поддержка обучения и развития творческих способностей обучающихся с ОВЗ через активную музыкально-творческую деятельность на уроке вокала»
Создавшаяся критическая ситуация выдвигает в числе первоочередных задач образовательной политики России: развитие инклюзивного образования в стране. Ключевым принципом инклюзивного обучения является с...