Методическая разработка открытого урока по теме "Обработка материалов индивидуальной фотографии рабочего дня "практическое занятие
методическая разработка по экономике по теме

Свистунова Анастасия Сергеевна

При индивидуальной фотографии рабочего дня наблюдатель изучает использование времени одним рабочим в течение рабочего дня или другого календарного периода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1 Цель фотографии рабочего дня

При индивидуальной фотографии рабочего дня наблюдатель изучает использование времени одним рабочим в течение рабочего дня или другого календарного периода. Наблюдательный лист индивидуальной фотографии рабочего дня используется для:

  • выявления недостатков в организации труда, производства и разработки мероприятий по их устранению и внедрению научной организации труда;
  • выявления причин потерь и нерациональных затрат рабочего времени и разработки мероприятий по улучшению его использования;
  • изучения использования рабочего времени у передовых рабочих с целью распространения их опыта;
  • получения сходных данных для разработки нормативов времени на подготовительно-заключительные действия, обслуживание рабочего места и регламентированные перерывы;
  • расчета нормативов численности (норма расхода рабочей силы), норм обслуживания рабочих мест и оборудования;
  • определения уровня выполнения установочных или проектируемых норм времени (выработки), выявления причин их невыполнения отдельными работниками;
  • изучения степени использования оборудования, машин и механизмов во времени.

Цель настоящей работы  выявление потерь рабочего времени и устранение их на основе проведения организационно-технических мероприятий.

Этапы изучения использования рабочего времени наблюдением:

  • подготовка к наблюдению;
  • проведение наблюдения;
  • обработка данных наблюдений;
  • анализ результатов;
  • выводы и предложения.

Подготовка к проведению наблюдения заключается в:

  • установлении места и объекта наблюдения;
  • ознакомлении с порядком обслуживания и организацией рабочего места;
  • разъяснении исполнителю целей и задач проводимой фотографии с тем, чтобы исполнитель был активным участником в выявлении потерь рабочего времени.

Проведение наблюдений сопровождается регистрацией в наблюдательном листе всех действий исполнителя и перерывов в работе в том порядке, в каком они фактически происходят. При проведении фотографии рабочего дня с целью изучения использования рабочего времени обязательно указываются причины перерывов и других потерь рабочего времени.

Обработка данных начинается с определения величин затрат рабочего времени, их индексации и составления сводки одноименных затрат. Результаты наблюдений по каждой фотографии рабочего дня переносятся в сводную карту (форма ТНУ-2), в которой суммируются затраты по каждому индексу всех наблюдательных листов и выводятся средние величины, приходящиеся на один индекс.

Анализ результатов наблюдений заключается в определении величины нерациональных затрат, прямых потерь рабочего времени и причин, вызвавших эти потери, а также в определении величины возможного их сокращения за счет проведения мероприятий по совершенствованию организации труда и производства.

После анализа составляются фактический и нормальный (рациональный) балансы рабочего времени. Одновременно с этим разрабатываются мероприятия по сокращению выявленных потерь рабочего времени и совершенствованию организации труда с указанием исполнителей и сроков выполнения.

По данным фактического и нормального балансов определяется коэффициент возможного повышения производительности труда.



Предварительный просмотр:

Дата наблюдения: _____________

КАРТА

фотографии рабочего дня № __1_

Ф.И.О. _______________________

Профессия  токарь 2 разряд

             

Наблюдатель: _____________________________

Наименование работы

Текущее время,

ч. мин

Продолжительность

мин

Код работы

(индекс)

1

Инструктаж мастера

8-05

2

Получение задания

8-07

3

Получение заготовок

8-09

4

Проход к рабочему месту

8-12

5

Раскладка инструмента

8-15

6

Работа

8-50

7

Заточка резца

8-53

8

Отдых

8-58

9

Работа

9-28

10

Исправление брака по вине исполнителя

9-43

11

Заточка резца

9-46

12

Работа

10-31

13

Получение нового задания

10-33

14

Работа

11-17

15

Обед

12-00

16

Проход к рабочему месту

13-00

17

Разговор по личным делам

13-10

18

Работа

13-53

19

Уборка мусора

13-55

20

Работа

14-24

21

Отдых

14-27

22

Правка режущей кромки резца

14-29

23

Работа

14-51

24

Подбор инструмента

14-53

25

Работа

15-10

26

Ожидание указаний мастера

15-15

27

Получение нового задания

15-21

28

Перестановка кулачков патрона

15-26

29

Смазка станка

15-28

30

Работа

15-35

31

Очистка станка от стружки

16-20

32

Хождение по личным делам

16-25

33

Работа

16-40

34

Уборка инструмента

16-45

35

Сдача работы

16-48

36

Окончание работы

17-00

Итого:

=

Дата наблюдения: _____________

КАРТА

фотографии рабочего дня № __2__

Ф.И.О. _______________________

Профессия  приемосдатчик__4 разряда

             

Наблюдатель: _____________________________

Наименование работы

Текущее время,

ч. мин

Продолжительность

мин

Код работы

(индекс)

1

Начало работы. Планерка

7-45

2

Целевой инструктаж

8-00

3

Обсуждение с коллегами плана работы

8-05

4

Выход на пути станции, для проведение ограждения прибывающего поезда

8-11

5

Подача вагонов, установка ограждения

8-18

6

Получение вагонных листов под роспись

8-28

7

Подготовка места в складе (на площадке) для укладки груза

8-35

8

Отдых, личные нужды

9-10

9

Ознакомление механизированной бригады МЧ с планом предстоящих работ по выгрузке вагонов.

9-20

10

Разговор по личным вопросам по телефону

9-30

11

Проверка исправности пломб и наружный коммерческий осмотр вагонов и груза на открытом подвижном составе

9-40

12

Проверка количества и исправности грузовых мест, маркировки.

10-20

13

Маркировка грузовых мест

10-40

14

Делает указания грузчикам по очистке вагонов

11-05

15

Запись в вагонных листах отметки о времени окончания выгрузки

11-15

16

Возвращение в контору

11-35

17

Заполнение книги выгрузки грузов ГУ-44

12-10

18

Открытие памятки приемосдатчика и запись в базу данных

12-40

19

Простой из-за отсутствия эл.энергии

12-50

20

Обед 

13-00

21

Возвращение с обеда с опозданием

14-05

22

Открытие памятки приемосдатчика и запись в базу данных

14-06

23

Коммерческий осмотр вагона подготовка рабочего места (установка мостков и др.).

14-26

24

Ожидание начала погрузки по вине МЧ

14-30

25

Погрузка груза в вагон.

14-40

26

Закрытие дверей (бортов), наложение закруток, пломбирование вагонов

15-25

27

Хождение за новыми пломбами на склад из-за их неисправности.

15-30

28

Пломбирование вагонов, проверка правильности размещения и крепления груза.

15-37

29

Отдых

15-52

30

Оформление вагонного листа (внесение данных о вагоне, пломбах, кодов, отметка о правильности погрузки)

15-55

31

Оформление записей в накладной, книге приема грузов к отправлению, книге пломбировки.

16-10

32

Разговор с мастером погрузки о работе

16-40

33

Уведомление грузового диспетчера о готовности вагона к уборке.

16-47

34

Личные нужды

16-50

35

Уборка рабочею моста

16-55

36

Уход с рабочего места

17-00

Итого:

=

Дата наблюдения: _____________

КАРТА

фотографии рабочего дня № __3__

Ф.И.О. _______________________

Профессия  проводник пассажирского вагона

             

Наблюдатель: _____________________________

Наименование работы

Текущее время,

ч. Мин

Продолжительность

мин

Код работы

(индекс)

1

Начало работы. Планерка. Инструктаж.

8-00

2

Прохождение в вагон

8-15

3

Проверка инвентаря съемного оборудования в вагоне по накладной

8-20

4

Ожидание окончания работы мойщиков

8-25

5

Проверка работы мойщиков и подпись их документов.

8-30

6

Прием состава постоянно действующей комиссией

8-40

7

Исправление замечаний ПДК

9-00

8

Подготовка к отправлению

9-20

9

Ожидание подачи состава

9-40

10

Подача состава на платформу для посадки пассажиров

10-40

11

Выход на платформу для посадки пассажиров

10-50

12

Закрытие дверей, отправление

11-25

13

Разговор на отвлеченные темы с пассажиром

11-30

14

Проверка проездных документов

11-48

15

Выдача постельного белья

12-03

16

Заполнение бланков ВУ-72

12-13

17

Предложение пассажирам кондитерской, печатной продукции, доведение правил проезда, помощь в застилке постели.

12-18

18

Замена белья у пассажиров не надлежащего качества

12-55

19

Личные нужды, прием пищи

13-00

20

Контроль  работы вагонного оборудования, системы электрооборудования, вентиляции, отопления.

13-20

21

Влажная уборка

13-33

22

Мытье туалетов

14-22

23

Сбор грязного белья, высадка, посадка, раздача белья, заполнение ВУ-72

14-30

24

Личные нужды

14-45

25

Сбор грязного белья, высадка, посадка, раздача белья, заполнение ВУ-72

14-50

26

Предложение пассажирам чая, кондитерских изделий.

15-05

27

Контроль  работы вагонного оборудования, системы электрооборудования, вентиляции, отопления.

15-30

28

Вызов поездного механика для наладки  вентиляции.

15-35

29

Ожидание механика

15-45

30

Оказание помощи механику в наладке вентиляции.

16-00

31

Сбор грязного белья, высадка, посадка, раздача белья, заполнение ВУ-72

16-20

32

Предложение пассажирам кондитерской, печатной продукции.

16-35

33

Влажная уборка

17-00

34

Отсутствие на рабочем месте

17-40

35

Сбор грязного белья, высадка, посадка, раздача белья, заполнение ВУ-72

17-55

36

Высадка пассажиров, приведение тамбура, туалетов, служебного и котлового помещения в порядок.

18-25

37

Сбор, сортировка и опломбирование грязного белья, уборка мусора.

19-00

38

Сдача маршрута нарядчикам и постановка на следующую явку.

19-50

39

Уход с рабочего места

20-00

Итого:

=

                                             



Предварительный просмотр:

2. Составление фактического баланса затрат рабочего времени.

Одноименные затраты рабочего времени объединяют в группы, соответствующие принятой индексации, и переносят в таблицу 1.

Таблица 1

Индекс

Фактический баланс

Мин.

%

ПЗ

ОП

ОБ

Потл

СР

ПНД

ПНТ

∑=

∑=100%

3. Составление уплотненного баланса затрат рабочего времени

Для составления баланса затрат рабочего времени без учета потерь необходимо определить величину потерь и произвести расчет коэффициентов уплотнения:

t потерь =   CP + ПНТ + ПНД + HP                                       __________________

Решение:_________________________________________________________________________________

;__________________________________________________________

___________________________________________________________________

.___________________________________________________________________

После расчета заполнить таблицу уплотненного баланса с учетом рассчитанных коэффициентов прибавляя их к соответствующему времени

Таблица 2

Индекс

Уплотненный баланс

Мин.

%

ПЗ

ОП

ОБ

Потл

СР

НР

ПНД

ПНТ

∑=

∑=100%

4. Определение коэффициентов использования рабочего времени и возможного повышения производительности труда:

Время брать из таблицы№1 – фактическое.

Коэффициент использования рабочего времени:

Решение:__________________________________________________________

Коэффициент потерь рабочего времени по вине рабочего:

Решение:_______________________________________________________

Коэффициент потерь рабочего времени не по вине рабочего:

Решение:______________________________________________________

Коэффициент возможного повышения производительности труда:

Решение:______________________________________________________

Более точно определить факторы, повлиявшие на снижение эффективности использования фонда рабочего времени, можно конкретизировав потери рабочего времени по данным таблицы 3.

Таблица 3

Потери рабочего времени

минуты

В % к отработанному времени (

ПНТ:

ПНД:

Сделать вывод на основе рассчитанных коэффициентов использования рабочего времени предложить 1-2 организационно-технических мероприятия, направленных на устранение потерь рабочего времени и повышение производительности труда предприятия.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подсказка для написания вывода:

  1. Сократить время на получение материала в течение рабочего дня
  2. Рабочего необходимо обеспечить материалом в начале смены на весь рабочий день.
  3. Необходимо предоставить работнику все необходимые инструменты на рабочем месте - не понадобится дополнительное время на уход за инструментом
  4. По возможности исключить посторонние разговоры.
  5. Устранение организационно-технических причин.
  6. На предприятии необходимо предпринять меры по улучшению дисциплины труда
  7. Пересмотреть требования по организации обслуживания рабочих мест.
  8. Улучшить качество сырья, материалов с которым приходится работать работнику.
  9. Установить четкий план погрузо-разгрузочных работ, чтобы сократить до минимума время ожидания погрузки и разгрузки.
  10. В пунктах погрузки, разгрузки использовать специальные погрузо-разгрузочные средства, ускоряющие процесс.
  11. Устранения непроизводительной работы и всех потерь рабочего времени
  12. Устранение организационно-технических неполадок.
  13. Воспитательная беседа с работником, материальное наказание.
  14. Курсы повышения квалификации работников.

Задание:

Карточка №1 Токарь

Руководство повысило план выработки по производству продукции. На протяжении трех месяцев токаря с планом не справляются, мотивируя это тем, что на данном оборудовании невозможно выполнить большее количество изделий. Проанализировать затраты рабочего времени, на основании данных фотографии рабочего времени и предложить мероприятия по увеличению производительности труда.

Задание:

Карточка №2 Приемосдатчик

На грузовом дворе приемосдатчики имеют множественные замечания по не качественному и несвоевременному заполнению книги ГУ-44 и базы данных в памятке приемосдатчика. Рабочие это объясняют нехваткой времени. Проанализировать затраты рабочего времени, на основании данных фотографии рабочего времени и предложить мероприятия по устранению данных замечаний.

Задание:

Карточка №3 Проводник пассажирского вагона

В течение длительного периода проводники пассажирского вагона жалуются на чрезмерную утомляемость в процессе работы из-за неорганизованной работы работников других подразделений. Проанализировать затраты рабочего времени, на основании данных фотографии рабочего времени и предложить мероприятия по устранению данных замечаний.



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

 

Дисциплина:  Транспортно-экспедиционная деятельность

группа   СТ 1113             курс  3  

Преподаватель:      Свистунова Анастасия Сергеевна

Тема: Обработка материалов индивидуальной фотографии рабочего дня

Тип занятия:  комплексное применение знаний и умений 

Вид/Форма:  практикум/ групповая 

Цель:

  1. Обучающая:

Ознакомить студентов с правилами заполнения и обработки материалов индивидуальной фотографии рабочего дня, выявления потерь рабочего времени и устранение их на основе проведения организационно-технических мероприятий.

  1. Развивающая:

     Выработка умений самостоятельно применять знания в  различных жизненных ситуациях; развитие аккуратности, самостоятельности.

  1. Воспитательная:

Способствовать творческому отношению к учебе; воспитание дисциплинированности; воспитание эстетических взглядов.

После изучения данной темы студент должен

знать: Классификацию   затрат   рабочего   времени,   методы изучения затрат рабочего времени, основные правилами заполнения и обработки материалов индивидуальной фотографии рабочего дня.

уметь: уметь правильно применять теоретические знания на практике

Обеспечение занятия:

1.ТСО, раздаточный материал и наглядные пособия:

Видеоматериал «Рабочий день приемосдатчика», методические указания для оформления практической работы, карта фотографии рабочего дня, мультимедийная презентация.

Мотивационный компонент занятия:

включение студентов в учебную деятельность; осознание студентами ценности учебной деятельности.

Междисциплинарные связи:

«Сервис на транспорте», «Организация перевозок на железнодорожном транспорте».

2. Используемая литература:

  1. Грибов В.Д. Леонов А.Л. Экономика предприятий сервиса. Уч.пос.-М.:КноРус.2011
  2. Экономика организаций (предприятий). Горфинкеля В.Я., Швандарева В.А. (учебник для средних профессиональных учебных заведений),- М.:Проспект, 2009 г.
  3. Интернет по адресам http://www.cbr.ru, www wikipedia.ru.

Внутридисциплинарные связи:

Тема:

Что должен знать студент по материалу данной темы

Транспорт, как отрасль экономики

Типы производства, их характеристика,

понятие производственного и  технологического процесса. Особенности производственного процесса на железнодорожном транспорте.

Основы организации и нормирования труда

Основные задачи организации труда, ее особенности на железнодорожном транспорте.

Понятие о рабочем времени.

Бюджет рабочего времени.

Классификация затрат рабочего времени.

Методы исследования и нормирования труда.

Структура учебного занятия:

1. Организационная часть

2. Повторение ранее изученного материала

3. Изучение нового материала

4. Выдача домашнего задания

5. Подведение итогов

Ход занятия:

№ этапа

с указанием времени

Этапы занятия, учебные вопросы

Формы и методы обучения

1

2

3

1

  1. Приветствие и организационные вопросы
  2. Работа с журналом
  3. Сообщение темы и цели занятия.

2

  1. Актуализация ранее усвоенных знаний
  2. Подготовка учащихся к изучению нового материала
  3. Раздача методических указаний к выполнению практической работы

3

  1. Просмотр видеоматериала «Рабочий день приемосдатчика» 9 мин.
  2. Выполнение практической работы с применением методических указаний

4

Домашнее задание:

  1. Оформление отчета практической работы  
  2. Подготовка к защите практической работы        

5

Рефлексия

  1. Обобщающее повторение
  2. Подведение итогов занятия


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока. Обобщающее занятие по теме "Неопределенный интеграл. Спобы вычисления"

Открытый урок "Неопределенный интеграл. Спобы вычисления" разработан для студентов 2 курса, учитывая основные положения коллективного способа обучения, объяснительно-иллюстративной технологии, т...

Методическая разработка открытого урока ОБЖ по теме «Средства индивидуальной защиты органов дыхания»

Методическая разработка открытого урока ОБЖпо теме «Средства индивидуальной защиты органов дыхания»Пудовкина Елена Александровнапреподаватель-организатор ОБЖМБОУ СОШ № 111 Тема урока: «Средства ...

Методическая разработка открытого урока «Образно-ассоциативный подход к музыкальному материалу»

Урок разработан для детей младшего школьного возраста, занимающихся в вокальных студиях.  Цель занятия: Работа над развитием образных ассоциаций,  представлений в вокальных упражнениях и муз...

Методическая разработка открытого урока по экономике, тема: "Семейный бюджет", для 10 класса. Практическое занятие с элементами деловой игры.

Методическая разработка открытого урока по экономике, тема "Семейный бюджет" (для 10 класса) включает в себя:1. технологическую карту урока2. 4 варианта тестов входного контроля, разработанные  в...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА. Тема занятия: "Правила обращения с плёнками и фотобумагой".

Как вы знаете, до появления цифровой фотографии фотоаппараты были только с пленкой. И чтобы получить снимок, надо было проявить пленку, а потом ее напечатать. Происходило это в фотолаборатории. Н...

Методическая разработка открытого урока по дисциплине БОД.06 Химия на тему: «Формирование понятия композиционных материалов на примере композитов, используемых в авиастроении: изучение их свойств, применения».

Предмет: ХимияДата проведения: 10 мая 2016 годаТема:  Формирование понятия композиционных материалов на примере композитов, используемых в авиастроении: изучение их свойств, применения.Тип заняти...

Методическая разработка открытого урока по дисциплине: "Правовое обеспечение профессиональной деятельности" на тему: "Индивидуальные предприниматели как субъекты предпринимательской деятельности"

Методическая разработка открытого урока по дисциплине: "Правовое обеспечение профессиональной деятельности" на тему: "Индивидуальные предприниматели как субъекты предпринимательской дея...