Методическая разработка открытого урока на тему "Подходы к понятию и измерению информации"
методическая разработка по информатике и икт (10 класс) на тему

Осолодкова Татьяна Борисовна

Методическая разработка открытого урока на тему "Подходы к понятию и измерению информации"  предназначена для проведения комбинированного урока теоретического обучения.

Содержит две самостоятельные работы - на повторение и закрепление учебного материала. Направлена на рефлексивное решение задач по кодированию текстовой, графической, звуковой и видеоинформации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon кодирование информации249 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»

Многопрофильный колледж

Методическая разработка открытого занятия

Тема: Подходы к понятию и измерению информации. 

Дисциплина Информатика

Преподаватель: Татьяна Борисовна Осолодкова

Магнитогорск:  2015 г.


СОГЛАСОВАНО

Предметной комиссией Информатики и ИКТ

Председатель  _________________ /Давыдова И.В.

Протокол № 9 от 27 мая 2015

Составитель:

преподаватель ФГБОУ ВПО «МГТУ» МпК Т.Б. Осолодкова_________


Пояснительная записка

Данная методическая разработка предназначена для открытого урока по учебной дисциплине ПД.02 Информатика (для специальности 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы технического профиля). 

Дисциплина способствует формированию: готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в умении обучающихся применять средства информационных и коммуникационных технологий для решения задач различных предметных областей.

Личностные результаты должны отражать:

  1. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  2. сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  3. навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
  4. осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.

Метапредметные результаты должны отражать:

1. умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2. умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3. владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4. готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5. умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

9. владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметными результатами освоения учебной дисциплины «Информатика» на базовом уровне являются:

  1. сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
  2. владение компьютерными средствами представления и анализа данных;
  3. сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.

Тема учебного занятия: Подходы к понятию и измерению информации. 

Дидактическая цель: формирование и закрепление умения решать задачи, используя вероятностный и алфавитный подходы; обучение решению задач на кодирование текстовой, графической, видео и звуковой информации.

Развивающая цель: развитие информационного мышления, расширение общего кругозора и внутренней культуры студентов.

Воспитательная цель: воспитание интереса к предмету, инициативности, навыков самостоятельной работы.

Организационная форма проведения занятия: комбинированный урок (урок рефлексии).

Методическая цель: продемонстрировать методические приемы, позволяющие осуществлять коррекцию изученных понятий и алгоритмов действия с использованием информационных средств обучения  в процессе овладения универсальными учебными действиями на учебной дисциплине «Информатика».

Методическое обеспечение урока: карточки с заданиями, карточки с кроссвордом, бланки ответов, мультимедиа комплекс, интерактивная доска, учебники.

Межпредметные связи

Обеспечивающие дисциплины/профессиональный модуль

Изучаемая дисциплина

/профессиональный модуль

Обеспечиваемые дисциплины/профессиональный модуль

Информатика (8-9 класс)

Информатика

Теория вероятностей и математическая статистика

Прикладная электроника

Проектирование цифровых устройств

И другие

Внутрипредметные связи

Обеспечивающие темы

Изучаемая тема

Обеспечиваемые темы

Информация и информационные процессы.

Подходы к понятию и измерению информации.

Арифметические основы работы компьютера.

Логические основы работы компьютера.

Программные средства информационных и коммуникационных технологий.


Ход занятия

Этап

занятия

Дидактические задачи этапа

занятия

Методы и принципы

обучения

Деятельность преподавателя

Рефлексивная деятельность

студентов

1

2

3

5

I. Организационный этап занятия

Подготовка студентов к работе на занятии

Словесный метод: беседа

Предъявление единых педагогических требований:

- приветствие;

- выявление отсутствующих на уроке;

- проверка внешнего вида (соответствие требованиям внутреннего распорядка колледжа).

Отвечают на приветствие. Староста докладывает о явке на занятие. Приводят в соответствие с требованиями внешний вид, рабочее место.

Психологическая установка на восприятие материала занятия

Организация внимания и готовности к уроку (устранение отвлекающих факторов: посторонний шум, лишние предметы на рабочем месте).

Готовятся к восприятию темы занятия.

II. Проверка полученных знаний.

Выявление пробелов и внесение исправлений, поправок в опорных знаниях студентов.

  1. Проверка домашнего задания.

Словесный метод: беседа. Самопроверка.

Раздает бланки для ответов. Задает устные вопросы. Показывает и проговаривает ответы.

Отвечают на устные вопросы. Подписывают бланки и записывают в них ответы к домашним решенным задачам. Проверяют домашнюю работу.

  1. Входной контроль.
  2. Коррекция опорных знаний.

Метод контроля. Самостоятельная работа.

Совместный анализ.

Предлагает выполнить подобные задания в тетрадях и записать ответы в бланк.

Озвучивает решение и правильные ответы.

Выполняют предложенную самостоятельную работу в тетради и записывают ответы в бланк.

Меняются бланками и проверяют ответы.

  1. Проверка полученных знаний. Актуализация опорных знаний

Работа в парах.

Предлагает разгадать кроссворд.

Озвучивает правильные ответы, обсуждает со студентами. Разбор вопросов, вызвавших затруднения.

В парах отвечают на вопросы кроссворда. Организация взаимопомощи.

II. Вводный этап занятия

Подготовка к основному этапу занятия.

  1. Сообщение темы

Словесный метод: беседа

Тема занятия: Подходы к понятию и измерению информации.

Запишите тему в тетради

Записывают в тетради тему занятия.

  1. Постановка цели

Постановка проблемы.

Совместное целепологание

Проблемная ситуация (решение проблемной задачи)

Предлагает решить задачу. Совместно со студентами приходит к выводу, что она вызывает трудности.  Вместе приходят к целям:

  1. уметь решать задачи на кодирование текстовой, графической, видео и звуковой информации.
  2. иметь практический опыт решения задач ЕГЭ.

Обучающиеся осмысливают и записывают цели.

  1. Мотивация

Обеспечение возникновения у студентов мотива – внутреннего побудителя деятельности, придающего ей личностный смысл и соответствующего требованиям учения и будущей профессии.

Реализация связей:

  • межпредметных

внутрипредметных

Эвристическая беседа; постановка проблемы

Обоснование актуальности нового материала посредством беседы с учащимися. Постановка проблемы; формулирование целей учащимися и их корректировака; сообщение плана занятия.

Осмысливают значимость материала данного урока в формировании профессионального опыта.

III. Основной этап занятия.

  1. Формирование ориентировочной основы учебной деятельности. Повторение изученного материала.

Обеспечение восприятия и осмысления способов действий (свойств, правил, принципов, алгоритмов, методов, особенностей).

Наглядный: презентация в программе Power Point,

Совместное повторение формул на интерактивной доске.

Вернёмся к теме и целям урока

Изложение новой информации, составление алгоритма деятельности студентов по ее практическому применению.

Содержание:

Наглядно повторить и показать изученный материал по теме. Систематизировать материал в виде таблицы и схемы. Показать в презентации.

Воспринимают, осмысливают способы действий.

Анализируют, конкретизируют полученную информацию, сравнивают ее с известной, ранее изученной, (делают вывод, синтезируют).

  1. Первичное закрепление базисного уровня.

Обеспечение репродуктивного воспроизведения материала на основе алгоритма действий.

репродуктивный

Совместно у доски решить задачи на каждый вид кодирования.

Выполняют решение задач под руководством преподавателя.

  1. Коррекция знаний ориентировочной основы действий.

Выявление пробелов и исправление ошибок в понимании ориентировочной основы действий.

Метод самостоятельной работы

Решают заданную ранее «проблемную» задачу. Организация взаимопомощи.

Определяют и восполняют пробелы в знаниях. В процессе работы в парах помогают друг другу

  1. Самостоятельная работа студентов по применению полученных знаний.

Обеспечение самореализации через саморегуляцию и самоосмысление. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в знакомой и измененной ситуации.

Метод самостоятельной работы, репродуктивный.

Метод контроля.

Задания для самостоятельной работы по вариантам.

Озвучивает ответы. Предлагает проставить баллы за каждое задание и перевести их в оценки.

Самостоятельное выполнение заданий с применением знаний в знакомой и измененной ситуациях.

Записывают ответы в бланк. Меняются бланками и проверяют. Выставляют баллы, вычисляют и выставляют оценки, сдают бланки.

IV. Заключительный этап занятия.

Анализ и оценка успешности достижения цели урока.

Словесные: беседа

  1. Подвести итоги. Анализ работы каждого студента.
  2. Сообщить оценку качества работы каждого студента.
  3. Отметить, кто добился отличного качества работы.
  4. Разобрать наиболее характерные недочеты в работе студентов и рекомендации по их устранению.

Самоанализ выполненной работы.

Самокоррекция.

Мотивация.

Формирование у студентов ориентации на успех.

Словесные: беседа

Поощрение студентов в процессе достижения ими поставленной цели (в т.ч. слабых).

Самоактуализация. Саморегуляция через достижения цели.

Домашнее задание.

Обеспечение понимания цели домашнего задания. Обеспечение понимания содержания и способов выполнения домашнего задания.

Словесные: беседа

Сообщение домашнего задания:

1. Выполнить

2. Повторить

Самоосмысление способов выполнения домашнего задания.

Содержание основных этапов занятия, раздаточный материал, демонстрационные слайды представлены в приложениях.


Приложение

Межпредметные связи

 


Внутрипредметные связи


  1. Домашнее задание к уроку.

Задание 1. Сколько информации содержит сообщение о том, что на поле 4х4 клетки одна из клеток закрашена?

Задание 2. В книге 512 страниц. Сколько информации несет сообщение о том, что закладка лежит на какой-либо странице?

Задание 3. В корзине лежат 8 шаров. Все шары разного цвета. Сколько информации несет сообщение о том, что из корзины достали красный шар?

  1. Входная самостоятельная работа.
  1. «Вы выходите на следующей остановке?» – спросили человека в автобусе. «Нет», – ответил он. Сколько информации содержит ответ?
  2. В барабане для розыгрыша лотереи находятся 32 шара. Сколько информации содержит сообщение о первом выпавшем номере, например, выпал номер 15.
  3. Была получена телеграмма: «Встречайте, вагон 7». Известно, что в составе поезда 16 вагонов. Какое количество информации было получено?
  1. Разгадайте кроссворд

По вертикали:

  1. Наименьший элемент цифрового изображения.
  2. Наименьшая единица измерения информации.
  3. Двумерная решетка, состоящая из пикселей.
  4. Множество символов, используемых для написания сообщения.
  5. Единица измерения информации, содержащая 8 бит.
  6. Информационный объем одного пикселя.

По горизонтали:

  1. Процесс преобразования сигнала из формы, удобной для непосредственного использования информации, в форму, удобную для передачи, хранения или автоматической переработки.


  1. Проблемная задача: Сколько секунд потребуется модему, передающему сообщения со скоростью 14400 бит/сек, чтобы передать цветное растровое изображение размером 800 х 600 пикселей, при условии, что в палитре 16 миллионов цветов?
  2. Совместная работа.
  1. Пример 1. Сообщение, записанное буквами из 64-символьного алфавита, содержит 20 символов. Какой объем информации оно несет?
  2. Известно, что объем изображения, записанного в 256-цветной палитре (N), равен 0,5 Кб (V). Каким количеством бит кодируется каждый пиксель (i)? Из скольки пикселей состоит изображение? Какой объем будет у изображения размером 128*64 пикселя (K)?
  3. Определить информационный объем стерео аудио файла длительностью звучания 1 секунда при высоком качестве звука(16 битов, 48 кГц)
  4. Дан видеофайл, который длится 52 секунды. Известно также, что частота смены кадров составляет 25 раз в секунду. Каждый кадр представляет собой изображение, имеющее разрешение 1280 на 1024 пиксела. Также известно, что цвет кодируется в 24-х битной RGB-модели. Частота дискретизации звука составляет 44.1 КГц, а разрядность звуковой карты равна 2 байта. Необходимо найти информационный объем данного видеофайла.
  1. Самостоятельная работа.

Вариант 1

Вариант 2

  1. Какое количество информации необходимо для кодирования каждого из 256 символов алфавита?

  1. Какое количество информации необходимо для кодирования каждого из  65 536 символов алфавита?
  1. Черно-белое (без градаций серого) растровое графическое изображение имеет размер 10 ×10 точек. Какой объем памяти займет это изображение?
  1. Цветное (с палитрой из 256 цветов) растровое графическое изображение имеет размер 10*10 точек. Какой объем памяти займет это изображение?
  1. Какой объем видеопамяти необходим для хранения четырех страниц изображения, если битовая глубина равна 24, а разрешающая способность дисплея- 800 х 600 пикселей?
  1. Для хранения растрового изображения размером 128 x 128 пикселей отвели 4 КБ памяти. Каково максимально возможное число цветов в палитре изображения.
  1. Определить объем памяти для хранения цифрового аудиофайла, время звучания которого составляет две минуты при частоте дискретизации 44,1 кГц и разрешении 16 битов.

  1. Какой объем памяти требуется для хранения цифрового аудиофайла с записью звука высокого качества при условии, что время звучания составляет 3 минуты?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по теме "Преобразование информации путем рассуждений"

Оказывается не всегда правила преобразования информации четко формализованы. Очень часто человеку приходится проводить логические рассуждения, взвешивать различные варианты и делать некоторый выбор. П...

Методическая разработка открытого урока в 9 классе "Кодирование числовой информации"

План-конспект урока по информатике в 9 классе по теме "Кодирование числовой информации"...

Методическая разработка открытого урока по дисциплине БОД.06 Химия на тему: «Формирование понятия композиционных материалов на примере композитов, используемых в авиастроении: изучение их свойств, применения».

Предмет: ХимияДата проведения: 10 мая 2016 годаТема:  Формирование понятия композиционных материалов на примере композитов, используемых в авиастроении: изучение их свойств, применения.Тип заняти...

Методическая разработка открытого урока на тему Понятие производной

План урока содержит  в  себе  методику  преподавания  по  дисциплине математика,  в  которой  формулируются  все  его  этапы: тема,  за...

Методическая разработка открытого урока по информатике на тему: "Обработка числовой информации в Excel"

Данная тема изучается одной из первых в курсе освоения наиболее необходимых приложений для Windows. Она изучается либо параллельно с текстовым редактором Word, либо сразу после него.Изучив основные фу...