Место педагога в инновационном развитии страны
статья на тему
Предварительный просмотр:
Место педагога в инновационном развитии страны
Для того чтобы определить места педагога в инновационном развитии страны видится необходимым в первую очередь определить, что представляет собой это развитие и рассмотреть вклад всех участников образовательного процесса с точки зрения государственной инновационной политики.
Государственная инновационная политика – неотъемлемая часть социально-экономической политики. Она направленна на развитие инновационной деятельности, продвижение к экономике знаний, повышение уровня и качества жизни людей. В проекте федерального закона «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ» от 05 апреля 2006 года важнейшим среди основных принципов обозначено «признание социальной значимости инновационной деятельности и ее определяющего влияния на уровень и темпы развития страны» [1]. Таким образом, современные инновации являются не только фактором экономического развития, но и катализаторами социальных изменений в обществе.
Основными целями государственной инновационной политики являются
- создание экономических, правовых и организационных условий для инновационной деятельности;
- повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на основе создания и распространения базисных и улучшающих инноваций;
- содействие активизации инновационной деятельности, развитию рыночных отношений и предпринимательства в инновационной сфере;
- расширение государственной поддержки инновационной деятельности, повышение эффективности использования государственных ресурсов, направляемых на развитие инновационной деятельности;
- содействие расширению взаимодействия субъектов РФ при осуществлении инновационной деятельности;
- осуществление мер по поддержке отечественной инновационной продукции на международном рынке и по развитию экспортного потенциала РФ. [2]
Процесс инновационного развития имеет две главные составляющие – реализацию инновационных проектов и развитие инновационного потенциала.
В научной литературе по проблемам научно-инновационной политики большое внимание отводится состоянию социально-экономической среды, общественных предпосылок, выражающих своеобразие социально-экономического пространства. В результате создаются различные формы использования инноваций экономическими субъектами, непосредственно влияющих на общественные отношения. Через систему этих отношений реализуются полезные свойства инноваций и осуществляется их социальное воздействие. Также скорость прохождения инноваций по стадиям единого цикла «наука-производство-рынок» в промышленно-развитых странах на современном этапе определяется не только уровнем экономического развития, но и уровнем социальной ответственности государства. Использование социально-культурных ресурсов инновационной деятельности, поступающих из общественной сферы (идеология, мораль, этническая, правовая, политическая, религиозная сферы) и отражающихся в том числе в культурных установках и традициях, нормах поведения, ценностях субъектов инновационного процесса, предопределяет качественную разницу в способах организации инновационной деятельности в различных национальных экономиках. Эти же ресурсы, рассматриваемые как изначальное условие любой хозяйственной деятельности, выступают факторами, предопределяющими разные варианты и, следовательно, разную эффективность национальных способов организации инновационной деятельности в условиях разных социально-экономических возможностей государства.
Исходя из этого, научно-инновационный потенциал нельзя рассматривать только как простую совокупность ресурсов и возможностей их использования. При организации производства инноваций ресурсы не могут находиться в состоянии простой совокупности. Использование ресурсов всегда целеориентированно, они должны быть определенным образом организованы в первую очередь для реализации социальных потребностей общества и отдельных граждан.
Для стимулирования инновационного развития недостаточно обновления просто основных фондов. Одним из основных факторов инновационного развития организаций в условиях экономики знаний можно назвать интеллектуальный капитал. Это качественно новая форма капитала, обладающая большим потенциалом социально-экономической активности. Впервые это понятие ввел в научную терминологию Дж. Гэлбрейт в 1969 году.
В структуре интеллектуального капитала отдельной составляющей следует рассматривать человеческий капитал. В настоящее время повышаются требования к трудовым ресурсам, обусловленные современным техническим прогрессом, при котором 80% новейших технологий устаревают в последующие 10 лет. Поскольку 80% работников получили свои трудовые навыки 10 и более лет назад, то сегодня они оказываются неподготовленными к управлению современными производственными технологиями и оборудованием и потому не удовлетворяют современным требованиям. В стране назрела острая потребность в притоке в экономику высококвалифицированных кадров, в расширении подготовки и переподготовки квалифицированных рабочих. По имеющимся оценкам, в нашей стране доля высококвалифицированных рабочих в настоящее время составляет 15%, что ниже в два раза, чем в 90-х годах, и втрое ниже, чем доля таких рабочих в странах с развитой рыночной экономикой.
Важным условием обеспечения стабильного экономического роста страны является формирование высококвалифицированных специалистов, которые могут работать в современной рыночной экономической среде. Исходя из этого, можно сказать, что образование является основой современного информационного общества, а также движущей силой инновационного развития страны, поскольку ее качество играет важную роль как для общества в целом, так и для каждого человека в частности. В современных условиях повышение уровня качества образования требует формирования новых подходов и в самой системе образования, а именно перевод образования на инновационную основу.
Именно знания и образование в решающей степени определяют сегодня экономический потенциал страны, ее положение в мировом разделении труда и международной торговле. Об отраслях, производящих знание для непосредственных нужд экономики и производства (прикладная наука и
образование), уже давно принято говорить как об «индустрии знаний», а с недавних пор образование рассматривают как отрасль экономики (в США она занимает 5-е место среди других областей)
Получаемые знания помогают раскрытию сущности человеческой жизни в социуме, так как миропонимание, мировоззрение, определение места и роли личности в обществе, усвоение гуманитарных основ общения, норм морали и нравственности, социокультурное развитие индивида делают человека частью общества. Профессиональная подготовка человека в образовательной системе закладывает прочную базу профессиональной деятельности, в наибольшей степени реализующую личностные способности, его трудовой потенциал. Именно поэтому в теории человеческого капитала уровень образования населения рассматривается как главная составляющая его ценности, а образование единодушно признается в качестве постоянной составляющей трудовой деятельности. Кроме того, современные исследования доказывают устойчивую связь образования человека и продолжительности его жизни, а, следовательно, знание как результат образования важно для долголетия и имеет социобиологическое значение. Образование по своей сути является инновационной сферой, поскольку основывается на постоянном использовании новых знаний, продуцируемых научными учреждениями и вузами. Кадры образовательной системы - важнейшая часть интеллектуального потенциала страны, которая, в отличие от научных работников, выполняет такую социальную функцию, как воспитание обучающихся. В современных условиях повышение уровня качества образования требует формирования новых подходов и в самой системе образования, а именно перевод образования на инновационную основу.
Одним из исходных ориентиров образовательной политики государства является система образования, позволяющая адекватно встретить вызовы цивилизации XXI века, сохранить и укрепить нашу конкурентоспособность как одного из ведущих государств планеты [3].
В условиях информационного общества новая роль учителя заключается не только в том, чтобы он обучал, но и в том, чтобы он помогал ученикам в поисках и освоении знаний, культурных ценностей и информационных ресурсов, руководил их учебой, обсуждал и оценивал достигнутые успехи, создавал социально-психологическую атмосферу и коммуникативную среду, способствующую осознанному выбору учащимся своего дальнейшего жизненного и профессионального пути. Инновационное развитие педагогического образования должно стать опережающим по отношению к развитию школы.
Президент России Дмитрий Медведев на совместном заседании Президиума Госсовета, Совета по культуре и искусству и Совета по науке, технологиям и образованию в апреле прошлого года сказал: «Мы не так давно утвердили образовательную инициативу «Наша новая школа». Смысл этой инициативы – создание школы, которая должна помогать раскрывать личностные способности, и готовиться к условиям жизни в высоко конкурентной среде». То есть важнейшим элементом школьного образования, наряду с решением задач усвоения знаний конкретных предметов школьной программы, становится принципиально новый для школы элемент - развитие личностных способностей и подготовка к условиям жизни в высоко конкурентной среде. Учитель должен быть подготовлен к работе в новых условиях. Это не только владение новым содержанием, новыми методами работы, но и новое осознание места учителя в учебном процессе. В современных условиях меняются роли учителя. Наряду с традиционной ролью появляются следующие роли:
- Учитель-консультант. Предполагается, что консультант либо знает готовое решение, либо он владеет способами деятельности, которые указывают путь решения проблемы.
- Учитель-модератор. Модерирование – деятельность направленная на раскрытие потенциальных возможностей ученика и его способностей.
- Учитель-тьютор. Осуществляет педагогическое сопровождение ученика
Роль педагога в развитии страны не может быть переоценена. Ведь именно педагоги совместно с родителями создают ребенку благоприятную среду для развития, раскрытия талантов, формирования нестандартного мышления, выходящего за рамки, мотивации и исследовательского интереса.
Согласно стратегии развития «Петербургская школа 2020» [4] , одним из ключевых положений является непрерывное развитие потенциала современного учителя. Для этого необходимо предпринять различные меры, начиная от модернизации системы подготовки, переподготовки, стажировок и повышения квалификации специалистов в области образования, заканчивая системой стимулирования педагогического труда, поддержке молодых специалистов и повышению престижности этой профессии.
1. Проект федерального закона «О государственной инновационной политике» от 05.04.2006//www.miiris.ru/docs/.
2. Агарков С.А., Кузнецова Е.С., Грязнова М.О. Инновационный менеджмент и государственная инновационная политика, Изд. "Академия Естествознания", 2011
3. Доклад «Инновационное развитие образования – основа повышения конкурентоспособности России». Заседание Государственного совета «О развитии образования в Российской Федерации» 24 марта 2006 года
4. Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011–2020 гг. «Петербургская Школа 2020» www.k-obr.spb.ru/downloads/810/1.doc
5. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Показательный (открытый) урок в 11 классе по теме: «Место авторской песни в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, внимание к личности, мелодическое богатство)»
1. Познакомить учащихся с таким направлением отечественной культуры, как авторская песня; показать тематическое и жанровое своеобразие этого явления в нашей литературе и культуре 2. Развитие навыко...
Какую роль играют специалисты образования в инновационном развитии страны?
"Какую роль играют специалисты образования в инновационном развитии страны?"...
Роль специалистов сферы образования в инновационном развитии страны
Статья о современном педагоге, его роли в жизни общеста в целом, а не только в жизни его учеников....
Парадокс решения проблем мотивации вовлечения педагогических работников в методическую деятельность и самоопределения педагогов в инновационном развитии образовательного учреждения
В статье рассматриваются проблемы мотивации педагогов дополнительного и общего оборазования к участию в методической работе и инновационной деятельности образовательной организации, а также ошибки, св...
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) занимают сегодня центральное место в инновационном развитии ключевых сфер жизнедеятельности общества. В связи с этим, следует уделить особое внимание созданию модели психолого-педагогического сопровождения р
Современное образование является структурным элементом процесса зарождения качественно нового общества, и находится в самом сердце проблем, связанных с развитием личности. Задача образования, в...
Олимпиада для педагогов 2 место "Культура речи педагога как фактор развития речевой коммуникации детей"
quot;Культура речи педагога как фактор развитияречевой коммуникации детей"...
Парадокс решения проблем мотивации вовлечения педагогических работников в методическую деятельность и самоопределения педагогов в инновационном развитии образовательного учреждения
Статья отражает проблемы, с которыми сталкиваются методисты при мотивации коллектива к методической работе и самоопределению в профессии. Рассматриваются типичные ситуации затруднений и примеры решени...