Роль специалистов сферы образования в инновационном развитии страны
статья на тему

Часовских Нина Андреевна

 Статья о  современном педагоге, его роли в жизни общеста в целом, а не только в жизни его учеников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chasovskih_n_2_statya.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Часовских Н.А.

ГБОУ гимназия № 498,Санкт-Петербург

РОЛЬ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ СТРАНЫ

Система образования и воспитания – основной источник умножения интеллектуального потенциала общества. Центральное положение в этой системе занимает педагог. Успех образования напрямую зависит от личности педагога, его профессиональной и общекультурной подготовки, его творческого потенциала. Ещё К.Д. Ушинский говорил, что «воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы … не могут заменить личности в деле воспитания». Успешность работы педагога зависит от множества причин, но в основном обуславливается его характером, мастерством, взаимоотношениями с учащимися, творческим отношением к делу?

Что нужно для инновационного развития системы образования и страны в целом? Я так отвечаю в на этот вопрос: «Личность педагога!» Стремление к саморазвитию, педагогическая рефлексия, гибкость мышления должны быть присущи современному специалисту. Анализ исследований (Г.Н. Сухобская, В.А. Сластёнин, В.А. Кан-Калик и др.) позволяет говорить о том, что сегодня необходимо формировать готовность педагога к инновационной деятельности.

Современный педагог работает на будущее России. Как это понимать? Сегодня очень сильно возросла государственная и общественная значимость педагогической профессии. Хороший педагог для нынешней России – это учитель культуры, её первый и главный представитель в мире детей и взрослых. Потому так много требований предъявляется к нашей профессии.

Именно образование позволяет адаптировать человека к новым жизненным условиям. Эта мысль постоянно звучит с экрана телевидения. Президент России в нескольких своих докладах пытался донести эту мысль до педагогического сообщества и общества в целом. Да, жизнь у нас сегодня нестабильная, «колючая», неспокойная. А люди (дети, взрослые), которые приходят учиться? Что им сегодня нужно? Каков основной социальный запрос? Ученик  хочет развития! Мы, педагоги, должны научить его наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, прогнозировать.

Сегодняшний педагог должен заходить в класс, с целью развить ученика. Знания нужно пропустить не через уши ученика, а через мозг!

Развивая – обучать, а не обучая – развивать.

То есть, словосочетание «развивающее обучение» нужно  заменить на «обучающее развитие». Теперь знания – это не трансляция, мы развиваем ученика на конкретном материале.  Мы должны не обучать, для развития, а развивать для обучения.

Конечно, знания очень важны. Но круг знаний, который актуален сегодня, может стать совсем ненужным завтра. Не столь важен «пакет» знаний, сколько их применимость к современному укладу жизни.

Реально защищённым в социальном отношении может быть лишь широкообразованный человек, способный гибко перестраивать направление и содержание своей деятельности в связи со сменой требований рынка, и образовательная система должна не только вооружать знаниями учеников, но и формировать потребность в непрерывном самостоятельном овладении ими, развивать умения и навыки самообразования, а также самостоятельный творческий подход к знаниям в течение всей активной жизни человека. Ребёнка необходимо посредством образования готовить к жизни. За творческим и образованным человеком – будущее России!

Роль образования на данном историческом этапе уникальна. Образование остаётся главным и единственным институтом, через который возможны трансляция и воплощение базовых ценностей и целей развития российского общества. Сейчас нужны специалисты, способные работать в условиях новой цивилизации.

Необходимо формировать готовность (в том числе и психологическую) педагога к инновационной деятельности. Условием распространения инноваций является готовность педагогов к профессиональным новшествам, их стремление к творческой самореализации.

В школу должны прийти учителя с высоким моральным обликом, с богатым духовным миром, т.е. в обучении будущих учителей должны быть актуальны вопросы педагогической этики.

Роль и функции учителя в современной школе существенно изменились. Сегодня учитель далеко не является предметником в узком смысле этого слова. Усилия учителя направлены на формирование навыков учиться, творчески мыслить, находить нестандартные решения.

Урок – уже не единственная форма организации образовательного процесса. Учитель формирует у школьников первичные исследовательские навыки, организует проектную деятельность.

Задачи социализации и воспитания входят в число важнейших профессиональных задач учителя, вне зависимости от предмета, который он преподаёт.

Выводы очевидны. России нужны педагоги, открытые  ко всему новому, понимающие психологию ученика, знающие свой предмет, несущие свет в душу воспитанника.

Образование сегодня – «естественный помощник, поддержка и механизм осмысливания новых реалий жизни»[3, с 16]. На фоне глобальных и быстрых преобразований всё больше возрастает роль повседневного знания обычного человека, его видение и понимание происходящих процессов. Единственное, что заведомо необходимо современному человеку – знания, всеобщая образованность.

Список литературы:

  1. Инициатива «Наша новая школа». Президент России.
  2. «Инновационное развитие образования – основа повышения конкурентоспособности России». Доклад Президента России, 2006
  3. Моисеев Н.Н. Универсум. Информация. Общество. – М., 2001. – с. 16
  4. Петренко О.Л., Клименко Г.М. Повышение педагогического мастерства учителя при использовании педагогических технологий. Сб. «Педагогические отношения в инновационном развитии соврнменной России». Волгоград, 2010, с.200-2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Какую роль играют специалисты образования в инновационном развитии страны?

"Какую роль играют специалисты образования в инновационном развитии страны?"...

Роль педагога дополнительного образования школы в развитии

Рассматривая детское объединение системы дополнительного образования школы как общность учащихся и взрослых, мы выделяем особую роль педагога дополнительного образования в его становлении, развитии и ...

Выступление на Районном семинаре «Роль дополнительного образования в творческом развитии учащихся». Тема выступления «Аэродизайн для младших школьников в сфере дополнительного образования».

Аэродизайн – это создание фигур и композиций из воздушных шаров, а также дизайн интерьеров и экстерьеров воздушными шарами.Воздушный шар живёт ярко и легко и … недолго. Как цветы, в своей одухотворённ...

Специалисты сферы образования обсудят вопросы детализации требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения

Дата и время проведения вебинаров: 21 ноября, с 10 до 14 часов (время московское).Трансляция webinar.almira.moscow 21 ноября состоятся 5 вебинаров по теме «Специфика и актуальные аспекты де...

Выступление на региональном совете по инновационному развитию в сфере образования ЯНАО

В выступлении представлены результаты деятельности региональной инновационной площадки "Технопарк как современное профессионально-ориентирующее пространство"...