Разработка занятия элективного курса "Тайны судебной медицины" (9 класс)
план-конспект занятия (9 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_tayny_sudebnoy_meditsiny.docx | 24.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема 2. Тайны судебной медицины.
Цель: дать понятие о судебной медицине, о профессии судебно – медицинского эксперта, раскрыть ее значение в жизни общества.
Оборудование: микроскопы, биологическая микролаборатория, образцы волос и волокон, спирт 90%, раздаточный материал.
Технические средства: телевизор, документ – камера.
План занятия:
1. Содержание и структура судебной медицины, ее задачи. Положение среди других медицинских дисциплин.
2. Профессия судебно – медицинского эксперта по исследованию вещественных доказательств (эксперт - биолог).
3. Лабораторная работа №2 «Дифференцирование волос и волокон».
4. Подведение итогов занятия
Ход занятия:
1. Вводно – мотивационный этап:
Фрагмент фильма «След». Вопросы к фильму.
- С какой профессией мы будем сегодня знакомиться?
- Чем они занимаются?
- Какие учебные предметы, связаны с этой профессией?
- А где можно выучиться на судебно – медицинского эксперта?
Учитель: Сегодня на нашем занятии мы попытаемся приоткрыть тайну судебной медицины.
Выступление учителя (презентация)
«Судебная медицина как наука служит в нашей стране целям и задачам правосудия и здравоохранения.
Судебно – медицинская экспертиза (СМЭ) необходимое звено системы охраны прав граждан Российской Федерации и безопасности государства. Применение медицинских и биологических знаний для решения вопросов, возникающих в практической деятельности органов дознания, следствия и суда, называют судебно – медицинской экспертизой. Заключение судебно – медицинского эксперта – одно из доказательств в следственном и судебном процессах. За результаты экспертизы эксперт несет уголовную ответственность.
К предмету судебно – медицинской экспертизы относятся:
- экспертиза потерпевших, обвиняемых и других лиц.
- экспертиза трупов в случаях насильственной смерти.
- экспертиза вещественных доказательств путем применения лабораторных методов исследования объектов.
- экспертиза по материалам уголовных и гражданских дел.
Судебно – медицинская экспертиза производится в бюро судебно – медицинской экспертизы. Такие бюро создаются в области, крае, республике, Москве и Санкт – Петербурге. У нас в Агинском бурятском округе работает Могойтуйское межрайонное отделение бюро СМЭ (филиал краевого бюро).
Структура бюро СМЭ: 4 отдела:
- отдел судебно – медицинской экспертизы трупов включает в себя судебно – гистологическое отделение.
- отдел сложных экспертиз.
- отдел судебно – медицинской экспертизы потерпевших, обвиняемых и других лиц.
- отдел судебно – медицинской экспертизы вещественных доказательств, который включает в себя:
- судебно – биологическое отделение (эксперт – биолог)
- судебно – цитологическое отделение (эксперт – цитолог)
- судебно - биохимическое отделение (эксперт – биохимик)
- судебно - химическое отделение (эксперт – химик)
- судебно - криминалистическое отделение (эксперт – криминалист)
- судебно - бактериологическое отделение (эксперт – бактериолог)
- спектральная лаборатория
- лаборатория судебно – медицинских, молекулярно – генетических исследований»
Мы сегодня побываем в роли врача, судебно – медицинского эксперта биолога по исследованию вещественных доказательств. В качестве вещественных доказательств судебно – биологическая экспертиза исследует различные объекты биологического происхождения: кровь, сперму, волосы, пот, слюну, выделения влагалища и носа, мочу, кал, меконий, сыровидную смазку, околоплодную жидкость, лохи, женское молоко и молозиво, а также кости и различные ткани и органы.
2. Операционно – содержательный этап:
Чтобы почувствовать себя настоящими врачами судебно – медицинскими экспертами мы надели спецодежду: белые халаты, хирургические шапочки, перчатки. После завершения работы с биологическим материалом обработайте руки специальными салфетками. К нам на рассмотрение поступило постановление о назначении биологической судебной экспертизы от следователя прокуратуры лейтенанта юстиции Балданова Б.Д. Внимательно ознакомьтесь с постановлением. (смотри приложение).
Лабораторная работа:
«Дифференцирование волос и волокон»
Цель: ответить на вопросы, поставленные следователем:
- Являются ли присланные объекты волосами?
- Какова видовая принадлежность волос?
- Выпали волосы или вырваны (оборваны)?
- Имеются ли повреждения или изменения волос (окраска, завивка, обесцвечивание)?
Оборудование: микроскоп, биологическая микролаборатория, спирт 90%.
Ход работы:
1. Проведите макроскопическое исследование вещественных доказательств, с помощью лупы. Свои наблюдения отмечайте в таблице 2 знаками «+» или «-».
2. Приготовьте микропрепарат, из представленного материала (волос, волокон) в капле 90 % - го спирта. Закройте покровным стеклом и аккуратно удалите излишки спирта с помощью фильтровальной бумаги (не забудьте надеть маски, в целях сохранения вещественных доказательств).
3. Приготовьте микроскоп к работе. Проведите микроскопическое исследование: рассмотрите микропрепарат при разных увеличениях. Сравните свои наблюдения с данными таблицы 1 и изображением документ-камеры по телевизору.
4. Рассмотрите микропрепарат, передвигая по предметному столику. Свои наблюдения отмечайте в таблице 2 знаками «+» или «-».
5. Ответьте на вопросы следователя, используя данные таблицы 1.
Обсуждение результатов экспертизы. Учащиеся зачитывают выводы по экспертному заключению.
3. Рефлексивно – оценочный этап:
Анкета для учащихся:
- Как вы оцениваете работу судебно – медицинского эксперта - биолога по исследованию вещественных доказательств.
- Как вы чувствовали себя в роли эксперта – биолога?
- Как вы оцениваете свою работу? Хороший из вас получился эксперт?
- Интересна ли эта профессия?
- Где можно получить соответствующее образование?
Сначала необходимо получить медицинское образование по специальности «Лечебное дело», затем пройти интернатуру по судебной медицине.
4. Домашнее задание:
Желающим приготовить небольшую компьютерную презентацию «Тайны судебной медицины»
Постановление
о назначении ____биологической______ судебной экспертизы
(какой именно)
Пос. Могойтуй____
(место составления)
Следователь (дознаватель) СО при АБАО СУ СК при прокуратуре___
(наименование организации)
Читинской области_лейтенант юстиции_Балданов_Б.Д._______________
(классный чин или звание, фамилия, инициалы следователя (дознавателя)
рассмотрев материалы уголовного дела №_____39403_______
постановил:
1. Назначить _______биологическую________ судебную экспертизу
(какую именно)
производство, которой поручить ___9_классу_МСОШ_№2_________
2. Поставить перед экспертами вопросы:
- Являются ли присланные объекты волосами?
- Выпали волосы или вырваны (оборваны)?
- Имеются ли повреждения или изменения волос (окраска, завивка, обесцвечивание)?
3. Предоставить в распоряжение экспертов:
- Постановление
- Бумажный пакет с волокнами, изъятыми с места происшествия.
4. Разъяснить ______________экспертам__________________________
(кому именно)
права и обязанности, предусмотренные ст. 57 УПК РФ и предупредить его об уголовной ответственности в соответствии со ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения.
Следователь (дознаватель) ________________________
(подпись)
Права и обязанности, предусмотренные ст. 57 УПК РФ, мне разъяснены
«___»_______________2010_г. Одновременно я предупрежден об уголовной ответственности в соответствии со ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения.
Эксперт _________________________
(подпись)
Таблица 1
Универсальная таблица
для регистрации и сопоставления морфологических признаков волос человека в экспертизе сходства и различия
Макроскопическое исследование
Морфологические признаки волос | Сравниваемые группы волос | ||
1 | 2 | 3 | |
1. Длина (в см.) 2. Форма волос: - прямая, почти прямая - дугообразная, изогнутая - волнистая, едва волнистая - мелковолнистая - извитая - курчавая 3. Цвет волос: - черный - коричневый - темно-коричневый - светло-коричневый - красно-коричневый - желто-коричневый - серо-коричневый - желтый - серый - белый С более темным концом С более светлым концом |
Микроскопическое исследование
Морфологические признаки волос | Сравниваемые группы волос | ||
1 | 2 | 3 | |
1.Корневой (центральный) конец волоса Представлен луковицей формы: - в виде крючка - цилиндрическая - коническая - в виде колбы - фрагмент верхней части Наличие оболочек: - с оболочками - с оболочками в виде вуали - с обрывками оболочек - без оболочек 2. Периферический конец волоса (верхушка) Форма периферического конца: - игловидно истончен - истончен на протяжении - расширен в поперечнике - сферически закруглен - в виде кисточки - в виде метлы - расщеплен, разволокнен Края поверхности периферического конца: - острые - слегка сглажены - закруглены |
Заключение эксперта
(экспертиза вещественных доказательств)
Выводы:
«____» __________2007 г. Судебно–медицинский эксперт_______________
(подпись)
Лабораторная работа:
«Дифференцирование волос и волокон»
Цель: ответить на вопросы, поставленные следователем:
- Являются ли присланные объекты волосами?
- Выпали волосы или вырваны (оборваны)?
- Имеются ли повреждения или изменения волос (окраска, завивка, обесцвечивание)?
Оборудование: микроскоп, биологическая микролаборатория, спирт 90%.
Ход работы:
1. Проведите макроскопическое исследование вещественных доказательств, с помощью лупы. Свои наблюдения отмечайте в таблице 1 знаком «+»:
- с помощью линейки измерьте длину волос
- определите форму волос, выбрав из вариантов, указанных в таблице 1
- отметьте цвет волос, выбрав из вариантов.
2. Приготовьте микропрепарат, из представленного материала (волос, волокон) в капле воды:
- налейте в чашки Петри мыльный раствор и чистую воду, вымойте исследуемый объект в мыльном растворе, прополоскайте в чистой воде и высушите на фильтровальной бумаге.
- на предметное стекло положите объект обоими концами, закройте покровными стеклами, затем капните каплю воды под покровные стекла
- излишки воды со стекла уберите с помощью фильтровальной бумаги.
3. Приготовьте микроскоп к работе. Проведите микроскопическое исследование:
- рассмотрите микропрепарат при разных увеличениях.
- найдите корневой конец волоса и свои наблюдения отмечайте в таблице 1 знаком «+».
- найдите периферический конец волоса и свои наблюдения отмечайте в таблице 1 знаком «+».
4. Вывод запишите в конце таблицы 1, используя свои наблюдения. Ответьте на вопросы следователя, используя данные таблицы 1.
Анкета для учащихся
1. Как вы оцениваете работу судебно – медицинского эксперта - биолога по исследованию вещественных доказательств.
2. Как вы чувствовали себя в роли эксперта – биолога?
3. Как вы оцениваете свою работу? Хороший из вас получился эксперт?
4. Интересна ли эта профессия?
5. Где можно получить соответствующее образование?
Анкета для учащихся
1. Как вы оцениваете работу судебно – медицинского эксперта - биолога по исследованию вещественных доказательств.
2. Как вы чувствовали себя в роли эксперта – биолога?
3. Как вы оцениваете свою работу? Хороший из вас получился эксперт?
4. Интересна ли эта профессия?
5. Где можно получить соответствующее образование?
Анкета для учащихся
1. Как вы оцениваете работу судебно – медицинского эксперта - биолога по исследованию вещественных доказательств.
2. Как вы чувствовали себя в роли эксперта – биолога?
3. Как вы оцениваете свою работу? Хороший из вас получился эксперт?
4. Интересна ли эта профессия?
5. Где можно получить соответствующее образование?
Анкета для учащихся
1. Как вы оцениваете работу судебно – медицинского эксперта - биолога по исследованию вещественных доказательств.
2. Как вы чувствовали себя в роли эксперта – биолога?
3. Как вы оцениваете свою работу? Хороший из вас получился эксперт?
4. Интересна ли эта профессия?
5. Где можно получить соответствующее образование?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка занятия элективного курса « Выбор темы исследования» с использованием проектной технологии обучения
Цели занятия: способствовать формированию творческого подхода к выбору темы исследовательской работы. Привить внимание к вопросам отечественного производства качественных товаров. Стимулировать позн...
Конспект занятия элективного курса в 10 классе "Культура делового общения"
В конспекте занятия по теме "Культура делового общения" содержатся все необходимые материалы для проведения элективного курса. В презентации представлены основные особенности проведения занятия....
"В поисках потерянного вещества" - разработка занятия элективного курса "Экологическая химия"
Занятие проводится в форме деловой игры. Обобщается материал по теме "Свойства металлов"....
Занятие элективного курса в 10 классе: Решение квадратных уравнений с параметрами
Тема: Решение квадратных уравнений с коэффициентами, зависящими от параметра.Цель: • Формирование умения решать квадратные уравнения с параметрами.• Развивать исследовательскую и поз...
"Классификация органических реакций". Разработка занятия элективного курса" Избранные вопросы органической химии"
Разработка урока содержит схему сравнения химических реакций неорганических и органических веществ, презентацию с таблицей типов органических реакций с примерами, примеры задания ЕГЭ А 19 по орг...
Способы выражения авторской позиции в тексте на примере анализа рассказа В.П.Астафьева «На закате дня». Методическая разработка занятия элективного курса «Сочинения разных жанров: рецензия…»
Идея выше фактаО.БальзакНаписание сочинения – рецензии при выполнении части 3(С) по русскому языку на Едином государственном экзамене является для учащихся задачей трудной и требующей точного и глубок...
Разработка занятий элективного курса
разработка включает подробные планы в виде конспекта уроков, первое занятие представленно в виде технологической карты....