Занятие элективного курса в 10 классе: Решение квадратных уравнений с параметрами
план-конспект занятия по алгебре (10 класс) по теме

Батуева Екатерина Моисеевна

 

Тема: Решение квадратных уравнений с коэффициентами, зависящими от параметра.

Цель:
•  Формирование умения решать квадратные уравнения с параметрами.
•  Развивать исследовательскую и познавательную деятельность.

ХОД УРОКА:

I. Введение в тему.
II . Актуализация знаний:
а) Какое уравнение называется линейным?
б) Какое уравнение называется квадратным?

 


III . Защита исследовательской деятельности учащихся.

Задание I группе:
•  Исследовать связь графика квадратичной функции с коэффициентами и корнями, соответствующего квадратного уравнения.

Тест (ответ: ключевое слово ПАРАМЕТР)

Тест (работа с компьютером)

А. Для каждой из квадратичных функций найти на чертеже график.


Введите ответ и прочитайте шифр ( ПАРАМЕТР )

Задание II группе: Решение квадратных уравнений с коэффициентами, зависящими от параметра.

 

IV .Самостоятельная работа в группах:
Решить уравнение для всех значений параметра

 

 

 

 

1) Определить условия, при которых корни уравнения будут больше (меньше) заданного числа n . Рассмотреть все случаи.

 

2) Решение квадратных неравенств с коэффициентами, зависящими от параметра.

3) Решить уравнение для всех значений параметра

 

Пояснительная записка

Элективный курс профильной подготовки учащихся 10, 11 классов посвящён одной из тем курса алгебры – задачам с параметрами. К сожалению, в средней школе при изучении алгебры практически не рассматриваются (или рассматриваются недостаточно) уравнения с параметрами.

Предлагаемый курс является развитием системы ранее приобретённых знаний, и его цель – развитие логической культуры, т. к. очень серьезные трудности логического характера вызывают обычно уравнения, неравенства и системы с параметрами, в которых требуется найти такие значения этих параметров, при которых выполняются некоторые дополнительные требования.

Курс предполагает рассмотрение линейных уравнений и неравенства с параметрами, квадратных уравнений и неравенства с параметрами, иррациональные, показательные, логарифмические и тригонометрические уравнения с параметрами. Организация обучения на занятиях будет направлена на развитие логического мышления, самостоятельной исследовательской деятельности. Программа содержит 8 блоков, связанных единой идеей. Основным направлением работы является подготовка учащихся к экзаменам и их конкурентоспособность.

Организационно-методический раздел

Цель курса: Углубить и расширить знания учащихся о решений уравнений, неравенств и систем с параметрами.

Задачи курса:

1. углубить теоретические знания и сформировать у учащихся навыки решения уравнений, неравенств и их систем с параметрами для любого допустимого значения параметра;

2.формирования опыта творческой деятельности учащихся через исследовательскую деятельность при решении нестандартных задач;

3.развитие логической культуры учащихся.
Решение задач с параметрами в школьной практике позволяет проверить и углубить:
– знание основных разделов школьной математики;
– уровень математического и логического мышления;
– перспективы возможности конкурентно способности учащихся;
– возможности успешно овладения курсом математики Вуза;
– успешности сдачи ЕГЭ.

Методика осуществления учебного проекта

Попытаемся выяснить, как учитель должен организовывать работу над проектом, что происходит с учащимся во время осуществления проекта, какова роль учителя в этой работе.
•  Этапы работы методом проектов.
•  Погружение в проект.
•  Обеспечение осуществления учебного проекта.
•  Формы презентации и их учебно-воспитательный эффект.

Этапы работы с использованием метода проектов

В самом общем виде при осуществлении проекта можно выделить следующие этапы:
1-й – погружение в проект;
2-й – организация деятельности;
3-й – осуществление деятельности;
4-й – презентаций результатов.
Что делает каждый участник проектной работы на разных этапах, очень кратко можно пояснить с помощью следующей таблицы.

Учитель

Учащиеся

1-й этап

 

Формулирует

Осуществляют

1

проблему проекта

личностное присвоение проблемы

2

сюжетную ситуацию

вживание в ситуацию

3

цель и задачи

принятие, уточнение и конкретизация цели и задач

2-й этап

 

Организует деятельность - предлагает

осуществляют

4

организовывать группы

разбивку на группы

5

распределить амплуа в группах

распределение ролей в группе

6

спланировать деятельность по решению задач проекта

планирование работы

7

возможные формы презентации результатов

выбор формы и способа презентации предлагаемых результатов

3-й этап

 

Не участвует

Работает активно и самостоятельно

8

но консультирует учащихся по необходимости

каждый в соответствии со своим амплуа и сообща

9

ненавязчиво контролирует

консультируются по необходимости

10

даёт новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость

«добывают» недостающие знания

11

репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов

подготавливают презентацию результатов

4 этап

 

Принимает отчёт

Демонстрируют

12

обобщает и резюмирует полученные результаты

понимание проблемы, цели и задач

13

подводит итоги обучения

умение планировать и осуществлять работу

14

оценивает умение общаться, слушать, обосновывать своё мнение, терпимость и др.

найденный способ решения проблемы

15

акцентирует внимание на воспитательном моменте, умении работать в группе, на общий результат и др.

рефлексию деятельности и результата

16

 

дают взаимооценку деятельности и её результативности

Примечание: формулирование учебного проекта производится с учётом возраста учащихся. Оснащает всем необходимым и создаёт условия для самостоятельной работы.

Методический паспорт учебного проекта

Тема: Решение квадратного уравнения с коэффициентами, зависящими от параметра.
Предмет: элективный курс
Класс: 10 «А»
Тип проекта: моно предметный; практико – ориентированный
Формы работы: урочно – внеурочная

Цели:
•  Развивать умение исследовать, проектировать в процессе анализа решения квадратного уравнения с коэффициентами, зависящими от параметра;
•  Воспитывать толерантность.

Мотивация в работе основывалась на интересе учащихся к данной теме, их желание получить умения решать уравнения такого вида. Вопросы были распределены следующим образом:
1 группа — Исследовать связь графика квадратичной функции с коэффициентами и корнями соответствующего квадратного уравнения.
2 группа — Решение квадратного уравнения с коэффициентами, зависящими от параметра.

Информационно-техническое обеспечение:
•  Учащиеся использовали домашний компьютер; дополнительную литературу, выполняли чертежи для демонстрации на графопроекторе, справочная таблица.
•  ЗУНы и общеучебные навыки, необходимые учащимся
•  решение квадратного уравнения;
б) график квадратичной функции;
в) решение линейных и квадратичных неравенств;
г) решение линейных уравнений с параметрами;
д) умение работать с дополнительной литературой;
е) умение проводить аналогию.

Предполагаемые приращения
•  умение по графику определять знаки коэффициентов квадратичной функции, расположение корней квадратного уравнения в зависимости от коэффициентов;
•  умение решать квадратные уравнения с параметрами;
•  развитие навыков:
•  самостоятельной работы с источниками информации;
•  самостоятельного принятия решений коммуникативности;
•  проектирования, планирования, анализа;
•  самоанализ и рефлексия.
•  воспитание толерантности.

Работа по этапам:
•  погружение
•  организация деятельности
•  осуществление деятельности
•  презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                          

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:




























        



Элективный курс
Учитель математики Яснинской СОШ №2 Батуева

Екатерина Моисеевна

















































Тема: Решение квадратных уравнений с коэффициентами, зависящими от параметра.

Цель:
•  Формирование умения решать квадратные уравнения с параметрами.
•  Развивать исследовательскую и познавательную деятельность.

ХОД УРОКА:

I. Введение в тему.
II . Актуализация знаний:
а) Какое уравнение называется линейным?
б) Какое уравнение называется квадратным?



III . Защита исследовательской деятельности учащихся.

Задание I группе:
•  Исследовать связь графика квадратичной функции с коэффициентами и корнями, соответствующего квадратного уравнения.

Тест (ответ: ключевое слово ПАРАМЕТР)

Тест (работа с компьютером)

А. Для каждой из квадратичных функций найти на чертеже график.





Введите ответ и прочитайте шифр ( ПАРАМЕТР )

Задание II группе: Решение квадратных уравнений с коэффициентами, зависящими от параметра.


IV .Самостоятельная работа в группах:
Решить уравнение для всех значений параметра




1) Определить условия, при которых корни уравнения будут больше (меньше) заданного числа n . Рассмотреть все случаи.


2) Решение квадратных неравенств с коэффициентами, зависящими от параметра.

3) Решить уравнение для всех значений параметра


Пояснительная записка

Элективный курс профильной подготовки учащихся 10, 11 классов посвящён одной из тем курса алгебры – задачам с параметрами. К сожалению, в средней школе при изучении алгебры практически не рассматриваются (или рассматриваются недостаточно) уравнения с параметрами.

Предлагаемый курс является развитием системы ранее приобретённых знаний, и его цель – развитие логической культуры, т. к. очень серьезные трудности логического характера вызывают обычно уравнения, неравенства и системы с параметрами, в которых требуется найти такие значения этих параметров, при которых выполняются некоторые дополнительные требования.

Курс предполагает рассмотрение линейных уравнений и неравенства с параметрами, квадратных уравнений и неравенства с параметрами, иррациональные, показательные, логарифмические и тригонометрические уравнения с параметрами. Организация обучения на занятиях будет направлена на развитие логического мышления, самостоятельной исследовательской деятельности. Программа содержит 8 блоков, связанных единой идеей. Основным направлением работы является подготовка учащихся к экзаменам и их конкурентоспособность.

Организационно-методический раздел

Цель курса: Углубить и расширить знания учащихся о решений уравнений, неравенств и систем с параметрами.

Задачи курса:

1. углубить теоретические знания и сформировать у учащихся навыки решения уравнений, неравенств и их систем с параметрами для любого допустимого значения параметра;

2.формирования опыта творческой деятельности учащихся через исследовательскую деятельность при решении нестандартных задач;

3.развитие логической культуры учащихся.
Решение задач с параметрами в школьной практике позволяет проверить и углубить:
– знание основных разделов школьной математики;
– уровень математического и логического мышления;
– перспективы возможности конкурентно способности учащихся;
– возможности успешно овладения курсом математики Вуза;
– успешности сдачи ЕГЭ.

Методика осуществления учебного проекта

Попытаемся выяснить, как учитель должен организовывать работу над проектом, что происходит с учащимся во время осуществления проекта, какова роль учителя в этой работе.
•  Этапы работы методом проектов.
•  Погружение в проект.
•  Обеспечение осуществления учебного проекта.
•  Формы презентации и их учебно-воспитательный эффект.

Этапы работы с использованием метода проектов

В самом общем виде при осуществлении проекта можно выделить следующие этапы:
1-й – погружение в проект;
2-й – организация деятельности;
3-й – осуществление деятельности;
4-й – презентаций результатов.
Что делает каждый участник проектной работы на разных этапах, очень кратко можно пояснить с помощью следующей таблицы.

Учитель

Учащиеся

1-й этап

 

Формулирует

Осуществляют

1

проблему проекта

личностное присвоение проблемы

2

сюжетную ситуацию

вживание в ситуацию

3

цель и задачи

принятие, уточнение и конкретизация цели и задач

2-й этап

 

Организует деятельность - предлагает

осуществляют

4

организовывать группы

разбивку на группы

5

распределить амплуа в группах

распределение ролей в группе

6

спланировать деятельность по решению задач проекта

планирование работы

7

возможные формы презентации результатов

выбор формы и способа презентации предлагаемых результатов

3-й этап

 

Не участвует

Работает активно и самостоятельно

8

но консультирует учащихся по необходимости

каждый в соответствии со своим амплуа и сообща

9

ненавязчиво контролирует

консультируются по необходимости

10

даёт новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость

«добывают» недостающие знания

11

репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов

подготавливают презентацию результатов

4 этап

 

Принимает отчёт

Демонстрируют

12

обобщает и резюмирует полученные результаты

понимание проблемы, цели и задач

13

подводит итоги обучения

умение планировать и осуществлять работу

14

оценивает умение общаться, слушать, обосновывать своё мнение, терпимость и др.

найденный способ решения проблемы

15

акцентирует внимание на воспитательном моменте, умении работать в группе, на общий результат и др.

рефлексию деятельности и результата

16

 

дают взаимооценку деятельности и её результативности

Примечание: формулирование учебного проекта производится с учётом возраста учащихся. Оснащает всем необходимым и создаёт условия для самостоятельной работы.

Методический паспорт учебного проекта

Тема: Решение квадратного уравнения с коэффициентами, зависящими от параметра.
Предмет: элективный курс
Класс: 10 «А»
Тип проекта: моно предметный; практико – ориентированный
Формы работы: урочно – внеурочная

Цели:
•  Развивать умение исследовать, проектировать в процессе анализа решения квадратного уравнения с коэффициентами, зависящими от параметра;
•  Воспитывать толерантность.

Мотивация в работе основывалась на интересе учащихся к данной теме, их желание получить умения решать уравнения такого вида. Вопросы были распределены следующим образом:
1 группа — Исследовать связь графика квадратичной функции с коэффициентами и корнями соответствующего квадратного уравнения.
2 группа — Решение квадратного уравнения с коэффициентами, зависящими от параметра.

Информационно-техническое обеспечение:
•  Учащиеся использовали домашний компьютер; дополнительную литературу, выполняли чертежи для демонстрации на графопроекторе, справочная таблица.
•  ЗУНы и общеучебные навыки, необходимые учащимся
•  решение квадратного уравнения;
б) график квадратичной функции;
в) решение линейных и квадратичных неравенств;
г) решение линейных уравнений с параметрами;
д) умение работать с дополнительной литературой;
е) умение проводить аналогию.

Предполагаемые приращения
•  умение по графику определять знаки коэффициентов квадратичной функции, расположение корней квадратного уравнения в зависимости от коэффициентов;
•  умение решать квадратные уравнения с параметрами;
•  развитие навыков:
•  самостоятельной работы с источниками информации;
•  самостоятельного принятия решений коммуникативности;
•  проектирования, планирования, анализа;
•  самоанализ и рефлексия.
•  воспитание толерантности.

Работа по этапам:
•  погружение
•  организация деятельности
•  осуществление деятельности
•  презентация

        

Учитель: Батуева Е.М.

Занятие элективного курса

«Задачи с параметрами»

Тема: Решение квадратных уравнений с коэффициентами, зависящими от параметра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс !Урок математики в 10 классе по теме «Решение квадратных уравнений с параметром»

Мастер-класс на региональном семинаре учителей математики  (февраль 2012 г.) «Развитие ключевых образовательных компетенций на примере урока математики в 10 классе по теме «Решение ква...

Решение квадратных уравнений с параметром в 9 классе

В работе рассмотрены примеры решения квадратных уравнений с параметрами по материалам ЕГЭ прошлых лет....

Решение квадратных уравнений с параметрами в 9 классе

В презентации рассмотрены способы решения квадратных уравнений по материалам, ЕГЭ  прошлых лет...

Презентация к уроку по теме"Решение квадратных уравнений с параметром",8 класс.

Цели урока:развитие логического мышления учащихся,творческих способностей ,умения сопоставлять,сравнивать,проводить аналогию,развитие комуникативной культуры....

Открытое занятие по математике.10 класс. Элективный курс. Решение квадратных уравнений с параметрами

Сценарий элективного курса. 10 класс. Мультимедийное приложение SMART...

Урок по элективному курсу в 10 классе Тема: " Квадратное уравнение с параметром"

Тип урока: урок изучения и первич­ного закрепления новых знаний и способов деятель­ности (1 тип)Цели урока: организовать    деятель­ность учащихся по вос­приятию понятия «квадратное ура...

План конспект урока по алгебре в 8 классе по теме "Решение квадратных уравнений содержащих параметры, решение нестандартных задач"

План конспект урока по алгебре в 8 классе по теме "Решение квадратных уравнений содержащих параметры, решение нестандартных задач"...