Олимпиада по профессиональной ориентации учащихся 8 - 9 классов "Мы выбираем путь". 2013-2014 уч.год
олимпиадные задания (8 класс) по теме

Сперанская Наталья Валентиновна

В данной подборке  тетрадь с вариантом задания и статья, написанная по итогам проведения городской Олимпиады.

Целью проведения Олимпиады является создание условий для более эффективной реализации программ воспитания молодежи в области профориентации, а также совершенствования работы специалистов, ответственных за профориентацию в ОУ города, повышение качества организации профориентационной деятельности образовательных учреждений.

Задачи Олимпиады:

  • акцентирование внимания учащихся на проблеме выбора профессии;
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • развитие коммуникативных навыков учащихся;
  • проверка умения учащихся высокоэффективно работать в непривычной для них ситуации;
  • диссеминация опыта работы опытно-экспериментальной площадки по профориентации;
  • повышение статуса предмета предпрофильной подготовки по профориентации.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по образованию

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации) специалистов

Санкт-Петербургская академия

постдипломного педагогического образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей

Дом детского творчества Центрального района Санкт-Петербурга

«Фонтанка – 32»

Городская  олимпиада

по   профориентации

«Мы  выбираем  путь»

(фамилия, имя)

________класс,  школа № ____________ район ______________________________

Санкт-Петербург

2014г.

Задание № 1/А.  Цена ответа – 1 балл.

Перед вами пословицы о труде.
Необходимо вставить пропущенную
профессию.

Ответ оформить в приложенной таблице.

  1. Для того ……… …клещи куёт, чтоб рук не ожечь.
  2. Кто яблоко в день съедает, у ……… …не бывает.
  3. Автомат да лопата – друзья … ……….
  4. Без топора не …………, без иглы не ………….
  5. Сперва сам поучись, потом в ………… становись.
  6. У хорошей ………… корова маслом доится.

Задание № 2/А.  Цена ответа – 2 балла.

Перед вами пословицы о труде.

Необходимо вставить пропущенные слова. 

Ответ оформить в приложенной таблице.

  1. О человеке судят по его ……….
  2. С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством ……….
  3. Какие труды, такие и ……….
  4. На работу с радостью, а с работы ……….
  5. За много дел не берись, а в одном ……….
  6. Не говори, что делал, а говори, что ……….

Задание № 3/А.   Цена ответа – 2 балла.

Перед вами набор слов.
Необходимо перенести эти слова в таблицу таким образом, чтобы в каждой строке соблюдалось правильное соотношение профессии, предмета и орудия труда.

Станок, пекарь, секретарь, доска, портной, документ, учитель, пила, мука, ручка, токарь, столяр, ножницы, металл, ткань, печь, принтер, человек.

Ответ на задание № 1/А.  
Цена ответа – 1 балл.

№ пословицы

1

2

3

4

5

6

ответ

баллы

Итого за задание

Ответ на задание № 2/А.  
Цена ответа – 2 балла.

№ пословицы

1

2

3

4

5

6

ответ

баллы

Итого за задание

Ответ на задание № 3/А.  
Цена ответа – 2 балла.

профессия

предмет труда

орудие труда

баллы

Итого за задание

Задание № 4/А.   Цена ответа – 3 балла.

Из предложенного перечня профессий выбрать  и правильно соотнести профессию к типу профессий. В таблице  ответов проставить порядковые номера профессий.

Типы профессий

Профессии

А.

Человек-Человек

Декоратор

Б.

Человек – художественный  образ

Медицинская сестра

В.

Человек - природа

Водитель

Г.

Человек - техника

Эколог

Д.

Человек – знаковая система

Токарь

Экономист

Секретарь-референт

Дизайнер

Ихтиолог

Почтальон

Менеджер

Ювелир

Бухгалтер

Радиомеханик

Биолог

Задание № 5/А.   Цена ответа – 4 балла.

Чья это биография? В таблице ответа проставьте нужную букву.

Будущий гений родился 1901 г. в Чикаго, в бедной многодетной семье. Уже в восьмилетнем возрасте  ему было поручено разносить письма и рекламу отцовской фирмы. В любую погоду, ранним утром или поздней ночью, он бежал по улицам в своих стоптанных ботинках, спеша доставить почту вовремя. Все заработанные сыном деньги  отец отбирал. Но мальчик не роптал. Он дополнительно покупал газеты прямо в редакции и таким образом получал свои маленькие доходы, которые тратил на покупку любимых сладостей, запрещенных в доме. Так началась его карьера предпринимателя. Повзрослев, он  пошел добровольцем в «Красный Крест», где целый год проработал водителем санитарной машины. Вернувшись домой,  он стал работать на отцовском предприятии ночным сторожем. Эта должность устраивала его, потому что давала возможность учиться рисованию, к которому его влекло с малых лет. Особенно хорошо удавались ему наброски животных.

Выдающийся американский художник, режиссер, продюсер, создатель целой серии полнометражных мультфильмов, снискавших ему мировую славу.  Доктор изящных искусств, обладатель 29 премий «Оскар» и высшей гражданской правительственной награды США — «Медали свободы».

А. Стивен Спилберг                    В. Сильверст Сталлоне

Б. Уолт Дисней                           Д. Джон Рокфеллер

Задание № 4/А.  

Цена ответа – 3 балла.

Типы профессий

Профессии

Баллы

А.

Б.

В.

Г.

Д.

Итого за задание

Задание № 5/А.  
Цена ответа – 4 балла.

Буква ответа

Баллы

Чья это биография?

Задание № 6/А.   Цена ответа – 5 баллов.

Чья это биография? В таблице ответа проставьте нужную букву.

Она начала заниматься фигурным катанием с четырёх лет в спортивном клубе «Москвич». В 1996 году победила на чемпионате Европы, выполнив абсолютно чисто обе программы. В 1997 году заняла четвёртое место на чемпионате мира  и была оценена тремя судьями как лучшая. В 1998 году приняла участие в Олимпийских играх в Нагано, заняв пятое место. В 1999—2000 годах стала победительницей на чемпионатах России и Европы.  Заняла первое место в финале Гран-при, впервые в мире исполнив каскад тройной лутц. Судьи поставили за технику оценки - 6,0.  В 2000 году окончила Московскую государственную академию физической культуры (МГАФК). На Олимпийских играх в Солт-Лейк-Сити 2002 года получила второе место, проиграв одним судейским голосом. В этом же году впервые стала чемпионкой мира. В 2006 году на Олимпийских играх получила бронзовую медаль,  Является рекордсменкой Европы, выиграв чемпионаты Старого Света 7 раз. Она первая женщина в мире фигурного катания, которая прыгнула каскад из трех прыжков(3-3-2).  Одна из четырёх одиночниц за всю историю фигурного катания, получивших оценку 6,0 за технику.

А. Бутырская Мария                      В. Ирина Роднина

Б. Татьяна Навка                           Д. Ирина Слуцкая

Задание № 7/А. Цена ответа – 5 баллов.

1. К представителям какой профессии лучше всего подходит пословица «Не место красит человека, а человек место»?
2.  Представитель какой военной профессии, согласно пословице, ошибается только один раз?
3. В какой «зоологической» пословице заключена формула высшего мастерства дипломата?

4. Вставьте пропущенное слово в пословицу «... бьёт издалека, но всегда наверняка».

5. Кем, согласно русской пословице, является человек для своего счастья?

6.  Перед кем все люди снимают шапки?
7. Кто работает со вкусом?

8. Кто из учёных ворон считает?

9. Кто дарёному коню в зубы смотрит?
10. Профессионалы, дающие добро – это… Кто?
11. Кто обслуживает и корову, и ЭВМ?
12. Кто ищет положительное в преступлении и отрицательное в наказании?
13. Профессионал по трудоустройству денег – это… Кто?
14. Назовите единственного специалиста, который умеет разбирать каракули врачей.
15. Врач произведений искусств – это… Кто?

Задание № 6/А.  
Цена ответа – 5 баллов.

Буква ответа

Баллы

Чья это биография?

Ответ на задание № 7/А.  
Цена ответа – 5 баллов.

Номер вопроса

ответ

баллы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Всего баллов

ОТВЕТЫ А

1/А.     Цена ответа – 1 балл !!!

№ пословицы

1

2

3

4

5

6

ответ

кузнец

врача,

стоматолога

солдата

плотник, дровосек   портной,

швея

учителя

доярки

2/А.     Цена ответа – 2 балла !!!

№ пословицы

1

2

3

4

5

6

ответ

труду, делам, работе,

умению

гордятся

плоды,

итоги

с гордостью

отличись,

разберись.

потрудись

сделал,

получилось

3/А.         Цена ответа – 2 балла !!!

профессия

предмет труда

орудие труда

токарь

металл

станок

портной

ткань

ножницы

столяр

доска

пила

пекарь

мука

печь

секретарь

документ

принтер

учитель

человек

ручка

А.

Медицинская сестра, секретарь-референт, менеджер

Б.

Декоратор, дизайнер, ювелир

В.

Эколог, ихтиолог, биолог

Г.

Водитель, токарь, радиомеханик

Д.

Экономист, почтальон, бухгалтер

4/А. Цена ответа – 3 балла !!!

                                                                                                                                                                                     

5/А.   Цена ответа – 4 балла  !!!

Чья это биография?

Б

6/А.   Цена ответа – 5 баллов !!!

Чья это биография?

Д

7/А. Цена ответа – 5 баллов !!!

Номер вопроса

ответ

1

Маляры

2

Сапёр

3

И волки сыты, и овцы целы.

4

Снайпер

5

Кузнецом

6

Перед парикмахером.

7

Дегустаторы.           Название этой профессии дословно переводится с латинского как «отведыватель».

8

Орнитолог, специалист, изучающий птиц и их распространение.

9

Ветеринар, коновал.

10

Таможенники.          Дать добро – это дать разрешение, согласие.

11

Оператор.         Оператор машинного доения – корову, оператор ЭВМ – компьютер, компьютерную сеть.

12

Адвокат.

13

Банкир, финансист.

14

Аптекарь, фармацевт.

15

Реставратор.



Предварительный просмотр:

«Если труд, то труд такой, чтоб и польза была, и честь».    
      Гай Луцилий

Эта статья первоначально была написана после проведения олимпиады в декабре. Судя по отзывам педагогов, она явилась хорошим подспорьем в их работе по профориентации учащихся. После проведения олимпиады в апреле мы решили просто добавить сюда новые «перлы» наших дорогих учащихся, а заодно посмотреть насколько будут отличаться ответы на те же вопросы спустя полгода.

Наша опытно-экспериментальная площадка работает по теме «Организация сетевого взаимодействия ОУ Центрального района СПб по профессиональной ориентации учащихся» уже третий год. До этого мы были Ресурсным центром по профориентации Центрально района по теме «Выбор профессии – выбор будущего». Еще раньше, будучи преподавателями технологии  ГОУ МУК № 1 Центрального района, занимались профориентацией в рамках своей экономической области. Так что опыт работы в профориентации у нас достаточный.

В поисках новых форм работы мы пришли к олимпиаде. Сама по себе олимпиада как форма проведения мероприятия не нова. Но олимпиад по профориентации у нас в городе еще не было.

Весной 2012/2013 учебного года мы апробировали свою идею на районном уровне. Создавали команды из учащихся, которые приходили к нам на занятия по нашим программам по профориентации «В поисках своего призвания» для учащихся 7 – 8 классов и «Моё профессиональное будущее» для учащихся 9 классов. Но, чтобы это не сводилось к  соревнованию между педагогами, ведущими занятия в группах по этим программам, мы предложили поучаствовать еще нескольким командам из школ Центрального района. Итоги олимпиады нас порадовали: во-первых, детям и педагогам понравилось, во-вторых, «наши» дети набрали больше баллов, чем «другие». Значит, наши программы себя оправдали.

Но больше всего идея проведения олимпиады понравилась Огановской Елене Юрьевне (куратору ГМО профориентаторов, ст. преподавателю кафедры ЕНО ГБОУ ДПО СПб АППО). Именно с ее легкой руки и появилась идея расширить рамки олимпиады до сверхрайонного уровня. Что и было поставлено нами в план на 2013/2014 учебный год.

Мы не ожидали, что желающих принять участие в этом мероприятии будет так много. Когда разрабатывалось Положение о проведении олимпиады, мы изначально назвали ее МЕЖРАЙОННОЙ, думая, что отзовутся представители 2 – 3 районов. Но, когда информация через ГМО дошла до районов, на нас обрушился шквал звонков от представителей ГБОУ СОШ города, желающих принять участие в олимпиаде. С одной стороны, эта активность, безусловно, радовала, с другой – у нас нет площадей, на которой можно было разместить всех желающих. Поэтому мы срочно переименовали в Положении олимпиаду с межрайонной на городскую и прописали жесткие условия в виде подачи заявки в очень ограниченные сроки – 1 неделя. И то, в эту неделю умудрились подать заявки на 6 команд больше, чем мы рассчитывали, и нам пришлось изыскивать все возможные резервы, чтобы удовлетворить всех желающих. Было довольно много тех, кто не уложился в указанные сроки, и сразу же выразил желание попасть в список на весеннюю олимпиаду.

Вот таким неожиданным для себя способом мы выявили огромную неудовлетворенную потребность ОУ в мероприятиях подобного вида и уровня.

«..Предмет «Профессиональный выбор» наравне с другими внесен в учебный план, а мотивационных моментов (конкурсов, олимпиад) для учащихся и учителей нет. Благодаря проведению данной олимпиады, урок профориентации становится таким же важным для учеников...» Веселова Г.С., учитель ГБОУ лицей № 101 Выборгского района

«Очень приятно, что мы приняли участие в олимпиаде по профориентации. Проведение таких олимпиад должно стать ежегодным событием в нашем городе…» Лосева В.В., социальный педагог ГБОУ СОШ № 68 Калининского района

«Считаю, что олимпиада по профориентации «Мы выбираем путь» очень важна и нужна. Ребята, готовясь к олимпиаде, узнали много нового и интересного...» Баландина В.И., социальный педагог ГБОУ СОШ № 301 Фрунзенского района

Разрабатывая задания для мероприятия, мы хотели отойти от скучных типовых вопросов. Тем более понятие «типовое задание» по профориентации довольно условно – в ОУ города используются слишком разные программы. Поэтому нами были разработаны  разнообразные  и необычные (на наш взгляд) варианты.

Как сказали дети-участники олимпиады: «Мы ожидали занудных заданий, а оказалось, что вопросы были веселые, но при этом заставляли думать».

«…Вопросы олимпиадных заданий очень интересные, стимулируют учеников к активной умственной деятельности, а учителю становится подсказкой в дальнейшей работе. Не смотря, что во всех школах, свои программы по профориентации, олимпиадные задания оказались доступны и понятны всем…» Веселова Г.С., учитель ГБОУ лицей № 101 Выборгского района

«…Олимпиадные задания заставляют задуматься, направлены на сообразительность, смекалку, знания…» Баландина В.И., социальный педагог ГБОУ СОШ № 301 Фрунзенского района

«… Было очень интересное и креативное задание № 7 на сообразительность…» Артемьева Л.И. педагог-психолог ГБОУ СОШ № 230 Фрунзенского района.

Понятно, что если речь идет о задании на знания пословиц и поговорок, то варианты ответов не совсем однозначны. Например задание: вставьте пропущенное слово в пословицу «О человеке судят по его ………». Оригинальный ответ в пословице – «труду», но если ученик написал – «мастерству», «делам», «работе», то мы засчитывали ответ как правильный. Поэтому напрасно педагоги переживали и писали в отзывах, что ответы не однозначны. Конечно, неоднозначны! Тут или однозначность, или креативность…

А вот ответ «по профессии» категорически не приемлем – смысл этой пословицы говорит о качестве работы, а не о престижности профессии. Хотя много ответов было именно «О человеке судят по его профессии», что отражает тенденции времени. Печально… Нас воспитывали в духе – «мамы всякие нужны, мамы всякие важны».

Мы вообще проявили верх лояльности и принимали к учету такие невероятные ответы как: «молочница» вместо «доярка», «недросверлильщик» вместо «бурильщик», «водитель самолета» вместо «летчик» или «пилот», «птицевод» вместо «орнитолога»,  «работник аптеки» вместо «фармацевт» или «аптекарь», «разминовщик» вместо «сапер».

Еще у нас сложилось впечатление, что педагоги не совсем четко представляют себе, что такое предметная олимпиада. Это стало понятно, когда:

  • начали удивляться, узнав, что это личное соревнование, а не командное;
  • когда стали в отзывах предъявлять претензии «…В Положении об олимпиаде было заявлено знание цитат и афоризмов о труде, а задания на знания пословиц и поговорок…;
  • «Считаю полезным опыт организации олимпиады по профориентации. Желательно более конкретно в Положении описать моменты:
  1. командное или индивидуальное участие
  2. биографии известных людей (российских, зарубежных, политики, спортсмены)»

 Мы, будучи в свое время преподавателями «Основ экономики», в течение 15 лет готовили своих учеников к участию в городской экономической олимпиаде. Никаких «примерных» заданий никогда не выдавалось.  Нам говорили так – олимпиада тем и отличается от экзамена, что она выявляет знания,  выходящие за рамки школьной программы и приобретенные в основном самостоятельно, из интереса к данному предмету. Ради спокойствия души мы посмотрели в Интернете, что написано в Положении о проведении предметных олимпиад и приводим оттуда отрывок дословно.

 «Для проведения олимпиады предметно-методическая комиссия подготовила тексты для каждого предмета. Тексты едины для всех ОУ, выданы ответственным организаторам всех ОУ города. За день до начала проведения олимпиады оргкомитет обеспечивает организаторов текстами заданий по предметам. Для подготовки к олимпиаде по предмету можно использовать задания предыдущих лет, тексты которых можно взять у учителя по предмету».

Именно так у нас и было. Когда готовили учеников в первый раз, не имели даже заданий предыдущих лет. Потом, с годами, накапливали материалы для подготовки. Конверты с заданиями поступали к нам заклеенными и вскрывались только в присутствии участников олимпиады.

А тут мы и в Положении прописали, что примерно будет, и по телефону инструктировали, и вообще, памятуя, что это все же не химия с физикой, постарались сделать, что то поинтересней и не тривиально…

Учитывая пожелания педагогов, во второй раз в Положении мы указали более точно виды заданий. Результат изменился, но не намного: первое место в декабре 117 баллов (из возможных 159), первое место в апреле – 127 баллов.

Как много нового мы узнали на олимпиаде от наших учащихся! Публикуем обзор самых забавных (смех сквозь слезы) ответов –  и посмеяться можно, и понять направление дальнейшей работы.

В принципе варианты ответов сильно не изменились. Но все же появилось и кое-что новое.  Какие все же молодцы наши дети! Как они старались, проявляли чудеса творчества в таких непростых условиях.

Серия вопросов: вставить пропущенное слово. Правильные ответы на вопросы прилагаются в конце.

1. «Маленькое дело лучше большого…» /безделья/

Ответы:

Провала, ничего, слова, разговора – почти в цель.

Плена – поэты проснулись.

Поручения, вдвое – а это проснулись лентяи.

2. «О человеке судят по его ……….»  / труду/

Ответы:

Внешности, достоинству, одёжке, поступкам, ремеслу, профессии – как все это печально.

Из нового:

Взгляду – видать психолог растет…

Количеству проблем – прав на все сто!

3. «Ремесло не коромысло, плеч не ……….»  /оттянет/

Ответы:

Не кривляет – учителя русского языка, ау!!!

Не боится – ремесло вообще не из трусливых.

Не видать – поэты…

Не бережет – лентяи…

Из нового:

Не жалеет – какое злое ремесло!

Не нужно  - (плеч не нужно) это голова профессора Доуэля получается?

Не подставишь – это точно, подставлять надо голову.

4. «На работу с радостью, а с работы ……….» /с гордостью/

Ответы:

С грустью, с удовольствием, с доблестью, с горем, с усталостью, с деньгами, с улыбкой, с радостью – короче все как в жизни: кто с чем.

Из нового:

Быстро – так бегают с работы люди, которым не посчастливилось пройти курс профориентации в школе…

С жалостью – все бы так и почаще!

5. «С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством ……….» /гордятся/

Ответы:

Научаются, плодятся, умирают – не перепутайте последовательность! А то расплодитесь или помрете без мастерства…

Из нового:

Не хвалятся – видать такое мастерство…

6. «Не говори, что делал, а говори, что ……….»   /сделал/

Ответы:

Умеешь – смысл пословицы меняется на противоположный.

Будешь – вот это «будешь» без продолжения, что именно «будешь», в русской ментальности соотносится только с алкоголем.

Сломал – видимо жизненный опыт богатый у ребенка.

Хорошо – сложный полет мысли…

Из нового:

Старался – видать мастер отмазываться…


7. «Быстро сделанная работа хорошей ……….» /не бывает/

Ответы:

Знак, труд, рукой, головой, не сделанной, правильностью – все ответы кричат о неумении внимательно прочитать и правильно склонять слова в предложении.

Из нового:

Называется – вот до чего дошло: новое поколение воспринимает все с точностью до наоборот…

8. «Деревья смотри в плодах, а людей смотри ……….»   /в делах/

Ответ:

По характеру – не поспоришь, в общем то.

В домах – тоже верно. Дома то мы маски снимаем…

Из нового:

В годах – с точки зрения философии да, с точки зрения здравого смысла – умаешься ждать и не факт, что доживешь.

9. Птицу узнают в полете, а человека………..                       /по работе/

Из нового:

В самолете – «устами младенца» как говорится! А ведь в современной реальности можно и принять новую версию поговорки! Если вспомнить, как много пьяных дебоширов мешает нормальным людям спокойно лететь на отдых…

Задание: ответить на вопросы. Правильные ответы на вопросы прилагаются в конце.

1. «Как физики заканчивают всем известную пословицу: «Работа не волк, …»?                   /…, а  произведение силы на расстояние./

Ответы:

В космос не улетит, током не ударит – довольно близко к физике, молодцы, креативно.

Не завоет, не укусит – почти оригинал: «в лес не убежит».

Из нового:

В лес не утащит – судя по оригиналу пословицы - работа «боялась» работников тех лет, а по данному ответу понимаешь, что нынешнее поколение само работу боится.

Джоулей требует –

Давлением не расплющит –

На атомы не разложится –

…а сила, деленная на время – учителя физики, караул!

Все равно догонит, так как противоположные заряды притягиваются. – весна сказывается, подустали детки от своей работы-учебы и понимают, что далеко не убежать.

Спрячется, не найдешь – вот растет будущий трудоголик.

Ничто не волк, только волк – волк – а это будущий философ.

Работа не волк, работа – овца – а это уже что-то эзотерическое.

В лесу не взорвется – а где взорвется, простите?

2. Из нового:

«Назовите фольклорного погонщика телят»                  /Макар/

Ответы:

Волк – возразить нечего: персонаж явно фольклорный и телят еще как гонял! (не профессия).

Бард – видать не пел, а завывал.

Иван – то ли имечко перепутал, то ли по принципу все валить на Ивана-дурака.

Дирижер – видимо слово «фольклор» ассоциируется исключительно с оркестром.

3. Из нового:

В какой «зоологической» пословице заключена формула высшего мастерства дипломата?

/И волки сыты, и овцы целы./

Ответы:

Рыбка золотая пригодится, чтоб с судьей договориться – вполне себе креативненько.

Серия вопросов: вставить пропущенную профессию или назвать профессию. Правильные ответы на вопросы прилагаются в конце.

1. «Не боги горшки обжигают, а … Кто?» /гончар/

Ответы:

Люди, мастера, огонь – логично, но это не профессия.

Люда – ну это кто-то из личной жизни поделился… Молодец, Люда! Твори дальше.

Кузнецы, токари – вот чем они, оказывается, занимаются, а мы не в курсе были. Учителя истории, вы где?

Из нового:

Пламя – незнание технологического процесса изготовления горшков.

Люди КУЮТ - незнание технологического процесса изготовления горшков и кузнечного труда.

2. «Учитель учителей – это кто?» /методист/

Ответы:

Опыт, жизнь, знания, книга – логично, но это не профессия.

Профессор, директор, завуч, ректор – эх, тяжелая доля наших учителей, кто их только не учит...

Ученый – ну это намного приятней, чем вариант: ученик.

Преподаватель – не знают кто такой «преподаватель».

Учитель – «Врачу, исцелися сам!»  (Из Библии)

Из нового:

Гиппократ – талантище был человек! Всех учил – врачей, учителей…

Родитель – как придет на родительское собрание, так и учит учителей как надо жить…

Мастер-класс – надо срочно посмотреть, что у нас написано в трудовой книжке. Может там не методист, а мастер-классер?

Единственный учащийся, кто ответил правильно это Якин Андрей ГБОУ СОШ № 535 Калининского района. Низкий поклон педагогам школы!

3. «Кто является работодателем сапёра?» /минёр/

Ответы:

Мины, минометчик, бомба, бомбардировщик – наши дети не знаю ничего про оружие… Даже не знаем хорошо это или плохо?

Государство, генерал, командир, МЧС, отдел по набору кадров – логично, но это не профессия.

Смерть, мафия – хорошая фантазия у деток...

Собака – даже не можем предугадать, кого они так обозвали?

Из нового:

Табличка «минное поле» - и все же у наших детей логика есть, нестандартность мышления есть, внимательности нет (где же тут профессия?).

Военные войска – хм, а бывают и невоенные войска? Гугл тоже удивился…

4. «………. бьет издалека, но всегда наверняка.» /снайпер/

Ответы:

Человек, мастер – ну это уже не комментируем…

Летчик, ракета – скорее «свысока», и не всегда «наверняка».

Работа – кто-то уже попал под раздачу?

Совесть, ум – от чего «издалека» то? Не своими пользуемся, позаимствовали у кого то?

Слово – что да, то да, умные люди говорят, что и убить может… Но это не профессия.

Футболист – не зря говорят, что самые преданные болельщики в мире – это зенитовские фанаты.

Охотник – очень близко к правильному ответу.

Птицу – это явно поэт отвечал… Уже рифмует что то, забыв про что вопрос.

Лесоруб, ученый – вот откуда такой полет фантазии???

Из нового:

Сердце – весна пришла…

Боксер – разве издалека? И разве наверняка?

Учитель – хорошо, что мы не ювенальная юстиция…

Боксер Валуев и снайпер – хороша парочка баран да ярочка.

Глазом – это наверное, смесь терминатора с грозным учителем.

5. «Кто кого, согласно русской пословице, видит издалека?» /рыбак рыбака/

Ответы:

Дурак дурака – ну это детский фольклор перефразировал пословицу. Выходит, что фольклор знают, а первоисточник нет.

Мужик мужика – даже не знаем, что тут сказать…

Из нового:

Вор вора – оно может и так, но нам не доводилось брать интервью у данной категории общества.

Жук жука – вот из какой параллельной реальности этот ответ?

Сокол – только не написано кого он там узрел.

Коза казака – видать знает, что идет доить…

6. «Кто из учёных мужей точно знает, что «Восток – дело тонкое»? /Ориенталист, иначе востоковед./

Ответы:

Военный из к/ф «Белое солнце пустыни» – хоть хорошие фильмы смотрят…

Географ, менеджер по туризму – логику такого ответа понять можно…

Геолог – эту логику уже трудно понять…

Космонавт – тут без комментариев…

Из нового:

Исследователь – наисследовал, что на юге высоко, на севере далеко, на востоке тонко, а на западе звонко…

Джеки Чан – раз научился хорошо драться, значит «ученый»…

Шейх – должность конечно весьма почтенная, но какое для нее требуется образование нам неведомо.

Старик Хоттабыч,  Алладин – радует, что хорошие сказки знают…

Конфуций – хотя бы знают о существовании китайского мудреца, уже хорошо.

Самурай – см. Джеки Чан.

7. «Кто погружается в работу с головой?» /водолаз/

Ответы:

Морально подавленный человек, желающий забыться – даже не поспоришь, но откуда такой жизненный опыт у девятиклассника? (это не профессия)

Трудоголик, ученый, умный человек – без комментариев…(это не профессия)

Пловец, спортсмен – логику такого ответа понять можно…

Из нового:

Сантехники – не завидуем мы этим бедолагам…

8. «Специалист по сверлению недр – это… Кто?» /бурильщик/

Ответы:

Бур, крот, нефтяные биржи – молодцы, не сдаются…

Геолог, нефтяник, шахтер – хотя бы понимают, что это как-то связано с недрами…

Агроном, слесарь – а вот эти с какого перепугу тут?

Из нового: 

Сверлист – сверлит? Значит сверлист!
Метеоролог –
потому и не умеет погоду предсказывать, что он специалист по сверлению недр…

Нефтекачальщики – коллеги, записываем в свой словарь профессий пополнение.

Сварщик – сверлист как то ближе…

9. «Не молот железо куёт, а ………, что молотом бьёт.»  /кузнец/

Ответ:

Сталевар – речь идет про железо? Вот и получите!

Токарь – хорошо, хоть не пекарь.

10. «Какие работники транспорта обладают волчьим нюхом?»  /контролер (ловит «зайцев»)

Ответы:

Сотрудники ГИБДД – будь это КВН, поставили бы высший балл.

Таксист – видимо в погоне за пассажирами…

Секьюрити, таможенник – при чем тут транспорт?

Камазисты – это что такое? Видимо водители КАМАЗов.

Из нового:

Собаки – и все же кого они так называют?

Работник бензозаправки – вот тут согласны полностью! В целях собственной безопасности надо вовремя унюхать утечку…

Ищущие что-то – и то хорошо, что хоть «не ищущие взятку».

Бортпроводник – интересно, что он должен унюхивать? Бомбу?

11. «Кто из учёных ворон считает?»  /орнитолог/

Ответы:

Кинолог – ну хоть понимают, что кинолог связан с природой, а не с кино.

Те, кто работает на метеостанциях; синоптик – безобразие! Вместо того, чтобы облака считать, поэтому и погоду плохо предсказывают.

Астронавт – видимо с целью апробировать новый оптический телескоп на космостанции.

Путешественник – от безделья в дороге очевидно (только он не всегда ученый).

Эколог – ну это ближе к теме.

Математик – да и правильно, пусть считает все подряд, раз математик! 

Из нового:

Лодырь – кто сможет отследить логику ответа? Мы не смоли, увы. Потому, что раз «ученый» и «считает», то уже не лодырь.

Тот, кто небо изучает – виват поэтам!

12. «Для того ……… клещи куёт, чтоб рук не ожечь.»    /кузнец/

Ответы:

Мастер – самый универсальный ответ на все пословицы. И то верно. Раз сказано «на все руки мастер», пусть оправдывает! (где профессия?)

Столяр, токарь - вот чем они, оказывается, занимаются.

Из нового:

Рак – без комментариев.

13. «Представитель какой военной профессии, согласно пословице, ошибается только один раз?»  /сапер/

Ответы:

Генерал, солдат, разведчик, летчик, чекист – короче, кого вспомнили, тех и назвали…

Стажер – этот как сюда затесался? Во-первых, не всегда военный, во-вторых, если бы все стажеры только один раз «ошибались», то работать в стране не кому было бы.

Трубач – без комментариев…

Из нового:

Майор – вот почему так много лейтенантов и так мало генералов: оказывается на стадии «майор» идет мощный отсев!

14. «Врач произведений искусств – это… Кто?» /реставратор/

Ответы:

Поэт, режиссер, скульптор – слово «врач» потеряли…

Хирург – вообще логика ответа не понятна! А таких ответов было много.

Психиатр – довели человека до произведения искусства…

Из нового:

Пластический хирург – соединили слова «врач» + «искусство» и вуаля!

Редактор – без комментариев…

15. «Сперва сам поучись, потом в ……… становись.»    /учителя/

Ответы:

Повара – видать оголодал в пути мальчонка.

В ряд, в пример  - опять поэты проснулись, лишь бы срифмовать (где профессия?).

Во врачи, депутаты, кузнецы – по этой логике все профессии можно перечислить. Было верно, если из пословицы убрать слово «сам».

16. «Автомат да лопата – друзья ……….» /солдата/

Ответы:

Киллера – логика блестящая: сам убил, сам закопал…

Сапёра – ну лопата еще понятно, а автомат?

Дипломата – опять поэты проснулись…

Из нового:

Охотника – ну мы еще помним, что с рогатиной на медведя ходили, а вот на кого ходят с лопатой? Мы теряемся в догадках.

Комбата – «комбат, батяня, батяна, комбат» (споем?)

… друзья, и зарплата – зарплата друг человека…

17. «Перед кем все люди снимают шапки?»   /парикмахер/

Ответы:

Уважаемым человеком – эх, хорошие у кого-то традиции.

Перед входом – «вход» это «кто»? и куда такой вход, где в шапках не пускают?

Артистом – видать, челобитную ему принесли.

Священником, попом, патриархом всея Руси, Богом – сразу видно, что это мальчики писали. Девочки как раз  должны голову прикрыть! А в загадке то написано «все».

Покойником – без комментариев…

Мафией – это с какого перепугу вдруг?

Гардеробщиком – почти в цель.

Из нового:

Швеёй – ну если все это время ходил в лохмотьях, то и перед швеей снимешь…

Начальством – сразу вспомнилось: «восток – дело тонкое…»

Дерматологом – видать был опыт, встреча со вшами…

Водителем катафалка – видимо он автоматически приравнивается к своему грузу.

Перед сном – ну если сон, это КТО, то оно конечно…

Лениным – ну хоть знают, что такой человек был.

18. «Кто дарёному коню в зубы смотрит?»  /ветеринар

Ответы:

Стоматолог – оказывается, не только людям зубы лечит…

Фермер – логично…

Продавец – а этот что делает среди дарителя и одариваемого?

Невежа – безусловно, тот, кто не знает пословицы «дареному коню в зубы НЕ смотрят».

Скупой – знает пословицу, но жадность все равно задушила…

Кому подарили – этот видимо либо невежа, либо скупой, а то и все вместе.

Я – самокритика дело хорошее.

Из нового:

Тот, кто не знает эту пословицу – короче - невежда (слава Богу, что это не профессия!).

Человек, недовольный подарком – а смысл? Перечень претензий составить?

Вежливый человек – совсем беда! Они не понимают смысла пословиц!

Какая-нибудь скотина – надеемся, что имелось в виду корова или коза, проживающая на той же территории.

19. «Кем, согласно русской пословице, является человек для своего счастья?»   /кузнецом/

Ответы:

Творцом, художником, создателем, режиссером, проводником, хозяином – пословицы не знают, но красиво сказано!

Рукой – смысл тот же, но красоты уже нет.

Мотыльком – без комментариев.

Дураком – примите искренние соболезнования…

Из нового:

Другом – «Зачем нам кузнец? Нам кузнец не нужен!»

Птицей – а мы всегда думали, что наоборот.

Гробовщиком – если ума нет, то вполне…

Ловцом – «на ловца и зверь-счастье бежит».

Трудолюбом - без комментариев.

20. «Кого называют художниками по росписи ночного неба?»   /пиротехник/

Ответы:

Звездочета, астронома, астролога, метеоролога,  бога, ангелов, электрика, космонавта – ну вот что тут скажешь?

Из нового:

Графист – кто это такой даже Яндекс толком не знает. Один вариант от слова «графика», то есть художник, тогда ответ верный. Другой вариант – от слова «график» и тогда это технический аналитик (Например, на ж/дороге «делает прокладку поездов с перегонными временами хода»). 

Работники планетария – дети культурной столицы…

Влюбленные – романтичный мальчик, однако…

21. «Как называют профессионала, который пойдёт с вами в магазин и за ваши деньги купит вам то, что всегда хотел купить себе?»    /стилист, шоппер/

Ответы:

Провокатор, нахлебник – забавный ход мысли.

Байер – занимается пополнением коллекций бутиков и магазинов модной одежды.

Мой папа – повезло ребенку. Обычно этим занимается мама.

Курьер – без комментариев.

Из нового:

Жмот – это оказывается, профессиональное?

Друг  «если друг оказался вдруг… в магазин ты его тяни…» (споем?)

Продавец  

Рекламщик

22. «У ……… лечись, а у умного учись.»   /врача/

Ответы:

Доброго, здорового – с этим можно согласиться (где профессия?).

Глупого – нет уж, спасибо!

23. «Хорош ………, хорош и крыжовник.»    /садовник/

Ответы:

Сад, огород – логично, но не профессия.

Повар – крыжовник оказывается не ягода, а какое то блюдо…

24. «Кто обслуживает и корову, и ЭВМ?»  /оператор – машинного доения, ЭВМ/

Ответы:

Доярка, крестьянин, фермер, человек, ветеринар, техник, инженер-технолог – всех перебрали, а слово «оператор» видать не слыхали!

Из нового:

рОдист – оставляем орфографию автора и теряемся в догадках…

Программист – и что он у коровы программирует? Выдачу молока в литрах?

Электростанция – мы просто теряемся в догадках…

Уборщики – следуя этой логике, уборщики обслуживают всех и всё.

Ставящий отличительный знак – видимо имеется в виду тавро. Надо пойти поискать тавро у ЭВМ.

Продавец молока – какие многостаночники оказывается наши продавцы молока!

25. «Назовите единственного специалиста, который умеет разбирать каракули врачей».

/фармацевт, аптекарь/

Ответы:

Полиграф, типограф, каллиграф, криптограф,  шифровщик – «смешались в кучу люди, кони». Главное помнят, что какой то ГРАФ, но никто не вспомнил «правильного графа» -  графОЛОГа.

Из нового:

Учитель – а ведь ребенок по сути прав – какие только каракули приходится разбирать учителям!

Мой папа – интересно, кто папа по профессии.

26. «Профессионалы, дающие добро – это… Кто?»  / Таможенники.     Дать добро – это дать разрешение, согласие./

Ответы:

Волонтеры, учителя, психологи, врачи, церковнослужители – тут явно сработал эффект неправильного прочтения: вместо «дающие» прочитали «делающие».

Благотворительность – без комментариев.

Начальники, нотариусы – лично мы логику этих ответов проследить не смогли, а вы?

Из нового:

Клоуны – см. первое толкование.

Добродеятели – странно, почему не «добродАтели» ?

27. «Нынче в поле ………., завтра в армии ……….»    /тракторист, танкист/

Ответы:

Нынче в поле работа, завтра в армии служба.    – Логично, но где профессии?

Нынче в поле работник, завтра в армии полковник.  –  Почти в цель.

Нынче в поле лентяй, завтра в армии слюнтяй.

Нынче в поле молодец, завтра в армии боец.

Нынче в поле орал, завтра в армии генерал.  – На наш взгляд это первое место за самый смешной ответ. Жаль, что это олимпиада, а не КВН.

Из нового:

Нынче в поле дело воли, завтра в армии служишь.  –   Что простите нынче, делал в поле? Сам не понял что? Значит завтра пора в армию!

Нынче в поле воин, завтра в армии герой. – «Один в поле не воин», а раз все-таки воин, значит быть тебе в армии героем. Лишь бы не посмертно.

Нынче в поле христиан, завтра в армии начальник. – Наверно имелось в виду «крестьянин». Учителя истории, ау!

Нынче в поле пастух, завтра в армии сержант. – Великая крестьянская мечта (по аналогии с великой американской).

28. . «Какой водитель смотрит на землю свысока (парит в облаках)?»
/летчик, пилот, космонавт/

Ответы:

Пьяный, невнимательный, безалаберный – хотя бы логично: на дорогу надо смотреть «внимательно», а не «свысока».

Хороший – куда делась логика?

Из нового:

Дальнобойщик – интересно, как они себе представляют «профессию» дальнобойщик? - взлетает повыше, чтобы бить в даль? Или что эта работа для смертников: чуть зазевался – и вот уже «смотришь на землю свысока»?
Водитель «Белаза» - в облаках конечно не парит, но вполне так «свысока» смотрит.

Самоуверенный (лучший) – это для нас пояснение видимо. И правильно! Лично мы не догадались бы, что эти слова - синонимы.

29. Из нового:

«Представителя какой должности героиня Нонны Мордюковой в кинофильме «Бриллиантовая рука» называла другом человека?»              /управдом/
Ответ:

Собака – есть такая должность? Вот почему у нас так много «собак» в ответах…

Таксист – должность? Да! Друг человека? Несомненно. Только «фильм» явно другой…

Врач – самый лучший друг больного человека…

Юрист – скоро весь перечень соберем и издадим справочник «Лучший друг человека».

Из нового:

Не смотрю фильмы, поэтому не знаю – такая информация пугает.

Эллочка-людоедочка – «все смешалось в доме Облонских». Все фильмы в кучу, всех артистов туда же…

Полицеский – в те времена были «милицейские».

31. Из нового:

«Профессионал по трудоустройству денег»    /банкир, финансист/

Ответ:

Секретарь – нет, ну если бы написали «жена», мы бы еще поняли бы логику…

Бухгалтер –  не знают разницу между тем, кто заставляет деньги работать (вкладывает), и тем, кто просто фиксирует их движение на предприятии.

Женщина – это явно готовятся к семейной жизни.

Мавроди или другой представитель пирамид – например, Тутанхамон.

Президент – профессионал-многостаночник.

32. Из нового:

«Без топора не ………, без иглы не ………..                    /плотник, швея/

Ответ:

Вырубишь, выколешь – первое еще понять можно (хотя не профессия), а вот второе? Кто учит наших детей иглой не шить, а что-то там выкалывать? Хорошо, если тату, а не глаз.

Хирург – сначала топором ампутирует, потом иглой зашивает. Все логично.

Швея – топором видать кроит…

Из предложенного перечня профессий выбрать  и правильно соотнести профессию к типу профессий. В таблице  ответов проставить порядковые номера профессий.

/ Жирным шрифтом напечатан текст задания, в том виде, в каком он был предложен участникам. Курсивом напечатан вписанный рукой участника ответ./

Типы профессий

Профессии

А.

Человек-Человек

1.

Юрист

Б.

Человек – художественный  образ

2.

Учитель

В.

Человек - природа

3.

Скульптор

Г.

Человек - техника

4.

Геолог

Д.

Человек – знаковая система

5.

Автогонщик

Человек-товар

6.

Продавец

Человек-книги

7.

Библиотекарь

Человек-волосы

8.

Парикмахер

Человек-электричество

9.

Электрик

Человек-погода

10.

Метеоролог

Человек-кожа

11.

Массажист

Человек-животное

12.

Ветеринар

Человек-телефон

13.

Телефонист

Человек-компьютер

14.

Программист

Человек-музыкальный инструмент

15.

Музыкант

Мы не зря так много времени уделили обзору ответов. Эти ответы как лакмусовая бумажка: выделяют слабые места в нашей работе по профориентации.

Выводы.

Учащиеся 9 классов не достаточно знают:

  1. пословиц о труде и профессиях;
  2. редких, уходящих, но пока еще существующих в нашей стране профессиях (например: гончар, кузнец);
  3. о современных, востребованных рабочих профессиях (столяр, токарь, тракторист);
  4. о существовании типов профессий: Человек-Человек, Человек – Художественный  образ, Человек – Природа, Человек – Техника, Человек – Знаковая система;
  5. чем отличаются друг от друга понятия «предмет труда» и «орудие труда».

А в целом праздник удался! Мы выражаем благодарность всем коллегам, принимавшим участие в мероприятии. Мы выражаем двойную благодарность тем, кто написал нам отзывы. Особенно приятно было, когда отзывы о мероприятии заканчивались словами «надеемся на дальнейшее сотрудничество» (низкий поклон вам за высокую оценку нашего труда).

«Выражаем благодарность за проявленный интерес к предмету «Профориентация в школе». Очень понравилась организация мероприятия: встреча, размещение, обратная связь…» Артемьева Л.И. педагог-психолог ГБОУ СОШ №230 Фрунзенского района.

Методисты по профориентации ГБОУДОД ДДТ Центрального района СПб

«Фонтанка – 32»

Сперанская Н.В.

Чистякова Л.А.

Наш адрес: ул. К.Заслонова, д. 23

Тел. 417 – 60 – 05  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Калейдоскоп профессий (сценарий проведения внеклассного мероприятия по профессиональной ориентации учащихся)

Материалы могут быть использованы в период проведения предметной недели по предмету...

ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ 5 класс (школьный этап) 2013/2014 учебный год

ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ 5 класс (школьный этап)  2013/2014 учебный год...

Анализ ситуации организации предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья . Профессиональная ориентация учащихся школы VIII вида

Профессиональное самоопределение, выбор профессии для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с интеллектуальными отклонениями, проблема сложная. Перед каждым поколе...

Программа профессиональной ориентации обучающихся "Время выбирать"

Программа профессиональной ориентации обучающихся "Время выбирать"...

Олимпиада по профессиональной ориентации учащихся 8 - 9 классов "Мы выбираем путь". 2014 - 2015 уч.год.

В данной подборке  тетради с вариантами заданий и ответами к ним для  проведения школьного тура  Олимпиады.Целью проведения Олимпиады является создание условий для более эффективно...