Программа профессиональной ориентации обучающихся "Время выбирать"
рабочая программа (9 класс) по теме
Программа профессиональной ориентации обучающихся "Время выбирать"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_proforientatsii_obuchayushchihsya.docx | 28.81 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
«БОГРАДСКАЯ САНАТОРАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
Программа профессиональной ориентации обучающихся
«Время выбирать»
Составитель:
социальный педагог
Агапова Елена Николаевна
Абакан 2015
Содержание:
- Пояснительная записка…………………………………………………. 3
- Цель и задачи программы………………………………………………. 4
- Основные принципы реализации программы……………………… . 5-6
- Этапы реализации программы………………………………………...... 7
- Содержание работы, виды деятельности и формы занятий………. 8-10
- Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся……………………….……………….. 11-12
- Планируемые результаты освоения программы……………………… 13
- Список литературы………………………………………………….. 14-15
1. Пояснительная записка
В Боградской санаторной школе – интернат обучающиеся получают основное общее образование. Контингент школы - дети, нуждающиеся в длительном лечении, имеющие малые и затихающие формы туберкулеза, а также различные сопутствующие заболевания, которые обоснованы сложной социально-экономической ситуацией в семьях. После окончания школы перед выпускниками встанет сложная задача – выбор дальнейшего жизненного пути, т.е. выбор профессии. Поэтому задача школы не только дать обучающимся качественные знания по общеобразовательным предметам, но также сформировать мотивацию к труду и приобретению профессии.
Профориентационная работа должна способствовать осуществлению предусмотренного «Конституцией России» права граждан на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей.
В связи с вышеизложенным необходима программа воспитания и социализации обучающихся по направлению: воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и основной образовательной программой основного общего образования
Для достижения качественной социализации подростков при составлении Программы использован деятельностный подход к развитию воспитания, определяющий возможность личностного развития ребенка только в рамках той или иной деятельности, субъектом которой он становится, и связывает происходящие в ребенке изменения с изменениями именно в его деятельности.
2. Цель и задачи программы
Цель: Развитие у обучающихся потребности к осознанному социальному и профессиональному определению.
Задачи:
- Подготовить обучающихся к осознанному выбору будущей профессии.
- Ознакомить с разнообразием профессий.
- Развить навыки адекватного профессионального самоопределения.
- Ознакомить со спецификой профессиональной деятельности в новых социально-экономических условиях.
3. Основные принципы реализации программы:
Принцип учета возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей детей в воспитании. Воспитание должно согласовываться с общими законами человеческого развития и строиться сообразно полу, возрасту и иным индивидуальным особенностям ребенка.
Принцип культуросообразности воспитания. Максимальное использование в решении воспитательных задач богатейшего культурного потенциала Республики Хакасия, построение воспитательного процесса в соответствии с поликультурностью и многоукладностью жизни республики.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру - ведущий метод нравственного воспитания. Пример - это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностей.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение. Воспитанникам школы - интернат будет полезно общение с представителями различных предприятий, профессионалами своего дела.
Принцип сотрудничества. Воспитание, направленное на объединение целей детей и взрослых, организацию совместной жизнедеятельности, общение, взаимопонимание и взаимопомощь.
Принцип идентификации (персонификации)
Идентификация – устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы - яркие, эмоционально-привлекательные образы людей.
4. Этапы реализации программы
1 этап: организационно – подготовительный август - сентябрь месяцы
- подбор диагностического инструментария;
- определение время занятий, места проведения;
- выбор партнеров.
2 этап: реализация программы в течение учебного года (9 класс)
3 этап: контрольно – обобщающий май месяц
- контрольная диагностика;
- анализ результатов.
5. Содержание работы, виды деятельности и формы занятий
Блок | Содержание | Виды деятельности и формы занятий | Планируемый результат |
Осознание себя | - определение индивидуальной профессиональной перспективы; - помощь в раскрытии психологических особенностей своей личности; - подготовка к осознанному выбору будущей профессии. | 1. Диагностика «Карта интересов» 2. Компьютерное тестирование по желанию обучающихся с целью определения области профессиональных предпочтений. 3. Диагностика «Мой характер и выбор профессии». 4. Изучение направленности личности. | - осознают себя как личность, индивидуальность; - знают свои психологические особенности; - ответственно подходят к выбору будущей профессии; - понимают для чего они учатся. |
Мир профессий | - расширение знаний о мире профессий; - ознакомление с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним. | 1. Ролевая игра «В мире профессий» 2. Проект «Человек и профессия» 3. Деловая игра «Кем быть». 4.Пресс-конференция со специалистом центра занятости населения «Человек в новых социально-экономических условиях». 5. Устный журнал «Куда пойти учиться» (обзор учебных заведений). 6. Профессиональное просвещение: - Экскурсии профориентационной направленности; - Круглый стол «Приглашение к чаю» о профессии …; - Беседа «Профессии разные нужны, профессии разные важны»; - Заочное путешествие «В гости к … ». | - свободно ориентируются в разнообразии профессий; - имеют представление о социально-экономическом положении в стране и республике; - умеют самостоятельно добывать интересующую информацию; - вступают в диалог, участвуют в дискуссии, владеют навыками диалогической и монологической речи. |
Навыки самоопределения | - обучение способам выявления соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям; - формирование легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях; - обучение планированию профессиональной карьеры. | 1.Составление профессиограммы. 2. Устный бюллетень: «Защита выбранной профессии». 3. Симпозиум: «Твой выбор». | - умеют работать по алгоритму; - способны планировать свое будущее, прогнозировать возможные результаты; - анализируют и корректируют свою деятельность. |
6. Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся
предусматривает использование следующих методов:
- Тестирование (метод тестов) — исследовательский метод, позволяющий выявить степень соответствия планируемых и реально достигаемых результатов воспитания и социализации обучающихся путём анализа результатов и способов выполнения обучающимися ряда специально разработанных заданий.
- Опрос — получение информации, заключённой в словесных сообщениях обучающихся. Для оценки эффективности деятельности образовательного учреждения по воспитанию и социализации обучающихся используются следующие виды опроса:
- анкетирование — эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов обучающихся на специально подготовленные вопросы анкеты;
- интервью — вербально-коммуникативный метод, предполагающий проведение разговора между исследователем и обучающимися по заранее разработанному плану, составленному в соответствии с задачами исследования процесса воспитания и социализации обучающихся. В ходе интервью исследователь не высказывает своего мнения и открыто не демонстрирует своей личной оценки ответов обучающихся или задаваемых вопросов, что создаёт благоприятную атмосферу общения и условия для получения более достоверных результатов;
- беседа — специфический метод исследования, заключающийся в проведении тематически направленного диалога между исследователем и учащимися с целью получения сведений об особенностях процесса воспитания и социализации обучающихся.
- включённое наблюдение — наблюдатель находится в реальных деловых или неформальных отношениях с обучающимися, за которыми он наблюдает и которых он оценивает;
- узкоспециальное наблюдение — направлено на фиксирование строго определённых параметров воспитания и социализации обучающихся.
7. Планируемые результаты освоения программы
- Сформированные у учащегося действия целеполагания, позволяющее
предположить наиболее вероятные варианты исхода ситуации и наиболее эффективные способы действования.
- Сформированная способность учащихся к анализу объектов
нематериальной и материальной культуры.
- Сформированные рефлексивные действия: способность контролировать свои действия в соответствии с заданным алгоритмом.
- Способны оценивать ситуацию, выбирать эффективные стратегии
поведения;
- Способны определять, каких инструментальных средств или
способов деятельности недостает для решения поставленной задачи и умение спроектировать собственную образовательную траекторию.
- Устанавливают образовательную коммуникацию со сверстниками и
взрослыми.
- Работают с открытыми источниками информации;
- Выбирают индивидуальный и профессиональный маршрут для реализации индивидуальной образовательной программы.
8. Список литературы
- Арефьев, И.П. опорные схемы по классификации профессий. Школа и производство. – М. №1 2005г.
- Бондарев, В.В. Выбор профессии. – М: 1991г.
- Горбунова, Т.С. Особенности разработки системы оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП // Управление начальной школой. – 2012. - № 7. – С.9 – 16.
- Климов, Е.А. ты выбираешь профессию. – М: 1991 г.
- Зарубина, В.В. Разработка основной образовательной программы основного общего образования: методические рекомендации / В.В.Зарубина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2012.
- Лебединцев, В.Б. Разработка образовательной программы: проектирование процесса достижения результата // Народное образование. – 2012. – № 7. – С. 170-176.
- Никитин, Э.М. Очередные задачи системы дополнительного образования педагогических работников [Текст] /Э.М.Никитин // Методист. – 2012. – № 1.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа [Текст] / [сост. Е.С.Савинов]. - М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).
- Сабельникова, С.И. Критерии готовности образовательного учреждения к внедрению Федерального государственного образовательного стандарта [Текст] / С.И.Сабельникова // Администратор образования. – 2011. - № 14.
- Смирнов, А.И Мир профессий. – М. 1991 г.
- Твоя профессиональная карьера 8-9 классы. – М: «Просвещение»2000 г.
- Феденко, Л.Н. об особенностях введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Текст] / Л.Н.Феденко //Вестник образования. – 2012. - № 2.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011 – (Стандарты второго поколения).
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий [Текст]: пособие для учителя [А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова. – 20е изд. – М.: Просвещение, 2011.
- Чистяков, С.Н. Твоя профессиональная карьера. – М. 1997 г.
Информационные источники
http:// school15.tomsk.ru/ oop
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа профессиональной ориентации МОУ ДОД Федоровский ЦДО
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меня...
Программа профессиональной ориентации обучающихся
Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориент...
Педагогический совет Тема: «Представление Программы профессиональной ориентации»
Программа профессиональной ориентации для специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида на 2013 - 2015 годы (далее - Программа)представляет собой комплекс мероприятий, направленных н...
Программа профессиональной ориентации школьников на 2018-2024 год
Усиление внимания к вопросам профессиональной ориентации в образовательных учреждениях со стороны государства побуждает оптимизировать профессиональное самоопределение учащихся нашей гимназии специаль...
Программа профессиональной ориентации школьников
Усиление внимания к вопросам профессиональной ориентации в образовательных учреждениях со стороны государства побуждает оптимизировать профессиональное самоопределение учащихся гимназии специальной ор...
Рабочая программа профессиональной ориентации»
2014-2016 гг...