Рабочая программа по ПМ 05 для специальности 280711
материал на тему
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ «МОСКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ УПРАВЛЕНИЯ И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ. 05 ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФЕССИИ РАБОЧЕГО
«ЛАБОРАНТ – ЭКОЛОГ»
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 280711 РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ПРИРОДОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ
(базовая подготовка)
2013
СОДЕРЖАНИЕ
1. | ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 4 |
1.1. | Область применения рабочей программы | 4 |
1.2. | Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины | 4 |
1.3. | Использование часов вариативной части ОПОП | 6 |
1.4. | Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины | 6 |
2. | РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 7 |
3. | СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 8 |
4. | УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 13 |
5 | КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) | 15 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ. 05 Выполнение работ по профессии рабочего «Лаборант – эколог»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа профессионального модуля (далее - рабочая программа) является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 280711 Рациональное использование природохозяйственных комплексов (базовая подготовка) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): осуществление экологического мониторинга и контроля и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 5.1. Подготавливать химическую посуду, приборы и лабораторное оборудование.
ПК 5.2. Пользоваться лабораторной посудой различного назначения, мыть и сушить посуду в соответствии с требованиями химического анализа.
ПК 5.3. Выбирать приборы, оборудование и подготавливать для проведения анализов.
ПК 5.4. Готовить пробы и растворы различной концентрации.
ПК 5.5. Подбирать соответствующие средства и методы анализов в соответствии с типом веществ.
ПК 5.6. Участвовать в мониторинге загрязнения окружающей среды.
ПК 5.7. Снимать показания приборов и оформлять результаты анализа.
ПК 5.8. Соблюдать правила и приемы техники безопасности, промышленной санитарии и пожарной безопасности.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в профессиональной переподготовке и повышении квалификации, при освоении профессии рабочего в рамках специальности СПО 280711 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов». Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- пользования лабораторной посудой различного назначения;
- мытья и сушки посуды в соответствии с требованиями химического анализа;
- выбора приборов и оборудования для проведения анализов;
- подготовки для анализа приборов и оборудования;
- приготовления растворов точной и приблизительной концентрации;
- определения концентрации растворов различными способами;
- отбора и приготовления проб к проведению анализов;
- определения химических и физических свойств веществ;
- подбора соответствующих средств и методов анализов в соответствии с типом веществ;
- проведения качественного и количественного анализа веществ;
- снятия показаний приборов;
- расчета результатов измерений;
- участия в мониторинге загрязнения окружающей среды;
- оформления первичной отчетной документации по охране природы;
- владения приемами техники безопасности при проведении химических анализов;
- использования первичных средств пожаротушения;
- оказания первой помощи пострадавшему;
уметь:
- готовить растворы для химической очистки посуды;
- мыть химическую посуду;
- обращаться с лабораторной химической посудой;
- подготавливать лабораторное оборудование к проведению анализов;
- пользоваться лабораторными приборами и оборудованием;
- вести учет проб и реактивов;
- обращаться с химическими реактивами;
- готовить растворы различных концентраций;
- определять концентрации растворов;
- подбирать, подготавливать, транспортировать и хранить пробы твердых, жидких и газообразных веществ с учетом их свойств и действия на организм;
- вести учет отобранных и разделанных проб и оформлять соответствующую информацию;
- рассчитывать результаты и оформлять протокол анализа согласно нормативной документации;
- информировать заинтересованные организации о результатах анализов;
- использовать нормативную документацию на предельно допустимую концентрацию (ПДК) веществ в воздухе, рабочей зоне, воде, почве и т.д. соблюдать правила безопасности труда,
- промышленной санитарии и пожарной безопасности;
- обращаться с первичными средствами защиты и пожаротушения;
- соблюдать правила по охране окружающей микросреды;
- нейтрализовать и регенерировать сливы химических реактивов;
знать:
- назначение и классификацию химической посуды;
- правила обращения, хранения, сушки химической посуды;
- правила мытья химической посуды;
- механические и химические методы очистки химической посуды;
- назначение и устройство лабораторного оборудования;
- свойства реактивов, требования, предъявляемые к реактивам;
- правила обращения с реактивами и правила их хранения классификацию растворов;
- способы выражения концентрации растворов;
- способы и технику приготовления растворов;
- способы и технику определения концентрации растворов;
- методы расчета растворов различной концентрации;
- правила и способы отбора, транспортирования и хранения проб в различных складских и производственных условиях;
- требования, предъявляемые к качеству проб;
- устройство оборудования для отбора проб;
- правила учета проб и оформления соответствующей документации
- назначение экологического контроля
- способы и приборы экологического контроля;
- методы расчета, виды записи результатов эксперимента;
- методику проведения необходимых расчетов;
- контроль качества результатов;
- правила оформления лабораторных журналов и другой отчетной документации
- требования техники безопасности и охраны труда при работе с химическими реактивами и при выполнении химических операций;
- классификацию опасности веществ и влияние их на здоровье человека;
- нормативную документацию на загрязнение;
- нормативы ПДК;
- порядок сдачи химических реактивов;
- способы регенерации химических реактивов
1.3. Использование часов вариативной части ОПОП
- не предусмотрено.
1.4 Количество часов на освоение рабочей программы профессионального модуля: всего – 153 часа, из них:
- максимальной учебной нагрузки обучающегося – 81 час, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 54 часа; самостоятельной работы обучающегося – 27 часов;
- учебной и производственной практики – 72 часа.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности: осуществление экологического мониторинга и контроля, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 5.1 | Подготавливать химическую посуду, приборы и лабораторное оборудование. |
ПК 5.2 | Пользоваться лабораторной посудой различного назначения, мыть и сушить посуду в соответствии с требованиями химического анализа. |
ПК 5.3 | Выбирать приборы, оборудование и подготавливать для проведения анализов. |
ПК 5.4 | Готовить пробы и растворы различной концентрации. |
ПК 5.5 | Подбирать соответствующие средства и методы анализов в соответствии с типом веществ. |
ПК 5.6 | Участвовать в мониторинге загрязнения окружающей среды. |
ПК 5.7 | Снимать показания приборов и оформлять результаты анализа. |
ПК 5.8 | Соблюдать правила и приемы техники безопасности, промышленной санитарии и пожарной безопасности. |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6 | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 9 | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля[1]* | Всего часов | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика | ||||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | Учебная, часов | Производственная (по профилю специальности), часов (если предусмотрена рассредоточенная практика) | |||||||
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | ||||||
ПК 5.1-5.8 | Раздел 1. Основы экологического мониторинга и контроля | 153 | 54 | 30 | - | 27 | - | 72 | - | - |
Производственная практика (по профилю специальности) | ||||||||||
Всего: | 153 | 54 | 30 | - | 27 | - | 72 | - | - |
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения | |
Раздел ПМ 1. Выполнение работ по профессии рабочего «Лаборант – эколог» | 81 | |||
МДК 01.01 Основы экологического мониторинга и контроля | 81 | |||
Тема 1.1. Правила техники безопасности, промышленной санитарии и пожарной безопасности | Содержание | 10 | ||
1. | Техника безопасности и охрана труда при работе с химическими реактивами и при выполнении химических операций. Пожарная безопасность. | 2 | 2 | |
2. | Классификация опасности веществ и их влияние на здоровье человека. Основы профгигиены. | 2 | 3 | |
3. | Порядок сдачи химических реактивов, способы регенерации химических реактивов | 2 | 3 | |
Практические занятия | 4 | |||
1. | Средства пожаротушения. Изучение устройства и порядка работы с огнетушителями. | |||
2. | Оценка воздействия вредных веществ, содержащихся в воздухе | |||
Тема 1.2. Техника подготовки химической посуды, приборов и лабораторного оборудования | Содержание | 12 | ||
1. | Назначение и классификация химической посуды; правила обращения, хранения, мытья и сушки химической посуды; | 2 | 3 | |
2 | Назначение и устройство лабораторного оборудования | 2 | 3 | |
3 | Свойства реактивов, требования, предъявляемые к реактивам; правила обращения с реактивами и правила их хранения | 2 | 2 | |
Лабораторные работы | 2 | |||
1. | Знакомство с посудой и оборудованием аналитической лаборатории | |||
Практические занятия | 4 | |||
1. | Организация хранения и учета реактивов в аналитической лаборатории | |||
Тема 1.3. Основы приготовления проб и растворов различных концентраций | Содержание | 18 | ||
1 | Классификация растворов и способы выражения концентрации растворов | 2 | 3 | |
2 | Правила и способы отбора, транспортирования и хранения проб | 2 | 3 | |
3 | Устройство оборудования для отбора проб | 2 | 2 | |
Лабораторные работы | 10 | |||
1 | Способы и техника приготовления растворов различных концентраций | |||
2 | Способы и техника определения концентрации растворов | |||
3 | Отбор проб воздуха и подготовка проб к анализу. | |||
4 | Отбор проб воды и подготовка проб к анализу | |||
5 | Отбор проб почвы и подготовка проб к анализу | |||
Практические занятия | 2 | |||
1 | Пересчет концентраций из одной формы в другую | |||
Тема 1.4. Обработка и учет результатов химического анализа | Содержание | 14 | ||
1 | Определение основных загрязнителей атмосферного воздуха | 2 | 3 | |
2 | Определение основных загрязнителей природных вод | 2 | 3 | |
3 | Определение основных загрязнителей почвы | 2 | 3 | |
Лабораторные работы | 6 | |||
1 | Определение содержания серной кислоты в атмосферном воздухе | |||
2 | Определение жесткости воды | |||
3 | Определение органического загрязнения почвы | |||
Практические занятия | 2 | |||
1 | Правила оформления лабораторных журналов и другой отчетной документации | |||
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 2 | 27 | |||
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
| ||||
Учебная практика Виды работ
| 72 | |||
ВСЕГО: | 153 |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебного кабинета химических основ экологии и учебной химико-аналитической лаборатории.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
по количеству обучающихся:
- лабораторные столы и стулья
- комплект посуды (стеклянной, керамической, полимерной, в том числе мерной) для выполнения качественного и количественного анализов
на лабораторию:
- вытяжная и приточная вентиляция
- аналитические весы
- техно-химические весы
- сушильный шкаф
- муфельная печь
- наборы химреактивов
- сейф и шкафы для хранения сухих реактивов, жидкостей и их растворов
- фотоэлектроколориметры
- рН-метры
- ионометры с ионселективными электродами
- фотометр
- спектрофотометр
- кондуктометр
- микроскоп
- рефрактометр
- нефелометр
- флуориметр
- электроаспираторы
- батометр
Реализация профессионального модуля предполагает обязательную учебную практику.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Августинович А.В., Андрианова С.Ю., Орешенкова Е.Г., Переверзева Э.А. Технология аналитического контроля / – М.: Академия, 2010, 1952с.
- Гайдукова Б.М., Харитонов С.В. Техника и технология лабораторных работ. / - М.: Академия, 2006, 128с.
- Муравьев А.Г.(ред.) Руководство по анализу воды. Питьевая и природная вода, почвенные вытяжки. — СПб.: «Крисмас+», 2011, 264с.,
- Химический анализ почвы составители Т.И. Прожорина, Е.Д. Затулей, Воронеж, Изд-во Воронежского государственного университета, 2008, 32с.
Дополнительные источники:
- Воскресенский П.И. Техника лабораторных работ/– М.: Химия, 1973, 717с.
- Захаров Л.Н. Начала техники лабораторных работ, / – Л.: Химия 1981, 192с.
- Камышников В.С. Техника лабораторных работ / – Минск, 2001. - 286с.
- Коростелев П.Т. Лабораторная техника химического анализа / – М.: Химия, 1981. – 312с.
- Лурье Ю.Ю. Справочник по аналитической химии / – М.: Химия, 1989, 448с.
- Любина А.Я., и др. Руководство к практическим занятиям по технике лабораторных работ / – М.: Медицина, 1988. – 206с.
- Полеес М.Э., Душечкина И.Н. Аналитическая химия / – М.: Медицина, 1994. – 400с.
- Пустовалова Л.М., Никанорова И.Е. Техника лабораторных работ /– Ростов-на-Дону: Феникс, 2004, 288с.
- Руанет В.В. Теория и техника лабораторных работ. Специальные методы исследования: учебное пособие / - М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2007. – 176с.
- Саенко О.Е. Аналитическая химия: учебник для средних специальных учебных заведений/ – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011, 287с.
Интернет-ресурсы:
- http://www.fptl.ru/biblioteka/labtehnika.html техника лабораторных работ
- http://ido.tsu.ru/ техника лабораторных работ
- http://otipb.ucoz.ru/ правила техники безопасности в аналитических лабораториях
- http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/so-dokumenty/e2v.htm техника безопасности в химических лабораториях
- http://www.niiot.ru/doc/catalogue/doc_arc2.htm нормативные документы по охране труда в лабораториях
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Занятия проводятся в виде лекций, практических и лабораторных занятий.
Изучение модуля должно идти параллельно с изучением аналитической химии и химических основ экологии, предшествовать изучение дисциплин общая экология и информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу: наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:
- инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов, а также общепрофессиональных дисциплин: аналитическая химия.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
1 | 2 | 3 |
ПК 5.1. Подготавливать химическую посуду, приборы и лабораторное оборудование. |
| выполнение алгоритмов действий по подготовке приборов, оборудования и посуды к проведению исследований, экспертная оценка, экзамен |
ПК 5.2. Пользоваться лабораторной посудой различного назначения, мыть и сушить посуду в соответствии с требованиями химического анализа. |
| выполнение алгоритмов действий подготовки посуды к работе, калибровки мерной посуды, проведение статистической обработки результатов количественного анализа с оценкой воспроизводимости и правильности анализа; экспертная оценка, экзамен |
ПК 5.3. Выбирать приборы, оборудование и подготавливать для проведения анализов. |
| выполнение алгоритмов действий по подготовке приборов к проведению исследований, экспертная оценка, экзамен |
ПК 5.4. Готовить пробы и растворы различной концентрации. |
| выполнение алгоритмов действий по подготовке проб и растворов различной концентрации к проведению анализа, экспертная оценка лабораторных и практических работ, экспертное наблюдение и оценка при выполнении работ на учебной практике |
ПК 5.5. Подбирать соответствующие средства и методы анализов в соответствии с типом веществ. |
| Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной практике, |
ПК 5.6. Участвовать в мониторинге загрязнения окружающей среды. |
| Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной практике, экзамен |
1 | 2 | 3 |
ПК 5.7. Снимать показания приборов и оформлять результаты анализа. |
| выполнение алгоритмов действий по снятию показаний приборов и оформлению результатов анализа; экспертная оценка, экзамен |
ПК 5.8. Соблюдать правила и приемы техники безопасности, промышленной санитарии и пожарной безопасности. |
| выполнение правил техники безопасности при работе с различными химическими реактивами, оборудованием лаборатории; тестирование, выполнение ситуационных задач, экспертная оценка, экзамен |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
1 | 2 | 3 |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
| Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
| |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
| |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
| |
1 | 2 | 3 |
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
| |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
|
[1]* Раздел профессионального модуля – часть примерной программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа профориентационного курса: "Профессии специальности "юрист"
Юридическое образование – это огромный и интересный мир, таящий поистине безграничные возможности в области формирования карьеры.Юридические специальности вес...
рабочая программа по электротехнике для специальности "Токарь-универсал"
Рабочая программа учебной дисциплины«Основы электротехники» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта утвержденного приказом Министерства образования и...
Рабочая программа по электротехнике для специальности "Станочник (металлообработка)"лесарь"
Данная программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы ГОУ НПО ПЛ № 49 в соответствии с ФГОС по профессиям НПО, входящим в состав укрупнённой группы профессий ...
Пояснительная записка к рабочей программе по математике для специальных коррекционных школ VIII вида
Пояснительная записка к рабочей программе по математике для специальных коррекционных школ VIII вида...
рабочая программа по гидрологии для специальности 280711 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 280...
рабочая программа по метеорологии для специальности 280711 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 280...
Примерная программа ПМ 02 для специальности 280711
примерная программа...