Эссе "Я - учитель"
статья на тему

Чеботникова Светлана Валерьевна

Что могу я сказать о труде педагога, работая в школе семнадцатый год? Могу сказать, что труд педагога сложный. Верно, так оно и есть: педагогу можно гордиться, если ученики его достигают положительных результатов, а это зависит от опыта учителя, его интуиции, выдержки, терпеливости и терпения, доверия, наличия соратников и единомышленников среди коллег и ещё много от чего… 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_ya_-_uchitel_s.v.chebotnikova.docx19.4 КБ

Предварительный просмотр:

Я – учитель

Учитель…

Сколько надо любви и огня,

Чтобы слушали,

Чтобы верили,

Чтобы помнили люди меня…

Что могу я сказать о труде педагога, работая в школе семнадцатый год? Могу сказать, что труд педагога сложный. Верно, так оно и есть: педагогу можно гордиться, если ученики его достигают положительных результатов, а это зависит от опыта учителя, его интуиции, выдержки, терпеливости и терпения, доверия, наличия соратников и единомышленников среди коллег и ещё много от чего…

Труд учителя многогранный, многоаспектный. В ежедневном общении с детьми важно обладать не только прочными научными и педагогическими знаниями, и быть только лишь учителем. Безусловно, важно быть психологом, дипломатом, организатором, артистом.

Каждый мой день в школе не похож один на другой  - каждый из них преподносит что-то новое: новые встречи, новые разговоры с учениками, родителями, новые проблемы и переживания. Уроки, перемены, внеклассные мероприятия…

Каков ещё труд учителя? Он и созидательный, и одухотворяющий, и изнуряющий.

Исходя из вышесказанного, не могу не согласиться с Ю. Рюриковым, который писал, что «воспитание детей - рекордно сложное занятие, самое запутанное из всех видов творчества. Это творение живых характеров, создание необыкновенно сложных микромиров, а для такого творчества нужна и глубокая интуиция, и глубокие знания. К воспитанию детей стоило бы относиться как к самой важной из всех земных профессий…».

Педагогический опыт накапливается в трудах, во взлетах и падениях, сомнениях. К сожалению, его не выдали вместе с дипломом университета, хотя уже тогда я знала, что это та самая единственная профессия, которой будет посвящена вся моя жизнь.

Возможно, не все понимают, насколько ответственен труд учителя. С каждым годом я всё больше убеждаюсь в том, что все наши ученики разные, несмотря на то что они могут учиться в одном классе, иметь одинаковые увлечения, читать одни и те же книги, обсуждать одни и те же фильмы.. Дети отличаются большей или меньшей подвижностью, усидчивостью, работоспособностью. Они по-разному включаются в работу, воспринимают и осознают объясняемый на уроке материал, у них у каждого свой индивидуальный стиль познавательной деятельности, свои особенности внимания, восприятия, памяти, воображения. Дополнительные преимущества в общении с учащимися, в работе мне дает психологическое образование.

 К. Д. Ушинский писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Кто, если не психолог может сделать это? Именно в подростковый период для ребят это очень важно. Вспомним высказывание одного из старшеклассников в фильме С.Ростоцкого «Доживем до понедельника»: «Счастье – это когда тебя понимают». Это высказывание по-прежнему актуально и в наши дни: дети часто предоставлены сами себе, родители занимаются решением материальных проблем  и не уделяют достаточно времени воспитанию. Очень часто в таких семьях нет взаимопонимания, поддержки и даже любви к своим детям.    Поэтому самое важное в моей работе  - создание условий для самоопределения подростков, помощь в самореализации.  В этом мне помогает и накопленный методический, профессиональный, человеческий опыт и психологические знания. Известный педагог Януш Корчак писал: «Сто детей - сто людей, которые не когда-то там, не ещё… не завтра, а уже сейчас люди. Не мирок, а мир, не малых, а великих, не «невинных», а глубоко человеческих ценностей, достоинств, свойств, стремлений, желаний». От отношений с учителем зависит интерес к предмету. «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». (В.Ключевский).  Очень важно повести за собой детей, а это под силу лишь тому педагогу, который сумеет увлечь их и объяснить - в мире нет ничего, что не может быть поучительным.

Каким учителем нужно быть сегодня, для того чтобы работа в школе была эффективной? Необходимо внедрять что-то новое, что приводит к успеху. Заинтересовать детей своим делом может только  образованный и увлечённый  педагог, обладающий педагогическим мастерством, к которому мы все стремимся. Чтобы справиться с этой трудной задачей,  я должна верить в себя, в свои возможности и способности, работать над собой, обогащать себя определёнными знаниями. Необходимо  искать эффективные средства активизации образовательного процесса, творчески подходить к выбору и расположению материала, к поиску новых методов  и приёмов обучения. Сегодня дети ценят в педагоге компетентность, что подразумевает не только хорошее знание своего учебного предмета, но и создание условий для достижения оптимально высоких результатов. На собственном опыте убедилась, что необходимо постоянно повышать уровень своего образования, оттачивать свое мастерство. Максим Горький писал: «Всегда - учиться, все - знать! Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь». Курсы, вебинары, проекты, авторские семинары, конференции, новая литература, разработка рабочих программ, использование современных технических средств - все это ведет к повышению квалификации педагога. С каждым днем все больше замечаешь, как интересно общаться с тобой ученикам, если ты несешь в себе что-то новое, до сих пор неизведанное! Ты, будто магнит, притягиваешь к себе детей, а они уходят от тебя, пополнив свой багаж знании; главное, что бы ни делалось, всё должно быть искренним. Дети лучше нас, взрослых, чувствуют любую, даже незначительную фальшь.

Часто я вспоминаю одну притчу: «… Вода бежала, спотыкаясь о камни, бессильно падала в пропасть, выкарабкивалась и снова бежала, - маленький горный ручей, каждой каплей стремящийся к океану. Я спросила у ручья, как дойти мне до океана, не потеряться в пути! Ручей захлебнулся в узкой гранитной расщелине, вышел из камней и сказал:                                                                                                                                                      - Ступай за мной! Только помни: путь мой дальний и нелёгкий, не на весёлую прогулку я тебя зову».

Учеба в школе – это и есть путь ручья. И кто, если не учитель поможет детям пройти этот путь, научить с достоинством преодолевать преграды, помочь распознавать опасности. Настоящий учитель проходит сложный путь становления личности вместе со своими воспитанниками, отдавая свои знания, свои силы, свою душу. Я стараюсь помочь своим воспитанникам пройти трудный путь ручья к океану, не тяну их за руку на гору знаний,  находясь на её вершине, а помогаю преодолеть препятствия, вовремя протянув руку помощи.

А по силам ли это нам, работающим в школе? Думаю, да! Для меня учитель – уважаемая и благородная профессия. Всем известно о клятве Гиппократа, которую дают врачи, военной присяге, приносимой защитниками Отечества. Немногим известно о торжественном слове верности профессии педагога. Текст, найденный в 1692 году в старинной церкви Балтимора, известный как «Дезидератум» (напутствие), на мой взгляд, как нельзя лучше определяет внутреннюю сущность человека, посвятившего себя и свою жизнь профессии учителя: «Иди спокойно среди шума и суеты. Двигайся так далеко, насколько это возможно, не отрекаясь от самого себя, поддерживай добрые отношения с людьми».

Я – учитель, это мой образ жизни, это то, что я ощущаю каждый день, каждый час, каждую минуту.

С.В.Чеботникова,

учитель химии МБОУ «ООШ № 6»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ №57 Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ СВЯТЕЦ НАТАЛЬИ Н

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МА...

"Я учитель... Я учитель? Я учитель!"

КВН по педагогике "Я учитель... Я учитель? Я учитель!"...

Результативность работы МО учителей математики и информатики Лицея №76 г. Новокузнецка (подготовка к внешней оценке качества образования). Авторы: Щиклина Т.Н. – рук. МО, Новолодская С.В. – учитель Букурова Е.И. – учитель Гончарова Н.Н. – зам.дир. по УВР

В презентации представлен опыт работы МО учителей математики и информатики по подготовке к внешней оценке качества образования: профессиональный уровень педагогов, работа над единой методической темой...

Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам

Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...