Дискуссия "Одиночество: наказание или награда?" (занятие в дискуссионном клубе "Скрижали")
материал на тему
Дискуссия - это не только интересная форма общения, но и эффективное средство воздействия на ребёнка. В условиях реализация ФГОС, где одним из результатов в обучении ребёнка обозначен личностный, занятие в дискуссионном клубе становится путеводителем в моделировании личностного пространства, в осознании себя в мире, в формировани нравственности и духовности.
КРАТКИЙ ПЛАН МАСТЕР-КЛАССА
- Стих. На немецком языке и перевод
«На севере диком…».
Ein Fichtenbaum steht einsam На севере диком стоит одиноко
Im Norden auf kahler Höh! На голой вершине сосна
Ihn schläfert, mit weisser Decke И дремлет качаясь, и снегом сыпучим
Umhüllen ihn Eis und Schnee. Одета, как ризой, она.
Er träumt von einer Palme, И снится ей сон, что в пустыне далекой,
Die fern im Morgenland В том крае, где солнца восход,
Einsam und schwelgend trauert Одна и грустна на утесе горючем
Auf brennender Felsenwand. Прекрасная пальма растет.
- Слово «один», «одиночество» в Частотном словаре Шарова.
Являются ли эти слова синонимичными в контексте нашего разговора?
- Три «Одиночества»
- Какие уроки может вынести человек в состоянии одиночества?
- Какое пространство картины не предоставляет возможности «войти» в неё?
- Какое из произведений боле созвучно вашему состоянию одиночества?
- Может ли одиночество быть красивым?
- Можно ли утверждать, что одиночество – это обязательно свойство творческой натуры?
4. «В контакте»
«Я бы сейчас ромашке от него радовалась, лишь бы рядом был»
- девушка, 15 лет, 141 друг
«А жизнь действительно прекрасна и бесценна,
И, если кажется, что рухнул потолок,
Тогда ломайте заодно все двери, стены,
Всё то, что душу закрывало на замок…»
- женщина, 28 лет – 331 друг
«На вопрос, кто сильнее, я бы ответил, тот, кто не боится одиночества»
- мужчина, 31 год, 729 друзей
Есть ли лекарство от одиночества?
Подобрать синонимы. Подобрать антонимы.
Изобразить одиночество несколькими мазками
- Анализ афоризмов
Дважды в жизни человек должен быть одиноким: в юности — чтобы бо́льшему научиться и выработать себе, для руководства, образ мыслей, и в старости — чтобы взвесить всё пережитое. (Иоанн Циммерман) - врач
Через одиночество рождается личность. (Н.А. Бердяев) - философ
Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало ешь,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало!
(Омар Хайям) – поэт
- Одинокими не рождаются –
Одинокими учатся
Если бы вам надо было спасти человека от одиночества, то что бы вы предприняли?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта-навигатор дискуссии | 101.5 КБ |
Буклет к дискуссии | 1.62 МБ |
Презентация к дискуссии | 975.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Белякова Л.М., учитель русского языка, литературы
и мировой художественной культуры,
кандидат культурологии
Навигатор мастер-класса «Одиночество: наслаждение или наказание?»
(моделирование личностно ориентированного пространства средствами искусства)
Этап маршрута | Мотиватор | Содержательный компонент | Метод и его характеристика | Приёмы, причины выбора таковых | Круг обсуждаемых вопросов |
1.Шаг Стартовый – выбор исходной позиции. | Эмоционально личностный настрой на обсуждаемую проблему; установка анализа и общее суждение о произведении. |
| Имманентный метод – метод, обозначающий внутреннюю, неотъемлемую связь какого-либо качества объекта с самим объектом. Имманентный анализ – это анализ произведения, исходящий только из содержания, без учёта контекста. Он позволяет понять интересующий феномен с точки зрения его возникновения и развития до настоящего времени. | Приём целенаправленного чтения (создание психологической атмосферы дискуссии; ориентация на тему разговора). Приём смыслового акцента (выделение ключевых слов: дикий, одиноко, север, голый…) | 1. Опираясь на интонационное чтение стихотворения, определите настроение происходящих событий, или явлений, или состояния этого произведения. О грустном или весёлом «говорит» автор? 2. А как вы считаете, состояние одиночества, какому более настроению соответствует: весёлому или грустному. Это наслаждение или наказание? («Цепочка» ответов без комментариев) |
2шаг Погружение в тему | Осмысление темы в двух ракурсах: абстрагированном (общечеловеческом) и личностном (индивидуальном). Анализ смысла и ценности внешних связей. |
Этимологическим - ОДИН. Общеслав. Соврем. один < *edinъ, сложения основ, ед- ТОЛЬКО и ин-САМ. Буквально — "совсем один" ТОЛЬКО САМ.
Словоупотребление «один» в творчестве А.С. Пушкина: 1891 раз – на втором месте после слова «день»; В творчестве М.Ю. Лермонтова – 1472 раза – на 26 месте; Частота употребления слова «одинокий» составляет 4922 раза на ≈ 300 млн. слов. В частотном словаре С.А. Шарова слово «одинокий» входит в число часто употребляемых лексем и стоит на 2 396 месте из числа 5 тыс. самых употребляемых слов. | Статистический метод – это метод описания и изучения явлений, допускающих количественное выражение | Приём наблюдения и сопоставления представленной информации. | Являются ли слова «один», «одинокий», «одиночество» синонимичными в контексте нашего разговора? Какие выводы напрашиваются после работы со словарями? |
3 шаг Культурологический маршрут | Анализ проблемы на основе сопоставления нескольких произведениях искусства | 1. Картина И.И. Шишкина «На Севере диком…», 1891 год; 1,61х 1,18; Национальный музей русского искусства, Киев. Художник называет картину известной строчкой из стихотворения поэта, сразу указывая на источник вдохновения. Это стихотворение было выбрано Шишкиным для иллюстрации собрания сочинений, которое готовилось к выпуску в свет и приурочивалось к 50-летию со дня гибели поэта. В 2014 году мы отметим 200-летие великого Лермонтова 2. Картина Джо Фентона «Одиночество», 2010 год; больше10 месяцев по 10 часов в сутки и по 7 дней в неделю, художник Джо Фентон из Бруклина не отходил от огромного, 2,4 метра в высоту и 1,5 метра в ширину, листа бумаги. Карандашом, а затем обыкновенной ручкой он помогал появиться на свет самому красивому «Одиночеству», которое когда-либо приходилось видеть. Свое «Одиночество» Джо Фентон представил — и создавал — как огромный пазл, состоящий из огромного количества мелких деталей, причем в основном религиозных. Так, на картине красуются и Ганеша, и ухмыляющийся Будда, и даже православные храмы, увенчанные крестами, на заднем плане. Не говоря уже о «массовке» в виде разнообразной нечисти, будь то фантастические монстроподобные зверушки, либо же исчадия ада, по какой-то дикой случайности оказавшиеся на одном «поле» с божествами. http://joefentonart.com/ Сайт художника
1926 г. 106х69. Третьяковская государственная галерея. Художник принимал участие в выставке «Первая дискуссионная выставка художников революционного искусства», автор монографии «Я люблю жизнь» | Творческо-генетический метод – метод исследования творческой судьбы произведения и его автора: характеристика времени, событий, жизненных обстоятельств автора. | Приём «вхождения» в пространство картины (какое из произведений вызывает самое дискомфортное состояние?) Приём «маркирования» (выделение смысловых и идейных центров в картинах) | Какие уроки может вынести человек, находясь в состоянии одиночества? Может ли одиночество быть «красивым»? Одиночество – это психологическое состояние или внутренняя потребность каждого человека? Можно ли утверждать, что одиночество свойственно только слабым людям? Согласны ли вы с утверждением, что одиночество – это свойство творческой натуры? |
4 шаг Субъективизация личности подростка | Анализ проблемы на основе форумов, записей блогов в социальных сетях | Записи в СС «В контакте»: «Я бы сейчас ромашке от него радовалась, лишь бы рядом был» - девушка, 15 лет, 141 друг «А жизнь действительно прекрасна и бесценна, «На вопрос, кто сильнее, я бы ответил, тот, кто не боится одиночества» - мужчина, 31 год, 729 друзей И.Крутой «Музыка одиночества» | Эмпирический метод исследования проблемы: документирование наблюдений, анализ и выводы Технология критического мышления Это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. | Приём ассоциативного рисования: Изобразите только тремя мазками «одиночество» | Есть ли лекарство от одиночества? Спасает ли от одиночества Интернет? Одинаковы ли состояния, когда говорят: «Он одинок», «Он один»? Придумайте синонимы к слову одиночество со знаком +; со знаком -. Подберите антоним к слову «одиночество». (независимость?) |
5 шаг Моделирование личностного пространства | SWOT-анализ: S –сильные стороны; W – слабые стороны; O- возможности; T – угрозы. Осуществите SWOT- -анализ своей ситуации – какие есть сильные и слабые стороны? возможности? угрозы? | Афоризмы: Дважды в жизни человек должен быть одиноким: в юности — чтобы бо́льшему научиться и выработать себе, для руководства, образ мыслей, и в старости — чтобы взвесить всё пережитое. (Иоанн Циммерман) - врач Через одиночество рождается личность. (Н.А. Бердяев) - философ Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало. | Аналитический метод - метод мышления, при котором изучаемое явление мысленно разъединяется на составляющие его части, что позволяет исследовать их более точно, детально, конкретно, соответственно поставленной задаче. | Приём «мозгового штурма» использован для решения креативной задачи: соотнести мудрые высказывания об одиночестве со своими умозаключениями. | Какое из предложенных афоризмов отвечает вашему представлению об одиночестве? Если создать френдленту одиночества, то, по вашему мнению, кто откликнется больше: лиц мужского или женского пола? Есть ли у одиночества «лицо»? |
6 шаг Нравственные координаты | Анализ движущих сил. Какие силы помогают вам продвигаться в вашей ситуации? Какие силы работают против вас? Подумайте, как бы вы могли увеличить первые и уменьшить вторые. | Р.Рождественский Птицы спрятаться догадаются | Метод психологического самонаблюдения Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда, когда перед подростком стоит задача изучить интересующее его явление в т. н. «чистом виде», т. е. как оно представлено в его сознании. | Будучи никому ещё не известным, Майкл Джексон подрабатывал в доме престарелых, танцевал перед стариками и старухами и был счастлив, т.к. спасал этих людей от одиночества. Ролевая игра Представьте, что вам необходимо спасти человека от одиночества. Что предпримете вы? | Вывод: Следовательно, чтобы не быть одиноким, надо стать нужным людям. Посмотрите на распустившийся красивый цветок, который благоухает и к нему тянется все живое: бабочки, пчелы и люди. Все хотят вдохнуть его аромат, потому что она открыта всем. А одинокий человек - закрыт, он не "благоухает", потому и не притягивает к себе других. |
Используемая литература
- С.А. Шаров. Частотный словарь русского языка - http://www.artint.ru/projects/frqlist.php
- Джо Фентон. Одиночество. - http://deeep.me/uploads_user/modules/communities/72596/1686/388328.jpg
- С.А. Лучишкин. Шар улетел. - http://content.foto.mail.ru/mail/sofik/_myphoto/i-15.jpg
- И. Крутой. Музыка одиночества
- И.И. Шишкин. На Севере диком. - http://www.belygorod.ru/img2/RusskieKartinki/Used/0shishkin_na_severe_dikom1.jpg
[1] В школе изучается английский язык, таким образом, выбор стихотворения на немецком языке обозначен целью активизировать всё внимание на интонационное чтение: открыть смысл через ритмический рисунок стихотворения
Подписи к слайдам:
Белякова Людмила Михайловна,учитель МОУ СОШ №35,кандидат культурологии
И. И. ШИШКИННА СЕВЕРЕ ДИКОМ
ДЖО ФЕНТОН. ОДИНОЧЕСТВО
С.А. ЛУЧИШКИН. ШАР УЛЕТЕЛ
1. С.А. Шаров. Частотный словарь русского языка - http://www.artint.ru/projects/frqlist.php 2. Джо Фентон. Одиночество. - http://deeep.me/uploads_user/modules/communities/72596/1686/388328.jpg 3. С.А. Лучишкин. Шар улетел. – http://content.foto.mail.ru/mail/sofik/_myphoto/i-15.jpg 4. И.И. Шишкин. На Севере диком. - http://www.belygorod.ru/img2/RusskieKartinki/Used/0shishkin_na_severe_dikom1.jpg АДРЕСА УЧИТЕЛЯ В ИНТЕРНЕТЕ 1. http://www.it-n.ru/profil.aspx?cat_no=692&d_no=178805 - Сеть творческих учителей 2. http://www.zavuch.info/community-home/portfolio/251599-BLM555 - Завуч инфо 3. http://www.openclass.ru/user/308 068 - Открытый класс 4. http://nsportal.ru/blm555- Сеть работников образования 5. http://pedsovet.org/forum/member77506.html - Педсовет 6. http://www.proshkolu.ru/user/blm555/ - ПроШколу.ру 7. http://lulum.ucoz.ru/ ПЕРСОНАЛЬНЫЙ 8. http://metodisty.ru/member.php - Методисты 9. http://www.uchmet.ru/people/user/ -Учебно-методический портал 10. http://ru.calameo.com/welcome.php -Саlameo (Хранилище публикаций и документов)
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по русскому языку "Учимся дискуссионной речи"
Цель данного элективного курса: научить детей общаться друг с другом, устанавливать и поддерживать хорошие деловые взаимоотношения; вести дискуссию, высказываться самим и слушать других, доказывать св...
Дискуссионный клуб в школе.
Одна из современных педагогических технологий -проведение дискуссий. О создании дискусионного клуба, первых шагах этот материал.Сценарий одного из заседаний клуба....
Создание дискуссионного клуба "альянс" на базе МКОУ СОШ №2 с УИОП пгт. Восточный
Для чего нужен дискуссионный клуб? Во-первых, клуб создаётся для того, чтобы люди могли свободно общаться на равных. Ведь некоторые индивиды ущемляют других людей при разговоре, не дают полность...
ИНОП по теме Дискуссионная площадка "Точка зрения"
Инновационнонная образовательная программа Дискусионная площадка "Точка зрения". Данная программа может быть применина в виде краткосрочных курсов....
Исследовательская работа по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" на тему "Опыт современного прочтения романа Достоевского "Преступление и наказание"
Федор Михайлович Достоевский – пиФедор Михайлович Достоевский – писатель чрезвычайно индивидуальный. У негосвое , очень отличное от других классиков русской литературы от...
"Преступление и наказание Родиона Раскольникова по роману ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
Тема урока: «Преступление и наказание Раскольникова по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»Тип урока - развитие критического мышлен...
Обычные наказания, или когда наказания переходят границы. Родительское собрание в начальных классах.
Сегодня я хочу поделиться с вами опытом проведения родительского собрания, в начальных классах, посвященного проблеме жестокого обращения с детьми в семье. Тема актуальная, неоднозначная, сложно ...