ИНОП по теме Дискуссионная площадка "Точка зрения"
рабочая программа по обществознанию (7 класс) по теме
Инновационнонная образовательная программа Дискусионная площадка "Точка зрения". Данная программа может быть применина в виде краткосрочных курсов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inop_dimarchuk_2.doc | 130 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная программа
инновационной образовательной практики (ИнОП)
Открытая дискуссионная площадка «Точка зрения».
ФИО, должность автора: Димарчук Альбина Рафиковна - учитель истории и обществознания, МАОУ «СОШ № 84»
Форма программы: краткосрочный курс
Направление работы, в рамках которого реализуется программа:
Развитие коммуникативной компетентности.
Категория учащихся, для которой предназначена данная программа:
Ученики 5-8 классов (11-15 лет).
Количество часов: 18 часов, из них:
- 2 час - аудиторных (лекционная часть) ,
- 12 часов - практическая часть ,
- 4 часа – самостоятельной работы.
Наличие программы в УП школы/ в плане внеурочной деятельности:
Программа реализуется в рамках внеурочной деятельности.
Организационные условия реализации программы:
- время проведения в течение года – третья четверть учебного года
- режим проведения – 3 часа в неделю
- место реализации программы – МАОУ СОШ №84 (актовый зал)
Ожидаемые результаты реализации программы:
Результат | УУД | Критерии и показатели результативности программы |
Умение учащихся аргументировать свою точку зрения, спорить отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом, научить дискутировать на заданную тему, переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать ее как задачу через анализ ее условий. | Коммуникативные УУД: - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью | 1.80% учащихся выступят на открытой дискуссионной площадке 2.Выпуск сборника статей с публикациями аргументированных точек зрения учащихся (не мене 70% учащихся). |
Объекты оценивания и критерии их оценки (критерии оценки деятельности учащихся):
| ||
Критерии | Показатель | Баллы |
1. Убедительность | Рейтинг зрителя: 90% и более зрителей разделили точку зрения выступающего 70% зрителей разделили точку зрения выступающего 40-50% зрителей разделили точку зрения выступающего Менее 40% зрителей разделили точку зрения выступающего | 3 балла 2 балла 1 балла 0 баллов |
2.аргументированность | Количество приведенных в доказательство фактов: 5-6 фактов приведено 2-3 факта приведено 1 факт приведен Не приведены факты использование ссылок на источники: приведены несколько ссылок на источники (3-4) приведены 2-3 ссылки на источники приведена 1 ссылка на источник не использованы ссылки на источники | 3 балла 2 балла 1 балл 0 баллов 3 балла 2 балла 1 балл 0 баллов |
3.Работа с вопросами | Соответствие содержание ответа заданному вопросу: Ответил по существу вопроса Ответил не по существу вопроса Количество ответов : Ответил на все вопросы (5-6 из 6) Ответил на 3-4 вопроса из 4 Ответил на 2-3 вопроса из 3 Не ответил на вопросы | 1 балл 0 баллов 3 балла 2 балла 1 балл 0 баллов |
4. Нарушение правил дискуссии | Количество нарушенных правил | Штрафные баллы: -1 балл за каждое нарушенное правило |
5. Работа в команде | В дискуссии участвовали все участники команды В дискуссии участвовали не все участники команды | 1 балл 0 баллов |
| ||
1.Объем статьи | Количество строчек (Times New Roman, 12пт, полуторный). 20-25 строчек 15-20 строчек 10-15 строчек Менее 10 строчек | 3 балла 2 балла 1 балл 0 баллов |
2. Аргументированность | Количество приведенных в доказательства фактов, их достоверность 5-6 фактов приведено 2-3 факта приведено 1 факт приведено Не приведены факты Длина цепочки аргументации, ссылки приведены несколько ссылок на источники (3-4) приведена 2-3 ссылки на источники приведена 1 ссылка на источник не использованны ссылки на источники | 3 балла 2 балла 1 балл 0 баллов 3 балла 2 балла 1 балл 0 баллов |
План реализации программы:
- Описание замысла программы;
Подростковый возраст считается особо благоприятным периодом для развития коммуникативной компетентности обучающихся: умение рассуждать, спорить, делать выводы, самостоятельно мыслить; все это основные линии качественного изменения в коммуникативной деятельности личности подростка. Формирование коммуникативной компетентности способствует обучение дискуссии, которая понимается как обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы; метод решения спорных вопросов.
Участники дискуссии учатся аргументировано и логично выстраивать своё выступление, то есть быть убедительными. Именно дискуссия помогает ребенку сформировать свою точку зрения, отличить ее от других, а также скоординировать разные позиции для достижения общей цели. Одно из наиболее важных навыков, приобретаемых в ходе дискуссии – это умение рассматривать проблему с разных позиций, быть терпимым к тому, что кто-то имеет другое мнение.
Программа включает в себя 5 занятий. На первом занятии обучающиеся определяются с темами дискуссионной площадки, делятся на группы. Кроме этого, ведущий рассказывает обучающимся о правилах ведения дискуссии:
- Всегда помните о цели дискуссии — найти истину, решение, выход. Обсуждайте только то, что относится к данному вопросу.
- С уважением относитесь к мнению другого человека.
- Любое высказываемое мнение должно быть аргументировано.
- Уважайте мнение любого человека.
- Придерживайтесь дружелюбного тона.
- Не спорьте ради спора!
- Желательно в начале выступления уточнить аргумент дискутанта, который вы хотите оспорить
- Нельзя превращать реплику в доклад: если Вы не можете развить аргумент в течение трех минут - с Вашими аргументами что-то не так!
- Если Ваш аргумент кажется Вам слишком простым и наивным, не стесняйтесь - как раз наивные аргументы часто оказываются продуктивными и др.
- Обсуждение точек зрения, а не людей и личности
Следующее занятие предполагает тренировочную дискуссию, в ходе которого учащиеся просмотрят видео-сюжеты с передачами «К барьеру», «Исторический процесс», кроме этого ученики будут тренироваться в участии в дискуссии.
Далее на протяжении 3 занятий обучающиеся дискутируют на определенные ими темы. Учащиеся должны приходить на дискуссию подготовленными (дома они готовятся к занятию – выстраивают систему аргументации, ищут факты в интернете, газетах, журналах и другой литературе; а также смотрят такие телепередачи как, « К барьеру», «Исторический процесс», « Поединок»). На каждую тему дискуссии отводится по 3 часа. Из них 2 часа ученики дискутируют на темы, обмениваются мнениями. Анализ ошибок проходит на следующий день (1 час).
Этапы проведения дискуссии.
Этап | Характеристика |
1.Вводный | Представление темы дискуссионной площадки. Представление команд, экспертной группы. |
2.Дискуссия 1 | Выступление команд. Голосование зрителей. |
| Выступление зрителей, экспертов. Итоги дискуссии. Смена состава команд (позиций). |
| «Дискуссия наоборот» |
5. Рефлексия | Подведение итогов. Анализ ошибок. |
Действующие лица дискуссии:
Команда - состоит из 3 человек, которых принято называть спикерами. Команда, защищающая тезис, называется утверждающей, а ее спикеры обозначаются как У1, У2, У3 (У - утверждения). Команда, опровергающая тему, называется отрицающей, ее спикеры О1,О2, О3 (О- отрицания) . Время выступления каждого спикера максимум 3 минуты.
Зрители - ученики школы, а также учителя. Зрители решают кто победил в ходе дискуссии голосованием. Кроме этого, зрители могут задавать вопросы.
Голосование зрителей предполагается 2 способами. Первый способ с помощью карточек, который включает в себя несколько этапов голосования.
Этапы голосования с помощью карточек:
А) первичный (когда сообщается тема дискуссии),
Б) голосование после каждого выступления спикера команды,
В) голосование после вопросов зрителей и спикеров,
Г) итоговое голосование. После обсуждений зрители голосуют.
Второй способ - «голосование ногами».
Этапы «голосования ногами»:
А) первичный (зрители рассаживаются на определенные места в соответствии со своей позицией, когда сообщается тема дискуссии).
Б) второй этап. После выступления спикеров зрители могут перейти, если их мнение изменилось.
В) третий этап. После ответов на вопросы зрителей и спикеров, зрители могут изменить свое мнение
Г) итоговое голосование, после обсуждения .
Голосование несколько раз происходит с целью выявления изменения мнений, позиций зрителей. Если зрители поменяли свою позицию, то они могут высказаться (что повлияло на смену мнения и т.д.).
Ведущий – учитель, который выстраивает дискуссию, следит за соблюдением темы, стимулирует живую дискуссию, повторяет или обобщает аргументы, если это необходимо.
Экспертная группа – дает оценку выступающим по критериям в конце дискуссии. В состав экспертной группы входят 1- 2 учителя и 2-3 ученика старших классов.
Таймкипер - это человек, который контролирует соблюдение регламента и правил игры.
Счетчик – считает голоса и заносит в таблицу результаты голосования зрителей.
Оператор – снимает на видео-камеру дискуссию.
Этапы выступления команды.
Этапы | Спикеры | |
1.Убеждение | У1 | О1 |
Аргументация своей позиции. Поддержка и доказательство своей позиции. | Аргументированное отрицание. Позиция оппонирования после недостатков позиции У1. Поддержка и доказательство своей позиции | |
2.Дополнительные доказательства | У2 | О2 |
Дополнительные доказательства к аргументам У1. Развитие утверждающей позиций. Ответы на вопросы. | Дополнительные доказательства к аргументам О1. Развитие отрицающей позиций. Ответы на вопросы. | |
3.Выводы | У3 | О3 |
Доказательство несостоятельности позиций отрицания, опровержение позиций отрицания, указание на их недостатки. Подведение выводов. | Доказательство несостоятельности позиций утверждения, опровержение позиций утверждения, указание на их недостатки. Подведение выводов. |
Содержание программы:
№ | Название раздела | часы | Способы деятельности педагога и учащихся | Объект оценивания | ||
Аудит. | Самост. | Учитель | Ученик | |||
1 | Вводное занятие (Определение тематики работы, теоретическая часть ведения дискуссии, анкетирование учащихся) | 2ч. | 0,5 ч. | Учитель рассказывает о правилах игры, о том, что такое дискуссия. Учитель показывает ученикам телепередачи «К барьеру», «Поединок», «Исторический процесс». | Ученики определяют темы дискуссий, обсуждают телепередачи. Ученики самостоятельно дома готовятся к дискуссии (используя газеты, журналы, интернет и др. источники). | |
2 | Тренировочная дискуссия | 2 | 0,5. | Учитель организует дискуссию, контролирует ход дискуссии | Ученики участвуют в дискуссии.Ученики самостоятельно дома готовятся к дискуссии (используя газеты, журналы, интернет и др. источники). | |
Работа над ошибками | 1 | Учитель выявляет ошибки учеников, организует обсуждение видео-дискуссии. | Ученики обсуждают, выявляют свои ошибки, анализируют видео-дискуссию. | |||
3 | Дискуссия на заданную тему | 2 | 0,5 | Учитель организует дискуссию. | Ученики участвуют в дискуссии. Ученики самостоятельно дома готовятся к дискуссии (используя газеты, журналы, интернет и др. источники). | Выступление ученика |
Работа над ошибками | 1 | Учитель выявляет ошибки учеников, организует обсуждение видео-дискуссии. | Ученики обсуждают, выявляют свои ошибки, анализируют видео-дискуссию. | |||
4 | Дискуссия на заданную тему | 2 | 0,5 | Учитель организует дискуссию. | Ученики участвуют в дискуссии. Ученики самостоятельно дома готовятся к дискуссии (используя газеты, журналы, интернет и др. источники). | Выступление ученика |
Работа над ошибками | 1 | Учитель выявляет ошибки учеников, организует обсуждение видео-дискуссии | Ученики обсуждают, выявляют свои ошибки, анализируют видео-дискуссию. | |||
5 | Дискуссия на заданную тему | 2 | 0,5 | Учитель организует дискуссию | Ученики участвуют в дискуссии. Ученики пишут статью (используя газеты, журналы, интернет и др. источники). | Выступление ученика |
Работа над ошибками | 1 | Учитель выявляет ошибки учеников, организует обсуждение видео-дискуссии | Ученики обсуждают, выявляют свои ошибки, анализируют видео-дискуссию. | |||
6 | Написание статьи | 1,5 | индивидуальная консультация с учениками по поводу написания статьи, ее редактирования. | Ученики пишут статью о своей позиции в процессе дискуссии. | Статья |
11. Материалы для реализации программы (учебные, дидактические, методические).
видеосюжет «К барьеру!», «Исторический процесс», "Поединок", критерии оценки деятельности учащихся (бальная система), протоколы, карточки, доска, маркеры.
Ссылки на электронные материалы:
Успешное участие в публичной дискуссии.
Как стать хорошим спикером
приемы привлечения и удержания внимания аудитории
http://radislavgandapas.com/?d=articles
- Необходимое ресурсное обеспечение реализации программы.
компьютерное и мультимедийное оборудование, трибуна, видео-камера, часы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по теме "Глаз и зрение"
Конспект урока по теме "Глаз и зрение " и презентация к нему...
Презентация к уроку развития речи в 7 классе по теме: "Сочинение на дискуссионную тему по картине К. Васильева "Нашествие"". (Программа и учебник под редакцией М. М. Разумовской)
В 7 классе по программе М.М. Разумовской много уроков развития речи. Ребята сельской школы мало знают о художниках и их творении. Уроки развития речи по картине неоценимы в плане воспитания и развития...
конспект урока в 3 классе по развитию речи на тему: "Глаза-орган зрения"
Цель: объяснить значение органов чувств для жизнедеятельности человека, сформировать представление о механизме их работы, обратить внимание на правила личной гигиены для сохранения здоровья орган...
Методическая разработка Классного часа На тему: «Всемирный День Зрения»
Методическая разработка Классного часаНа тему: «Всемирный День Зрения»...
Методическая рекомендация по дисциплине: «Физическая культура». Тема: «Профилактика нарушений зрения студентов средствами оздоровительно-коррекционной гимнастики»
Методическая рекомендация по теме «Профилактика нарушений зрения студентов средствами оздоровительно-коррекционной гимнастики» В работе рассмотрены и рекомендованы комплексы упр...
Урок физики по теме "Глаз и зрение"
Урок по физике для 8 класса на тему "Глаз и зрение" с презентацией и тестовыми заданиями....
Презентация на тему "Забота о зрении"
Забота о зрении...