Инноватика при изучении профессиональных модулей
статья на тему

Чишенина Наталья Фёдоровна

Изменения всех сфер жизни человека в современном мире обусловили модернизацию отечественного образования. Существенное влияние на систему профессионального образования в настоящее время оказывает научно-технический прогресс и преобразования, происходящие в экономике и общественной жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инноватика при изучении профессиональных модулей

Чишенина Наталья Фёдоровна

преподаватель общепрофессиональных дисциплин ГБОУ СПО МО

«Раменский политехнический техникум»

Изменения всех сфер жизни человека в современном мире обусловили модернизацию отечественного образования. Существенное влияние на систему профессионального образования в настоящее время оказывает научно-технический прогресс и преобразования, происходящие в экономике и общественной жизни.

Динамичное и интенсивное развитие техники, технологий, в том числе информационных и нанотехнологий, привели к увеличению значимости формирования фундаментальных естественнонаучных знаний при обучении специалистов.

Процессы становления новой экономики и производства привели к росту потребности общества в специалистах средней квалификации и вызвали изменение требований, предъявляемых обществом к качеству профессионального образования. В этих условиях создаются предпосылки совершенствования содержания образовательных программ, организации учебного процесса, технологий обучения и др. Необходимость преобразований диктует поиск новых подходов к проектированию методической системы обучения, один из которых связан с применением инновационных образовательных технологий.

Для нововведений на процессуальном уровне стоит задача обоснования и отработки эффективных механизмов соединения исследовательского процесса и процесса преобразования педагогической практики, развития различных форм связи теории и практики.

Нововведения в учебном процессе имеют, как правило, структурно-качественные, деятельностные, поэтапные характеристики. Это нововведения, где новшествами выступают методы, приемы, формы, технологии обучения. Иногда достаточно изменить последовательность этапов проведения традиционного урока (например, начать его не с опроса усвоенного на прошлом занятии, а с диагностической проверочной работы по новой, еще не изученной, теме), и данный процесс уже будет инновационным. Новшество будет заключаться в новой последовательности известных этапов деятельности.

Другой подход к нововведениям на уровне учебного процесса - включение в него новых видов деятельности. Например, эвристическое обучение предполагает, что учебная деятельность студентов включает целеполагание, планирование, рефлексию их собственной деятельности, выявление возникающих при этом трудностей, отыскание путей их решения, осознания и усвоение способов учебной деятельности, в том числе и рефлексивных.

Рассмотрим пример инновации, реализованной на практике в нашем техникуме с обучающимися НПО.

Инновационный процесс проходил при изучении модуля ПМ.01 «Приготовление блюд из овощей и грибов».

Условия нововведения.

Предварительно была проведена диагностика уровня обученности и мотивации студентов (по результатам проведённого исследования психологом). У половины из них интерес к профессии отсутствовал, у 1/4 он носил неустойчивый эпизодический характер.

Далее обучающимся предложили законспектировать параграф из учебника. Однако, многие не смогли справиться с этим заданием, т.к. не сумели выделить главное, их общеучебные умения были развиты слабо. Также на низком уровне у студентов оказались навыки общения друг с другом.

Далее студентам было предложено сформулировать и реализовать индивидуальные учебные цели по которым они должны отчитаться в конце изучения модуля и затем участвовать в организации собственных занятий.

После вводного обсуждения большинство студентов смогли обозначить свои цели лишь в виде общих пожеланий преподавателю: «Побольше практики», «Зачем повару химия, физика, информатика и т.д?» , «Пойдемте на экскурсию».

С учетом условий обучения, индивидуальных целей студентов и базовых требований по теме, преподаватель сформулировал следующие установочные педагогические цели: сформировать у каждого студента положительное отношение к профессии, научить выделять главную мысль в учебном материале, убедить студентов в возможности и эффективности взаимообучения и самообучения; привить первичные навыки само- и взаимооценки, групповой работы и т.д.

На основе установочных целей был составлен план изучения модуля ПМ.01 «Приготовление блюд из овощей и грибов».

На вводном занятии была проведена беседа с демонстрацией блюд. Главная цель пробудить интерес к выбранной профессии.

На следующем занятии проведена лекция-беседа «О питательной ценности овощей и плодов», где отмечена межпредметная связь кулинарии с химией, физикой, физиологией питания.

Для изучения модуля выбраны следующие формы занятий: лекции-беседы, урок постановки опытов, семинар в форме «круглого стола», экскурсия на предприятия общественного питания, конференция на тему «Значение овощей в жизни человека». Особый интерес у студентов вызывают активные формы проведения занятий.

В процессе изучения модуля проводились различные тренинги. В них были включены: деловые игры, составление кроссвордов, презентации, решение ситуационных задач и т. д.

Контроль знаний проводился в виде контрольных работ, выполнения тестовых заданий, защиты групповых творческих работ.

На последнем занятии была предложена следующая анкета:

1.        Что нового я узнал при изучении модуля?

2.        Каковы причины моих успехов и неудач?

3.        Каково мое отношение к прошлым занятиям?

4.        Какие из занятий были: а) самыми интересными, б) самыми важными?

5.        По следующему модулю я предлагаю проводить занятия следующим образом (Продолжить предложение)…

По результатам анкетирования проводилась краткая беседа, формулировались цели дальнейшего обучения.

Таким образом, в работе по внедрению в образовательный процесс инновационных технологий, происходит смещение однородной активности преподавателя на активность, самостоятельность и ответственность обучающегося. Преподаватель при этом выступает в роли организатора учебного процесса на проблемной основе, действуя, скорее как руководитель (администратор), и партнер (заказчик), чем как источник готовых знаний и директив для студентов.

Все это позволяет оптимизировать образовательный процесс, повысить качество профессиональной подготовки студентов, дать возможность преподавателю свободу и гибкость в выборе форм и методов обучения, снизить затраты времени на практическую подготовку.

Литература:

    Коротаева Е. В. Обучающие технологии в познавательной деятельности            школьников – библиотека журнала «Директор школы» выпуск № 2,2003г.

    Хуторский А. В. Педагогическая инноватика -   изд. «Академия» М. 2008г.

http //www. online- science.ru

http: // www. informio. ru/publications/id

http: // yandex/ ru/ dck/redir/Aiu


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем»

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем»   для специальностей230115 Программирование в компьютерных сист...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 03. «Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами» для специальности РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 03. «Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами»

Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 080114 «Эк...

Модульно-рейтинговая технология в формировании учебной деятельности студентов при изучении профессионального модуля "Решение проблем пациента посредством сестринского ухода"

   Одним из механизмов, позволяющих повысить мотивацию учебной деятельности и увеличить долю самостоятельной работы студента, является модульная технология – дидактическая система обу...

Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 03. "Участие в интеграции программных модулей". Специальность: 09.02.03. Программирование в компьютерных системах. 4 курс.

Аннотация рабочей программы профессионального модуля ПМ.03. «Участие в интеграции программных модулей»для специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системахРабочая программа професси...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА профессионального модуля ПМ.03 Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность для специальности 53.02.01 Музыкальное образование наименование цикла Профессиональные модули

Рабочая программа профессионального модуля разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 53...

2.1. Разработка и обновление рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей. 2.2. Разработка и обновление учебно-методического обеспечения учебных дисциплин, профессиональных модулей.

2.1. Разработка и обновление рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей. 2.2. Разработка и обновление учебно-методического обеспечения учебных дисциплин, профессиональных модулей....