Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Музыкальный инструмент-аккордеон"
учебно-методический материал

Велижанина Ольга Степановна

На 1 год обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл onp_akkordeon.docx170.22 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

C:\Users\VelizhaninaOS\Desktop\Аттестация 2023г\сканы титулок и приказов\титулка ОНП.jpg

 

Содержание

 I. Пояснительная записка                                                                        3

II. Учебно-тематический план                                                                7

III. Календарный учебный график                                                                   8  

IV. Рабочая программа I года обучения                                                        9        

V. Содержание программы                                                                                 10  

VI. Формы и методы контроля. Критерии оценки                                                15        

 VII. Список рекомендуемой учебной и методической литературы               17        

 

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (аккордеон)» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;

- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);

- Программа развития системы российского музыкального образования на период с 2015 по 2020 годы  (утверждена Минкультуры России 29.12.2014);

- Концепция развития дополнительного образования и молодежной политики Ханты-Мансийского округа-Югры (утверждена Приказом ДОиН ХМАО – Югры от 06.03.2014 г. № 229);

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008);

- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Министерство образования и науки Российской Федерации Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242);

- Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств в детских школах искусств по видам искусств. (Приложение к письму Минкультуры России от 19 ноября 2013 г. № 191-01-39/06-ГИ);

- СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).

В системе музыкально-эстетического воспитания  одно из ведущих мест занимает музыкально-инструментальное исполнительство на народных инструментах.

Народная музыка и инструментальная музыка, написанная для детей, благодаря песенной основе, доступности, содержательности, простоте восприятия, помогает развивать в детях музыкальность, пробуждает интерес к занятиям.  

Предлагаемая программа рассчитана на годичный срок обучения и  не предполагает наличие определенной музыкальной подготовки.       Направленность программы - художественная.

Актуальность программы заключается в возможности музыкального  развития ребёнка, который в связи с возрастом (5 – 7 лет) не может обучаться  по предпрофессиональной программе, но желает получить  основы музыкального исполнительства   для возможности  музицирования на инструменте «аккордеон».  

Отличительной особенностью программы является то, что при ее успешном освоении учащиеся при желании могут перейти обучаться на предпрофессиональную программу или по общеразвивающей программе.

Возраст детей, приступающих к освоению программы  -  5 – 6 лет.

Недельная нагрузка по предмету «Музыкальный инструмент - аккордеон» составляет 1 час в неделю. Занятия проходят в индивидуальной форме.

Реализация программы учебного предмета «Музыкальный инструмент (аккордеон)» 1 год обучения, продолжительность учебных занятий составляет 34 недели в год.

Общая трудоемкость учебного предмета «Музыкальный инструмент (аккордеон)» при годичном сроке обучения составляет  68 часов.  Из них:  34 часа – аудиторные занятия,  34 часа – самостоятельная работа.

Годы обучения

1-й год

Всего часов

Полугодия

1

2

34

Количество недель

16

18

Аудиторные занятия

16

18

 34

Самостоятельная работа

16

18

 34

Максимальная учебная нагрузка

32

36

 68

Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в индивидуальной форме – урок, продолжительностью 40 минут.  Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями об истории  исполнительства на народных инструментах, формирования практических умений и навыков игры на аккордеоне, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

Задачами учебного предмета являются:

  • приобретение знаний в области музыкальной грамоты;
  • формирование навыков игры на музыкальном инструменте – аккордеон;
  • воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения;
  • воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях,  музицированию.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, просмотр видеоматериалов концертов исполнителей на аккордеоне);

- практический (владение штрихами и приемами игры на инструменте; умение исполнять простейшие музыкальные попевки и песенки);

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления). 

Для реализации программы класс оборудован музыкальными инструментами – аккордеонами разного диапазона, стульями различный высоты, подставками для  ног, пультами,  аудио  техникой.

Кадровое обеспечение программы – преподаватель специальных дисциплин.

    II. Учебно-тематический план

1  год обучения

     

Наименование раздела

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

1.

Музыкально-теоретический материал

4

3

1

Выполнение задания.

2.

Организация игрового аппарата

6

1

5

Выполнение задания

3.

Работа над музыкальными произведениями

18

4

14

Прослушивание. Выполнение задания.

Повторение.

4.

Чтение с листа простейших мелодий

6

2

4

Прослушивание.

Выполнение задания.

Обсуждение.

всего

34

10

24

III.  Календарный учебный график

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год

01.09.

30.05.

34 недели

34

1 раз в неделю по

1 часу

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

 «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

города Когалыма

Утверждено

зам.директора по УВР

___________М.А.Красиков

«___»_____________2021 г.

Рабочая программа

«Музыкальный инструмент-аккордеон»

(I год обучения)

Автор/составитель

О.С.Велижанина

Задачи I года обучения

Обучающие

- обучить основным навыкам игры на аккордеоне;

- дать знания основ теории музыки;

 - научить основам чтения с листа;

Развивающие

- развивать мелодический и гармонический слух;

 - развивать музыкальную память;

 - развивать творческие способности.

Воспитательные

-  воспитывать серьёзное отношение к занятиям на инструменте;

- воспитывать творческую активность;

 - воспитывать желание музицировать;

 - воспитывать потребность в слушании музыки.

Планируемые результаты

 Предметные результаты:

- уметь исполнять  музыкальные произведения, соответствующие уровню технического развития;

- использовать элементарные выразительные средства для создания художественного образа (штрихи, динамика, темп);

- знать  наиболее употребляемые музыкальные термины;

- уметь применять навыки чтения с листа.

Метапредметные результаты:

- формирование умения адекватной самооценки музыкальных возможностей в заданиях творческого характера.

Личностные результаты:

 - творческое отношение к занятиям на музыкальном инструменте;

- потребность слушания  образцов  народной музыки;

 - желание продолжить обучение;

  - желание музицирования.

Учебно-тематический план

1 год обучения

Наименование раздела

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

1.

Музыкально-теоретический материал

4

3

1

Выполнение задания.

2.

Организация игрового аппарата

6

1

5

Выполнение задания

3.

Работа над музыкальными произведениями

18

4

14

Прослушивание. Выполнение задания.

Повторение.

4.

Чтение с листа простейших мелодий

6

2

4

Прослушивание.

Выполнение задания.

Обсуждение.

всего

34

10

24

Учебный материал

1 года обучения

Знакомство с музыкальным инструментом, его историей, устройством, правилами ухода за ним.

Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления. Первоначальное знакомство с элементами музыкальной грамоты. Освоение и развитие первоначальных навыков игры на аккордеоне   (правильная, удобная посадка, постановка рук). Техника ведения меха. Упражнения на постановку рук, развитие пальцевой техники, приемов звукоизвлечения, владение основными видами штрихов. Ритмические игры и упражнения.  Знакомство с основными музыкальными терминами. Штрихи non legato, staccato, legato.

Чтение с листа правой рукой легкого нотного текста. Гамма До-мажор правой рукой в одну октаву.

Подбор по слуху простейших попевок и песенок.

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником  10-20 разнохарактерных пьес на фольклорной основе и современных композиторов.

Рекомендуемые упражнения  

1.  Упражнения для правой руки  из сборников Бойцовой Г., Крыловой Г., Бажилина Р.  

2. Упражнение для левой руки «Полька» (бас - мажорный аккорд), «Вальс» (бас - 2 мажорных аккорда), «Топ-топ» (бас - 3 мажорных аккорда)  от звуков  фа, до, соль.  

 

Рекомендуемые для изучения произведения

1.Г.Крылова «Петушок»

2. Г.Крылова «Веселая песенка»

3. Г.Крылова «Про слона»

4. О.Шплатова «Эхо»

5. О.Шплатова «Солнышко»

6.О.Шплатова «Дождик»

7. «Чешская детская песенка»

8. Русская народная песня  «Ходит зайка»

9.Русская народная песня  «Василек»

10. Русская народная песня  «Баю, баюшки - баю»

11. Русская народная песня «Как под горкой»

12. Русская народная песня «Барашечки»

13. Русская народная песня «Теремок»

14. Г.Крылова «Веселые молоточки»

15. Русская народная песня «Лошадка»

16.Белорусская народная песня «Русская частушка»

17.Детская песенка «Котик»

18.А.Филиппенко «Цыплята»

19. В.Витлина «Серенькая кошечка»

20. Г.Портнов «Ухти - тухти»

Результат занятий - 1 полугодие:  

Приглашение родителей на урок   – 1 пьеса в сольном исполнении.

Результат занятий - 2 полугодие:

  Приглашение родителей на урок   – 1 пьеса в сольном исполнении

VI.Формы и методы контроля

Разнообразные формы контроля успеваемости учащихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса.

Основными видами контроля успеваемости по предмету «Музыкальный инструмент» являются:

- текущий контроль успеваемости учащегося,

- итоговый контроль.

Текущий контроль проводится с целью проверки качества освоения какого-либо раздела учебного материала предмета и направлена на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий и может носить стимулирующий характер.

Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем,  отметки не выставляются. В них учитываются:

  • отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;
  • качество выполнения домашних заданий;
  • инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке, так и во время домашней работы;
  • темпы продвижения.

Итоговый контроль – осуществляется в форме контрольного урока по окончании курса обучения.

Виды  и содержание контроля:

- опрос, включающий основные формы работы – тактирование ритмических рисунков, слуховой анализ, упражнения;

- творческие задания (подбор ритма исполненной мелодии педагогом).

Критерии оценки

         Уровень приобретенных знаний, умений и навыков должен соответствовать программным требованиям.

Задания должны выполняться в полном объеме и в рамках отведенного на них времени, что демонстрирует приобретенные учеником умения и навыки. Индивидуальный подход к ученику может выражаться в разном по сложности материале при однотипности задания.

Разделы

Критерии оценки

Высокий

Средний

Низкий

Музыкально – ритмические способности

Отличное чувство ритма, -  легко простукивает ритмический рисунок знакомой песни

- хорошо простукивает ритмический рисунок по нотной записи

Среднее чувство ритма;

 -путается в длительностях нот;

 - не очень точно повторяет ритм, исполненный педагогом.

Нет чувства ритма;

- не ориентируется в длительностях нот;

- не может повторить ритм, исполненный педагогом.

Исполнение музыкальных произведений

Имеет высокие навыки выразительного исполнения попевок,пьес;

- Легко передает нужный образ.

Не очень выразительное исполнение;

 - путает текст;

- не сразу передает нужный образ.

Нет эмоциональной выразительности;

- не знает текст наизусть;

Не может создать образ.

VII.Список литературы

1. М.А.Ковалевская «Музыкальная гимнастика для пальчиков» Учебно-методическое пособие.

2. О.Шплатова  «Мои первые ноты»  Учебно-методическое пособие юным аккордеонистам и баянистам.

3. Г.И.Крылова «Азбука маленького баяниста» часть 2.

4.Г.Бойцова «Юный аккордеонист» часть 1.

5. Р.Н.Бажилин «Школа игры на аккордеоне».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Музыкальный инструмент»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства«Музыкальный инструмент» Скрипка 1 модуль Возраст обучающихся: 6,6 - 11 лет.Срок реал...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Ансамбль»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Ансамбль» скрипка 2 модуль Возраст обучающихся: 9 - 18 лет.Срок реализац...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Музыкальный инструмент» Скрипка 2 модуль

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства«Музыкальный инструмент» Скрипка 2 модуль Возраст обучающихся: 9 - 18 лет.Срок реализ...

Дополнительная общеобразовательная Общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету «Музыкальный инструмент (фортепиано)» II ступень

Дополнительная  общеобразовательнаяОбщеразвивающая программав области музыкального искусствапо учебному предмету«Музыкальный инструмент (фортепиано)»II ступень Возраст обучающихс...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Музыкальный инструмент» (фортепиано)

Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программав области музыкального искусства«Музыкальный инструмент»(фортепиано) Возраст обучающихся: 6,6 - 9 лет.Срок реализации: 3 год...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА»

Дополнительная общеобразовательная программа «Художественная гимнастика» СОГ физкультурно-спортивной направленности, носит общеразвивающий характер, предназначена для спортивно-оздоровител...

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области изобразительного искусства (для детей с ОВЗ) «Маленький художник»

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области изобразительного искус (для детей с ОВЗ) "Маленький художник"Занятия по изобразительной деятельности,...